Екатерина фурцева биография личная. Неоднозначная екатерина фурцева: почему министр культуры ссср так рано ушла из жизни. Успешная, но несчастная


Сегодня имя Екатерины Фурцевой известно многим, в том числе и благодаря популярному сериалу, посвящённому этой неординарной личности. Но какой была она на самом деле? Кто-то считал её своим другом и перед этим человеком реально открывались многие двери. Если же она к кому-то относилась с прохладцей, запросто могла запретить его выступления. Но какой была Екатерина Фурцева на самом деле, и действительно ли она сама приняла решение уйти из жизни?

Ткачиха из Вышнего Волочка


На жизнь Екатерины Фурцевой огромное влияние оказали родители. Страх быть брошенной её преследовал с того самого момента, когда её отец погиб во время Первой мировой войны. Ей было тогда всего четыре года, но всю жизнь она боялась остаться одна.

Мама Матрёна Николаевна, оставшись вдовой с двумя детьми на руках, смогла поднять сына и дочь без посторонней помощи. От неё дочери передалась невероятная внутренняя сила и способность принимать судьбоносные решения самостоятельно. С возрастом Екатерина Фурцева научилась скрывать свои страхи и комплексы, однако внутренне всегда оставалась той самой девочкой, которая боится потерь и одиночества.


После окончания семи классов Екатерина поступила в рабочую школу, где получила профессию ткачихи, а уже в 15-летнем возрасте она начала свою трудовую деятельность. Когда она станет уже большим чиновником, презрительное прозвище «ткачиха» приклеится к ней навсегда. Недруги будут подчёркивать её рабоче-крестьянское происхождение и упрекать в неспособности разбираться в тонких материях.

Очень скоро Екатерина Фурцева сменила рабочую спецовку на деловой костюм и вступила в должность секретаря Кореневского райкома комсомола (Курская область). С этого момента началось её восхождение по карьерной лестнице. Она была молода, красива и задорна, полна надежд и оптимизма. И верила в то, что сможет добиться успеха и обязательно станет счастливой.


Согласно непроверенным данным, в то время Екатерина Фурцева вступила в брак с простым парнем, работавшим плотником. Однако семья эта просуществовала всего три года. Имя избранника Екатерины Фурцевой история не сохранила, а сама она никогда не говорила о своём первом опыте семейной жизни.

С надеждой на счастье


Увлечение планерным спортом привело Екатерину Фурцеву на Высшие курсы Аэрофлота, а работа в Саратовском авиационном техникуме свела её с Иваном Битковым. Красавец-лётчик вскоре стал её мужем, но брак их продлился только до начала Великой Отечественной войны. В Москве, куда перевели Ивана Биткова из Саратова, она получила высшее образование, но семью сохранить не смогла.

Муж ушёл воевать в первые же дни войны и больше к жене не вернулся, а она в 1942 родила дочь. Точных сведений о причине развода нет, одни источники уверенно называют измену Фурцевой, положившую конец семейным отношениям, другие уверены в том, что Иван Битков нашёл себе другую женщину.


Как бы там ни было, но узнавшая о своей беременности Екатерина Фурцева собиралась даже избавиться от ребёнка. Если бы не вмешательство матери, настоявшей на появлении малыша на свет, Екатерина Фурцева могла бы никогда не стать мамой. Светлану будущий министр культуры родила в эвакуации в Саратове, но очень быстро вернулась в Москву. Иван Битков, несмотря на расставание с женой, всегда поддерживал отношения с дочерью.

Екатерина Фурцева уверенно поднималась по карьерной лестнице. Воспитывать дочь ей помогала мама, а сама Фурцева уже работала под началом Петра Богуславского. С ним Екатерину Алексеевну связывали длительные личные отношения, однако её возлюбленный был давно женат и разводиться не собирался. После смещения Богуславского Екатерина Фурцева заняла его место, став первым секретарём Фрунзенского райкома.

Успешная, но несчастная


Она быстро усвоила мужские правила игры и не собиралась уступать ни в чём представителям сильного пола. Фурцева была невероятно трудоспособна, не боялась ответственности и всегда держала своё слово. Екатерина Алексеевна ставила чёткие цели и добивалась их достижения любой ценой, предъявляя одинаковые требования к подчинённым и к себе самой.

Её партийная карьера складывалась успешно, она прошла путь от депутата Верховного Совета до секретаря ЦК КПСС. В 1954 году Екатерина Фурцева возглавила Московский горком. Из-за этого назначения появились слухи о романе Фурцевой с Никитой Хрущёвым. На самом деле они не имели под собой никаких оснований. У Екатерины Алексеевны было множество поклонников, однако Никиты Сергеевича среди них не было.


