Молитва святителю николаю на русском языке. Как просить молитвенную помощи у святителя николая чудотворца. Молитва, помогающая в торговых делах

Это такие существа которые охраняют определенный участок земли, иногда дух того или иного места может уставать и тогда он уходит на отдых, а на его место приходит другой дух выполняющий те же обязанности. Они различаются по силе и размеру. Для нас, людей, они могут принимать определенную форму, которую нам проще воспринимать, а так, они чаще всего просто сгусток энергии.

Хранители местности могут прикрепляться (назначаться, быть ответственными за) как к маленьким пространствам, так и к большим. Бывает так, что у одной местности есть несколько средних хранителей-духов, рассмотрим на примере леса. Лес поделен на несколько частей и к каждой части приставлен определенный Хранитель. Есть так же и кто-то типа начальника, тот, кто охраняет весь лес, а те, что помладше рангом, ему могут иногда отчитываться, мол, на моем участке щас лес рубят, а на моем болото люди устроили. Они могут быть ответственными, а могут и не очень хорошо исполнять свои обязанности. У всех разные характеры. Духи леса чаще всего спят зимой, у них так сказать отдых.

Если идете в лес, то возьмите с собой чего-нибудь вкусненького, можно сахар, можно печеньку, и оставьте в том месте, где вам понравится, дух местности, в которой вы будите прогуливаться, будет к вам расположен и благодарен за подношение.

Иногда духи любят подшучивать над людьми, например, вы можете прогуливаться по одному и тому же месту несколько раз, даже если вы знаете эту местность как свои 5 пальцев, это не значит, что над вами издеваются, это просто духи решили поиграть с вами, таким образом, и посмотреть на вашу реакцию.
А иногда в абсолютно незнакомом лесу можете обратиться к местному Хранителю, если заблудились и вас выведут в максимально короткое время.

Так же они могут принадлежать к той или иной стихии, поэтому и различают духов воды, земли, огня, воздуха и т.д. и т.п.

Вообще, духи любят, когда к ним приходят в гости, разговаривают с ними относятся к ним с уважением, т.к. большинство людей в наше время не считают их чем-то естественным, современному человеку лишь бы потрогать руками да посмотреть что там внутри, с духами так не прокатывает, т.к. как мы/человек к ним относится, так они и реагируют на присутствие людей в их владениях. Если превращать природу в помойку, то и отношение к вам будет соответственное. И наоборот, если гулять и с уважением относится, то и отношения с обитателями-хранителями местности будут налаживаться.

Вырезка из сеанса
В: Духи природы, что это такое вообще, это единый Дух или это русалки, гномы, лешие, что такое духи природы?
О: Духи природы это определенные существа или сущности. Это проекции. Проекции сюда посылаются из разных миров. У них есть своего рода иерархия. Есть духи природы, которые отвечают за какой-то определенный участок, который ему дается. Есть духи природы, которые соединяют и курируют несколько участков и как раз под их началом те, которым дается меньший участок (их несколько, в зависимости от размеров местности или сложности местности).
Есть какой-то определенный Совет, собрание. Например, лес делится на несколько секторов, к каждому сектору приставлен смотритель - дух хранитель, в какой- то определенный момент, когда происходит какое-то определенное событие, либо просто приходит время, каждый дух-хранитель вверенного ему сектора приходит к духу хранителю, который является хранителем всего (леса) и отчитывается ему о ситуации, что там у него происходит, в т.ч.: накосячили люди, лоси не могут покушать травку т.к. слишком много снега выпало и он заледенел, да что угодно.

В: Они разделяются как-то? Духи леса, духи луга, поля, воды?
О: По сути, не имеют значения но, каждый дух/сущность/существо, который приходит сюда, проецируется в наш мир, безусловно, может выбирать себе ту стихию, в которой ей комфорте всего или ту стихию при взаимодействии и принадлежности к которой эта сущность должна/хочет получить определенный опыт. Т.е., например, это духи огня, вулканическая какая-то местность, там, где превалирует стихия огня в большей степени, нежели стихия воды. Духи земли в большинстве своем проявляются там, где поле, дороги.

