Масштабные научно технические проекты. Самый большой социальный проект в мире. Дорогие научные проекты на Земле


Фундаментальная наука может быть захватывающим и по-настоящему глобальным занятием. В доказательство тому мы собрали в данном обзоре 7 самых масштабных и невероятных научных проектов в истории .


В мире физики ходит шутка: «Раз в несколько миллионов лет физики на какой-нибудь планете собираются и строят Большой адронный коллейдер». В ней высмеивается информация из желтой прессы, согласно которой запуск данного объекта может привести к возникновению Черной дыры и уничтожению Земли.



Конечно, ничего подобного случиться не может. Зато такие слухи привлекли внимание широкой общественности к крупнейшей в мире экспериментальной установке, строительство которой началось в 2001 году.



Большой адронный коллайдер представляет собой огромный ускоритель заряженных частиц. Длина его основного кольца составляет 26659 метров. А в создании данного объекта и работе с ним уже задействовано более 10 тысяч ученых и инженеров из ста с лишним стран мира. Стоимость строительства БАК исчисляется 10 миллиардами американских долларов.



Задачи, которые стоят перед этим коллайдером, огромны. Но основной из них считают поиск бозона Хиггса – элементарной частицы, которую также называют «частицей Бога».

Международный экспериментальный термоядерный реактор

Термоядерная энергия в будущем может стать основной мировой энергетики. Однако до сих пор никому не удалось построить стабильный реактор, который можно было бы использовать в коммерческих целях. Но подобный объект, как ожидается, будет закончен уже в 2020 году.



Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) был заложен в 2007 году на юге Франции в шестидесяти километрах от Марселя. Строительство данного объекта первоначально планировалось закончить к 2016, но сейчас эти сроки сдвинуты до 2020. Общая смета проекта уже превышает 15 миллиардов евро.



Над проектом трудятся ученые и инженеры из ЕС (сообщество выступает как единое целое), Китая, США, России, Индии, Японии, Южной Кореи и Казахстана.

Хранилище Судного дня

Ученые, в отличие от большинства политиков, умеют думать не только о настоящем, но и о будущем. А потому они пытаются предугадать разнообразное развитие различных событий, в том числе, и собственных действий. Чтобы обезопасить потомков от продовольственного кризиса, они создали на архипелаге Шпицберген необычный склад, который в обиходе называют громким именем Хранилище Судного дня.



Речь идет об огромном бункере в подземной системе пещер, которому не страшны никакие внешние катаклизмы. Это хранилище может выдержать ядерный удар, падение метеорита и прочие глобальные неприятности.



Внутри Хранилища Судного дня находятся миллионы тонн семян тысяч плодоносных сортов. Они лежат там в целости и сохранности не для того, чтобы однажды быть съеденными. Это бесценный запас генофонда, на основе которого в случае необратимых катастрофических событий можно будет восстановить утраченные виды растений или развивать новые.



Эти семена находятся на глубине более 100 метров под скальной поверхностью. В помещении с ними установлена постоянная температура в -18 градусов, чтобы максимально замедлить метаболизм и, следовательно, старение семян. В таких условиях они могут быть полностью готовыми к выращиванию даже через тысячу лет.



Нет более близкого в мире для человека существа, чем сам человек. И пусть мы далеко не все знаем про самих себя, но фундаментальная наука всячески старается приблизиться к полному пониманию жизни как таковой.



Одним из самых масштабных исследований в этом направлении стал проект «Человеческий геном», стартовавший в 1990 году под руководством Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США. Ученые поставили перед собой цель полностью расшифровать геном человека, состоящий из 20-25 тысяч генов.



Основная работа по этому проекту закончилась в 2003 году, однако до сих пор идет дополнительный анализ некоторых участков человеческого генома.



Помимо чисто научных целей, данный проект имеет также множество прикладных возможностей. К примеру, полная расшифровка человеческого генома позволяет разрабатывать куда более эффективные медикаменты.