В 1956 году Фурцева, казалось, снова обрела личное счастье и почву под ногами. Ради неё дипломат Николай Фирюбин оставил первую семью, где подрастали двое детей. Екатерина Алексеевна столь отчаянно хотела быть счастливой и так сильно боялась потерять мужа, что старательно угождала ему. Он же вовсю пользовался не только желанием супруги сохранить семью, но ещё её влиянием и связями. Впрочем, наличие семьи не мешало Фирюбину заводить отношения на стороне.


Назначение в 1960 году на должность министра культуры было, фактически, смещением на ступеньку ниже. Для амбициозной Екатерины Алексеевны это было немыслимо, но она взяла себя в руки и принялась осваивать новую сферу деятельности. Она не всегда принимала правильные и однозначные решения, пыталась чётко следовать «курсу партии» и нещадно критиковала, не допускала, устраняла. При этом Фурцева разрешила Олегу Ефремову выпустить спектакль «Большевики», хотя цензура запретила его показ. И постоянно говорила о необходимости культурного обмена с разными странами.

«Умру министром»


Ей было трудно, она пыталась бороться и с надвигающейся старостью, и с желанием высказать, наконец, всё, что накопилось за годы супружества, своему мужу, уже не пытавшемуся скрывать свои связи на стороне. Екатерина Фурцева уже успела похоронить маму и совершенно обессилела от постоянных скандалов и интриг. Она даже пыталась покончить жизнь самоубийством, порезав себе вены. У министра началась депрессия, её измучили головные боли и чувство страха не давало нормально дышать.


Она не хотела верить слухам о своём грядущем смещении с должности, но понимала, что у неё слишком много недоброжелателей и завистников. Когда же увольнение стало только делом времени, она сказала Людмиле Зыкиной, с которой дружила: как бы там ни было, но умрёт она министром.
Ночью 25 октября 1974 года её не стало. Накануне она узнала об увольнении от Брежнева.


Официальной причиной смерти называется острая сердечная недостаточность. Однако и сегодня кажется, что под этим диагнозом скрывается добровольное решение Екатерины Фурцевой уйти из жизни. Она не могла быть отвергнутой сразу всеми: муж собирался уйти из семьи, карьера её была закончена, а роль пенсионерки совершенно её не устраивала. Приближённые Фурцевой были уверены, что она покончила с собой.

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь.

* Падчерица Екатерины Алексеевны уверена, что у той склонность к суициду была с молодости
* Наследница громкой фамилии прощала любимому мужу измены
* Зятя дочери министра культуры СССР задержали с иконами на границе

40 лет назад не стало Екатерины ФУРЦЕВОЙ, единственной женщины в высшем руководстве СССР. Последние 13 лет жизни она занимала пост министра культуры. Вокруг имени Екатерины Алексеевны до сих пор ходят легенды и мифы. Обозреватель Наталия КОРНЕЕВА, автор книги «Мужские игры Екатерины Фурцевой. Политическая мелодрама», знала дочь Екатерины Алексеевны Светлану последние шесть лет ее жизни. О том, как жилось наследнице высокопоставленной мамы до и после ее смерти, этот рассказ.

Екатерина Фурцева умерла в ночь на 25 октября 1974 года при невыясненных обстоятельствах. Было ей 63 года. Накануне вечером в Министерство культуры, которое она возглавляла, пришла телеграмма из посольства СССР в Нидерландах с сообщением о внезапной кончине известного скрипача Давида Ойстраха. Его Екатерина Алексеевна на днях отправила выступать на переговорах по разрядке международной напряженности.

Ойстрах был болен - его лечащий врач категорически возражал против поездки. Фурцева настояла. Кресло министра под ней уже шаталось, и она решила проявить волю. Возможно, эта телеграмма стала последней каплей. Фурцева распорядилась, чтобы помощница Таня подготовила письмо на имя члена Политбюро ЦК КПСС Алексея Косыгина с просьбой разрешить похоронить музыканта на Новодевичьем кладбище, не подозревая, что через три дня сама там окажется.
Вернувшись около десяти вечера от Косыгина, Екатерина Алексеевна отдала Тане письмо для исполнения, переоделась в комнате отдыха и поехала домой, предупредив дочь Свету по телефону, что собирается лечь пораньше.
Когда поздно вечером муж Фурцевой - дипломат и партийный деятель Николай Фирюбин - вернулся из Министерства иностранных дел, то нашел жену мертвой. Светлана жила отдельно от матери и о ее кончине узнала чуть ли не последней.

