Сообщение о боге стрибог.  Веды. Славянские Боги. Стрибог. Значение имени бога

Из всего пантеона славян я выбрал шесть божеств: Сварога, Ладу, Дажбога, Пуруна, Велеса и Стрибога. В период правления Владимира в его капище их было так же шесть: Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

Я так же взял шесть как, хотя по логике вещей необходимо было еще рассмотреть и богиню Макошь. Если руководствоваться днями недели, то получим
Понедельник - Сварог, вторник Лада (где-то Диво?); Среда-Велес(где-то Триглав);
Четверг-Перун; Пятница Макошь (Парасковья Пятница не путать с христианской). Суббота -Купало; Воскресень- Световит(по сути Сварог). Но вместо Макоши я взял Ладу и то как оборотную сторону Сварога.
Девятидневную неделю считают так: Хорс, Арей, Перун,Варуна Индра Стрибог Сварог, Мерцана, Ярило. Но Макошь я рассматривать не стану, не вижу в этом необходимости, как и в том, чтобы рассматривать Хорса и Симаргла -это дублеры.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. Я даже не буду смеяться над этим.

И тем не менее в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:

1) Стрый - отцов брат, дядя по отцу;

2) Стрыти, стрывати - стирать, сокрушать;

3) Стрела - копейцо, пускаемое с лука.

Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: стремительный и быстрый, стрела и стремление, пространство и страх.

Согласно народным верованиям:

1) Ветры - Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;

2) Ураган - воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;

3) Стриж - птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.

Я бы сюда еще добавил слова настоящего времени "стриптиз"
(striptease - от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease -дразнить), "стрижка", "стригун" (лишай), ну или "стрингер"-продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми.

Вот эта игра словами (корневой их частью) натолкнула меня на мысль написать об этом статью, чтобы, наконец, уяснить, что занимаясь такими передергиваниями мы не подтверждаем сути явления, а лишь говорим о богатстве нашего языка, что может служить величиной значимости его для нас и всего рода человеческого, но ни как не подтверждением наших домыслов.

Вернемся к "нашим баранам. Российский лингвист О.Н. Трубачев в свою очередь считает необоснованными попытки найти в слове Стрибог индоевропейский архаизм или иранизм. Он видит в первой части теонима праслав. sterti «распространять, простирать» и считает, что под Стрибогом понималась некая одушевлённая сила природы (очевидно, ветер).

Базой и исходной точкой для большинства исследователей Стрибога является данная цитата из "Слова о полке Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".

И вероятнее всего данная фраза натолкнула на мысль исследователей 19 в. истолковать Стрибог, как «старый бог» — дядя, тятя, отец, старший, опираясь на древнерусское стрый — «дядя по отцу». Последнее слово сравнивают с др. — инд. pitşvyas «брат отца, дядя», авест. tűirya-, лат. patruus «брат отца, дядя», греч. πάτρως — то же, д.-в.-н. fatureo — то же, fetiro, нов.-в.-н. vetter, «кузен, двоюродный брат». Сюда же относят древнерусское собственное имя Строй (Фасмер; Трубачев, 2006, с. 79-81).

Академик Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной: «Стрибог (бог-отец)… Род (рождающий) — эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах» (Рыбаков, 1981; также см. Гаврилов, Наговицын, 2002, с. 377-382).

По мнению индоевропеиста Т.В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть dievas заменилась на иранское baga (праслав. bogъ). Индоевропейское pater перешло у славян в "стрый". Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов Отмечают, что «в древнерусской традиции Стрибог(ъ) представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции, связанные с некоторыми природными явлениями».

Лингвистическое обоснование к такой трактовке подвел М. Касторский. Он ввел в оборот слово из языка моравских чехов "stri" переводя его как "воздух". С этими доводами согласилось большинство ученых, в их числе Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, С. Гедеонов.

Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он наполнил ветром паруса. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус.

Д.К. Зеленин, производя Стрибога из праславянского глагола "стрити" (*sъtьri) — "уничтожать", считал его "уничтожающим, истребляющим богом", богом войны. Погодин возводил имя Стрибог к древневерхненемецкому "strît" — "спор", также полагая Его богом войны.

И.В. Ягич сравнивает корень "stri" с литовским "styreti", "styru" - "быть жёстким, делаться жёстким".

