Шипящие согласные звуки в русском языке. Твердые непарные шипящие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

  • [ж] – твердый, звонкий, парный.
  • [ш] – твердый, глухой, парный.
  • [ч] – мягкий, глухой, непарный.
  • [щ] – мягкий, глухой, непарный.

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 201.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Дадим определение всем понятиям в словосочетании «мягкие непарные согласные звуки», начиная с последнего слова.

Звуки, их отличие от букв

Звуки – это то, что мы произносим и слышим (видеть и писать звуки нельзя). Для того, чтобы как-то можно было на письме разбирать фонетический состав слов, не путая буквы со звуками, принято звуки заключать в квадратные скобки: .

Согласные звуки

Согласные - это звуки, при произношении которых используется голос и шум или только один шум (если при произношении звука используется только голос – то это гласные звуки).

Всего в русском языке 21 согласный звук. Особенностью согласных звуков является то, что они создают между собой пары (более подробно об этом поговорим позже).

Шипящие согласные звуки

Парные – непарные согласные звуки

В разделе о согласных звуках мы упомянули, что такие звуки создают пары. Пары создаются по звонкости – глухости:

  • [б] - [п];
  • [в] - [ф];
  • [г] - [к];
  • [д] - [т];
  • [з] - [с];
  • [ж] - [ш].

Смысл такой парности состоит в том, что в определённых положениях такие пары - это два разных звука (например, перед гласными), а в других - пары совпадают в своих звучаниях (оглушаются, например, в конце слова или озвончаются перед звонким).

Шипящие звуки [ж] - [ш] – парные звуки по звонкости – глухости.

Еще пары образуются по мягкости – твердости (мягкость обозначается специальным значком ["]):

  • [б] - [б"];
  • [в] - [в"];
  • [г] - [г"];
  • [д] - [д"];
  • [з] - [з"];
  • [к] - [к"];
  • [л] - [л"];
  • [м] - [м"];
  • [н] - [н"];
  • [п] - [п"];
  • [р] - [р"];
  • [с] - [с"];
  • [т] - [т"];
  • [ф] - [ф"];
  • [х] - [х"].

Есть согласные звуки, которые бывают всегда только твердыми ([ж], [ш], [ц]), либо только мягкими ([й"], [ч"], [щ"]). Никакие шипящие не образуют пары по твердости – мягкости, среди шипящих есть только твердые (([ж], [ш]) и только мягкие ([ч"], [щ"]).

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Разделы: Начальная школа

Цель урока: пополнить знания детей о твердости – мягкости согласных звуков: [ж], [ш] – всегда твердые; [ч"],[щ"] – всегда мягкие.

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • способствовать закреплению знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши;
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;
2) учебник “Русский язык” 1 класс (автор Н.В. Нечаева) Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2008;
3) образцы с печатными и письменными буквами ж, ш;
4) таблица-опора с правилом: “Жи-ши пиши с буквой и!”

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.
  3. Словарно-орфографическая работа.
  4. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Обучающая самостоятельная работа.
  8. Физкультминутка.
  9. Актуализация полученных знаний.
  10. Упражнение на развитие логического мышления.
  11. Итог урока.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сегодня, ребята, у нас не обычный урок, а урок игра – путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде.

Чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужно приобрести билеты и разместиться по вагонам. Для этого отгадайте загадки. Сегодня нам их подготовили Ткаченко Элла, Павленко Александр, Клименко Александра и Любимова Ксения.

1. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)

2. Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква… (Ша)

3. Какой звук повторяется:
Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке. ([Щ"])

4.Какой звук повторяется:
В ночи не кирпичи
Лопочут на печи.
Лопочут на печи
В опаре кирпичи. ([Ч"])

  1. Какие звуки дают эти буквы? (Согласные, шипящие.)
  2. На какие две группы можно разделить эти звуки? ([ж, ш] – всегда твердые; [ч", щ"] – всегда мягкие)

– Молодцы! Вот и куплены билеты. И мы отправляемся на станцию Чистописание.

II. Чистописание.

Запись на доске:

Жж Шш Жжж Шшш

Найдите закономерность и допишите по образцу в тетради.

III. Словарно-орфографическая работа.

Вставьте пропущенную букву и обозначьте орфограмму.

(Ученики записали слова: корова, машина, земляника, карандаши.)

– Посмотрите внимательно, какое правило еще встречается в этих словах?

(Ши – пиши с буквой и .)

