Ира-эксперимент с водой «Тонет-не тонет. Дидактическая игра "Что тонет, а что не тонет?"

Лиля Савчук

игра-эксперимент с водой

Форма организации : подгруппа 6 человек

Задачи :

- образовательные : расширять представления о свойствах воды : тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

- развивающие : развивать словарь и диалогическую речь : отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

- воспитательные : воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой , поддерживать позитивное настроение

Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу : тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Оборудование и материалы : Демонстрационный материал : большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал : одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.

1. Сюрпризный момент : бутылка с запиской внутри. Содержание записки :

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Воспитатель : Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой , а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло с шариком?

Дети : Он утонул.

Воспитатель : попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети : Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет .

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.

Воспитатель : Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет , а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод : какие предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог : Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Воспитатель : Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.

Воспитатель : Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости. А мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про смелого капитана.

Для этого нам необходимо; предметы, разложенные в коробочках на подгруппу детей :

На каждого ребенка формуляр для заполнения. Имя ребенок пишет сам печатными буквами :

Сначала воспитатель показывает что и как делать, дети наблюдают.





Потом подгруппа детей выполняет, другая наблюдает



дети меняются местами, кто наблюдал выполняет задание,и наоборот.



После опытов ребята записывают результаты



Вот такие мы опытные экспериментаторы!

дидактические игры для детей 2 младшей группы

ИГРЫ С ВОДОЙ

Игра «Взбей пену»

Ловко пену я взбиваю

И ей тортик украшаю

Цель: Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи. Формирование правильного захвата руки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям взбить пену - крем для украшения праздничного торта.

Оборудование: Ёмкость с водой, венчик, средство для пены.

Игра «Поймай рыбку»

Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания. Формирование правильного захвата руки. Развитие ловкости.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку.

Оборудование: Ёмкость с водой, удочки и рыбки.

Игра «Запусти рыбку»

Цель: Развитие у детей внимания, координации движений, общей и мелкой моторики, формирование и закрепление представлений об обитателях водоёмов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям завести и запустить рыбок в водоём.

Оборудование: Ёмкость с водой, заводные рыбки.

Игра «Сдуй облако»

Ловко пену я взбиваю

И ей тортик украшают.

Цель: Развитие у детей внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поймать на ладошку «облако» и сдуть его.

Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, венчик

Игра «Отгадай что под облаком»

Цель: Развитие у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движений.

Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько игрушек, затем засыпает их в ёмкость с водой и пеной. Затем предлагает ребёнку достать предмет и угадать игрушку на ощупь.

Оборудование: Ёмкость с водой, средство для пены, игрушки.

Игра «Тонет, не тонет»

Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие координации движений, закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в воду разные по качеству предметы и понаблюдать за ними, охарактеризовать их.

Оборудование: Ёмкость с водой, тяжелые и лёгкие предметы.

Игра «Сделаем фонтан»

Цель: Развитие у детей общей и мелкой моторики рук, внимания. Формирование правильного захвата рук, эмоционального настроя.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить спринцовки водой и путём нажатия сделать «Фонтан».

Игра «Выбери нужного цвета»

Цель: Развитие у детей сенсомоторики, координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать предметы одного цвета со дна ёмкости.

Оборудование: Ёмкость с водой, разноцветные колпачки, крышки.

Игра «Капитан»

Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений, формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой. Создание положительного настроя.

Ход игры: Воспитатель наполняет ёмкость с водой и запускает с детьми бумажные кораблики. Предлагает подуть на кораблики, отправляя их в плавание.

Оборудование: Ёмкость с водой, бумажные кораблики.

Игра «Половинки»

Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя.

Ход игры: Воспитатель предлагает наполнить стаканчик водой наполовину.

Оборудование: Ёмкость с водой, стаканчик.

Игра «Достань ракушку»

Найти в песочке клад,

Я буду очень рад.

Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи.

Ход игры: На дно ёмкости с водой выкладывается несколько камешков, ракушек. Воспитатель предлагает ребёнку достать со дна «клал».

Оборудование: Ёмкость с водой, камешки, ракушки, сачок

Игра «Напои слона»

Цель: Развитие у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.

Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.

