Сколько мы тратим на жизнь в Израиле? Брак и семья в израиле Институт семьи в современном израиле

Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году

Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году

Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году

День семьи, Йом-ха-мишпаха

По еврейскому календарю День семьи, Йом-ха-мишпаха— это 30 числа месяца Швата 5778 года

День семьи, Йом-ха-мишпаха

Ранее назывался День матери

Истоки Дня матери ведут в 1947 год, к Саре Герцог, главе благотворительной организации в помощь роженицам. День отмечали в мае

Затем дату перенесли и связали с именем Генриетты Сольд. Она была патриотом Эрец-Исраэль, активисткой женского сионистского движения

В 1933 году Сольд организовала отдел молодёжной алии, который обеспечивал иммиграцию в Палестину еврейской молодёжи из Германии, где к власти пришли нацисты. Благодаря её деятельности были спасены тысячи жизней евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы

Сольд создала женскую сионистскую организацию «Хадасса», которая много делала для еврейских женщин. Она заложила одноименную иерусалимскую больницу

В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. И затем долгое время День матери в Израиле отмечали в дату смерти Генриетты Сольд

Впоследствии праздник решили посвятить не только матерям, но и всем семейным ценностям. В конце 80-х годов ХХ века День матери к переименовали в День семьи

Йом-хa-мишпаха стал значимым праздником в Израиле, в котором семья занимает особое место среди жизненных ценностей. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным

В этот день принято поздравлять близких, малыши дарят мамам и бабушкам рисунки, дарить жёнам цветы

Рабочий день в Израиле

https://сайт/wp-content/uploads/2018/01/День-семьи-в-Израиле-1.png https://сайт/wp-content/uploads/2018/01/День-семьи-в-Израиле-1-150x150.png 2018-03-31T18:46:04+00:00 konsulmir Израиль Праздники и выходные дни Праздники и выходные дни в Израиле День семьи,Йом-ха-мишпаха,Когда День семьи в Израиле,Когда День семьи в Израиле в 2018 году,Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле,Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году,Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году,Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году,Праздники в Израиле,Праздники в Израиле в 2018 году,Праздники и выходные дни,Праздники и выходные дни в Израиле,Праздники и выходные дни в Израиле в 2018 году Когда День семьи в Израиле в 2018 году Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году День семьи, Йом-ха-мишпаха День семьи, Йом-ха-мишпаха отмечается в Израиле 15 февраля 2018 года, в четверг По еврейскому календарю День семьи, Йом-ха-мишпаха - это 30 числа месяца Швата... konsulmir

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

Израильская семья считается самой спокойной и уравновешенной семьей в мире, здесь нет места грубости, здесь никто и никогда не повысить ни на кого голос. Считается, что в этих семьях любые вопросы можно решить мирным путем, только так можно достигнуть равновесия и идеала в семье.

Жизнь израильской семьи основана на уважение, которую она должна передать также и своим детям. Родители должны быть идеалом для своих детей, их обязанность состоит в том, чтобы передать все семейные и национальные традиции своим детям. Кроме этого детям необходимо прививать правильные черты характера и для этого нужно обладать определенными навыками и умением в воспитании.

В том, что касается отношений между мужчинами и женщиной в семье, то в израильской семье оба супруга одинаковы важны. Хотя женщина и уступает роль главы семье мужчине - это не говорит о том, что мужчина чем-то лучше или важнее женщины.

Считается, что каждому в этой жизни отведена своя роль, и мужчине, и женщине и каждый в семье выполняет свои определенные функции. Причина, по которой женщина в Израиле передает полномочия власти в семье мужчине, это всего лишь женская скромность, хотя сама женщина прекрасно понимает, что в некоторых вещах она значительно превосходит мужчину.

Мудрая израильская женщина прекрасно осознает, что она не сможет выполнить всех обязанностей мужчины и не сможет без него обойтись, того же мнения придерживается и мужчина, зная, что он не в силах выполнить всю работу, которую выполняет дома и по хозяйству женщина.

Каждый человек важен именно на своем месте, а иначе ничего в этой жизни не получится. Многие мужчины также понимают, что женщина работает намного больше и ее обязанности намного тяжелее, и ни один мужчина не сможет выполнить все эти обязанности.