Когда я собирала материал для книги, разыскала за границей дочь Фирюбина от первого брака Маргариту, и та уверяла, что мачеха покончила с собой, вскрыв вены.
Рита, по ее словам, приехала в квартиру отца и Фурцевой как раз в тот момент, когда выносили тело Екатерины Алексеевны, накрытое окровавленной простыней.
Светлана в суицид матери не верила:
- Она не могла нас с Маринкой (внучкой. - Н. К.) бросить!
На руки Света получила заключение, что смерть наступила от острой сердечной недостаточности.
Но Маргарита Фирюбина считала: склонность к суициду у Фурцевой была с молодости и что та покончила с собой с третьей попытки. О предыдущей, когда она вскрыла себе вены, сейчас известно. Это случилось после того, как Хрущев Никита Сергеевич вывел Фурцеву из состава Политбюро ЦК КПСС в 1961 году. Это был крах ее головокружительной партийной карьеры. Ее тогда чудом спасли…
Внезапную кончину министра культуры официально замолчали. Было короткое сообщение в газете, и ее имя сразу предали забвению. Но по Москве ходили слухи о самоубийстве Фурцевой.

Бельевой веревкой - да по спине

Я познакомилась с дочерью Фурцевой Светланой в конце 90-х, когда она вернулась из Испании, где прожила почти десять лет. Приехав в Москву, Светлана хотела учредить фонд имени матери с целью возрождения культуры и в помощь актерам советского театра и кино. Она проводила вечера памяти Фурцевой, добилась установки мемориальной доски на доме возле Центрального телеграфа на Тверской, где они когда-то жили.
Теперь же Света поселилась за городом, в доме, построенном архитектором Леонидом Аранаускасом. Именно он проектировал дачу в Жуковке для Екатерины Алексеевны, которую у той со скандалом отобрали.
В те времена партийные руководители жили на казенных дачах. Собственные тоже, конечно, строили, но от греха подальше записывали на родственников. Когда на Фурцеву донесли, Комитет партийного контроля вцепился в нее мертвой хваткой. Едва дачу конфисковали, пошли слухи, что кому-то из Политбюро приглянулся этот дом. Светлана до конца дней не оставляла мысли вернуть недвижимость в Жуковке, но ничего сделать так и не смогла.
Дочка Фурцевой не раз рассказывала мне, как они с мамой жили на государственных объектах. Сначала в поселке Заветы Ильича, потом - в Пушкино. Но на удивление шикарной оказалась дача все в той же Жуковке, когда Фурцева в 1954 году стала первым секретарем МГК КПСС. Тогда ей выделили дом сына Сталина - Василия, которого после смерти «отца народов» Хрущев приказал арестовать.

Пряничный домик, как делилась со мной Светлана, сразу ей понравился. Импортные мебельные гарнитуры составляли красивый интерьер. Посуда - старинные саксонские сервизы «Голубые мечи». Сауна, теплицы, гараж со спортивной иномаркой Василия, конюшни, но без лошадей. И кинозал. Света уже тогда увидела фильм «Унесенные ветром», который мы все посмотрели лишь в годы перестройки.
После смерти матери она сразу почувствовала, что все вокруг нее меняется.
- Колпак с моей головы слетел, - вздыхала она, - и жизнь встала во всей ее реальности. Выжить Светлане, по ее словам, помогли две вещи: счастливый брак и, главное, воспитание в духе советской морали, полученное от Екатерины Алексеевны. «Не двигай стулом, - делала ей замечание мама, - внизу люди живут».
Когда Света, окончив МГУ, пришла работать в Агентство печати «Новости», дочь писателя Валентина Катаева - Женя, дружившая с ней, удивлялась, что у наследницы Фурцевой нет машины.
Но какая там легковушка, если высокопоставленная мать даже запрещала Светлане носить стремительно вошедшие в моду солнечные очки, замечая, что это дурной тон и признак буржуазности. А бабушка Матрена, мать Екатерины Алексеевны, деревенская полуграмотная женщина, под присмотром которой Света росла, действовала еще круче. Она, например, терпеть не могла внучкиных подруг в брюках и отчитывала их, не стесняясь в выражениях. А когда подросшая Света стала гулять допоздна летом на даче, Матрена однажды подкараулила ее и отходила пониже спины бельевой веревкой.
Впрочем, некоторые из окружения министра Фурцевой считали эти методы воспитания необходимыми для Светы. Называли ее взбалмошной и избалованной. Но, войдя в круг ее общения, ничего подобного лично я не замечала.