В: А что они делают?
О: Каждый выполняет свою функцию. Допустим духи воды - хранят воду, чистоту ее, баланс, чтобы реки не сильно выходили из берегов, чтобы живности в реках хорошо было и т.д. и т.п. Так же вода хранит в себе информацию, соответственно духи ответственны за территорию, которая им поручается, они курируют эту территорию, смотрят за чистотой информации то бишь воды, смотрят насколько загрязняется либо не загрязняется этот источник.

В: Хорошо, допустим, вода загрязняется, что делают духи?
О: Они это фиксируют, передают это наверх, по возможности пытаются исправить эту ситуацию с тонкого плана, т.е. задерживают и не допускают негатива на тонкий план, там несколько уровней-подуровней. Задача максимально с физического плана не допустить утечки этого негатива.

В: А если духи леса, то что они делают?
О: Допустим, лес вырубается и разрушается, что дух леса может с этим сделать? Только передавать информацию наверх и пробовать любыми доступными ему методами замедлять процесс разрушения человеком природы.
С людьми очень сложно бороться, люди не видят, не верят, не чувствуют и не хотят этого делать, практически всё, вся деятельность у большинства людей направлена на разрушение всего живого вокруг. Раньше было по-другому, раньше верили, чувствовали, видели (большая часть людей), подпитывали энергетикой, в хорошем смысле. Но потом пошли искажения, вмешательство. До искажений было гармоничнее, было соединение и слияние человеческого сознания с сознанием общим, планетарным (природой, если хотите), все было единым и инфополе было единым. Сейчас все разрозненно.
Хотя, просыпается все больше и больше людей, которые чувствуют, что помимо них есть еще и другие, отличные от них существа которые хранят и оберегают эту землю, на разных планах.

В: Оберегают и хранят от людей?
О: В том числе, учитывая нынешнюю ситуацию, да. Ранее не надо было это делать.
В: А еще от кого?
О: Разного рода влияния есть, существа, сущности. Есть те, которые пролезают из темных и нижних миров (если отталкиваться от понятий 3Д, хотя все мы помним, что плохого и хорошего не существует, все едино и одно без другого не имело бы должного и успешного развития), они искажают, привносят тьму, хаос. Но хаос хорош тем, что из него можно и созидать. Это сделать сложнее, нежели из упорядоченного, но и пространство для творчества огромное. Если научиться управлять энергией хаоса, то в этом случае можно много всего разного хорошего созидать, воплощать, нет слова в вашем языке, которое бы правильно и всецело несло смысл того, что заключает в себе умение правильно и гармонично взаимодействовать с энергией хаоса.
В: Понятно. Как могут быть полезны людям духи природы? С ними же можно общаться?
О: Ну, если человек пойдет в лес и там намусорит, то местные хранители будут, мягко говоря, не очень довольны. Если же человек пойдет в лес с добрыми намерениями, а если еще и вкусность захватит с собой для духов, то в этом случае духи будут воспринимать этого человека не как существо низко вибрационное, если брать аналогию людскую, то не как животное, а на равных себе, партнерское, готовы будут сотрудничать. Как вы к ним, так и они к вам, как вы к природе относитесь, так и природа и духи хранители будут относиться к вам.

В: А могут ли люди обращаться к ним за помощью?
О: Безусловно! Если обратиться к ним, то вне зависимости от того кто к ним обращается, вредил ли человек либо нет, если поступает запрос о помощи, просьба, то духи природы помогают по возможности. На просьбу либо запрос о помощи всегда приходит ответ. Если же ответа на просьбу не следует, то надо думать, почему так произошло.

В: А если, например, просить «Духи природы, помогите очистить мои энергоканалы»?
О: Смотрите к кому вы обращаетесь, потому что в вашем мире есть направленность и те проекции, которые приходят как охранные, как защитники, хранители, учителя, они тоже имеют разные направления в деятельности здесь, разные цели. В вашем мире это тьма и свет. Смотрите к кому вы обращаетесь за помощью, с какой целью и какой результат вы хотите. Если это тьма, то это направление и сущности, выбравшие развитие в этом направлении зачастую значительно привлекательнее и их методы тоже, но это только по началу. Последствия губительны. Не всегда путь, который прям, светел и прост, является правильным, т.к. на нем нет развития. Смотрите, какого рода помощь вы запрашиваете и смотрите, кто к вам приходит, чувствуйте сердцем, кто к вам приходит и отвечает, и проверяйте информацию по возможности.