В израильской семье не должно быть никакого ущемления прав женщины, она в праве поступать, так как считает нужным, но все же должна советоваться со своим супругом. Между супругами в Израиле должна сохраняться чистота отношений, тому есть один яркий пример или скорее даже давняя израильская традиция, которая относится к женскому началу.

В тот момент, когда у женщины начинается менструация, женщина считается не чистой и мужчина не может к ней прикасаться. Этот период начинается с самого первого дня менструации и до того дня пока женщина не очистится. Время, когда должен начаться цикл менструации должна знать женщина и строго следить за этим временем.

После того как закончится менструальный цикл, женщина должна отсчитать еще семь дней и пройти обряд очищения. Только после этого израильский мужчина может прикасаться к своей супруге.

Считается также, что если ребенок зачат в дни менструального цикла или до того момента, когда не будет пройден обряд очищения, он будет иметь очень грубый и дерзкий характер, а ребенок, который зачат в чистые дни, вырастает прекрасным и добрым человеком.

Особое отношение в израильской семье к воспитанию детей. Как и в любой другой семье, израильские родители также хотят для своих детей только всего самого лучшего.

Они хотят, чтобы их дети выросли добрыми и умными людьми, получили достойное образование, устроились на престижную и высокооплачиваемую работу, чтобы их дети добились настоящего успеха в жизни и в семейных делах, и чтобы их уважали и почитали везде. Однако для израильских родителей этого совсем недостаточно, всего этого мало для того, чтобы их дети выросли, такими как они хотят.

Дети в израильской семье воспитываются в любви к своей религии, и с уважением должны относится ко всем многочисленным и заложенным с давних времен национальным и религиозным традициям. Дети должны быть искренними и с настоящей любовью и нежностью относится не только к своим родителям и родным, но также с той же искренней любовью должны выполнять все религиозные обычаи и чтить свою религию.

Правда, для того, чтобы воспитать все это в детях, родители и сами должны в строгом порядке жить по обычаям и традициям своей религии и быть примером для своих детей. Говорить о том, что все израильтяне идеально выполняют все предписания никак нельзя, потому что рано или поздно каждый человек немного отклоняется от своего пути.

Однако задача стоит такая, чтобы стремиться к самосовершенствованию и израильские дети должны видеть все к чему стремятся родители и брать с них пример. Стремление исправить свои жизненные ошибки учит и детей не повторять эти же самые ошибки, которые совершали взрослые.

Не стоит бояться того, что дети видят ошибки взрослых, им очень полезно знать чего в жизни стоит избегать. Кроме того, необходимо очень близко общаться со своими детьми, чтобы установить с ними очень крепкую связь.

Самые главные черты, которые воспитывают родители в Израиле в своих детях - это любовь, глубокое доверие и страх. Любовь и доверие - это, конечно же, самые главные позиции, по которым нужно жить, доверие в семье имеет огромное значение, а также любовь ко всем окружающим и к своим родным и близким.

Зачем нужно воспитывать в детях страх? Ведь ничего хорошего это чувство принести не может. Ребенок в Израиле должен бояться последствий своего плохого поведения, он должен страшиться наказания, которое последует после того, как он совершил плохой поступок.

Хоть родители в Израиле стараются не наказывать своих детей, все-таки иногда их нужно держать в строгости, а иначе они вырастут просто избалованными и грубыми. Любовь в израильской семье обязательно необходима при воспитании, потому что отсутствие любви может оттолкнуть ребенка от родителей.

Если в семье нет доверия, это также негативно отразится на характере ребенка, и он никогда и никому не сможет доверять в своей жизни. Эти все чувства должны также относиться к религиозным традициям и обычаям.

Все вышесказанное говорит о том, что главное в израильской семье все-таки это приобщение детей к религии и несение этой религии через всю свою сознательную жизнь, для того чтобы вновь через определенное время передать все свои знания своим детям.

Борис Лихтеров более 20 лет живет в Израиле и воспитывает четверых детей. Он рассказал "Летидору" о том, что такое в этой стране.

– Борис, Вы называете себя нетипичным израильтянином, почему?