Неумелая сводница

Конечно, Светлана старалась вести тот загородный образ жизни, к которому давно привыкла. В ее большом трехуровневом деревенском доме царили уют и дух гостеприимства. Архитектор Аранаускас, которому было уже под 90, часто бывал у Светы в гостях. Удивительно милый, интеллигентный, знающий языки человек. Я интересовалась, помнит ли он дачу в Жуковке, которую спроектировал для Екатерины Алексеевны. И архитектор сразу же нарисовал план того, скромного по нынешним меркам, дома.
Света, к слову, очень смешно сводничала. Однажды ей пришло в голову, что, поскольку Леонид Семенович вдовец, я бы могла составить ему пару. Подруга совершенно искренне собиралась устроить мою личную жизнь, приговаривая:
- Будешь за ним как за каменной стеной. Он тебе квартиру отремонтирует.
Однажды приезжаю на званый обед, а в гостиной на диване сидит незнакомец. Пока Светлана хлопотала на кухне, мужчина встал и отрекомендовался:
- Граф Витте.
И когда Света снова стала советовать, чтобы я не упускала из виду пожилого архитектора Аранаускаса, пришлось с улыбкой заметить:
- По-моему, граф мне больше подходит.
- Дурочка, - перебила меня Светлана. - Тебе при твоей разрухе нужен не граф, а архитектор!
Леонид Семенович иногда подвозил меня домой от Светланы на своем тридцатилетнем «Жигуленке». При всей интеллигентности и солидном возрасте за рулем Аранаускас превращался в Шумахера. Так гнал по Рублевским горкам, что я умирала со страху: авто ходило ходуном.
Однажды я спросила:
- Леонид Семенович, почему не купите новую машину?
- А зачем? – флегматично ответил он.- Эта же ездит.

Брежнев был тамадой

Светлана отлично готовила, но, если позволяли средства, держала домработницу. В доме осталось много вещей от Екатерины Алексеевны: мебель, картины, вазы, книги, белый рояль - и это создавало ощущение, что Фурцева-старшая тут. Особенно, когда мы со Светой сидели в сумерках в каминном зале и разговаривали о ней.
Ее мучило чувство вины. Светлана всю жизнь не ладила с отчимом, вторым мужем матери, Фирюбиным, но однажды мне призналась:
- А ведь Николай Павлович был неплохой человек. Я испортила маме жизнь.
Часто Светалана вспоминала о своем покойном муже. Это был брак по любви, хотя Игорь Кочнов, по ее собственному признанию, не был ей верен. Тем не менее, Светлана говорила о нем только хорошее и очень по нему тосковала. Игорь умер от сердечного приступа в 1988 году.
Первым же мужем Светланы стал сын члена секретаря ЦК КПСС Фрола Козлова - Олег. Выскочила за него в 17 лет, потому что мечтала о самостоятельности. Ведь когда ее мама была в партийной верхушке и они жили на улице Грановского, их обслуживала прислуга из 9-го управления КГБ. Помимо контроля спецслужб, очень тяготили мамины и бабушкины ежовые рукавицы. А хотелось воли.
Однажды Светлана во время зарубежной деловой поездки с мамой влюбилась в иностранца. Но та на корню пресекла эти отношения. Тогда Светлана и решила при первой же возможности улизнуть замуж. Однако прогадала и снова попала за высокий забор в особняк партийного деятеля, где был точно такой же контроль.
Ее свекр - Фрол Козлов - родством с Фурцевой тяготился. Как рассказывала мне Ольга, сестра первого мужа Светланы, отец даже не поехал встречать молодых из загса. Но через две недели все-таки закатил им свадебный банкет на своей госдаче. На торжестве присутствовали Микоян, Хрущев, а Брежнев даже был тамадой.
В этом браке родилась дочка Марина, но это не уберегло от развода. Светлана встретила главную любовь своей жизни - того самого Игоря Кочнова. Он даже малышку удочерил. А Олег Козлов умер молодым: говорят, выпивал.
Фонд, учрежденный Светланой, лежал на боку. У Светы не хватало организаторских способностей, но она не бросала начатое. Она хотела оставить своим девочкам дело.
Марина выросла, тоже стала мамой - родила Катю. Когда малышке исполнилось три, большая семья во главе со Светланой решила уехать за границу. Сначала в Германию, потом - в Испанию. Это была идея Марининого мужа-стоматолога. Света продала квартиру, сдала дом и вместе с дочкой, зятем и внучкой отправилась в новую жизнь. Но на границе случился неприятный инцидент. У стоматолога при осмотре багажа нашли иконы. Светлане пришлось поднять все свои связи, чтобы спасти зятя от ареста. Возможно, это потрясение дало толчок страшной болезни, которая вскоре настигла мою приятельницу…

Ровно 37 лет назад, в ночь с 24 на 25 октября 1974-го года, умерла Екатерина Алексеевна Фурцева. В медицинском заключении, подписанном начальником Четвертого управления Минздрава СССР академиком Чазовым, причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность. О той ночи до сей поры гадают: было ли что-то такое «этакое» в ее смерти, хотя не очень-то и понятно с каких это пор невозможность человека смириться с утратой власти является чем-то особенным?
Ни одна женщина в Советском Союзе не сделала такой карьеры, как Екатерина Фурцева. Были дамы популярнее ее, например Алла Пугачева. Были дамы поскандальнее ее, Галина Брежнева к примеру. Но кроме Фурцевой ни одна женщина в СССР не могла похвастаться таким триумфальным восхождением по служебной лестнице партийного аппарата, куда словно нарочно, отбирали не слишком привлекательных дам. И Екатерина Алексеевна стала здесь исключением дважды.

