Концепции плюралистической демократии. Плюралистическая концепция демократии Р. Даля Б) черты и условия функционирования плюралистического режима

Общая характеристика плюрализма в демократии и истоки его зарождения

Современную демократию, в основном представленную на западе, чаще всего называют плюралистической демократией. Такое название она получила потому, что часто определяется как совокупность разных общественных интересов, будь то:

  • экономические,
  • религиозные,
  • культурные,
  • территориальные,
  • групповые.

Данный перечень не является исчерпывающим. Такое разнообразие базируется на формах выражения интересов, которые могут быть представлены в виде различных объединений, ассоциаций, партий или движений и многое другое.

Замечание 1

Как уже было отмечено выше, свое начало плюралистическая демократия берет от либеральной политической системы, действуя в рамках основных ее принципов, в числе которых разделение властей, принцип конституционализма и другое.

Либералы передали как наследие ей такие ценности как права человека, индивидуальная свобода. Однако, стоит заметить, что такое положение является характерным для всех ответвлений идеологии демократии. Тем не менее, прослеживаемая общность, не дает права идентифицировать их как похожие. Их отличие довольно сильно в виду разного построения, а самое главное отличие – материал, на основе которого происходит данное построение.

Рассматриваемая плюралистическая демократия базируется на разного рода идеях, формах, концепциях, занимая тем самым промежуточное положение между индивидуалистической и коллективистской основой формирования отношений в обществе. Стоит заметить, что последнее более характерно принципу народовластия, и не является в достаточной степени приемлемым для идеологии, исповедуемой плюрализмом.

Основные идеи плюрализма

Рисунок 1. Плюралистическая демократия. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения ученых, плюралистическая демократия основывается на том, что двигателем демократии должен быть не весь народ в целом, даже не отдельно взятая личность, а определенная группа, преследующая главные и нужные цели. Воздействие именно единицы такого рода должно произвести стимулирующее воздействие, порождая объединения граждан, открыто выражающие свои интересы, находящие равновесие и стремящиеся к балансу, находящее свое отражение в политических решениях.

Самым важным аспектом, с точки зрения плюралистов, выступает достижение компромисса и равновесия. Что касается постановки на главную ступень такой единицы как группа, связано с тем, что с точки зрения плюралистической концепции индивид представляет собой безжизненную абстракцию. Объединяясь же в определенные виды сообществ, личность на должном уровне начинает формироваться, определяясь с интересами, ориентирами, ценностями и многими другими аспектами.

Принцип разделения властей

С точки зрения разделения властей, демократию сложно назвать властью стабильного большинства, так как оно весьма изменчиво, складывается из множества компромиссов, монополизировать власть, как и принимать определенного рода решения без поддержки других не имеет возможности. В случае возникновения именно такой обстановки, следует ожидать объединений из представителей недовольных сторон, которые будут в состоянии блокировать решения, не выражающие интересы большинства, не служащие противовесом, обеспечивающим сдерживание монополизации власти.

Замечание 2

В таком случае получается, что демократия ассоциирует себя с формой правления, в рамках которой общественные объединения наделены возможностью отстаивать свои интересы, конкурировать в борьбе за компромиссы, отражающие необходимый баланс.

Основные черты, характеризующие плюрализм в демократии

Как уже отмечалось выше, основой плюралистической демократии выступает группа специальных интересов. Разрешением возможных конфликтных отношений выступает общая воля, возникающая в результате компромиссов. Такое соперничество и балансировка представляют собой социальную основу демократии, обнаруживающуюся в динамике власти.

Политика плюралистической демократии генерируется разумным эгоизмом личностей и их объединений. В данном случае государство не выступает на страже, как это выбирают либералы. К роли государства отводится ответственность за нормальное функционирование системы общества в отдельно взятом секторе, поддержки социальной справедливости, защите прав и свобод человека. Власть проходит распределение между политическими институтами. В свою очередь общество должно признавать и уважать функционирующий политический процесс и основы государственного строя. Демократическая организация выступает условием адекватного представительства.