В: Правильно ли я понимаю, что духи природы есть как высоко вибрационные, так и низко вибрационные? На наш русский язык - добрые и злые?
О: Да. Это близко по значению и определению.
В: А как их определить, добрый, злой ли?
О: Вибрации, энергетика. Сердцем смотрите, чувствуйте, что вам предлагается на ваш запрос. Если вы призываете их для помощи, смотрите, что они попросят взамен.

В: Если они попросят взамен денег?
О: Ну, если они попросят взамен душу, как ты думаешь, кто это, какого рода дух к тебе пришел? Деньги это скорее низко вибрационная энергия. Но как вариант, имеет право на существование. Те духи, с которыми я взаимодействую, предпочитают печеньки))). Деньги - это достаточно грубая энергия. Тогда уж проще послать любовь, добро, заботу, но по идее вы с этими чувствами должны прийти в лес, так что тут спорно. Но тем не менее, какие энергии излучаешь, то/того к себе и притягиваешь/получаешь/посылаются тебе взамен/в ответ. Все есть энергообмен, все есть сотрудничество, обмен информацией. Смотрите, что вы излучаете.

В: Понятно. А вот их источник Земля, планета или мы, например, откуда они приходят?
О: Это проекции, они приходят сюда, чтобы смотреть. Из разных мест приходят и из разных миров. Так же и люди могут быть хранителями, но это другой уровень развития, у большинства Хранителей на тонком плане уровень сознания несколько ниже, нежели у человека. Это существа, которые приходят в этот мир 3д развиваться, они приходят на тонком плане, но, тем не менее, они вынуждены и они контактируют и с плотным планом, потому что им приходится с ним сталкиваться по роду службы. Возможно их работа сильнее и упорней, и тяжелей вашей, т.к. они не могут соприкасаться с материальным так, как соприкасаетесь вы, но это не отменяет их обязанностей контроля вверенных им территорий. Они вынуждены защищать и чистить то, что вы проецируете и излучаете, чистить за вами территории, т.к. вы не в состоянии понимать то, что вы делаете и то, что вы творите.

В: Хранитель местности и дух природы это одно и то же или это разные?
О: Есть те, которые являются только духами природы, а есть те, что в себе совмещают и одну и вторую задачу.
В: Сознание Духов природы, где оно родилось, на Земле или оно пришло извне на нашу планету? Это часть сознания Земли?
О: Есть те, которые спроецированы, сгенерированы и рождены этой планетой, этим сознанием, они призваны и созданы, чтобы охранять. И есть те, которые приходят извне, чтобы научиться, получить опыт в этой мерности и этой плотности (пускай и на тонком плане, но тем не менее). Во втором случае они делают проекции самих себя сюда в наш мир из своих домашних миров, они так же уплотняются оттуда в сюда, все так же как у звездных душ, но только без физического тела.

В: А как они, духи природы, хранители могут визуализироваться?
О: У каждого человека свое восприятие и своя картина этого мира, для каждого индивидуума они воплощаются и визуализируются, таким образом, которым тому человеку будет максимально комфортно воспринимать, если возникнет потребность и желание увидеть и пообщаться.

В: А какого рода информацию могут давать человеку эти существа? Энерго практики может какие-нибудь?
О: Да, они могут вести, наставлять и помогать, но корректировать надо всегда под себя, все индивидуально, если одна практика хороша для одного человека, то не факт что именно этот набор «упражнений» подойдет и другому.

В: Есть существа воплощенные (люди), которые являются хранителями местности, имеют ли они отношение именно к тем духам природы, которые являются так же хранителями местности (имеется ввиду совмещение функций)?
О: Сюда могут приходить командами и не только люди, но и другие существа, и воплощенному хранителю местности дается так же в помощь и для общения и не воплощенный. В зависимости от уровня развития, осознанности, вибраций и своего желания, человек - хранитель воплощенный может взаимодействовать с разными духами-хранителями, находящимися в доступном для него вибрационном диапазоне.
В: А что делают просто духи природы, которые не являются хранителями?
О: Они просто есть, они тоже развиваются, суда все приходят развиваться, получать опыт.
В: А они как-то взаимодействуют между собой?
О: Да, конечно, они взаимодействуют, но только несколько по другому, нежели люди взаимодействуют друг с другом.