– Израильское общество делится на две категории – светское и религиозное. У каждой есть подкатегории, но они не принципиальны в отношении к семье и детям. А вот подходы светских и религиозных людей отличаются существенно. Светское общество представляет собой типичное общество потребления, в то время как религиозные евреи ориентированы на свои ценности – выполнение заповедей. Мы нетипичны, потому что, стараясь выполнять заповеди, мы не отказываемся от светского образования. Мы нетипичны, потому что критерием покупок у нас является необходимость, а не внешнее психологическое давление или "я могу себе это позволить". Мы где-то посередине, во многом "между двух стульев".

– Четверо детей в семье – это редкость для вашей страны?

– Для светского населения среднее число детей примерно двое, для религиозных – 5-6. Средняя рождаемость по стране около трех детей на одну женщину. Таким образом, сказать, что 4 детей это редкость – можно, но что это много – нет. Как правило, или больше, или меньше.

– Ваши дети говорят на русском? Приезжали ли дети в Россию?

– Дома мы говорим по-русски. В школе и на улице у детей всё общение на иврите. Мои дети бывают в России регулярно – навещают бабушку с дедушкой. У них есть друзья, но речи о жизни в России нет – их центр жизни находится в Израиле, в России они "в гостях".

– На Ваш взгляд, билингвы интеллектуально богаче своих сверстников?

– Интеллектуальное богатство мне трудно оценить, потому что к своим детям я необъективен. Думаю, что это зависит от многих параметров, не только количества языков, которые знает ребенок. У сегодняшнего поколения детей в Израиле (у нерелигиозной его части) трудно прививается чтение книг. Приучить выбирать, что смотреть по телевизору или в интернете – тоже задача не из простых. Анализ увиденного и услышанного можно перенять вообще только от родителей – обществу потребления не нужны "умники". Таким образом, я думаю, что интеллектуальное богатство у нерелигиозных в итоге определяется количеством вложенного родителями, а не внешними факторами.

Совсем иначе получается у религиозных евреев. Ученость и образованность (в своей области, естественно) в этом секторе традиционно являются высочайшим приоритетом. Самые завидные женихи – "ботаники". Поэтому сложности родителей в религиозном секторе сосредоточены больше в финансовом аспекте, что дополнительно осложняется многодетностью.

– Расскажите, сколько лет вашим детям и чем они занимаются?

– Моим детям 18, 15, 10 и 6. Старший начал учебу в университете. Остальные в школе, соответственно в 10, 5, и 1 классах. Дополнительно все, кроме старшего, ходят в спортивные кружки, а двое младших ещё и в частную вечернюю школу 2 раза в неделю.

– А чем отличается вечерняя от обычной школы?

– В нашей вечерней школе два основных предмета – математика и английский. В зависимости от возраста, может быть 2 математики (например, алгебра и геометрия) и 2 английских (например, грамматика и технический перевод). И еще разные развивающие предметы в зависимости от возраста – от развивающих психологических игр в нулевом классе для 5-летних, рисования для 8-летних, и до шахмат у 10-летних. Из наших знакомых у многих дети посещают вечерние школы, но не у всех. Здесь надо заметить, что в зависимости от района страны и государственные школы бывают лучше или хуже.

Кроме того, утренние школы тоже есть полностью государственные ("бесплатные"), полугосударственные (с частичным участием родителей в оплате), и частные (полностью оплачиваемые родителями). Уровень меняется соответственно, и с фактом, что обеспеченным родителям легче дать детям хорошее образование, не поспоришь. Доступность разных школ в разных районах страны разная. Кроме того, школы разделяются по уровню религиозности: религиозные (светские предметы отданы на усмотрение школы, и министерство образования не следит за уровнем их изучения и аттестата зрелости не выдаёт); государственно-религиозные (обязательны и религиозные предметы, и светские, министерство образования следит за уровнем знаний и даёт аттестат); и государственные (обязательными являются только светские предметы, религиозные преподаются по минимуму и "для галочки", аттестат дают). Выбор большой. Чем больше город, тем больше выбор. Как правило, есть продленка. Занятия в нашей вечерней школе проходят с 17:00 до 20:15, 5 уроков по 35 минут, в классе 10-20 человек. В государственной школе занятия начинаются в 8:00 и продолжаются до 13:30, есть школы до 15:30, в классе 30-40 детей.

– Далеко ли возить до школы детей, кто этим занимается?

