Гранд-плас, брюссель (фото) — самая красивая в европе. Юс малый Центральная площадь бельгии

Что-то написание моего отчета о поездке пришло в тупик. Хочется написать о Брюсселе поподробней, но как-то все достопримечательности не группируются, а рассказ о них не выстраивается в логическую последовательность…
Пришла к выводу: те достопримечательности, о которых нашла много информации, вынесу в отдельные посты, а об остальных - напишу в заключительной части по Брюсселю.

Итак, сегодня самая красивая площадь в мире, по мнению Виктора Гюго, да и не только его, - Гран Пляс (Grand Place- фр. или Grote Markt - нидерл. «большой рынок»):

Гран Пляс - центральная площадь Брюсселя длиной около 110 м и шириной 68 м. Рыночная площадь возникла в XI веке на месте высушенных болот. В раннем средневековье небольшие деревянные дома были рассеяны по всей площади, но начиная с XIV века, им на смену приходят каменные здания. Постепенно рынок превращается в основной торговый и административный центр города.

Из-за растущей значимости города, городские власти города решают снести часть деревянных домов, а на их месте возвести новую ратушу, которая соответствовала бы потребности города в крупном административном центре. Так в 1402 году начинается строительство здания ратуши, которое и по сей день является доминантой площади. Левое более длинное крыло здания было построено в 1402-1422 годах архитектором Якобом Ван Тиненом, для расширения существующей башни. Позднее было принято решение о новом расширении ратуши. Так в 1444-1448 годах неизвестным архитектором было достроено правое крыло, более короткое, чем первое. Это было обусловлено тем, что окружение площади к тому времени сформировалось и сделать правую часть симметричной левой не позволяли соседние здания. В 1449-1455 годах на месте старой башни было возведена новая 96-тиметровая по проекту архитектора Яна ван Рёйсбрука. Венчает башню позолоченная статуя архангела Михаила, убивающего дьявола, - покровителя Брюсселя.

Глядя на ратушу, нельзя не заметить асимметрию, о которой я уже написала выше. Поэтому поводу в Брюсселе даже сложилась легенда, будто архитектор покончил жизнь самоубийством, бросившись с башне, когда он заметил, что башня была не посередине.

Напротив башни высится здание Хлебного дома (или Дома Короля) в стиле неоготики.

Наличие двух столь разных названий у одного здания определила история. В XIII веке на этом месте было деревянное здание, которое использовалось пекарями как помещение для торговли хлебом. Отсюда и ниделадское «Broodhuis» - хлебный дом. В начале XV века здание стало меньше использоваться пекарями, зато всё больше и больше использовалось для административных целей герцога Брабантского, отсюда пошло французское название «Maison Du Roi» - дом короля. Во время правления императора Карла V было построено каменное здание в готическом стиле (1515-1536 годы). В последующие годы в здании находились королевский суд и даже тюрьма. Именно здесь графы Эгмон и де Орн провели свою последнюю ночь перед казнью на Гран Пляс 5 июня 1568 года. После обстрела в 1695 году французской армией Хлебный дом был частично разрушен. В 1868 году по указу мэра Жюля Анспача городские власти купили этот дом, находящийся к тому времени в плачевном состоянии. Всё здание было перестроено с нуля в неоготическом стиле по проекту архитектора Виктора Ямара (1873 г.). Хлебный дом 2 июня 1887 года стал музеем города Брюсселя.

Однако славу и красоту Гран Пляс создаю не только ратуша и Дом короля, но, и пожалуй, прежде всего, удивительной красоты дома гильдий. И хотя все дома, находящиеся на площади, принято называть «домами гильдий», некоторые из них никогда не принадлежали гильдиям ремесленников, а были в частной собственности.

В средние века и позже в каждом городе было множество гильдий - объединений ремесленников. Богатые и влиятельные в политическом отношении гильдии стремились показать свое значение в декоре домов, в которых они регулярно встречались для обсуждения новых правил и положений торговли своим товаром. В Брюсселе гильдии, конечно же, строили свои представительские дома вокруг Гран Пляс. После практически полного разрушения в августе 1695 года городские власти приказали гильдиям представить планы восстановления домов для окончательного утверждения. Таким образом, было сохранено стилистическое единство площади.

В средние века дома не нумеровались, а имели имена. Имена домов обозначались какой-либо небольшой статуей или частью декора фасада. Конечно, по прошествии стольких веков не всегда удается отыскать деталь, давшую имя дому.