И видео наглядное про духа природы.

Данный обряд стоит делать для того, чтобы заручится поддержкой лесного духа, на случай, если планируете долгое путешествие или поход в тайгу или в горы. Задабривание лесного Хозяина поможет не заблудиться, не попасть в тяжелую ситуацию и не встретится с диким зверем.

Итак, придя в лес, нужно найти старое, но живое дерево, обычно самое большое из видимых. Лучше хвойное. Под кроной этого дерева сложить маленький костер, обкопав его вокруг и соблюдая все меры безопасности.

Стоит запастись мхом или мокрой травой, чтобы сразу после обряда заложить угли и не дать костру разгореться и стать причиной лесного пожара. Костер делаем маленький, чтобы только было немножко дыма и огонь не обжог живые ветки и листву.

Когда-же огонь разгорится, обходим дерево три раза посолонь и призываем Хозяина леса:

“Уж ты Славься, Дух Лесной!
Ты услышь меня, Хозяин-Батюшко!
Днесе пред тобой свою,
Во боголесии Велесовом!
Требы благие тебе воздаю,
Добрый защитник всех птиц и зверей и трав и деревьев!
Прими дары мои справные,
Да не гневайся на меня!
Убереги от зверя дикого,
от лиха черного,
от глаза злого,
от промысла гадкого!
С пути моего не сведи,
Позволь погостить во чертогах твоих,
да до дому обернутся в срок!
Пришел я к тебе с миром и с ладом,
Хоромы твои не потревожу,
не словом, не делом!
Прибудь мне поддержкою,
Да оберегом добрым!
Гой!”

После обращения воздаем требы в таком порядке:

Заранее заготовленный и самоиспеченный хлеб (каравай, булку – не важно) ломаем на три части. Первую кладем в огонь, для Духов невидимых. Вторую кладем под крону дерева, для духов видимых. Третью часть кладем в любые кусты или на пень – что приглянется. Это для обитателей лесных.

Далее берем молоко и так-же поливаем немного в огонь, после под дерево и ставим мисочку деревянную или из глины на пень или в кусты, чтобы попили местные жители.
Когда кладем требы оговариваем обязательно, для кого кладем.

После этого возвращаемся к огню и говорим на огонь:

“Ты-же, огонь ярый, стань мне кольцом обережным, щитом неприступным, тыном горяче-алым, дабы никакое зло меня постигло, меня не узрело, ко мне не пристало! Слава тебе, Яр-Огонь батюшка!”

Кланяемся огню и кладем прядь волос своих в угли. После чего закрываем костер мхом и травой.

Все мы любим лес и природу. Но забываем об одном — лес это территория жителей, которые сложно воспринимаются человеческому взгляду. И не стоит думать, что там живут только птички и белки, там живут и своего рода невидимые хранители этих зеленых территорий. В этой статье вы узнаете кто такой и какие правила поведения в лесу существуют.

Леший – это лесной дух, популярный персонаж многочисленных преданий восточных славян.

Примечательно то, что на фоне современного упадка мифологической традиции, леший не забыт. В сказках и стихотворениях, в кино и мультфильмах, в текстах песен и на полотнах художников перед нами предстает сложный и многогранный образ лешего. Но каким бы ни был хозяин леса, в его владениях следует обязательно придерживаться определенных правил.

Он - полноправный владелец всего, что есть в лесу, пасет лесную живность, кормит и защищает ее от охотников.

Леший очень силен, причем не всегда можно точно сказать, что эта сила принесет человеку – добро или зло. Но поскольку лесное пространство, хоть и активно используемое, но все же дремучее, неизведанное и полное опасностей, всегда вызывало в людях страх – то и леший, которому принадлежат эти просторы, со временем стал ассоциироваться с нечистой силой. Его боялись и, находясь в лесу, всеми силами старались избежать с ним встречи.

Однако представление о лешем не всегда было таковым: в былые времена его считали добрым и справедливым духом. Наши далекие предки были уверены, что леший ни за что не навредит человеку без причины.