В советском обществе при всем декларируемом номенклатурой всеобщем равноправии было глубоко укоренено «равноправие» оруэлловского «Скотного двора». Все равны, но... партийные работники «равнее» всех. И, конечно же, партийные работники-мужчины «равнее» партийных работников-женщин. Место женщины-партийца - в президиуме партийного собрания районного уровня: белый верх, черный низ, сиди и не дергайся. Полагалось иметь секретарем райкома одну даму, вот и ставили какую-нибудь «на район». А выше поднимались только единицы, потому как не женское это дело - присутствие в большой власти. Да и пролазили туда женщины в основном (пардон), известным местом…
За всю 70-летнюю историю партийного политбюро женщина попадала в его состав только один раз, и то не очень надолго. Зато Екатерина Фурцева стала настоящей советской легендой, о ней снимаются художественные и документальные фильмы, на Тверской в Москве установлена мемориальная доска в ее честь. А кто сейчас помнит мужчин, которые входили в то время в состав Президиума ЦК КПСС? Это потому что мы интуитивно понимаем, что для того чтобы дойти до таких вершин в мужском обществе, нужно быть совершенно особенной женщиной.

Я не буду пересказывать биографию Фурцевой - она достаточно хорошо известна. Остановлюсь лишь на последнем периоде ее жизни.
. С Хрущевым у нее сложились поначалу очень теплые отношения (по сплетням ну очень «теплые», я уже поминал об этом, ). Например, Никита Сергеевич вполне мог позволить себе при всех шлепнуть Екатерину Алексеевну по заднице. Чисто по-товарищески, конечно. И именно благодаря своему товарищу по партии Фурцева сначала стала вторым, а затем и первым секретарем МГК КПСС, а после трех лет правления Москвой - в 1956 году секретарем ЦК КПСС, а в 1957 году - и членом Президиума ЦК КПСС.
Но на вершине власти Фурцева продержалась всего три года и 4 мая 1960 года Никита Сергеевич неожиданно распорядился освободить ее от должности секретаря ЦК и назначить министром культуры. Что послужило причиной? Считается, что чекисты записали вольные разговоры Фурцевой, которые она вела, попивая более крепкие чем чай напитки (любила она это дело). Ничего крамольного, только критическая оценка деятельности Хрущева. Но Никита Сергеевич был человеком легко увлекающимся - понравившегося человека он мог поднять на головокружительную высоту, но, разочаровавшись, с той же легкостью расставался с недавним любимцем. «Разлюбил», как говорят в таких случаях в народе.

Еще год с лишним Фурцева оставалась членом президиума ЦК, высшего органа власти в стране. А вот на ХХII съезде в состав президиума ЦК ее не включили. Это стало для нее страшным ударом, и Фурцева не придя на вечернее заседание съезда, попыталась уйти из жизни. «Сильно подвыпив с горя , - пишет Сергей Хрущев, - а Екатерина Алексеевна злоупотребляла алкоголем, она попыталась вскрыть себе вены. Но рука дрогнула, и самоубийство не удалось. Возможно, она и не собиралась расставаться с жизнью, а просто по-женски пыталась таким образом привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, но ее поступок произвел противоположный эффект ».
В тот день Фурцева (конечно же совершенно случайно) забыла отменить назначенную встречу с подругой - и та ее спасла, забив тревогу. Однако Хрущев «крика о помощи» не оценил, более того, на встрече с коллегами язвительно заметил, что у Екатерины Алексеевны банальный климакс.