Попыталась разузнать имена всех домов и названия гильдий, которым они принадлежали. В общем, не простое это дело, но интересное…

Дома, находящиеся слева от ратуши (нумерация справа налево)

№1 «Король Испании». Дом принадлежал гильдии пекарей. Над дверью размещается бюст Святого Обера, покровителя пекарей, а еще выше - бюст Карла II, короля Испании.
№2-3 «Тележка». Дом принадлежал гильдии производителей жиров и масел, а позднее торговцам сальными свечеми, украшен статуей Святого Жиля, покровителя этой гильдии.
№4 «Мешок». Дом принадлежал гильдии бондарей и краснодеревщиков.
№5 «Волчица». Дом принадлежал гильдии лучников. Фасад увенчан фигурой феникса, возрождающегося из пепла и пламени и ставшего символом восстановления города после обстрела французскими войсками в 1695 году. Дом украшает рельеф, изображающий Ромула и Рема, вскормленных волчицей, отсюда и название.
№6. «Корнет» (или «Рожок»). Дом принадлежал гильдии лодочников, поэтому и фронтон дома выполнен в форме кормы судна.
№7. «Лиса». Дом принадлежал гильдии галантерейщиков. Рельефы выше второго этажа изображают аллегории четырех континентов. Раньше дом венчала статуя Святого Николая, покровителя гильдии.

Дома, расположенные справа от ратуши (нумерация справа налево)

№8 «Звезда». Дом Аммана. В 1852 году дом был разобран, а в 1897 году по инициативе мэра Шарля Булса был восстановлен, правда, первый этаж был заменен аркадой. За аркадой находится доска, воздающее должное Шарлю Булсу, за заслуги по сохранению исторического облика Гран Пляс, а также архитекторам Гран Пляс.

А это памятник мэру Брюсселя Шарлю Булсу, недалеко от Гран Пляс

Рядом с доской памятник Everard "t Serclaes - средневековому герою Брюсселя.
№9. «Лебедь». Дом принадлежал гильдии мясников. В XIX веке этом доме было кафе, где бывали очень Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
№10 «Золотое дерево». Дом принадлежал гильдии пивоваров. Фасад завершает конная статуя Карла Лотарингского.
№11 «Роза». Частный дом.
№12 «Гора Фавор». Частный дом.

Нумерация домов справа налево

№12а «Король Баварии» - частный дом.
№13-18 «Дом Герцогов Брабантских». На самом деле за одним монументальным фасадом, спроектированным Гийомом де Брейна, скрывается 6 отдельных домов. Фасад украшают 19 бюстов герцогов Брабантских, давших название этому дому.
№13 «Слава». Частный дом.
№14 «Эрмитаж». Дом принадлежал гильдии шпалерных мастеров и обивщиков мебели.
№15 «Удача». Дом гильдии кожевников.
№16 «Ветряная мельница». Дом гильдии мельников.
№17 «Оловянный горшок». Дом гильдии плотников и изготовителей карет.
№18 «Холм». Дом гильдии скульпторов и каменщиков. Или иначе «Дом четырех коронованных гильдий»: скульпторов, каменщиков, кровельщиков и каменотесов.
№19 «Кошелек». Частный дом.

Справа от Хлебного дома (нумерация справа наево)

№20 «Олень». Частный дом.
№21-22 «Иосиф и Анна». Два частных дома, объединенных общим фасадом.
№23 «Ангел». Частный дом.
№24-25 «Золотая шлюпка». Дом гильдии портных. Над входом бюст Святой Вавары.
№26-27 «Голубь». Дом гильдии художников. Во время своего пребывания в Брюсселе в этом доме жил Виктор Гюго.
№28 «Комнаты Аммана». Частный дом.

Слева от Хлебного дома (нумерация справа налево)

№34 «Шлем». Частный дом.
№35 «Павлин». Частный дом.
№36 «Дуб». Частный дом.
№37 «Лисенок». Частный дом.
№38 «Святая Варвара». Частный дом.
№39 «Осел». Частный дом.

Всё-таки интересно изучать историю по названиям домов, узнавать какие гильдии существовали в средневековом Брюсселе…

Продолжение следует...

Гранд-Плас (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В противовес легкомысленности основных символов города, площадь Гранд-Плас, в непосредственной близости от которой и находится Писающий мальчик , отстроена в строгом готическом стиле.

Большинство экскурсий по городу начинается с Рыночной площади. Гранд-Плас - не только самая большая и красивая площадь Брюсселя, но и одна из красивейших площадей в мире. В 13 веке здесь шумели торговые ряды, устраивались праздники и рыцарские турниры, работали сукновальни и вершилось правосудие. З

Каждый четный год Гранд-Плас украшают цветочным ковром - изумительное зрелище, на которое стекаются посмотреть десятки тысяч туристов.