Создание положительного эмоционального настроя.

Ход игры: Воспитатель обыгрывают спринцовку: «В гости к нам пришли слоны, очень пить хотят они». Предлагает детям напоить слоников.

Оборудование: Ёмкость с водой, спринцовки.

Игра «Тёплый, холодный»

Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя, развитие внимания.

Ход игры: Воспитатель заполняет ёмкость тёплой и холодной водой и предлагает детям запустить утят в тёплую воду, а рыбок в холодную.

Оборудование: Ёмкость с тёплой и холодной водой, утята, рыбки.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: Развитие у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.

Ход игры: Воспитатель опускает в ёмкость 5 -6 льдинок и предлагает детям достать их и понаблюдать, как они тают и превращаются в воду.

Оборудование: Ёмкость с водой, лёд, сачок, пустая ёмкость.

Татьяна Борейко
Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Тонет-не тонет»

Экспериментирование с предметами из разных материалов.

Игра-эксперимент «Тонет, не тонет».

Деятельность: познавательно-исследовательская

Форма: эксперимент

Технология: игровая

Цель: Развивать познавательную деятельность детей в процессе экспериментирования.

1. Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из ваты, дерева.

2. Формировать умение делать элементарные выводы на основе полученных знаний.

3. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

4. Развивать поисковую деятельность у детей.

Материал:

Большая чаша с водой на столе, набор предметов: ватные шарики, небольшое деревянное полено. Деревянная кукла Шалун, ширма.

Ход эксперимента.

Воспитатель: ребята, сегодня я вам расскажу и покажу свойство различных предметов. Для этого я приготовила ватные шарики и небольшое деревянное полено. Но я забыла приготовить резиновые перчатки, сейчас я их поищу. (заглядывает за ширму и выходит оттуда с куклой Шалуном)

Кукла Шалун: привет, Ребята! Давно я не приходил к вам в гости. Вам было скучно без меня?

Кукла Шалун: и мне скучно, даже пошалить не с кем, а так хочется что-нибудь такое сделать! Ой, а зачем эта ёмкость с водой? И для чего приготовлены эти чудесные ватные шарики? Они такие мягкие. (Шалун берёт один шарик в руку и дует на него. Шарик летит.) Давайте все шарики раздуем, как будто снегопад. (Шалун раздаёт детям по несколько ватных шариков. Дети дуют.)

Кукла Шалун: ребята, посмотрите, как легко наши шарики летят по всей группе. Я тоже хочу так полетать. (обращается к ребёнку) Андрюша, подуй на меня, пожалуйста. (Андрей дует) Нет, у тебя силы мало, надо всем вместе дуть, тогда я полечу. (дети дуют все вместе) Почему же я не лечу?

Дети: ты тяжёлый, а шарики из ваты лёгкие.

Кукла Шалун: значит, лёгкие шарики могут летать. Вот интересно, а плавать они смогут или утонут?

Дети: смогут, они же лёгкие.

Кукла Шалун: давайте теперь их в воду бросим, пускай поплавают! (дети бросают ватные шарики в воду) Ой, что же это?

Дети: шарики утонули.

Кукла Шалун: а вы говорили, что шарики лёгкие и они смогут плавать. И что из этого значит?

Дети: значит ватные шарики не могут плавать.

Кукла Шалун: так не интересно, надо что-нибудь ещё запустить в плавание.

Посмотрим, что у вас ещё есть. О! Вот подходящее брёвнышко. Посмотрите, из чего оно сделано?

Дети: из дерева.

Кукла Шалун: подержите его в руках. (дети держат брёвнышко в руках по очереди). Как вы считаете оно лёгкое или тяжёлое?

Дети: тяжёлое.

Кукла Шалун: давайте его в плавание запустим!

Дети: нет, оно тяжёлое и сразу утонет.

(Кукла Шалун опускает брёвнышко в воду.)

Кукла Шалун: смотрите, ребята, оно плавает. Может я что-то не так сделал, попробуйте вы сами. (дети по очереди пробуют затопить брёвнышко) Нет, ничего у нас не получается.

Воспитатель: ребята, что вы тут с Шалуном делаете?

Дети: мы запускали в плавание брёвнышко и ватные шарики.