Но со временем люди стали злоупотреблять добротой хозяина леса и ненадлежаще вести себя в его владениях:

  • рубить деревья, не зная меры,
  • охотиться ради забавы,
  • неразумно жечь костры,
  • устраивать на лесных полянах шумные пиршества.

Тогда леший стал представать перед людьми как злой дух, вредящий, пугающий до полусмерти, насылающий видения и болезни.

Но надо понимать, что таким образом леший просто пытается защитить свои владения. Посудите сами, если бы в ваш дом ворвались грубые невежественные люди, переломали вашу мебель, развели костер посреди кухни и повсюду разбросали мусор – вам бы это понравилось? Вряд ли. Поэтому важно знать, как вести себя в лесу , чтобы не разозлить его полноправного хозяина, и чем задобрить разозленного лешего.

Как выглядит леший?

Многие люди, в том числе эзотерики считают, что леший лишен материальной оболочки, но в то же время способен принимать формы. В сказаниях, песнях и стихах он изображается по-разному, например, как человек, зверя, ветра, гиганта или гнома...


Его настоящего облика никто никогда не видел и вряд ли увидит: поговаривают, будто хозяин леса не хочет, чтобы люди, посмотрев на него настоящего, сошли с ума от ужаса.

Хозяин леса меняет свой внешний вид и рост в зависимости от ситуации и окружающей его растительности. Так, выходя погулять на лесные поляны, он становится малой былинкой, чтобы без труда укрываться за цветками и ягодными кустами. В лесу рост лешего может соответствовать высоте деревьев. А вот для встречи с опасностью он может выбрать облик медведя, волка или другого грозного зверя, но также может предстать в виде (чаще всего филина).

Усредненный «портрет» лешего в образе человека: отсутствуют ресницы и брови, волосы всклокочены или зачесаны налево, лицо темнее, чем у людей, ярко-зеленые или неестественно светлые глаза.

В некоторых рассказах леший описывается как человекоподобное остроголовое существо, лишенное ноздрей или правого уха.

Белорусские староверцы, говорят, что у лешего все в порядке с ноздрями и ушами, но у него всего один глаз. Это одноногое существо.

Некоторые уверяют, что лесной дух никогда не снимает остроконечную шляпу, что он носит зеленую бороду, очень схожую с ветками деревьев.

По поверьям, лешие – это очень шумные существа: часто хохочут, аукают, свистят, плачут, подражают птиц и зверей. При встрече с людьми они молчат.


Есть мнение, что леший иногда контактирует с людьми, например, с человеком, который заблудился в лесном массиве. В таких случаях лесной дух обычно принимает вид маленького сгорбленного старичка, с длинной седой, рыжей или зеленой бородой. При этом наряд защитника леса обычно состоит из белого балахона и красной рубахи, лаптей. Лешего можно определить по — левому лапту на правой ноге или наоборот.

Говорят, что постоянным спутником лешего является ветер, заметающий его следы.

В свое время последствия ураганов – сорванные крыши, вырванные с корнями деревья... причисляли к проделкам лешего. В то же время нет сведений о том, что лесной дух намеренно вредил человеку. Исключение – заслуженные наказания.

Правила поведения в лесу

Перед входом в лес наши предки обязательно молились и просили у лесного духа разрешения войти. Даже на сбор лесных даров, хвороста надо было получить разрешение. Духа часто задабривали угощениями: пирогом, хлебом.


После этого можно было входить в лес. Только леший зорко следил за деятельностью человека в своих владениях и не разрешал брать больше, чем следовало.

Перед походом в лес старались не говорить, что уходят ненадолго и скоро вернутся – ведь это решать лешему, а не человеку. Лесной дух не любит хвастунов, поэтому он нарочно старается держать их в чащобе как можно дольше – чтобы показать, кто здесь настоящий хозяин.

В лес также ни в коем случае не шли, если незадолго до этого услышали из уст родственника проклятие в свой адрес, пусть даже сказанное не всерьез. Сначала следовало снять действие проклятья.

Считалось, что у охотников особые отношения с лесным духом, и ответственность перед ним больше, чем у обычных людей. Верили, что охоту ради развлечения лесовик не позволяет, и строго наказывает всех, кто убивает животных просто так.