Здания вокруг площади были разрушены в 1695 году во время французской осады, но позже восстановлены по тщательно продуманному плану и стали выглядеть еще лучше. Фасады домов украшены искусной резьбой, гирляндами, статуэтками и колоннами. Каждое из старинных зданий имеет свое собственное название, например, «Волчица», «Тележка», «Лисенок». Замыкает ансамбль площади Здание гильдий.



Прошлой зимой 2013 году выпал счастливый случай побывать в Бельгии в декабре, на Рождество, которое считается одним из главных праздников Западной Европы, в том числе и Бельгии. И, конечно же, моя экскурсия не обошлась без посещения главной площади Брюсселя. Ла-Гранд-Плас зимой превращается в настоящую сказку в наряженной елкой, с подсветкой по всему периметру. Не только туристы, но и сами бельгийцы приходят посмотреть на это волшебство.
В том году было организовано Лайт Шоу. Длилось оно на протяжении всего декабря. Каждый день можно было прийти, но только в определенное время (я была там в 5 вечера),и насладиться этой сказкой. Органная музыка разносилась в такт по всей площади и уходила в близлежащие улочки, а сама разноцветная иллюминация заливала всю площадь своими переливами. Я видела такое впервые в жизни, и, надо сказать, была очень удивлена и растрогана, ты как будто сливаешься со средневековьем.
По всему периметру площади находятся кафе. Там всегда можно выпить чашечку горячего кофе и отдохнуть – наблюдать, сидя и наслаждаясь горячим кофе, гораздо приятнее, чем просто стоять и наблюдать на площади. Не буду врать, цена на кофе на площади отличается от обычных кафе в Бельгии. 3 или 3,5 евро, хотя на соседней улочке кофе будет стоить 2 евро. Но приятно, так как к кофе всегда приносят плиточку бельгийского шоколада, или конфетку Leonidas, мини-печенье или маффин.
Прошлой зимой 2013 году выпал счастливый случай побывать в Бельгии в декабре, на Рождество, которое считается одним из главных праздников Западной Европы, в том числе и Бельгии. И, конечно же, моя экскурсия не обошлась без посещения главной площади Брюсселя. Ла-Гранд-Плас зимой превращается в настоящую сказку в наряженной елкой, с подсветкой по всему периметру. Не только туристы, но и сами бельгийцы приходят посмотреть на это волшебство.
В том году было организовано Лайт Шоу. Длилось оно на протяжении всего декабря. Каждый день можно было прийти, но только в определенное время (я была там в 5 вечера),и насладиться этой сказкой. Органная музыка разносилась в такт по всей площади и уходила в близлежащие улочки, а сама разноцветная иллюминация заливала всю площадь своими переливами. Я видела такое впервые в жизни, и, надо сказать, была очень удивлена и растрогана, ты как будто сливаешься со средневековьем.
По всему периметру площади находятся кафе. Там всегда можно выпить чашечку горячего кофе и отдохнуть – наблюдать, сидя и наслаждаясь горячим кофе, гораздо приятнее, чем просто стоять и наблюдать на площади. Не буду врать, цена на кофе на площади отличается от обычных кафе в Бельгии. 3 или 3,5 евро, хотя на соседней улочке кофе будет стоить 2 евро. Но приятно, так как к кофе всегда приносят плиточку бельгийского шоколада, или конфетку Leonidas, мини-печенье или маффин.
Прошлой зимой 2013 году выпал счастливый случай побывать в Бельгии в декабре, на Рождество, которое считается одним из главных праздников Западной Европы, в том числе и Бельгии. И, конечно же, моя экскурсия не обошлась без посещения главной площади Брюсселя. Ла-Гранд-Плас зимой превращается в настоящую сказку в наряженной елкой, с подсветкой по всему периметру. Не только туристы, но и сами бельгийцы приходят посмотреть на это волшебство.