Р. Якобсон обратил внимание на "соседство" Дажбога и Стрибога в летописном перечне Владимирского "пантеона" (и в "Слове Иоанна Златоуста"): "Рядом с Дажбогом "подателем богатств" Стрибог означал "ширителя, рассевателя богатств", и памятна связь первого с солнцем, а второго - с ветром". В.В. Иванов и В.Н. Топоров согласились с точкой зрения Якобсона. Даждьбог и Стрибог, по их мнению, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй разносит их. Получается что Стрибог просто расширяет функции Дажбога.

Высказываются и противоположные мнения. Л.В. Соколова пишет: "Вероятно, следует признать не только грамматич., но и семантич., функциональную параллель двух пар слав. богов, отождествив Даждьбога с Белбогом, а Стрибога с Чернобогом. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифол. оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под" .

Такое сочетание функций закономерно в индоевропейском контексте. Например, Ваю, индийский бог ветра, также связан с морем (его сыновья — Маруты, что значит «веющие с моря»), с войной — он сопровождает Индру в битвах. Иранский Вайу, ко времени парфян и Сасанидов, стал богом войны, олицетворяющим собой бога смерти, рождения и благополучия.

Может нам что-то прояснит отражение Стрибога в христианской литературе св. Касьян. В описании этого святого мы видим много мифологизированных образов. О том как скованный и плененный он вырывается на свободу и при этом освобождает 12-ть(?) прикованных посреди океана к скале ветров.

Одна из характерных особенностей народного образа св. Касьяна - губительный взгляд. Ничего нового.
Русские поговорки: "Касьян на скот взглянет, скот валится"; "Касьян на что ни взглянет — все вянет"; "Касьян на народ — народу тяжело"; "Касьян на траву — трава сохнет"; "Касьян на скот — скот дохнет". В некоторых местах ему приписываются тяжелые веки, ресницы достигают колен. Двадцать девятого февраля нечистая сила поднимает ему веки, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, вянут растения, случается мор и неурожай.

Многие исследователи упоминают о том, что у Стрибога суровый взгляд, что в свою очередь роднит его с Вием - охранником мертвого царства. И тут стоит обратить внимание на то, что индоевропейские представления о Ветре часто помещают его в различные пропасти, ямы и пещеры. Такова, например, греческая Эолова пещера - подземное жилище ветров. Южных славяне считали, что такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.

По мнению Г.А. Глинки Стрибог «божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого подобно индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие».
Я. Е. Боровский считает «Стрибога божеством ветра, бури, урагана и вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира».

А.А. Ишутин отмечал тот факт, что «Стрибог связан с ветрами. Ср. также рус. стремиться, струя, чеш. strumen, пол. strumyk ‘ручей’, англ. stream ‘поток’, storm ‘буря’, нем. streben ‘стремиться, добиваться’». «что имя Стрибога сохранилось в названии села Стрибож (в Житомирской области) и речки Strzibog в Польше».

У Стрибога как и у греческого его аналога (Кроноса) много детей. Вспомните как его описывал отзывался А.С.Пушкин «Тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор. Тут тебе и море, и ветер и старый дядька. К стате "дядькой" в древности на Руси называли того, кто воспитывал юношей, воспитатель. Как правило, это был ведун (знающий законы природы, силы и пр.)

Мнение же других исследователей сводится к тому, что Стрибог исконно славянское божество, которое означает - «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Хотя последующее описание его "подвигов" никак не подтверждает это. Нельзя быть полезным, все разрушая.

Еще в XIX веке, на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.)

Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Кроме этого из топонимики известно много названий, образованные от имени Стрибога: село Стрибожь в Новгородской губернии, село Стрибож на Житомирщине, Стрибоже озеро, река Стрибожская на Киевщине, польское местечко Strzyboga, там же речка Striboc.

Вместе с тем в Польше имеется название населённого пункта близ Скерневиц Strzyboga, что делает сомнительным предполагаемое Фасмером и Трубачёвым заимствование из древнеиранского Srobaza — «возвышенный бог». «Это имя толковалось как исконнослав. — "устроитель добра" — и сближалось со strojiti (см. строить)… Но от striti ожидалось бы striibogb» (Фасмер). Г. Ловмянский (2003), правда, сомневается и в связи Strzyboga с именем божества, указывая на отсутствие притяжательной формы. Однако насколько она обязательна? Как топоним мог меняться во времени? Вот почему такой довод кажется не очень убедительным. Слова в русском языке имеющие корень "стр" настолько многообразны и разноплановы, что притягивать их к Стрибогу это сплошное шулерство.