Остальные же охотники могли заключить с духом леса особый договор. Наилучшим временем для этого считалась Пасха, в которую охотники отправлялись в лес и на перекрестке дорог задабривали лешего яйцом, хлебом с солью, первой добычей. Некоторые охотники для верности скрепляли договор своей кровью.

Иногда леший сам указывает охотнику, как заключить договор и каковы будут его условия.

Охотники, особенно нуждавшиеся в удаче, иногда использовали специальные заговоры с обращением к лешему. Если охотник все делал по правилам и не нарушал своих обязательств, то леший приводил под его ружье целые стада животных и делал метким каждый его выстрел.

Но если человек нарушает договор с лесовиком и берет больше лесных богатств, чем положено, тогда леший всячески вредит и мешает ему. Он может прятать и ломать топоры, раскидывать уже собранные поленья, отводить выстрелы, портить ружья, заманивать людей в непроходимые места. Некоторые стараются обмануть хозяина природы, применяя против него специальные обереги и заговоры – но чаще всего это не срабатывает и лишь еще сильнее злит его.

Леший не терпит на своей территории брань, шум, ссоры, громкие пения. Особенно он не любит, когда люди свистят, так как считает, что только он может это делать в своих владениях. Также не любит, когда даром поминают его имя. Если вы услышали эхо или незнакомый голос, не спешите откликаться и идти на крик – сначала прислушайтесь. Это вполне может быть леший, недовольный вашим поведением и желающий вам навредить.

Хозяин леса хорошо относится к кострам и даже сам любит погреться у огонька. Однако если на костер использовали живые деревья, а не опавшие ветки, он может разозлиться. Также его вряд ли устроит, если огонь был разведен не по правилам, в результате чего пострадала окружающая природа. Также нельзя разжигать костер на тропе или на пересечении нескольких тропинок – в таком случае недовольство лешего будет вам обеспечено.

Лешие целый день блуждают по лесу, а ночевать отправляются в лесные сторожки. Если же путник, очутившись в лесу, задумает переночевать в избушке, уже занятой лешим – ему несдобровать. Разозленный тем, что его напрасно потревожили, леший приложит все усилия для выпроваживания незваного гостя. Он поднимет сильный ветер, какой будет шатать кровлю избушки, со страшным грохотом открывать двери и окна, низко сгибать ветви близлежащих деревьев. Но если все это не заставит путника в страхе убежать прочь от сторожки, то потом он непременно заблудится.

Что спасет от проделок лешего?

Заблудившиеся в лесном массиве люди ранее просили у лесного духа помочь найти путь домой. В этом случае не обойтись без подношения чего-нибудь съестного (достаточно положить на землю).


После этого необходимо сесть под ближайшее дерево и ждать знака – он может прийти как извне, так и в виде предчувствия. Так что необходимо внимательно наблюдать за всем происходящим вокруг и в то же время прислушиваться к собственному внутреннему голосу.

Сойти с «путаной» тропы, если вдруг леший отказал вам в помощи, можно и самостоятельно. Для этого необходимо идти прямо и сыпать перед собой соль. Если будете слышать позади себя окрики – на них не обращайте внимания. Не надо ни оборачиваться, ни сходить с выбранного пути, ни откликаться на голоса – это лесной дух пытается вас запугать, а испуганный человек, как известно, быстро теряет ясность разума.

Если вы попадете под чары лешего, избавьтесь от всей одежды, а затем наденьте ее задом наперед. Нелишним будет поменять местами обувь. Таким образом, человек подражает обычаю лешего ходить в одежде шиворот-навыворот и показывает лесному духу, что он свой.

От его воздействия можно спастись в реке или на мосту, так как он, согласно поверью, не может пересечь бегущую воду. Ну а чтобы завершить разговор с лесовиком, надлежит произнести «заднее слово», то есть то, какое было первым произнесено в разговоре (неважно, человеком или самим лешим) – это как бы замкнет словесный круг.

Впрочем, бывают эпизоды, когда от проделок лешего не помогает ни один из перечисленных выше способов. Происходит это один раз в году – 17 октября. В данный день знающие этот факт крестьяне в лес не приходят.