Но на должности министра культуры Фурцева пребывала вплоть до самой своей смерти. Мнения о том, каким она была министром, неоднозначны. Но то что она очень страдала, потеряв ту власть, которую имела раньше - сомнений не вызывает. Юрий Любимов вспоминал, как она однажды грустно сказала ему: «Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь вот, видите, сижу тут и с вами говорю ».
В семье тоже все было плохо - муж Николай Фирюбин почти два года жил «на два дома», заведя новый «прочный» роман. Единственная дочь Светлана вышла замуж и жила своей жизнью. Начались и неприятности на службе - в начале 70-х разразился большой скандал, когда она построила дачу, якобы приобретя по дешевке стройматериалы, выделенные на реконструкцию Большого театра. Дачу отобрали, а 25 тысяч рублей, которые Фурцева потратила на строительство, ей вернули, поинтересовавшись при этом, откуда у министра культуры такие большие деньги.
Тут и выяснились некоторые любопытные подробности жизни Фурцевой, о которых написала в своих воспоминаниях Галина Вишневская: «В Париже во время гастролей Большого театра я положила ей в руку 400 долларов - весь мой гонорар за сорок дней гастролей. Я от волнения вся испариной покрылась, но она спокойно, привычно взяла и сказала: «Спасибо ».
.
Теперь уж не узнать, что именно произошло 37 лет назад поздним вечером 24 октября, когда Фурцева вернулась домой. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а муж окончательно уходит к другой женщине - Клеопатре Гоголевой, вдове секретаря обкома и соседке по даче (она была значительно моложе Екатерины Алексеевны).
Но не будем гадать, а послушаем мнение ее близкой подруги Людмилы Зыкиной: «У мужа была любовница, дочь Света полностью занята своей супружеской жизнью, о чём после смерти матери страшно жалела, считала себя чуть ли не преступницей. Но не одиночество могло толкнуть её на самоубийство. Думаю, она бы ещё боролась, если бы не знала, что её хотят снять с должности министра культуры. Она как-то сказала: «Я умру министром».
Этот последний день её жизни стал для неё чёрным. Сначала во время совещания к ней зашли незнакомые люди и срезали правительственный телефон. Потом на приёме в итальянском посольстве она разругалась с Фирюбиным. Приехала к дочери и увидела, что и ей совсем не нужна: с любимым и любящим мужем Светлана была счастлива и без матери. Тогда Фурцева решила поехать на служебную дачу. Но там комендант заявил ей, что она должна освободить помещение в течение 24 часов.
Светлане выдали на руки справку о том, что у Екатерины Алексеевны случился сердечный приступ: у нас все вожди умирали от острой сердечной недостаточности. К сожалению, никто до сих пор не знает истинной причины смерти Фурцевой. Но Светлана всегда считала, что её мать свела счёты с жизнью, выпив цианистый калий
»

Думаю что сердце Фурцевой (по ее желанию или естественным путем - неважно) не выдержало расставания с властью. Давно уже замечено что женщины расстаются с ней гораздо труднее мужчин, а тоскливая жизнь брошенной мужем одинокой пенсионерки была явно не для Фурцевой. Власть - вот что было ее жизнью и смертью!
Так что ничего особенного и ничего нового «под луной». Только в связи с этим интересно, как переживет расставание с властью сердце «Фурцевой наших дней» Юлии Тимошенко...


Эпилог
(по результатам обсуждения этого поста):

«Вспомнилась формулировка причины смерти Марины Мнишек, из XVII века: "Умерла от тоски по своей воле". Под "волей", конечно, подразумевалась не только свобода, но и все утраченные возможности, все амбиции, воспоминания, сожаления, весь потенциал» (с)

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Екатерина Фурцева, сто лет со дня рождения которой исполняется 7 декабря, вызывает у биографов острые и противоречивые чувства. Сначала, в годы перестройки и после распада СССР, ее изображали безграмотной ткачихой и "кухаркой, управляющей государством". Затем ударились в другую крайность - объявили чуть ли не выдающейся деятельницей, высоко державшей знамя отечественного искусства, и лучшим министром культуры нашей страны.

Взлет и падение

И то, и другое несправедливо. В культуре и искусстве Фурцева не разбиралась совсем. Но и "кухаркой" ни в коем случае не была. Ткачихой действительно недолго работала в юности. Правда, закончила химико-технологический институт, так что высшее образование получила. Но основную часть ее жизни занял так называемый "совпартхоз", то есть комсомольская и партийно-хозяйственная работа. И на самом деле эта незаурядная женщина была профессиональным политиком - по понятиям своей эпохи. Других путей для политической карьеры не существовало.

Фурцева прошла школу выживания в сталинские времена, а затем школы выдвижения и школу возвышения. Она взлетела на такую высоту во власти, какой не достигала ни одна женщина ни до нее в СССР, ни после - в Российской Федерации. Даже шире: со времен императрицы Екатерины II не было у нас такой высокопоставленной дамы. Недаром у нее было неформальное прозвище Екатерина Третья. Она была членом Президиума ЦК КПСС.