В том году было организовано Лайт Шоу. Длилось оно на протяжении всего декабря. Каждый день можно было прийти, но только в определенное время (я была там в 5 вечера),и насладиться этой сказкой. Органная музыка разносилась в такт по всей площади и уходила в близлежащие улочки, а сама разноцветная иллюминация заливала всю площадь своими переливами. Я видела такое впервые в жизни, и, надо сказать, была очень удивлена и растрогана, ты как будто сливаешься со средневековьем.
По всему периметру площади находятся кафе. Там всегда можно выпить чашечку горячего кофе и отдохнуть – наблюдать, сидя и наслаждаясь горячим кофе, гораздо приятнее, чем просто стоять и наблюдать на площади. Не буду врать, цена на кофе на площади отличается от обычных кафе в Бельгии. 3 или 3,5 евро, хотя на соседней улочке кофе будет стоить 2 евро. Но приятно, так как к кофе всегда приносят плиточку бельгийского шоколада, или конфетку Leonidas, мини-печенье или маффин.
Прошлой зимой 2013 году выпал счастливый случай побывать в Бельгии в декабре, на Рождество, которое считается одним из главных праздников Западной Европы, в том числе и Бельгии. И, конечно же, моя экскурсия не обошлась без посещения главной площади Брюсселя. Ла-Гранд-Плас зимой превращается в настоящую сказку в наряженной елкой, с подсветкой по всему периметру. Не только туристы, но и сами бельгийцы приходят посмотреть на это волшебство.
В том году было организовано Лайт Шоу. Длилось оно на протяжении всего декабря. Каждый день можно было прийти, но только в определенное время (я была там в 5 вечера),и насладиться этой сказкой. Органная музыка разносилась в такт по всей площади и уходила в близлежащие улочки, а сама разноцветная иллюминация заливала всю площадь своими переливами. Я видела такое впервые в жизни, и, надо сказать, была очень удивлена и растрогана, ты как будто сливаешься со средневековьем.
По всему периметру площади находятся кафе. Там всегда можно выпить чашечку горячего кофе и отдохнуть – наблюдать, сидя и наслаждаясь горячим кофе, гораздо приятнее, чем просто стоять и наблюдать на площади. Не буду врать, цена на кофе на площади отличается от обычных кафе в Бельгии. 3 или 3,5 евро, хотя на соседней улочке кофе будет стоить 2 евро. Но приятно, так как к кофе всегда приносят плиточку бельгийского шоколада, или конфетку Leonidas, мини-печенье или маффин.
Прошлой зимой 2013 году выпал счастливый случай побывать в Бельгии в декабре, на Рождество, которое считается одним из главных праздников Западной Европы, в том числе и Бельгии. И, конечно же, моя экскурсия не обошлась без посещения главной площади Брюсселя. Ла-Гранд-Плас зимой превращается в настоящую сказку в наряженной елкой, с подсветкой по всему периметру. Не только туристы, но и сами бельгийцы приходят посмотреть на это волшебство.
В том году было организовано Лайт Шоу. Длилось оно на протяжении всего декабря. Каждый день можно было прийти, но только в определенное время (я была там в 5 вечера),и насладиться этой сказкой. Органная музыка разносилась в такт по всей площади и уходила в близлежащие улочки, а сама разноцветная иллюминация заливала всю площадь своими переливами. Я видела такое впервые в жизни, и, надо сказать, была очень удивлена и растрогана, ты как будто сливаешься со средневековьем.
По всему периметру площади находятся кафе. Там всегда можно выпить чашечку горячего кофе и отдохнуть – наблюдать, сидя и наслаждаясь горячим кофе, гораздо приятнее, чем просто стоять и наблюдать на площади. Не буду врать, цена на кофе на площади отличается от обычных кафе в Бельгии. 3 или 3,5 евро, хотя на соседней улочке кофе будет стоить 2 евро. Но приятно, так как к кофе всегда приносят плиточку бельгийского шоколада, или конфетку Leonidas, мини-печенье или маффин.