Праздники - данный раздел я просто передрал из инета, так как не вижу смысла все это писать своими словами

"В Лета Вращении (Кологоде) выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:
1) Стрибожье Зимнее — день Стрибога-Весновея — отмечается 21 лютеня/февраля-месяца. О сию пору зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле: «Весновей теплом привечает», «Стрибог-Весновей — уж тепло у дверей».
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».
2) Стрибожье Вешнее — день Стрибога-Ветренника — отмечается 5 цветеня/апреля-месяца, когда тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали Федула Ветренника и Федору Ветренницу. В народе говорили: «Пришёл Федул — теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».
3) Стрибожье Летнее — день Стрибога-Ветрогона — отмечается 8 серпеня/августа-месяца, когда буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь».
Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) — «На Михея дуют ветры тиховеи — к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей — к ненастному сентябрю».
4) Стрибожье Осеннее — день Стрибога-Листобоя — отмечается 20 вересеня/сентября-месяца, когда студёные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями.
В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры-листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».
В народе Астафия называли ещё — Астафий Мельник, поэтому сей день отмечали как праздник мельников и водяных мельниц. Тако же Астафий Листобой почитался днём проводов Водяного, ибо верили, что Водяной Хозяин засыпает о сию пору до будущей весны".
Подводить итог сути данного божества не составит труда, он выразится всего не более чем в двадцати строчках.

Стрибог это суть расширения функций более древнего божества Дажбога и заключается во владении ветрами и как следствие покровительство морякам. Именно морякам, а не идущим на стругах и ладьях по рекам. В девятидневной недели(которую впрочем нынче в расчет брать вообще не пристало) он соответствует шестому дню, когда в семидневной недели на этом месте находится Купало. И если предположить, что суботу (именно одно "б", так как "шаббат"- это просто чистота) это старославянский день, день всеобщей чистоты (убирают в доме, на дворе и ходят в баню), то Купало тут как-то более к месту. Этот день никакого отношения к прочим не имеет, это день исконо наш.

Вот и все, пожалуй, более сказать про данное божество и нечего. Оттого не вижу ни его самостоятельности ни его особой значимости. Бог скучный и однозначный даже исследователи более спорят о том, что значит само название, чем о его сути. Неоязычники и те не очень утруждают себя в этом.

В книге "Свято - Русские Веды. Книга Коляды и Книга Велеса" А.И. Асова данного божества нет. А в иных - вскользь.

В книге "Родные боги" Велеслава - его нет, в книге Хиневича А.Ю. "Славяно-арийские Веды. Инглизм" о нем 10 строк.

Вот, пожалуй, и все. Да я понимаю, ничего возвышенного, ничего таинственного я не писал. Не старался вызвать восхищение и удивление, тем более национальный трепет в груди. "Прошелся" по нашему пантеону как бесстрастный комментатор. Кто -то цепляясь к этим словам скажет, что если нет в душе отклика не можешь называться русским. Отвечу прямо: русский, но отклика в душе ни одно божество (кроме Велеса) не вызывает. Почему?

А кому понравится картина Веласкеса, замазанная краской, поверх которой нарисован натюрморт господином Хинасовым и иже с ними.

Если задел кого-то за "живое", сделал это не нароком. Это лишь мое мнение.

Будьте здоровы живите богато!

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.

«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.

«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Окиан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга» «На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»

- (др. рус. Стрибогъ, из индоевроп. *ptr ei, *dejwo, «отец бог», с развитием первого элемента по тому же типу, что др. рус. стрый, «дядя по отцу», при лат. patruus, и заменой второго элемента на *bog), в восточнославянской мифологии божество… … Энциклопедия мифологии

СТРИБОГ, в славяно русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.) … Современная энциклопедия

В славяно русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 бог (375) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Стрибог - СТРИБОГ, в славяно–русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

А; м. [с прописной буквы] У древних славян язычников: бог воздушных стихий (атмосферных осадков, ветров и т.п.). * * * СТРИБОГ СТРИБОГ, в славяно русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т. д.) … Энциклопедический словарь