Плюрализм в демократии в реальности

Политическое функционирование стран, представляющих высокий уровень развития, на современном этапе основывается именно на рассматриваемом типе, в результате чего плюралистическая демократия представлена на «каждом шагу». Таким образом, мы получаем, что наиболее сильная группа приватизирует собственность государства, снижает на нее налоги, при этом деньги не получаются слабыми группами, в числе которых пенсионеры, армия, врачи или учителя. Возникающее неравенство порождает еще большую пропасть между народом и элитными слоями населения, в результате чего государство перестает быть социальным.

Замечание 3

Защита собственности превыше защиты прав человека – правило, лежащее во главе угла законов и ценностей западного общества.

Что касается России, то она аналогичным образом ассоциируется себя с демократическим государством, которое строится на принципах плюрализма, с проповедуемой индивидуальной свободой. Говоря о монополизации власти, можно заметить, что рядом групп она практически завершена. В то время как ряд «лучших умов» продолжает питать надежду на равные возможности, которые позволят разрешить социальные конфликты.

Часто называют современную западную демократию плюралистической, потому что она позиционирует себя как разнообразие общественных интересов - социальных, экономических, религиозных, культурных, территориальных, групповых и так далее. То же самое разнообразие позиционируется на уровне форм выражения этих интересов - ассоциаций и объединений, политических партий, общественных движений и так далее. В данной статье будет рассмотрено, какие виды демократии существуют, чем они различаются.

Истоки

Современная так называемая плюралистическая демократия западных стран выросла из политической системы либеральной. Она наследует все ее главные принципы. Это разделение властей, конституционализм и тому подобное. От либералов же пришли и такие ценности, как права человека, индивидуальная свобода и прочее. Это характерно для всех ответвлений демократической идеологии. Однако несмотря на принципиальную общность, плюралистическая демократия от либеральной отличается очень сильно, потому что построена совсем иначе. И главное отличие в материале для строительства.

Плюралистическая демократия выстроена на различных формах, находящихся в синтезе в своей организации. Она занимает промежуток между либеральной (индивидуалистической) и коллективистской моделью построения общественных отношений. Последняя более свойственна системе народовластия, и это недостаточно приемлемо для идеологии плюрализма.

Идеи плюрализма

Предполагается, что теория плюралистической демократии состоит в том, что демократия должна иметь движителем вовсе не народ, не отдельную личность, а группу, которая будет преследовать главные цели. Эта общественная единица должна стимулировать многообразие, чтобы граждане объединялись, открыто выражая собственные интересы, находили компромиссы и стремились к равновесию, которое должно выражаться в политических решениях. То есть, плюралистам безразлично, какие виды демократии существуют, чем они различаются, какие идеи проповедуют. Главное - компромисс и равновесие.

Самыми видными представителями этой концепции являются Р. Даль, Д. Трумен, Г. Ласки. Плюралистическая концепция отвела главную роль группе потому, что индивид, по ее утверждению, является безжизненной абстракцией, и только в сообществе (профессиональном, семейном, религиозном, этническом, демографическом, региональном и тому подобных, а также и в отношениях между всеми объединениями) может сформироваться личность с определившимися интересами, ценностными ориентациями, мотивами в политической деятельности.

Разделение власти

В этом понимании демократия не является властью стабильного большинства, то есть народа. Большинство изменчиво, поскольку сложено из множества компромиссов между разными индивидами, группами, объединениями. Монополизировать власть ни одно из сообществ не может, также и не может принимать решения без поддержки остальных общественных партий.

Если такое случится, недовольные объединятся и блокируют те решения, которые не отражают общественные и личные интересы, то есть послужат тем самым социальным противовесом, сдерживающим монополизацию власти. Таким образом, демократия в данном случае позиционирует себя как форма правления, при которой многообразные общественные группы имеют возможность выражать собственные интересы свободно и в конкурентной борьбе находить компромиссные решения, отражающие этот баланс.