– Подчеркните эту орфограмму

IV. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.

  • Посмотрите, наш поезд проезжает мимо домиков двух братьев ЖИ и ШИ. Домики разные. Один домик высокий, другой – низкий. Причем ЖИ не живет в низком домике. В каких домиках живут братья?
  • Правильно! ЖИ – в высоком, а ШИ – в низком.

    Братья ЖИ и ШИ хотят рассказать что-то очень интересное. Но сначала вы должны ответить на их вопросы.

    • Можно ли звуки [ж] и [ш] произнести так, чтобы они стали мягкими?
    • Не получается? А почему?
    • Правильно! Эти звуки всегда твердые!
    • А вот история, которую хотел вам рассказать брат ЖИ .

    Пришел как-то брат ЖИ к брату ШИ и спросил:
    “Подскажи мне, брат мой ШИ ,
    Как писаться должен я?”
    И ответил брату ШИ :
    “С буквой И ты дружи,
    Потому что ЖИ и ШИ
    Пишут только с буквой И ”.
    Тут и вспомнил братец ЖИ ,
    Что стрижи, чижи, ножи,
    И ужи, и камыши,
    И ерши, карандаши,
    Мыши, крыши, шалаши
    Пишут только через И .

    1. Ребята, давайте попробуем и мы составить слова с ЖИ и ШИ .

    (Получились слова: лыжи, жираф, уши, ужи, шина, мыши.)

    • Сравните слова: уш и – уж и. (Изменилась буква – изменилось значение слова.)
    • Еще раз прочитайте слова и скажите, как произносятся звуки [ж] и [ш]?
    1. Поезд прибыл на станцию Жишино. Чтобы все пассажиры правильно заняли свои места, верно вставьте буквы в слова.
    2. (Дети работают в карточках.)

      Ж. раф, морж. , уж. ,
      мыш. , ёж. к, стриж. , чиж. .

    3. У учеников на партах заготовленные карточки с предложениями.
    • вставить верную букву;
    • подчеркнуть орфограмму;
    • найти основу предложения.

    (Пчела жужж. т. Змея ш. пит. А лежебока рыж. й кот
    Отлежал себе ж. вот.)

    V. Физкультминутка.

    Поймай звук! Я читаю слова, а ребята приседают, когда услышат буквосочетания жи – ши, и хлопают в ладоши, если таких буквосочетаний нет.

    Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир, машина,дом, молоко, шуршат, жуют, живут.

    VI. Первичное закрепление.

  • Работа по учебнику, с.37, упр.81.
    • Где мы можем все это встретить: и гроздья душистой малины, и рыжик, и ежика? (В лесу.)
    • Каким словом, близким по значению, можно заменить слово “лес”? (Бор, чаща.)

    Мы проезжаем станцию Чащино.

    • Какие грибы и растения мы можем встретить в лесу?
    • Прочитайте слова и объясните правописание.
    • Составьте с этими словами предложение.
    • Назовите слова в стихотворении на такое же правило.
    • Какой сюрприз вы увидели? (Сюрприз звуков: [ж],[ш] – всегда твердые, но после них пишется буква и. Она не обозначает мягкость этих звуков.)
    • Выпишите слова, обозначьте орфограмму.

    (РЫЖИКИ, ЖИМОЛОСТЬ, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШИ)

    VII. Обучающая самостоятельная работа.

  • Работа по вариантам.
    • Просмотрите слова. Догадались, на какое правило слова?
    • I в. – выписывает слова с буквосочетанием жи ;

    II в. – с буквосочетанием ши .

    1. Выполняется взаимопроверка в парах.

    VIII. Физкультминутка.

    IX. Актуализация полученных знаний.

    На следующей станции продают яблочки, но среди них есть порченые. Помогите выбрать свежие, сочные, вкусные. (МашЫнка, пушИнка, шЫпы, шИна, ужИн, грушИ)

    “Порченые” слова исправить, записать правильно, разделить на слоги, посчитать буквы и звуки.

    X. Упражнение на развитие логического мышления.

    Ассоциация. Найди пару.

    XI. Итог урока.

    – Ребята, удачным ли было наше путешествие?

    – Почему?

    (Мы ни разу не ошиблись, правильно писали все слова, мы крепко-накрепко запомнили “секретики” шипящих звуков.)

    Вспомним эти “секретики”:

    1. [ж, ш] – всегда твердые звуки;
    2. ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И.

    Всем спасибо за урок.