Всю ночь под окном гремела музыка, взрывались хлопушки, разбивались бутылки и хор из нетрезвых голосов фальшиво распевал песни европейских хит-парадов. Когда децибелы затихли, народное гуляние не только не успокоилось, но продолжилось с удвоенной силой. Поочередно были слышны то берберские заунывные мотивы, то ритмы чернокожей эстрады. Марокканская Чаоби сменялась реперскими речитативами, алжирские гауали исполняли авторские песни a cappella после чего слышался жалобный плач эфиопских мушо перераставший в двуголосье конголезийских хаминов. На фоне всех музыкальных экспромтов раздавались крики о помощи подвергавшихся разбою граждан, кого то насиловали, кому-то признавались в любви. Иногда во всю эту какофонию примешивались тревожные звуки полицейской сирены. Звонким бисером разносился дребезг разбиваемых стекол, басили глухие удары сопровождаемые черепно-мозговые и не совместимые с жизнью последствия. Я лежал в кровати и рассматривая потолок своей комнаты продолжал сомневаться в правильной оценки плюсов — минусов близости к луна-парку. Стало светать, уличная нечисть начала прятаться по укромным уголкам словно в Гоголевском Вие. Вдали грянул одинокий выстрел и наконец то все затихло.

Вслед за этим в полном ахуе заснул и я. Пробуждение было нелегким, но верный армейской дисциплине, я поднялся с кровати и насвистывая гимн СССР исполнил несколько физкультурных упражнений, чтобы побыстрее прийти в себя. Надо было подмести машину от осколков и вставить новое стекло. На часах было половина одиннадцатого утра, улица искрилась кристальной чистотой — непонятно когда муниципальные службы успели убрать мусор и вывезти трупы (их должно быть не менее десятка, судя по звукам, коими я наслаждался до первых петухов). Бодрыми шагами, с веником под мышкой я приблизился к машине и присвистнул от удивления. Незадачливые гопники повторно ограбили мою машину, разбив переднее пассажирское стекло. Я хохотал до упада (веселиться мне позволяла юридическое действие условий страховки на территории Евросоюза), надо же быть такими кретинами, чтобы ограбить уже ограбленное авто, поленившись просто обойти ее или хотя бы подергать ручки, которые не были заперты. Убирать машину я не стал, потому как несмышленые арабесы могли совершать поиски наживы еще не раз. Опустив уцелевшие стекла и приоткрыв двери я пошел осматривать достопримечательности, кляня по чем свет стоит всю Северную и Экваториальную Африку, в ногу со мной шагал верный штурман. Мы направлялись на знаменитый Гран Плас.

Отыскать ее не составит труда — отправляйтесь на метро до станции - Bours и с противоположной стороны - Gare Centrale выходите на божий свет, а еще лучше следуйте нашему примеру — идете пешком. Гран плас (альтернативно и по фламандски Гроте маркт) это феерически красивое, умопомрачительно великолепное и адски завораживающее место, сконцентрировавшее стопятьсот достопримечательностей в одном месте.

Но это заявление будет бесспорным при одном условии — нужно быть наблюдательным от природы и уметь отрешившись от мира внимательно созерцать разнообразные филигранные элементы королевского декора.

История возникновения этой удивительной площади конечно же покрыто всяческими баснями. Рассказывают, что королю Франции регулярно выносили мозг о феноменальных красотах Брюсселя, какбэ намекая, что Париж… ну вы понимаете… Король злился, пил горькую и тыкал главного архитектора мордой в план городской застройки, но это не помогало. Единственный эффектом воспитательных процедур стало то, что архитектор увидев короля моментально мочился в штаны. Тогда король приехал в столицу Бельгии, и увидев, что люди не врут приказал его разрушить — французские артиллеристы несколько дней расстреливали город из пушек. Сцуко, ну чем не Гитлер?

Но это не конец истории; жители Брюсселя оказались упрямыми и восстановили город, создав в нем еще более прекрасную площадь, четко спланировав каждую деталь. Таким образом, Площадь Гранд Плас – это единственная средневековая площадь во всей Европе, при строительстве которой весь архитектурный ансамбль был тщательно спланирован.

Застройка Гран Плас началась в 1402 году со здания ратуши Отель де Виль, занимающего большую часть на своей стороне площади и в основном законченного в 1480 году. Девяностометровая башня ратуши сооружалась с 1449 по 1455 год.

Ее шпиль увенчан флюгером в форме пятиметровой медной фигуры архангела Михаила, навешивающего люлей дьяволу. На фасаде здания - более сотни статуй, это копии старинных оригиналов, выполненные в позапрошлом веке.

На противоположной стороне площади в XIII веке был построен Хлебный дом, который, как следует из названия, использовался для хранения хлеба. Позднее это здание стало называться Домом короля.

Стены этого трехэтажного строения прорезаны многочисленными окнами. Фасад украшен аркадами, причем на каждом последующем этаже размеры арок уменьшаются, а декоративные элементы усложняются. В оформлении Дома короля присутствуют многочисленные ажурные орнаменты, витые спирали, башенки и шпили.

При обстреле Брюсселя французскими упырями он пострадал больше всех, но затем был восстановлен и стал резиденцией герцогов Брабантских. Название «Дом герцогов» постепенно трансформировалось в название «Дом короля», хотя ни один монарх в этом доме никогда не жил. Сейчас в здании находится Городской музей Брюсселя.

Перпендикулярно к вышеупомянутым сооружениям находятся дома, где трудились ремесленники и купцы, принадлежавшие к различным профессиональным гильдиям: Дом маляра, Дом портного, Дом мясника, ну и конечно же Дом Кока-Кольщика и Айфоновых дел мастера, если я конечно ничего не путаю.