Основные черты

Прежде всего плюралистическую демократию характеризует наличие группы специальных интересов (заинтересованной), что является самым главным, центральным элементом такой политической системы. Результатом конфликтных отношений различных сообществ является общая воля, рожденная посредством компромиссов. Баланс и соперничество коллективных интересов - социальная основа демократии, обнаруживающаяся в динамике власти. Противовесы и сдержки распространены не только в сфере институтов, как это принято у либералов, но и в области социальной, где их представляют группы-соперники.

Генератором политики в плюралистической демократии является разумный эгоизм личностей и их объединений. Государство не стоит на страже, как предпочитают либералы. Оно отвечает за нормальную работу общественной системы в каждом ее секторе, поддерживает социальную справедливость и защиту прав человека. Власть должна распыляться между разными политическими институтами. Общество должно обрести консенсус в системе традиционных ценностей, то есть признавать и уважать политический процесс и основы существующего строя в государстве. Базисные группы должны иметь демократическую организацию, и это является условием адекватного представительства.

Минусы

Концепция плюралистической демократии признана и применяется во многих развитых странах, но существует множество критиков, которые подчеркивают ее довольно крупные недостатки. Их много, а потому будут выбраны лишь самые значимые. Например, в объединениях состоит далеко небольшая часть общества, даже если брать во внимание группы по интересам. Реально участвует в принятии и осуществлении их менее одной третьей части всего взрослого населения. И это только в высокоразвитых странах. В остальных гораздо меньше. И это очень важное упущение данной теории.

Но самый огромный недостаток находится в другом. Всегда и во всех странах группы значительно отличаются друг от друга по уровню влияния. У одних ресурсы мощные - знания, деньги, авторитет, доступ к средствам массовой информации и много что еще. Другие группы практически лишены каких бы то ни было рычагов влияния. Это пенсионеры, инвалиды, малообразованные люди, наемные рабочие низкой квалификации и тому подобные. Такое социальное неравенство не позволяет всем одинаково артикулировать собственные интересы.

Реальность

Однако приведенные выше возражения во внимание не берутся. На практике политическое существование современных стран высокого уровня развития выстраивается именно по такому типу, и примеры плюралистической демократии можно видеть на каждом шагу. Как шутят о серьезных вещах в германской сатирической передаче: приватизация, понижение налогов и уничтожение социального государства.Это - традиционные ценности.

Сильная группа приватизирует государственную собственность, она же снижает налоги на нее (эти деньги не получат слабые группы - пенсионеры, врачи, учителя, армия). Неравенство продолжит расширять пропасть между народом и элитой, а государство перестанет быть социальным. Защита собственности вместо защиты прав человека -это действительно главные ценности западного общества.

В России

В России сегодня таким же образом позиционируется демократическое государство, строящееся на плюралистических принципах. Проповедуется индивидуальная свобода человека. Тем не менее монополизация власти (здесь ближе термин узурпация) отдельными группами практически завершена.

Лучшие умы продолжают надеяться, что страна когда-нибудь даст своему населению равные жизненные шансы, сгладит социальные конфликты, а у народа появятся реальные возможности для защиты собственных интересов и для участия в политическом процессе.

Другие концепции

Народ как субъект власти имеет весьма сложный групповой состав, поэтому модель плюрализма отразить все аспекты не может и дополняет их целым рядом иных концепций. Теории, посвященные самому процессу осуществления власти, можно подразделить на категории: представительную (репрезентативную) и политического участия (партиципаторную). Это две разные концепции демократии.

Каждая из них иначе определяет границы государственной деятельности, которые необходимы, чтобы обеспечить свободы и права человека. Этот вопрос подробно разбирал Т. Гоббс, когда разрабатывал договорную концепцию государства. Он признавал, что суверенитет должен принадлежать гражданам, но они его делегируют избранникам. Защитить своих граждан может только социальное государство. Однако сильные группы не заинтересованы в поддержке слабых.