Бог ветров, только др. русск. Стрибогъ (Пов. врем. лет под 980 г., СПИ), местн. н. Стробожь, в [бывш.] Новгор. губ. (Погодин, ZfslPh 11, 35), польск. Strzyboga – местн. н. близ Скерневиц (Брюкнер, ZONF 11, 231; AfslPh 40, 6, 10). Вероятно,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Один из главных языческих богов восточных славян. В русско славянской мифологии С. определяют как бога ветра, бурь, непогоды. Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 980 в числе богов, изображения которых князь Владимир… … Большая советская энциклопедия

Один из гл. языческих богов вост. славян. В рус. слав. мифологии его определяют как бога ветра, бурь, непогоды. Впервые упоминается в Повести временных лет под 980 в числе богов, изображения к рых кн. Владимир Святославич поставил в Киеве:… … Советская историческая энциклопедия

В древнерусской языческой мифологии бог воздушных течений и стихий. Идол Стрибога был установлен в Киеве в 980. В «Слове о полку Игореве» ветры именуются Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря. Источник: Энциклопедия Русская… … Русская история

Книги

  • Санаторий смерти , Эллри Квин , В романах классика американского детектива Эллери Квина герой, сыщик-писатель, расследует вместе со своим отцом, полицейским инспектором Ричардом Квином, запутанные преступления; загадочное… Серия: Неизвестный детектив Издатель: Стрибог ,
  • Велий ветер. Книга 2 , Роман Казимирский , Лира продолжает свою битву со злом, но теперь она не одна – Стрибог в обществе своего брата, Посвиста, пытается найти властителя преисподней для того, чтобы вернутьдочь. Сумеет ли он сделать… Издатель: Мультимедийное издательство Стрельбицкого , электронная книга

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Стрибог

Стрибог – один из славянских языческих богов, который покровительствовал погоде, ветрам и всему, что как то связано с воздушным пространством. В отличие от Перуна и других божеств этому богу было посвящено целых четыре, а не один, праздничных дня в году.

Место Стрибога в славянском пантеоне богов

Важность Стрибога в языческом пантеоне древних славян была отмечена князем Владимиром, который, пытаясь сплотить народ верой в одних и тех же богов, установил идол Стрибога на главном Киевском капище. Немногие дошедшие до нас летописные сведения и фольклор говорят, что у этого божества были и другие имена. Чаще всего, его называли Ветрыла, а также Стриба и Стрый, что подчёркивало его прямое отношение к воздушной стихии.

Больше того, Стрибог заведовал не только ветрами, но также и птицами, воздушными духами и даже опереньем стрел, направляя их точно на врагов. А ещё древние славяне верили, что это божество способно влиять на погодные условия в гораздо больших масштабах, чем даже громовержец Перун.

Из всего вышеописанного можно предположить, что в первую очередь Ветрыла пользовался почётом среди тех язычников, деятельность которых была связана с ветром. В это число входили как земледельцы, ожидающие каждое лето урожайных проливных дождей, так и рыбаки для которых отсутствие ветра было равносильно смерти в море. Сюда же можно записать и купцов от скорости кораблей которых зависела прибыль и которые почитали Стрыя, поднося ему регулярно жертвы.

Словесное изображение Стрибога

Изображался Стрибог в виде уставшего, но сильного бородатого деда. В его руках был большой лук, сделанный из золота, а вся его одежда была лазурного цвета и отдавала лёгким свечением. Современные исследователи языческого периода Руси выделяют две самостоятельных легенды появления этого бога.

Так, согласно первой – Стрибог явился из снопа искр, которые были высечены из наковальни великого бога Сварога. Вторая версия рассказывает о том, что Стрый был рождён из дыхания верховного бога Рода.

Легенды о боге Стрибоге

Из тех же легенд известно, что бог ветра и воздуха имел двух братьев – Семаргла и Даждьбога, которые были не менее почитаемыми божественными сущностями. Необходимо отметить, что как и Перун, Стрый являлся для язычников очень воинственным богом. Вместе со Сварогом и Семарглом ему удалось одолеть Чернобога, после чего он вместе с Перуном выходил войной на Скипера и помогал Хорсу в его сражении с Месяцем. Стрибог не пропускал ни одного военного божественного конфликта.