В средние века рыцари из Бургундии устраивали тут турниры. Да, да, герцогство Бургундия выделилось в 1363 из Франции. С юга оно граничило с Савойей, на юго-западе с Овернь. Уже при Филиппе II Бургундия поглотила Фландрию и Нидерланды. Западным пределом Бургундии оставалась Шампань, а столицей Бургундии был Дижон. Помните, что напевал Д Артаньян направляясь в Париж:

Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс,

И в ваших жилах тоже есть огонь,

Но умнице фортуне ей богу не до вас,

Пока не белом свете, пока на белом свете есть Гасконь.

В современное время мода дубасить друг друга мечами увы прошла. Поэтому люди сидят на скамейках, пьют разные напитки и кайфуют.

Вся площадь представляет собой удивительное сочетание красок — готические здания и дома в стиле барокко украшенные золотым декором, красно-зеленые зонтики уличных кафе

и множество цветов.

Последние пятьдесят лет стало традицией выкладывать площадь Гранд Плас ковром из бегоний. Около 700 000 бегоний, выращенные под Гентом, раскладываются в виде прямоугольника 77х24 метра и украшают главную площадь столицы в течение трёх дней. Цветочное шоу случается два раза в год. Мы к сожалению не стали очевидцами этого события, но чтобы дать возможность читателю прочувствовать масштабы праздника предлагаю изучить скопипастженную (скопипизженную?) мною фотографию.

Сразу после , который я нарек самой неинтересной достопримечательностью Брюсселя, я решил перейти в своих рассказах к Гранд-Плас - месту, которое стало моим любимым в столице Бельгии, да, что там Бельгии, пожалуй, это одна из прекраснейших площадей во всей Европе. Я часто в отчетах других туристов отмечал снисходительное и порой критическое отношение к Брюсселю, но на мой взгляд даже одна Гранд-Плас оправдывает посещение этого города.

Возникновению Гранд-Плас в его современном виде мы обязаны Королю-Солнце. Одним из эпизодов Девятилетней войны стала осада Брюсселя. При бомбардировке города французами в 1695 году были уничтожены сотни зданий, в том числе была практически полностью уничтожена Гранд-Плас, уцелело только здание Ратуши. Но уже буквально через несколько лет площадь была восстановлена. Точнее ее застроили по новому единому плану, все здания гильдий были возведены в популярном тогда стиле фламандского барокко.

Я известный картофил, без карты в начале рассказа чувствую себя, как Пизанская башня без фундамента. Поэтому выложу схему расположения зданий на площади и далее буду использовать нумерацию из этой карты Гранд-Плас.

Начну с самоего внушительного строение на площади Гранд-Плас - Ратуши . Готическая Ратуша была возведена в 15-м веке. Это единственное уцелевшее с тех времен здание на Гранд-Плас. Я очень обрадовался, когда узнал, что здание Ратуши настоящее (ну, почти), а не построенная в 19-м веке имитация готики, как, скажем в или Вене.

На этом фото видно, что здание несимметрично. По легенде, архитектор, который обнаружил асимметрию уже после завершения строительства, в отчаянии прыгнул с башни на мостовую. На самом деле нет. Изначально была построена только левая часть (10 окон), затем к ней достроили более короткое (7 окон) правое крыло здания.

Богатый скульптурный декор фасада Ратуши относится уже к 19-му веку. Здесь можно встретить изображения многих святых, герцогов Брабанта, всадников, горгулий, героев различных легенд. На шпиле башни возвышается статуя покровителя Брюсселя архангела Михаила, который побеждает сотону дракона.

Согласно легенде, Святой Михаил Архангел спас от смерти сына Ламберта II графа Левена. Правда не знаю какого именно Генриха и Ренье, согласно Вики у Ламберта было два сына. В моем кратком перессказе история выглядит следующим образом. Наследник графа влюбился в девушку. Девушка была несомненно достойной, но сыну графа в жены не годилась из-за более низкого происхождения. К тому же и сам молодой человек ей не приглянулся. Тогда ему пришла в голову гениальная мысль - похитить девицу. Но его план не удался и наследника упекли в тюрьму и скоро собирались казнить. Тут в женском сердце произошла перемена, девушка изменила свое мнение о пострадавшем из-за нее поклоннике и пошла проведать его в тюрьму. После свидания она стала молить Бога спасти сына графа и, как оказалось, вполне успешно. Бог был тронут молитвами и послал Архангела Михаила, чтобы он устроил побег молодого человека из тюрьмы. Дальше молодые любовники, надеюсь, поженились, как и положено в легендах. А в благодарность за чудесное спасение граф объявил Архангела Михаила святым покровителем города.