Стараются не ходить в леса и даже по рощам не гулять также в Ильин день. От лесных прогулок лучше воздержаться и на Воздвижение. Считается, что в эти день лешие осматривают свои владения, перегоняя по лесу зверье – попадаться на пути такому каравану смертельно опасно.

Вот и все, дорогие, друзья. Уважайте природу и его хозяина. Убирайте за собой и всегда будьте в хорошем настроении. Приятных вам путешествий!

Делитесь статьей с друзьями и рассказывайте как вести себя в лесу и уважать его хозяина.

Индонезию считают крупнейшей мусульманской страной в мире, и это вполне справедливо – 88% индонезийцев (более двухсот миллионов человек) исповедуют ислам.

Религия, среди оставшихся 12% населения распределена следующим образом:
9% – христианство (досталось в наследство от голландских и португальских захватчиков в колониальный период);
2% – индуизм (преимущественно это балийцы);
1% – буддизм и конфуцианство (в основном этнические китайцы)
Часть коренных жителей Индонезии, населяющих не затронутые современной цивилизацией отдаленные острова, сохранили различные формы язычества.

Индуизм на Бали – это сплав туземных верований, буддизма и учения Шивы, пришедшего из Индии . Балийский индуизм очень сильно отличается от индийского – обычаями и храмами, ежедневными ритуалами и праздничными обрядами


За 4 месяца пребывания на Бали, мы успели окунуться в череду праздничных церемониальных событий и проникнуться балийской культурой, познакомились с разнообразными традициями балийцев – от обычных утренних подношений богам




до торжественных церемоний кремаций и праздничных обрядов в храмовых комплексах



Про церемонию кремации, которая разительно отличается от индийской кремации в Варанаси и представляет собой праздничное и пышное торжество, мы расскажем в ближайшее время, а сейчас поведаем о трогательных утренних ритуалах.

В отношении религии балийцы, исповедующие индуизм, пожалуй, один из самых набожных народов. Почти в каждом доме есть свой семейный храм. Часто для их строительства используют черный вулканический песок, что придает им особый шарм

Кроме домашнего храма на входе во двор, гестхаус или даже кафе, обязательно есть статуя Ганеши



иногда встречаются и другие статуи


а к каждой постройке во дворе, будь-то дом или чайная беседка, или даже сарайчик, прикреплен "алтарь-скворечник"




Утро большинства местных жителей начинается в 5-6 часов, с подметания двора и выбрасывания вчерашних подношений


После этого балийцы, как мужчины, так и женщины, начинают свой магический ритуал – изготовление замысловатых композиций для подношений


от самых простых – щепотка риса и плетеные корзиночки из пальмовых листов с кокосом, цветами и другими натурпродуктами до вот таких фантастических сооружений


Каждое утро балийцы собирают в саду свежие цветы для украшения – в основном это франжипани


раскладывают свежеприготовленную еду – делятся с богами своей пищей, которую они должны отведать первыми


Это обязательно варёный рис, и, дабы подсластить жизнь богам: конфеты, печенье, кексы – в обычные дни, фрукты и замысловатые сладости – в особые праздничные

Все складывают на поднос


зажигают ароматизированные палочки, надевают саронги и пояса – на этом приготовления закончены


Далее выполняют сам ритуал подношения, сначала перед богами в семейном храме




и в каждом священном месте двора и дома


Количество таких мест в одном небольшом дворике с домом может достигать 10-15, а то и больше.
Священными местами считают любую кладовку и шкафчик, так что, заглянув на кухне в сервант или кладовку со стиральной машиной, можно обнаружить чананг (маленькое квадратное подношение из кокосовых листьев с цветами и рисом)

После оказания почестей богам, идет череда ублажений злых духов, находящихся за территорией двора. Обычно подношения для них богаче и вкуснее, чем для богов – их нужно задабривать. Самые важные места, где подкармливают духов – это перед воротами


у речки и на краю оврага


все действие происходит в полном молчании и погружении в себя


Именно в этих местах каждое утро Кетут оставляет подношения (сегехан ). Кстати, рис растаскивают злые духи под названием муравьи – через полчаса после ритуала, банановые листики уже пустые, а конфеты исчезают из корзиночек благодаря детям и туристам:)