Не отличаясь особым красноречием, сам он выходил на связь с остальными божествами лишь тогда, когда этого хотел или когда знал, что им требуется его помощь. Древние славяне верили, что Стрый отличается очень крутым нравом. Он имеет в своём распоряжении воздушное войско, которое готово поддержать бога по первому приказу даже в самой страшной битве.

Были у Стрибога и негативные стороны. Именно его люди часто винили в потере материальных благ, называя Развеивателем богатства. Язычники считали, что по велению этого бога деньги могут уйти мимо рук, оставив человека нищим на дороге жизни. Естественно, подобные действия Стрыя, чаще всего, были мотивированы и выступали в качестве наказания людям за то, что они не живут по совести.

Приписывали этому божеству и Розу Ветров. Символы Стрибога считаются до сих пор сильным оберегом, который принято дарить морякам и людям, связанным с земледелием. В древние времена эти символы вышивались на славянской одежде. Также, ремесленники изготавливали амулеты, кулоны и украшения из серебра – драгоценного металла, ассоциирующегося с богом ветра.

Символы и атрибуты славянского бога Стрибога

Посвящённый Стрибогу праздник отмечался на языческой Руси не один раз в году, а четырежды. Первым праздновали так называемое Зимнее Стрибожье, которое приходилось на двадцать первое февраля, когда зимние холодные ветра сменялись тёплыми весенними. Весеннее или же Внешнее Стрибожье наступало пятого апреля, когда внуки этого бога приносили людям летнее тепло, снимая жар грозами. Историки утверждают, что летний день Стрибога приходился на четырнадцатое июля, но отмечали его в самом начале августа (восьмого числа). И, наконец, осеннее Стрибожье наступало двадцатого сентября и, скорее всего, приходилось на первые заморозки.

На праздник, почитающие бога люди выходили в поле. Считалось, что чем ветренее погода, тем ближе в этот день божество к людям. Язычники просили послать им ветра, которые будут способствовать богатому урожаю. Также, в летописях встречаются упоминания о том, что люди пускали жертву по ветру.

Чаще всего, в качестве жертвы выступало зерно, мука или яркие цветные ленты. В общем, всё то, что мог подхватить и унести ветер. Иногда такая жертва заменялась хлебом или кашей. Стоит отметить, что в эти дни подношения ставили не только самому Стрибогу, но и его детям и внукам, которые были в подчинении у этого бога.

Таблица: язычество древних славян. Место Стрибога в языческом пантеоне.

Стрибог – бог ветра, сын . Внешне Стрибог выглядит как высокий худой старец с крыльями. Волосы и борода у него седые, бог имеет черные глаза и очень густые черные брови. Одет Стрибог в длинный темно-серый балахон, а вооружен кнутом.

Стрибог управляет ветрами не в одиночку: в этом ему помогают сыновья и внуки, каждый из которых отвечает за свой ветер.

  • Посвист – старший сын, повелитель бури.
  • Подага – повелитель горячего, пустынного ветра.
  • Погода – повелитель теплого легкого ветерка.
  • Сиверко – повелитель холодного, сурового северного ветра.
  • Полуденик – повелитель легкого теплого дневного ветерка.
  • Полуночник — повелитель легкого прохладного ночного ветерка.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря. В жертву Стрибогу приносили различных домашних животных: баранов, быков, козлов. Всех их убивали непосредственно на капище, так чтобы кровь жертв стекала на алтарный камень, затем туши животных сжигались в костре, разводимом непосредственно перед идолом.

Способности

Стрибог способен вызвать и утихомирить ветер любой силы. У него в подчинении находиться птица Стратим, впрочем, и сам бог способен принимать ее облик. Как и остальные братья-боги Стрибог — сильный маг, но магия его связана с ветром и движением воздуха, что дает божеству способности летать, создавать иллюзии, становиться невидимым и делать невидимыми любые окружающие объекты.

Сфера влияния

Стрибог отвечает за движение воздушных масс в Яви, и потому сфера его влияния распространяется на всю Явь. Почитали бога земледельцы и мореплаватели. Первые просили его о хорошем урожае, что бы Стрибог пригнал к ним тучи и не выветривал поля, а вторые просили божество о попутном ветре в паруса, чтобы быстрее достичь порта и не потеряться в открытом море.