Взлет и расцвет ее карьеры пришелся на 50-е годы ХХ века - время после смерти Сталина, период самой острой борьбы за власть. Наша героиня принимала в этой борьбе живейшее участие. Каково было женщине в самых верхних эшелонах советской власти - трудно себе представить. Вот одна пикантная характерная деталь: возле комнаты заседаний Президиума ЦК КПСС (который потом переименовали в Политбюро) был только мужской туалет. Женский находился в другом крыле здания, дорога туда-обратно занимала минут десять. Отлучаться во время заседаний на такой срок бывало рискованно. Правда, Фурцева ухитрилась использовать и это обстоятельство.

В 1957 году, когда Молотов, Каганович, Маленков, Булганин, Ворошилов и примкнувший к ним Шепилов попытались сместить Хрущева, единственная женщина попросила разрешения выйти по естественным надобностям, и вызвала на подмогу сторонников первого секретаря ЦК. Хрущев уцелел и расправился с мятежниками, объявив их "антипартийной группой". В этой известной истории роль Фурцевой стала чуть ли не ключевой. Она продемонстрировала отличное политическое чутье и не прогадала.

Хрущев и до этого активно способствовал ее карьерному росту, из-за чего возникли слухи о том, что их отношения выходили за рамки партийно-служебных. Подобные сплетни сопровождали ее почти всю жизнь: трудно было поверить советским людям, что женщина может добиться степеней высоких только благодаря своим способностям, характеру и практическому уму. И совершенно напрасно. У Фурцевой была бурная личная жизнь, романы, безоглядные влюбленности, приводившие к драмам, но на ее карьеру они никак не влияли.

С Хрущевым у нее было много общего. Оба - натуры бурные, неординарные, с сильным властным инстинктом, и страстями, которые не вмещались в рамки протокола и нудных инструкций. Понятно, что у Никиты Сергеевича, как начальника, возможностей было больше. И он недолго терпел столь яркую подчиненную в Президиуме ЦК. Случилась бурная драматическая ссора, ходили слухи, что Фурцева так сильно переживала, что даже попыталась вскрыть вены (потом такие же слухи снова вспыхнут - после ее скоропостижной смерти). В конце концов она была разжалована в министры культуры.

Звездный час

Понижение, опалу и фактическую ссылку во второстепенное министерство, стоявшее очень невысоко в советской негласной иерархии, Фурцева сумела превратить в свой звездный час. Именно на этом посту она надолго запомнилась и вошла в историю. Особенно - на фоне преемника, бесцветного партаппаратчика Петра Демичева. Этот деятель, тоже, кстати, химик-технолог по образование, был типичным для поздней брежневской эпохи человеком-функцией. Про Фурцеву так сказать нельзя. Она была личностью с заметными достоинствами и не менее явными недостатками. Опять-таки - как и Хрущев.

Как ни парадоксально, ее назначение вышло не только удачным, но в принципе соответствовало практике демократических стран. Там на министерства ставят не специалистов в соответствующих отраслях, а политических назначенцев, проводящих линию правящей партии. Чем и занималась Фурцева, вот только партия в СССР была одна-единственная. Партийная линия в то время, в разгар "оттепели", оказалась прогрессивной. Екатерина Алексеевна проводила ее твердо и усердно.

Конечно, нет ничего хорошего в системе партийного руководства искусством. Но иного не было дано, и Фурцева действовала в рамках этой системы. И хотя тонкостей и нюансов фильмов, спектаклей, музыкальных произведений, которые она поддерживала, она не понимала, высоко ценила специалистов, знатоков и умело к ним прислушиваться. И еще до того, как была отправлена в министерство культуры, смогла многое сделать для отечественного искусства.

Международный конкурс имени Чайковского и первая премия американскому пианисту Вану Клиберну в 1958 году, Московский Международный кинофестиваль и Большой приз Федерико Феллини за фильм "Восемь с половиной" в 1963 году - это ее детища и плоды ее стараний, при помощи пианиста Эмиля Гилельса в первом случае и кинорежиссера Григория Чухрая во втором. И театр на Таганке, которой она помогала открыть, и "Современник", который она не позволила прикрыть...

Можно долго перечислять хорошие дела Фурцевой. Ее всегда вспоминали добрым словом такие великие деятели искусства, как, например, Святослав Рихтер, Олег Ефремов или Майя Плисецкая. Хотя было и другое: грубые разносы, закрытые спектакли, запреты, преследования. Нет необходимости идеализировать ее образ и ее деятельность. Вот только редкие советские министры удостаиваются столь светлых воспоминаний со стороны столь выдающихся наших современников, бесконечно далеких от всякой политической конъюнктуры.