Воспитатель: и что у вас получилось?

Дети: ватные шарики утонули, а брёвнышко нет.

Воспитатель: действительно, дерево тяжёлое, но в воде не тонет.

Воспитатель: ребята, вам понравилось с Шалуном шалить? Тогда пригласим его к нам ещё раз.

Выдумала две развивающие игры для ванной. Первая - для малявок, вторая - лет с 4-5 и до младшего школьного возраста. Затраты - нулевые (в том смысле, что специально покупать ничего не надо - всё что нужно обычно уже есть дома). Время на подготовку - минуты 3.

Развивающая игра "Тонет-не тонет"

Что нужно:

Несколько небольших предметов, которые не тонут.
- несколько небольших предметов, которые тонут.
- какая-то (непромокаемая) коробочка, где всё это будет жить.

Берем по одной штучке из коробочки, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. И по ходу пьесы рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пробка выскакивает из воды, если ее погрузить на дно ванной, и так далее. А в конце игры вместе с ребенком собираем всё обратно в коробочку.
Я апробировала эту игру на ребенке 8 мес. Он весьма благосклонно смотрел, как я упражняюсь в новой концепции раннего развития "гидродинамика с пеленок". Думаю, что подходящий возраст для этой игры - где-то с 10 мес. и до 1,5 лет.
Ребенку постарше на примере пемзы (первая картинка) можно объяснить, почему не тонет корабль: пемза вроде камень, но не тонет, как другие камни, потому что внутри у нее много воздуха - а воздух очень легкий - и внутри корабля тоже много воздуха.

Развивающая игра "Ванна Архимеда"

Что нужно:

Пупс обыкновенный (такой, какой описан в недавнем посте Ода пупсу). Пупс будет у нас работать в этой игре Архимедом.
- две емкости, одна по объему побольше другой. Архимед должен свободно помещаться в малую емкость, а малая должна свободно входить в большую.
- несколько предметов, которые можно мочить - кубики, шарики и т.п., сравнимые с Архимедом по размеру.
- несколько одинаковых прозрачных стаканчиков (например, одноразовых).

Чувствуете, к чему я клоню? ;)

Да-да, именно - наглядное изучение закона Архимеда, который запомнился многим в известной формулировке "Тело, вопертое в воду, выпирает на свободу, силой выпертой воды тела впертого туды" .
Дальше всё понятно - легенда про открытие Архимедом его закона и эксперименты по измерению объема разных тел. Маленькая емкость - это ванна Архимеда, она ставится в большую, "выпертая" вода выливается в стаканчики и мы смотрим, какое тело "выпирает" больше воды, т.е. у какой игрушки объем больше.
Для придания эксперименту совсем уж научной глубины можно сравнивать объемы не просто на уровне "больше-меньше", а воспользоваться и емкостью с делениями и узнать, сколько именно кубических сантиметров в том или ином предмете.

Домашнее задание для родителей - перечислить, что именно развивает эта игра:)))

Познавательно - исследовательская деятельность в 1 младшей группеТема: «Экспериментирование с предметами из разных материалов»Дидактическая игра «Тонет – не тонет»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материал: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, корзина, пластилин, дощечки, салфетки, большая кукла, игрушечная собачка.
Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: - Ребята, а кто там так громко лает?
Дети: - Собачка!
Воспитатель: - А что, она держит?
Дети: - Мяч!
Воспитатель: - Смотри, Таня, тебе собачка мячик из реки достала и принесла.
Кукла: - Спасибо, добрая собачка! (Собачка уходит.)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Экспериментирование.
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.
Динамическая пауза.
Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч»
Д/и «Тонет- не тонет».
(Воспитатель держит в руках красную коробку.)
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Коробка.
Воспитатель: - А что в ней лежит?
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную.
Воспитатель (обращается к кукле): - Таня, ты поняла, почему твой мячик не утонул в реке?
Кукла: - Да, он резиновый.
Воспитатель: - А вы, ребята, знаете, какие игрушки не тонут? Тонут?
Воспитатель предлагает детям слепить мячики из пластилина и подарить их кукле.
Лепка шариков «Мячики для куклы».
Дети дарят «мячики» Тане и прощаются с ней.