Какие буквы надо проверять в безударных слогах. Произношение безударных гласных звуков. Ударные и безударные гласные звуки

Изучение любого языка - дело непростое, а русский не зря называют великим и могучим. Разнообразие сложных правил часто пугает иностранцев. Немалые трудности у изучающих русский язык как иностранный вызывают русские буквы. Даже спустя годы многие жители других стран не умеют правильно выговаривать некоторые из них. Преподаватели школы русского языка "Лидер" решили рассказать, какие буквы оказываются самыми сложными для слушателей и как научиться произносить их правильно.

Буквы И, Ы

Почти все иностранцы испытывают сложности со звуком [ы]. Как правило, «ти» говорится вместо «ты» или «мить» - вместо «мыть». Для того чтобы правильно выговорить этот непростой звук, необходимо отодвинуть язык вглубь рта и напрячь его заднюю часть.

Будет проще делать это, если вместе со звуком [ы] будут произноситься [к] и [г]. Эти звуки всегда легко даются слушателям, но, когда они их произносят, язык сам напрягается нужным нам образом. Поэтому эффективно будет использовать сочетания этих букв, постепенно переходя на другие, а далее - к словам.

Буква Й

Очень важно тщательно поработать со звуком [й], так как он используется чаще, чем сама буква, ведь мягкие гласные во многих случаях обозначают два звука. При этом иностранцы часто допускают ошибки, говоря, к примеру «твои», а не «твой».

Иностранцу следует понять, что звук [й] очень короткий. Если звук [и] можно произнести нараспев, то [й] выговаривается мгновенно: ай!

Не менее важно обратить внимание на написание этой буквы, ведь если перепутать «и» с «й», получится ошибка, в отличие от пары «е» и «ё».

Буква Р

Когда мы произносим звук [р], кончик языка напрягается и, вибрируя, дотрагивается до альвеол (бугорков над зубами). Как правило, сложности у иностранных слушателей вызывает именно эта вибрация кончика языка. Чтобы упростить задачу, стоит использовать простые для иностранцев звуки [т] и [д]. Когда мы их выговариваем, язык автоматически занимает правильное положение над зубами. Сочетания этих звуков, к примеру «др», поможет привыкнуть к сложному [р].

Буква Ж

Эта буква удивляет иностранцев не только своим произношением, но и написанием (нередко она именуется бабочкой или звездочкой).

Чтобы произнести этот звук, необходимо весь язык отодвинуть назад, а кончик его поднять к альвеолам.

Чтобы иностранцу освоить звук [ж], будет полезно использовать такие помощники, как звуки [о], [у] и [г]. Первые два гласных звука помогут правильно оформить губы, а согласный [г] отодвинет язык назад.

Буква Ц

Этот звук в русском языке - неделимый, что и вызывает затруднения у иностранцев. Зачастую его путают со схожим сочетанием звуков [т+с] и именно так и произносят звук [ц]. В таком случае стоит понять, что звук [т] должен произноситься как можно более кратко и быстро.

Чтобы освоить произношение этого звука, лучше использовать слова, в которых буква Ц следует за буквами Т или Д. Это позволит добиться большей четкости произношения.

Буквы Ш и Щ

Эти шипящие вызывают особые сложности при изучении русского языка, их нередко путают. Чтобы выговорить звук [ш], нужно отодвинуть язык назад и напрячь его заднюю часть. При этом кончик языка должен быть у альвеол, а губы следует вытянуть и округлить. Для произношения звука [щ] язык нужно наоборот продвинуть вперед и приподнять среднюю часть. Губы при этом растягиваются, как при улыбке.

Стоит заметить, что мягкий звук [щ] звучит дольше, нежели твердый [ш]. Для того, чтобы добиться от звука [щ] нужной мягкости, стоит обратиться к звуку [и].

Отработать навыки произношения всех букв русского алфавита вы можете на курсах русского языка как иностранного в нашей школе. Профессиональные преподаватели с радостью помогут вам овладеть этим интереснейшим языком. Ждем вас!

» Учимся произносить правильно » Учимся произносить правильно звук Ч

Учимся произносить правильно звук [Ч]

Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.

Нас вновь выручает Самуил Маршак, один из любимейших поэтов детей разных поколений, собравший в «Азбуке в стихах» такие разные и такие знакомые буквы русского алфавита. Двадцать пятой по счету значится буква Ч, как правило, символизирующая на письме звук [Ч]. Отсутствие категоричности в этом утверждении связано с законами орфоэпии русского языка, по которым написание и произнесение большого количества слов не совпадают. Так, в слове что, выступающем в роли вопросительного местоимения или подчинительного союза и в соответствии с произносительной нормой звучащем как [што], буква Ч обозначает звук [Ш]. Однако, речь о звуке [Ч], который столь заметен в двустишии про черепаху.

Звук [Ч] относится к группе шипящих и является согласным звуком сложного образования. [Ч] состоит из двух компонентов: взрывного, или смычного, и фрикативного (щелевого). Это значит, что при произнесении звука кончик языка сначала смыкается с корнями верхних резцов — взрывной компонент, затем — после кратковременного «взрыва» — отходит к альвеолам и образует щель. Таким образом, по способу образования звук [Ч] относится к смычно-щелевым звукам, или к аффрикатам.

Правильная артикуляция звука [Ч] состоит в следующем: губы и зубы занимают положение, как при звуке [Ш]; передний край языка, как уже было сказано, сначала прикасается к альвеолам, производя звук [Т ‘], затем, отрываясь от них, переходит к последующему произнесению щелевого [Ш ’]. В результате быстрого соединения этих двух звуков, мягкость которых обусловлена сильным подъемом спинки языка, слышится [Ч]. Мягкое небо во время произнесения [Ч] поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки раскрыты, так что звук произносится без голоса; выдыхаемая струя воздуха теплая.

Для овладения правильной артикуляцией [Ч] надо сначала предложить произнести звук на слух или прибегнуть к показу положения кончика языка и губ, дать возможность ощутить тепло выдыхаемого воздуха. Вызывание звука можно превратить в увлекательный момент подражания голосовым реакциям представителей животного мира. Так, вызывая звук [Ч], можно предложить ребенку показать, как стрекочет кузнечик, подобрав картинку с изображением насекомого.
Если же потребуется постановка звука, следует начать с общего для всех шипящих укрепления кончика языка и выработке умения удерживать передний край языка за верхними зубами. В качестве помощника понадобится звук [Т ‘]: подняв кончик языка кверху, надо произнести отдельный звук (Т ’ — Т ‘ — Т ’…) или слоги Т"И или АТ"; в это время с помощью шпателя или зонда передний край языка отодвигается в глубь рта, и за звуком [Т"] произносится [Ш"]. В результате получается звук [Ч]. Иногда бывает достаточно во время произнесения [Т"] слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед — «рупором»: кончик языка отодвигается назад, производя [Ч].

Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна. Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.

В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы. И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.

Буква Ш.

В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры - слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.

Буква Ч.

Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…

Буква Щ.

Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…

Буква Ц.

В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.

Буква Й.

В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.

Буква Ы.

Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.

К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ] .

Как произносится звук [Ш] в норме.

Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ш

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка боковые края языка голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя

Как произносится звук [Ж] в норме.

Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Как произносится звук [Ч] в норме.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение: disc"> губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонема тического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т. е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека - щека), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш].

Подробную консультацию можно получить у логопеда.