Не смогу вам поведать, какие события отображены на этой консоли. Но если будете на площади, то попробуйте найти на одной из консолей над Львиным крыльцом легенду о судье Херкенбальде. Судья прирезал собственного племянника за изнасилование некой девицы. И сцена убийства, и сцена потери чести красочно, если так можно выразиться о скульптуре, изображена в камне.

Картинку заимствовал . Кстати, весьма интересный журнал о Брюсселе, рекомендую. А сама консоль находится у этого льва на картинке ниже, под которым сидят две девушки, курящие косяк на двоих (да-да, на главной площади, это же Амстердам Брюссель).

В Ратушу можно попасть только вместе с экскурсией, проходят они не так часто, думаю расписание найдете в интернете. Я лично решил пропустить это мероприятие. Все, еще одна фоточка Львиного крыльца Ратуши и заканчиваю на этом.

Переходим к следующему зданию на Гранд-Пла Дому герцогов Брабантских (13-17). Никакие герцоги тут не жили, но фасад украшают их бюсты, целых 19 штук, - отсюда и название. На самом деле это не один дом, а целых семь, объединенных под одной крышей. Над каждой дверью установлен символ гильдии, которой принадлежал дом. От этих изображений и происходят названия домов. Я не любитель снимать детали, так что можете, когда будете на площади сами отыскать изображения (от правого края): Славы (13), Наследия (14), Удачи (15) ,Мельницы (16), Горшка (17), Холма (18) и Биржи (19).

Каждый четный год в августе Гранд-Плас покрывают ковром из цветом. Посмотрите в журнале моего френда:
http://platpaul.livejournal.com/310394.html
Мы это зрелище пропустили, т.к. были 2015-м, т.е. нечетном. Но все равно немного цветочков на площади застали. Распродают остатки прошлогоднего ковра?

Переходим к следующей стороне площади, пожалуй, наиболее живописной. Начнем с правого края. Самое широкое здание принадлежало гильдии Булочников. Называется оно Король Испанский (1), на фасаде между вторым и третьим этажем установлен бюст Карла II, короля Испании. Крышу дома Испанского короля венчает флюгер с Меркурием. На первом этаже находится самое известное кафе площади Гранд-Плас, которое называется также "Король Испанский", как минимум, рекомендую зайти и выпить пива.

Следующее здание с забавным названием "Тележка " (2) принадлежала гильдии торговцем маслом (или жиром? переводчик с французского из меня так себе).

Зданием "Сумка " (3) владела гильдия ткачей ковров.

"Волчица " (4) относилась к гильдии лучников. Фронтон (треугольная фигня под крышей) украшает барельеф Аполлона, пронзающего стрелами (тут же гильдия лучников как-никак) питона. Кхе-кхе, тревел-блогеры, у которых я это вычитал, это никакая не змея, а самый настоящий дракон. Пифон охранял вход в Дельфийское прорицалище, да и он сам мог прорицать, от его имени пошли предсказательницы Пифии (Матрицу-то думаю все смотрели). Под Пифоном и Аполлоном расположены четыре медальона с римскими императорами: Траяном, Тиберием, Августом и Юлием Цезарем. Спустимся на этаж ниже и увидим четыре статуи - аллегории Правды, Лжи, Мира и Смуты. Над дверью - изображение Капитолийской волчицы, давшее название дому. Венчает крышу статуя Феникса - символ возрождения Гранд-Плас и Брюсселя после войн и разрушений.

"Рожок " (5) единственный дом по внешнему виду которого можно определить, какой гильдии он принадлежал. Смотрите на последний этаж. Догадались? Правильно, это же корма корабля! А значит здесь обосновалась гильдия лодочников. На этаж ниже от кормы фасад украшают статуи тритонов и морских коней. Над входом в здание изображен почтовый рожок.

И, завершает сторону домов гильдий "Лис " (6). Здесь был центр гильдии галантерейщиков. Как вы уже поняли, над дверью установлена позолоченная фигурка лиса. Только не спрашивайте, какое отношение лис имеет к галантерее. Впрочем, и к другим гильдиям это относится. Первый этаж поддерживают атланты. На втором фасад украшают статуи, изображающие четыре континента: Европа, Азия, Афика и Америка, в центре - статуя Правосудия. Третий поддерживают кариатиды, а на крыше установлена статуя св. Николая, покровителя этих торговцев (сейчас на реставрации).