– Как правило, есть школа "приписки", до которой можно дойти пешком. Если до нее не дойти, то муниципалитет обеспечивает субсидированный транспорт. Если хотите, чтобы ребёнок ходил не в школу "по приписке", то родители сами должны позаботиться о доставке детей в школу. Автобусы не специальные (как, например, жёлтые в США), а экскурсионные или междугородние, где есть только сидячие места.

– Знаю, что в Израиле возможно обучать детей на дому, правда ли это? Пользуетесь ли этой системой?

– Такая возможность существует, но не поощряется государством. Нужны или серьёзные (объективные) причины, или приходится очень долго и упорно пробивать надомное обучение. Мы этим не пользуемся, потому что, во-первых, нашли способ частично компенсировать недостатки государственной системы образования (частная вечерняя школа) и, во-вторых, в многодетной семье без повышенных доходов это неосуществимо (попробуйте количество детей умножить на количество учителей).

– Какие есть недостатки в государственной системе образования?

– По-моему, главный недостаток в том, что государственная система слишком боится детей перегрузить – руководствуется лозунгом "дайте им детство". Таким образом, самый "впитывающий" возраст младших начальных (1-6) классов тратится на то, чтобы научиться учиться, а не на учебу. В старших классах (7-12) делается попытка наверстать упущенное, но время уже ушло. В современных конкурентных условиях этого недостаточно для поступления в ВУЗ, если только родители обилием частных учителей не компенсируют отставание.

– У нас сейчас очень популярно раннее развитие детей, когда уже до года начинают водить детей на развивающие занятия и т.п. Есть ли в Израиле такая же мода в воспитании детей?

– О такой моде мне ничего неизвестно, но это не говорит о том, что ее нет. Просто мы принципиально за "модами" не следим – стараемся делать то, что считаем правильным. Мы не занимались ранним развитием. Я думаю, что самое лучшее "раннее развитие" в указанном возрасте – это естественное грудное вскармливание, и чем дольше, тем лучше. По моему мнению, в этом и в остальных подобных вопросах родители должны честно себе сказать – они это делают для ребенка или чтобы поставить галочку на своей родительской совести за то, что предпочли сохранить фигуру или работу, или уровень жизни, или личную жизнь, или "быть как все" – список можно продолжить. И в зависимости от честного ответа решить, что им дороже в жизни.

– А детские сады есть в Израиле? Выгодно ли женщине сидеть с детьми дома или отдавать в садик и работать?

– Муниципальные детские сады бесплатные для детей с 3-х лет. Все остальные (частные и до 3-х лет) – платные. Как правило, есть продленка до 16:00 (обычно садик заканчивается в 13-13:30) за дополнительные деньги. Размер оплаты зависит от многих факторов, но в целом, конечно, частные садики дороже муниципальных. Стоимость составляет от 9% средней зарплаты в муниципальном садике, до 30% и выше в частном. Соответственно, в частных садах меньше детей в группе. Систем много, есть религиозные и светские. Обычно можно выбрать садик по вкусу и доходам родителей.

А вопрос "что выгоднее" мне кажется странным – разве маму, встречающую своего ребёнка из школы или садика, кормящую его обедом и выслушивающую его наболевшее можно померить на деньги?! Другое дело, что у мамы дома есть дела кроме ребенка, и на них требуется время. Да и где будут социализироваться дети, не ходившие в садик или школу, в армии? (Смеется) Даже если рассматривать только денежный аспект, то ответ будет зависеть от того, какая у мамы зарплата и сколько у неё маленьких детей.

– Как обстоит дело с поступлением в ВУЗ? Есть бюджетные и платные места?

– Насколько мне известно, всё высшее образование в Израиле платное. Другое дело, что существуют возможности уменьшить или отсрочить оплату – от армии (если пошел учиться по специальности, которая нужна в армии – потом надо отрабатывать в армии), от муниципалитета (например, за шефство над подростками), или просто льготные банковские ссуды. Полная стоимость года обучения в ВУЗе – примерно полторы средних зарплаты. Поэтому тот, кто хочет – финансовую возможность имеет.