Лучше всего подвел черту под спорами об этой личности писатель, искусствовед и телеведущий Виталий Вульф:
"Вся ее борьба за чистоту идеологии выглядит нынче сомнительной и пресной, а незаурядность характера и человеческий талант, умение повелевать и быть понимающей кажутся редкостной ценностью в нашем разумном, холодном и корыстном мире, откуда исчез тот самый непосредственный дух любви к искусству, которым природа наградила Екатерину Алексеевну Фурцеву".

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева умерла 24 октября 1974 года. Все произошло внезапно, за одну ночь, и загадочно: вечером была на банкете, поссорилась с мужем, ушла - утром объявили, что умерла от сердечного приступа. Ходили слухи о самоубийстве, тем более, что раньше уже вскрывала себе вены. Чистая литературщина: страдания и метания утонченной дамы. А ведь раньше, в молодости, она была словно советский танк - смелая, упертая и волевая.
Фурцева была самородком и, видимо, обладала феноменальными способностями. Плюс выигрышная внешность и большой талант общения или даже внушения. Потому биография ее стремительна и в высшей степени партийна: Екатери́на Алексе́евна Фу́рцева родилась 7 ноября 1910 года в Вышнем Волочке. В графе «социальное происхождение» писала «ткачиха, из крестьян», для партийной карьеры лучшего придумать невозможно. С 1954 по 1957 годы работала Первым секретарем Московского Городского Комитета КПСС. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 годы. Министр культуры СССР с 1960 по 1974 год.
За последние 14 лет жизни на посту Министра культуры Екатерина Фурцева сделала удивительно много: Московский кинофестиваль, Конкурс имени Чайковского, выставки Пикассо, Рериха, показ Джоконды в Москве, гастроли Большого во Франции, США, Италии. Это только глобальные международные проекты, и то не все. Внутри страны Фурцева лично контролировала все значимые постановки, фильмы, концерты и гастроли. От нее зависело, кто «пробьется» и выйдет под свет софитов.
Выбор этой женщины «от сохи» был на удивление точным, хорошего вкуса. Конечно, можно сказать, что в ее распоряжении были человеческие ресурсы огромной страны. Но у ее соратника Никиты Сергеевича Хрущева тоже все были под рукой, однако культуры ему это не прибавило. У Фурцевой хватало сил и внимания взаимодействовать с деятелями культуры именно лично и очень эмоционально. При ней взошли звезды великих талантов - Ойстраха, Рихтера, Растроповича, Плисецкой, Вишневской, Ефремова, Бондарчука. Конечно, не было ее заслуги в том, что эти люди были столь одаренными, но нельзя забывать о том, что Фурцева им помогала.
Ей не были благодарны, часто спустя годы после ее смерти отзывались оскорбительно. Оно понятно, ее любимые подопечные - великие таланты. А кто она? «Шлагбаум на пути культуры», как в глаза сказал ей Олег Ефремов. Да и моветон любить начальство, особенно интеллигентному человеку. В России. Как в советской, так и до того. Это уже сейчас считается - можно.
Одна Зыкина была признательна Фурцевой и всю жизнь отзывалась тепло. Наверное, потому что простая женщина, и возможно, внутренне более свободная. Еще Екатерине Алексеевне были благодарны иностранцы. До ее «правления» они ничего кроме хорошей народной песни и пляски из СССР не видели - и вдруг суперклассика и суперкрасота. И переговоры можно вести с красивой вменяемой дамой. Святослав Рерих ее очень ценил, директор миланского театра «Ла Скала» Антонио Гирингелли 10 лет коллекционировал ее портреты, Карден благодарил сердечно. Датская королева Маргрете однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны столько, сколько Фурцева сделала для своей.
Дружба с Надей Леже, вдовой французского художника Фернана Леже, и вовсе получилась знаковой: две простые русские женщины очень подружились, одна «командовала культурой» на одной шестой части суши, другая волею судеб из помощницы по хозяйству стала наследницей харизматичного художника. Обе среди снобов-урожденных интеллектуалов Парижа, Ниццы и Москвы чувствовали себя немного лазутчицами, - и помогали друг другу, поддерживали. Визиты Нади в СССР в качестве обласканной вдовы прогрессивного художника прибавляли ей авторитета в Париже, дорогие подарки и консультации на тему «что нынче носят во Франции» добавляли шарма Екатерине.
Можно представить как Фурцевой завидовали жены мужчин-членов Политбюро. Париж, Милан, Нью-Йорк, кинофестивали, московские театры - все у ног Екатерины Великой. «Мне в Париж по делу надо срочно!» Платья от Ланвен, духи французские, ее облик становился все более утонченным. Другие ЦК-овские дамы в большинстве своем так и оставались «из крестьян».
Но если ты приближаешься так близко к искусству, что меняется облик - значит, меняется и твоя психика.
Фурцева ушла как героиня фильма или романа - артистично, нервно. Даже загадочно.