Также отгоняют злых духов и от транспортных средств


Описанную церемонию мы наблюдаем каждое утро – Кетут приезжает один или с женой для того, чтобы освятить двор, дом и прилегающую территорию, а потом они со спокойной душой завтракают и уезжают на работу

Вся процедура занимает примерно от 40 минут до 1 часа. Особо занятые обычно сами не плетут корзинки и другие составляющие для подношений, а просто покупают готовые на рынке.
Владелец обязательно освящает свои владения (Кетут, например, освящает и дом в котором сам живет, и дом который мы арендуем), или поручает это работникам

Вот такие подношения можно увидеть у порога во двор, дом, магазин, на почту, кафе, да и вообще любое заведение. Главное привыкнуть к ним и обращать внимание, чтобы не наступить и не наехать колесом байка


А такие подношения делаются в праздничные дни


В храмы женщины приносят подношения только на головах, так как голова – святая часть тела. Такие подарки богам поражают своим великолепием и замысловатостью


Девочек на Бали с детства приучают носить тяжести на голове – будь то дары богам или просто пакет с продуктами из магазина

Перед большими праздниками женщины одной коммуны, деревни или просто соседки с одной улицы собираются вместе и плетут корзинки, делают украшения для предстоящих церемоний




Плетут, сплетничают, смеются – мы наблюдали за их работой, доведенной до автоматизма, и сложилось впечатление, что рука настолько наметана, что все эти чудесные украшения, балийские женщины могут делать с закрытыми глазами и даже во сне:)

Подношения недолговечны – натуральные продукты быстро увядают, на утро их уже сменяют новые, но главное в балийском индуизме даже не само подношение, а процесс его изготовления, та добрая энергия, которую вкладывают женщины, и которая потом, по поверью превратится в светлую ауру, защищающую их дом, развеется ветром по рисовым полям и даст плодородие и процветание.

Кстати, небольшие алтари-храмы обязательно присутствуют и на каждом рисовом поле


В дни церемоний все улицы наполняются пенджорами – высокими бамбуковыми шестами

с оригинальными плетеными украшениями из пальмовых листьев, цветов и рисовых колосьев, которые символизируют процветание



Пенджоры устанавливают жители около своих домов, их изготовление – забота мужской части населения






Перед особыми событиями (рождение ребёнка, свадьба, кремация) ворота дома преображаются – их украшают бамбуком, разноцветной тканью и цветами

Детей с детства учат изготавливать подношения – в школе даже есть специальный урок. Мы как-то наблюдали, как Кетут помогал младшей дочке выполнять домашнее задание – мастерить украшение, так что мастерство передается из поколения в поколение. Один из примеров ручной работы


На время церемоний и праздников, украшают не только дома


но и улицы, храмы


статуям повязывают саронги





семейные храмы украшают красивыми зонтиками и украшениями из бамбука

В храмах на национальных инструментах играют музыканты в нарядной одежде


играют и днем и даже поздним вечером, а в особые праздники и ночью


Вот так, к примеру, выглядят храмы до церемонии в обычные дни


а вот так в дни ее проведения

Для того, чтобы попасть в большинство храмов, а также для участия в церемониях требуется специальная одежда. Для женщин это – кебайя (кружевная блузка), саронг (юбка) и пояс, для мужчин – белая рубашка, саронг с верхней юбкой и головной убор


Дети также имеют обязательную церемониальную "униформу"


девочкам заплетают цветы в волосы


Перед многими храмами, особенно в туристических местах, даже информационные стенды установлены с указанием, что посещать храм можно только в специальной одежде
Нам нравятся традиции балийских хинду. В сравнении с мусульманами, которые в 5 утра любят включить музыку для молитв на всю округу, балийцы не мешают жизни населения других вероисповеданий.

Большинство подношений – те, что из органических материалов саморазрушаются, да и старые обязательно выбрасывают, а те что съедобные, разносятся муравьями или съедаются животными и птицами или детьми (фрукты, конфеты), так что на улицах, в целом, довольно чисто


И выглядит всё очень ярко и красочно, особенно во время праздников, которых здесь невероятное количество



В следующем посте мы расскажем об одном из самых впечатляющих храмов на Бали , который находят привлекательным не только туристы и ценители культуры, но даже и сёрферы.