Вы, удивитесь, но когда я гуляю по городу, то меньше всего забочусь, как я потом буду описывать свою прогулку в журнале. Будь я нормальным блогером, я, конечно, обфоткал бы каждую деталь домов гильдий, про которые я писал выше, чтобы рассказ получился лучше иллюстрированным. Но в этот раз кое-что я все-таки запечатлел. Надеюсь, в таком виде детали пышного декора можно будет чуть лучше рассмотреть. На снимке ниже дома "Сумка" (с кариатидами, т.е. полуколоннами в виде теток) и "Тележка".

Статуи континентов на фасаде "Лиса". В центре - Правосудие с гигантским мечом. Атланты, поддерживающие балкон, тоже хороши.

Аллегорические статуи на фасаде "Волчицы". Справа с обвисшими сиськами - Смута, далее со свитком (почему?) - Мир, Неправда, целится в туристов каким-то камнем, и крайняя слева Правда держит книгу (но не читает ее явно), при этом на Правде меньше всего одежды из всей честной четверки.

Ночью на Гранд-Плас шикарная подсветка, я приходил сюда практически каждый вечер в Брюсселе благо Гранд-Плас расположена по дороге от нашего отеля в знаменитый Деллириум.

Красота неимоверная, я считаю.

Я был в Брюсселе четыре вечера (возвращаясь из поездок по окрестностям) и один полный день, и каждый раз я заходил на Гранд-Плас, так что не удивляйтесь количеству одинаковых фоток в разное время суток.

Следующая сторона - это еще пять домов. Справа "Звезда " (8) - один из самых узких домов Гранд-Плас. Его крышу украшает золотая шестиконечная звезда. На первом этаже галерея, в которой установлен лежащий (тогда уж уложен, наверно) памятник Everard t"Serclaes. Чуть ниже напишу о нем подробнее.

"Лебедь " (9) - самое высокое здание на этой стороне. Довольно контрастное здание, первые этажи очень строгие, затем чем выше, тем более разгуливалась фантазия архитектора. На самом деле строили дом в несколько этапов, в 18-м веке его выкупила богатая гильдия мясников и видимо решила приуркасить здание под свой мяснический вкус. В "Лебеде" Карл Маркс, который пять лет прожил в Брюсселе, отмечал новый 1848-й год. В некоторых отчетах о Гранд-Плас я встречал утверждение, что он здесь жил и даже написал тут свой "Капитал", но это не так.

"Золотое дерево " (10) - самый пышный и полезный дом из пятерки. Почему полезный? Да потому что это дом гильдии Пивоваров! Крышу украшает статуя Карла Александра Лотарингского наместника Нидерландов. В качестве губернатора заслужил добрую славу мудрым и мягким правлением. Как человек был строг, но не зол и отходчив. Любитель пожить и тонкий ценитель и любитель искусства. Покровительствовал известным музыкантам. Чем, видимо, и заслужил себе золотую статую.

"Роза " (11) и "Гора Табор " (12) ничем особым не выделяются, но тоже приятные.

Давайте чуть ближе рассмотрим крыши "Лебедя" и "Золотого дерева". На крыше "Лебедя" установлены три ангела, под центральным надпись "Этот дом построила шерсть". Я не совсем, признаться, разобрался откуда у мясников, чей гильдии принадлежал "Лебедь", взялась шерсть, похоже, как отходы производства.

Вечереет и в окнах домов стали зажигаться огни. И, несмотря, на некотрую помезность здания стали смотреться уютно и тпело.

Галерея дома "Звезда". Видите слева фоткающихся японцев? А чуть за ними в нише находится памятник Everard t"Serclaes . Этот житель Брюсселя в 14-м веке возглавил освобождение города от оккупировавших его фламандцев. Памятник расположен на месте, где стоял дом, в котором от ран умер Everard. Статуя умирающего рыцаря выполнена в стиле Итальянского Возрождения, чем в свое время возмутила некоторых критиков, якобы это анахронизм, ведь герой Брюсселя жил во времена готики, вот и памятник надо было сделать готическим.

Также на памятнике изображены три сцены из истории Брюсселя. Забавно, что, как минимум, в трех местах автор монумента обыграл прозвище брюссельцев, как "пожирателей куриц " (ну, любили раньше жители города употреблять эту птицу в готовом виде): женщина тащит тележку с домашней птицей, поваренок держит курицу, у проказника в руках кружка с надписью "едоки куриц".

Традиция требует от туристов потереть руку, колено или собачку у ног рыцаря при этом надо загадать желание которое обязательно должно исполниться. Якобы этот обычай зародился во время оккупации Брюсселя немцами во время Первой Мировой Войны, так жители города демонстрировали свой патриотизм (хмм).