Перепись населения океана

Человечество неплохо знает сухопутную часть нашей планеты, однако весьма посредственно разбирается в том, что происходит под водой. Чтобы исправить этот перекос, научное сообщество дало в 2000 году старт масштабному проекту с названием Перепись населения океана (Census of Marine Life).



В начале реализации проекта учеными было поставлено три базовых вопроса:
Кто жил в океане?
Кто живет в океане?
Кто будет жить в океане?

Ответы на эти вопросы тысячи специалистов искали по всей планете в течение десяти лет в рамках более чем пятисот научных экспедиций. В результате была создана огромная база, состоящая из подробного описания ста двадцати с лишним тысяч видов океанских существ.



При этом в рамках исследований были впервые обнаружены более шести тысяч новых видов морских живых организмов.

Международная космическая станция на данный момент является самым масштабным и самым дорогим в истории научным проектом. Ее общая стоимость уже превысила 100 миллиардов долларов.



Эксплуатация МКС началась 20 ноября 1998 года, когда на орбиту был выведен первый ее модуль – грузовой блок «Заря». Сейчас же она состоит из тринадцати элементов, которые принадлежат России, США, ЕС и Японии. Также в программе МКС участвуют Бразилия, Канада и Швейцария.



Международная космическая станция – это огромная орбитальная научная лаборатория, в которой проводятся эксперименты, требующих наличия уникальных условий космического полета: микрогравитации, вакуума и излучений, не ослабленных земной атмосферой.



Одновременно на МКС может жить максимум шесть космонавтов.

В ноябре 2014 года случилось уникальное в истории исследований Человеком Космоса событие. Впервые созданный на Земле аппарат приземлился на комету и прислал оттуда научные данные.



Космический зонд Розетта был отправлен к комете Чурюмова-Герасименко еще в 2004 году. Весной 2014 года он приблизился к небесному объекту, летом собирал картографические данные о нем, а в ноябре состоялась посадка на поверхность планеты управляемого дистанционно аппарата Филы.

В течение четырех дней Филы исследовал комету при помощи множества приборов, передавая при этом информацию на Землю. Исчерпав запас энергии, аппарат отключился, чтобы в перспективе заработать снова, когда солнечные панели немного наполнят электричеством его аккумуляторы.


Посадка космического аппарата Филы на комету Чурюмова-Герасименко стала одним из и одним из самых масштабных проектов в истории науки вообще.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

А значит человечеству требуются все более грандиозные проекты для комфортного существования.

Перед вами - подборка 7 самых впечатляющих строительных проектов наших дней от «Популярной механики».

Готардский базисный тоннель, Швейцария

Самый длинный и глубокий железнодорожный тоннель в мире проходит прямо сквозь швейцарские Альпы. Его строительство продолжалось почти 20 лет, однако открыли его лишь в 2016 году. Это позволило отправлять прямые рейсы (пассажирские и грузовые) между Цюрихом и Миланом, теперь от одной локации до другой можно добраться всего за 2 часа 50 минут. Длина тоннеля составляет 57,1 км (включая служебные и пешеходные ходы - 153,4 км), а расстояние от горных вершин до его стен - 2280 метров.

Панамский канал, Панама

Знаменитый канал был прорыт в 1914 году, так что же он делает в этом топе? Все дело в том, что индустрия не стоит на месте. В 2016 году был разработан проект по расширению канала и увеличению его длины более чем на 6 км. В результате, масштабное строительство потребовало 4,4 млн кубометров бетона, но деваться некуда: за прошедшее столетие корабли заметно выросли в размерах.

Тюо-синкасеэн, Япония

Железная дорога - это не обязательно грохот стальных колес по рельсовым стыкам. В 2014 году Япония начала строительство первой линии магнитолевитационной железной дороги, которая должна связать Токио, Нагою и Осаку к 2027 году. Общая стоимость строительства по предварительным оценкам составит $57 млрд - фантастическая сумма. Общая протяженность жд-линии составит 287 км, при этом поезд сможет разогнаться до 500 км/ч - в результате от Токио до Нагои можно будет добраться всего за 40 минут. Основной маршрут будет пролегать под землей и внутри специальных тоннелей.