Система поступления по баллам в аттестате и оценке за единый психометрический экзамен. Каждый ВУЗ и факультет имеют свою формулу расчета проходного балла. Например, технические придают больший вес баллам по физике и математике из аттестата. Но вся информация открыта в интернете, поэтому есть возможность заранее просчитать свои шансы. Вступительных экзаменов, насколько мне известно, нет. Иногда проходит собеседование.
Трудность поступления зависит от престижности и доходности будущей специальности и престижности вуза. Самые трудные для поступления специальности – медицина и адвокатура, потом идут технические, а гуманитарные наименее престижные.

– Вы задумывались о том, как Ваши дети могут совмещать научные и религиозные знания? Ведь для того, чтобы стать успешным ученым, придется во многом отойти от религиозного знания.

– Поскольку противоречие между религией и наукой выдуманное, то и решение здесь индивидуально. Другое дело, что традиционные ценности светской учености находятся в университетах, поэтому светские люди, которые хотят учиться, идут в университеты. Но точно также традиционные религиозные ценности есть в религиозных ВУЗах, и оттуда выходят религиозные авторитеты, раввины. Так что скорее вопрос продиктован стереотипным определением "ученого" только в светских областях знаний. Воочию увидеть стереотипность такого подхода можно на следующем примере: в центре Израиля есть университет Бар-Илан. В нем спокойно сосуществуют как религиозный факультет иудаизма, так и светские факультеты (например, инженерный), но большинство преподавателей на всех факультетах люди религиозные.

– Занятия спортом дорого обходятся семье или есть какая-то система поощрений для наиболее способных?

– Стоимость занятий спортом зависит от уровня этих занятий. Мои дети занимаются в народных кружках (2 раза в неделю по часу), каждый кружок обходится в 3% средней зарплаты. Но есть дети, которые занимаются серьёзно, например, пять раз в неделю по 2-3 часа. Там уже нужно платить другие деньги. Да еще соревнования, которые оплачиваются родителями. Помощь от государства приходит только тогда, когда ребенок достигает регионального уровня, и то маленькая. Какое государство, такая и помощь. (Смеется)

Секции оборудованы хорошо. Занятия проходят почти круглый год на свежем воздухе в тех секциях, которые изначально для него предназначены. Мои дети занимались, например, теннисом и легкой атлетикой – это занятия на улице. А вот борьба и гимнастика – весь год проходят в зале.

– У детей есть некий культ "здорового образа жизни": спорт, питание, экология?

– К сожалению, никакого культа здоровья у детей нет. Всё, что можно, мы сами вбиваем в вечной борьбе с рекламой и компьютером, телевизором. Надеемся, что когда вырастут – поймут. Сами не поймут – печень со временем объяснит. (Смеется)

– Как организован летний отдых детей в Израиле?

– Школьные каникулы в Израиле – июль-август. Для работающих родителей занять детей в это время трудно. Аналогов "пионерских лагерей" нет, всё платное и недешевое. Как правило, предлагают какие-то тематические кружки продолжительностью в 2-3 недели, занятия идут днем, а на ночь дети возвращаются домой. Зато отдых можно выбрать на любой вкус – лошади, экскурсии, языки, спорт и т.д.

– Как вы решаете вопрос с карманными деньгами детей?

– Это очень серьёзный вопрос. Дилемма заключается в следующем: с одной стороны в капиталистическом обществе необходимы навыки обращения с деньгами, с другой стороны мы не хотим вырастить бездумного потребителя, зацикленного на деньгах. В каждой семье есть свои обычаи. Крайности, вроде не давать совсем или давать фиксированную сумму "ни за что" нам кажутся непродуктивными. Мы долго думали, какой путь оптимален, где находится "золотая середина", и пришли к такому способу: регулярных денег мы не даём – ребенок не может осознать свою подверженность рекламе и поэтому регулярные деньги тратятся, как правило, на сладости или игрушки.

Но и подарочных денег, например, на день рождения от бабушки, не забираем – таким образом, ребенок осознает, что у него есть возможность что-то купить, но только то, на что хватит, и потом уже других денег не будет. За участие в домашних делах (покупки, уборка, мытьё посуды и т.д.) мы не платим – считаем, что оплата мешает укоренить понятие о необходимости участия в домашних делах. Иначе получится "я не буду это делать, и не нужны мне твои деньги" или "это буду делать, а это не буду". Ведь главная задача родителей – это вырастить людей, максимально подготовленных к жизни в обществе, социализированных. А во взрослой жизни люди делают то, что надо и должны, а не то, что хочется.

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.