Станция метро Доха, Катар

В настоящее время на территории Катара развернут амбициозный проект под общим названием Doha Metro Line. Железнодорожная линия, общая протяженность которой составит более 210 км, рассчитывает охватить 100 жд-станций (из них 60 возводится прямо сейчас). В рамках проекта будут запущены самые быстрые в мире поезда на автопилоте, которые смогут развивать скорость до 100 км/ч. Открытие новой линии запланировано на 2019 год.

Хэндфортский комплекс, штат Вашингтон

На этот проект по очистке окружающей среды, который по праву считается самым крупным в мире, были потрачены бессчетные миллиарды долларов. С 1943 по 1987 годы на юго-востоке Вашингтона было построено 9 ядерных реакторов и 5 комплексов по переработке плутония, запущенных в рамках мировой ядерной программы. К 1989 году от наследия военного времени пришлось спешно избавляться - а для этого необходимо было очистить 241 миллион литров раствора, содержащего радиоактивные компоненты. Для этих целей были использованы 177 подземных резервуаров, в которых опасное вещество было помещено на долгосрочное хранение.

Евротоннель, Великобритания/Франция

Также известный как тоннель под Ла-Маншем, этот двухпутный жд-тоннель соединяет континетальную Европу с Великобританией. Его протяженность составляет примерно 51 км, из которых 39 проходят прямо под проливом Ла-Манш. Проект, который разрабатывался шесть лет, предусматривал создание двух тоннелей для поездов диаметром по 7,6 метра, которые были бы доступны для поездов 365 дней в году. В настоящее время Евротоннель является самым протяженным подводным тоннелем в мире, пролегающим на глубине 75 метров ниже уровня дна.

Мост Порт-Манн, Ванкувер

Это грандиозное сооружение было возведено в 2012 году и долгое время удерживало титул самого широкого моста в мире и второго по величине моста на территории Северной Америки. Для создания надежного крепления пришлось использовать 288 стальных тросов,

Мир полон немыслимо огромных проектов, которые строятся прямо у нас под носом. Взять, к примеру, мост между тремя китайскими городами - Макао, Чжухаем, Гонконгом. Так страна хочет связать между собой 42 миллиона человек. Даже взялась за строительство собственного умного города. Эти и другие инициативы показывают, как инвестирование миллиардов в простые вещи вроде дорог и доступа в интернет может сделать жизнь людей лучше. Ниже мы собрали крупнейшие проекты мира в этой сфере.

Китайский радиотелескоп FAST в провинции Гуаньчжоу планируют закончить к сентябрю 2016 года. Он будет вторым по величине радиотелескопом на планете с диаметром «тарелки» в 500 метров.

Reuters

1 июня 2016 года спустя 17 лет строительства был, наконец-то, сдан в эксплуатацию Готардский базисный тоннель в Швейцарии. Длина тоннеля – 57,1 км. Он является самым длинным и глубоким железнодорожным тоннелем в мире. Он обеспечил удобное железнодорожное сообщение через Альпы.

Arnd Wiegmann/Reuters

В начале июня, спустя 102 года после открытия, публике был представлен расширенный Панамский канал. Чтобы утроить его пропускную способность, понадобилось 5,4 миллиарда долларов и 40 тысяч рабочих.

Reuters

Иракский небоскрёб, известный как «Невеста», будет построен к 2026 году. Он будет покрыт солнечными панелями и вырабатывать столько же энергии, сколько потребляет. Высотой более километра, это будет впечатляющее сооружение с парками, офисами, ресторанами и железной дорогой.

AMBS Architects

Законченный в 2011 году, Циндаоский мост - самый длинный в мире мост через водные пространства. Его длина - почти 42,5 км. Пролегающий над заливом Цзяочжоувань, он значительно сокращает путь от восточного Китая (город Циндао) и островом Хуандао.

Reuters

В 2015 году плотина Итайпу, расположенная на границе Бразилии и Перу, выработала 89,5 тераватт-часов энергии. Это одна из двух крупнейших плотин мира. Она обеспечивает 75% энергии Парагвая и 20% энергии Бразилии.

Reuters

Проект Crossrail – крупнейший строительный проект Европы и крупнейшая модернизация Лондонского метро. Он включает десять новых линий, которые соединяют между собой 30 существующих станций с помощью новых тоннелей. Начнёт функционировать в 2017 и полностью войдёт в строй в 2020 году.

Crossrail Ltd

Хайдарабад – это легкая железная дорога длиной 74 километра, которая впервые в Индии будет использовать радиосистему контроля движения поездов. Будет введена в эксплуатацию в 2017 году.

Wikimedia Commons

Проект моста Макао-Чжухай-Гонконг свяжет между собой три города, расположенных в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная река). Этот мост создаст один гигантский мегаполис с общим населением в 42 миллиона людей. Будет сдан в эксплуатацию в 2017 году.

Собственность Gale International

Поворот китайских рек – проект по переброске 1,3 миллиарда кубических метров воды из реки Янцзы в северные более сухие регионы страны (в реки Хуанхэ и Хай). На проект уже потрачено 79 миллиардов долларов.

Wikimedia Commons

2017 год обещает быть богатым на потрясающие воображение стройки и инженерные проекты. Некоторые из них уже подходят к завершению, а на других работы только начинаются. Перед вами - семь самых дорогих строек в мире на данный момент

Сложность и функциональность инженерных проектов сегодня все чаще ассоциируются с уровнем развития общества в целом. Именно поэтому подобные стройки чаще всего становятся делом национального, а иногда и всемирного масштаба. Для их воплощения необходимы усилия миллионов людей и баснословные инвестиции.

Международный аэропорт Аль-Мактум

Страна : ОАЭ

Стоимость проекта: 82 млрд долларов

Этот аэропорт в Дубае будет полностью сдан в эксплуатацию в 2018 году. Он станет самым большим в мире сразу по нескольким параметрам: по площади, сложности инфраструктуры и пропускной способности.

Первая очередь строительства крупнейшего авиационного хаба была сдана в 2010 году. Тогда же аэропорт принял первых пассажиров. За семь лет территория Аль-Мактум увеличилась в десятки раз.


Фото: Caren Firouz /Reuters

К моменту полной сдачи в эксплуатацию на ней разместятся пять взлетно-посадочных полос, четыре полноценных корпуса аэровокзалов с несколькими терминалами в каждом и отдельный карго-терминал, которой станет самым крупным в мире транспортным узлом по обороту грузов. Аэропорт сможет ежегодно обслуживать около 160 миллионов пассажиров, одновременно принимать около 200 воздушных судов, а также пропускать через свои терминалы более 400 тысяч тонн грузов.

Поворот китайских рек на север

Страна: Китай

Стоимость проекта: 78 млрд долларов


Идею поворота вод китайских рек с юга на север приписывают самому Мао Цзэдуну. В 1952 году он выступал с таким предложением, ориентируясь на своих товарищей по партии из СССР, где также вынашивали планы великого поворота сибирских рек для нужд Средней Азии.

Грандиозный проект позволит обводнить северные районы Китая за счет крупнейших рек страны. Согласно плану, будут построены три водных артерии, каждая длиной около 1300 километров. За счет этого излишки воды, которые вредят юго-востоку Китая, будут перенаправлены в засушливые районы севера.

Строительство каналов началось в 2002 году. План работ, рассчитанный почти на полвека, предполагает объединение бассейнов четырех самых крупных рек Китая — Янцзы, Хуанхэ, Хайхэ и Хуайхэ. Строго говоря, никакого поворота рек не будет: излишки воды из полноводных южных артерий будут подпитывать северные реки, заодно соединяя их в удобную транспортную сеть. Кроме того, каналы будут обеспечивать запасами воды крупнейшие водохранилища севера Китая.

В процессе строительства будет использована инфраструктура одного из самых масштабных инженерных проектов древности — Великого канала. Его создавали на протяжении двух тысяч лет многие поколения китайских императоров (VI век до н. э. — XIII век н. э.). Канал соединил реки Янцзы и Хуанхэ, которые были главными водными артериями Древнего Китая.