Другие теории

Либералы рассматривают демократию не как порядок, который позволяет гражданам участие в политической жизни, а как механизм, который защищает их от беззаконных действий и произвола властей. Радикалы видят этот режим как суверенитет не личности, а народа. Они разделение властей игнорируют и отдают предпочтение демократии непосредственной, а не представительной.

Социолог Ш. Эйзенштадт писал, что основными различиями в политическом дискурсе современности обладают плюралистические и интегралистские (тоталитаристские) концепции. Плюралистическая видит индивида потенциально ответственным гражданином и исходит из того, что он активно участвует в институциональных областях, хотя это не совсем соответствует реальному положению дел.

Марксизм

Тоталитарные концепции, в том числе и тоталитарно-демократические их интерпретации, отрицают формирование гражданственности через открытые процессы. Тем не менее с плюралистической концепцией у тоталитарной есть много общего. Прежде всего это идеологическое понимание строения мирового сообщества, где коллективизм преобладает над остальными формами общественного устройства. Суть концепции К. Маркса в том, что в ней заключена вера в возможность посредством политического действия тотального свойства преобразовать мир.

Такой режим еще продолжают называть марксистским, социалистическим, народным. Сюда относятся очень многие и очень разные модели демократии, которые были рождены традициями марксизма. Это общество равенства, которое выстроено на обобществленной собственности. Есть еще демократия политическая, с первого взгляда похожая, но которую следует от марксистской отличать, поскольку она лишь фасад равенства, далее в ней привилегии и обман.

Социалистическая демократия

Наиболее ярко социальный аспект выражен в социалистической теории. Этот вид демократии исходит из однородной воли гегемона - рабочего класса, поскольку это наиболее прогрессивная, организованная и единая часть общества. Первый этап выстраивания социалистической демократии - диктатура пролетариата, постепенно отмирающая, поскольку общество приобретает однородность, интересы разных классов, групп и прослоек сливаются и становятся единой волей народа.

Народная власть реализуется через советы, где представлены рабочие и крестьяне. У советов в руках полная власть над общественной, политической, хозяйственной жизнью страны, и они обязаны выполнять волю народа, которая выражается на народных собраниях и в наказах избирателей. Частная собственность отрицается, автономии личности не существует. ("Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества...") Поскольку при социалистической демократии оппозиция существовать не может (ей просто не найдется места), эта система отличается однопартийностью.

Либеральная демократия

Эта модель основана на других идеологических концепциях. Сущность в том, что она признает приоритет интересов личности при полном отделении их от интересов государственных. Либералы растут как грибы на необъятно раскинувшихся просторах рыночных отношений, они выступают за изъятие из обихода идеологической и политической составляющих и за становление национального государства.

Народ в либеральной теории выступает субъектом общественных отношений и отождествляется с собственниками, а источник власти - безусловно отдельная личность, права которой ставятся выше законов государства. Они закреплены в конституции, защищаются судом, который тоже не зависит от государства (право у либералов только прецедентное). Свободой для них является не участие в политике, а жизнь без принуждений и ограничений, без вмешательства со стороны государства, где гаранты - общественные институты. В итоге - государственный механизм не имеет эффективности, социальной справедливости нет.

Теория плюралистической демократии (Р. Даль)

Если доктрина «государства всеобщего благоденствия» обращается преимущественно к экономической и социальной деятельности современного буржуазного государства, то «теория плюралистической», или политического плюрализма, рассматривает главным образом буржуазно-демократическую систему политической власти.

Одним из приверженцев плюралистической демократии является политолог Р. Даль. Суть его аргументов сводится к следующим положениям:

ь демократия плюралистическая предполагает сосуществование большого числа организованных интересов;

ь организованные интересы конкурируют, между собою в обладании политической властью и влиянием;

ь конкурирующие интересы взаимно контролируют друг друга и ограничивают власть;

ь плюралистическая конкуренция интересов ведет к общественному равновесию, наилучшим образом учитывая общественные и групповые интересы при принятии политических решений.

Основополагающее понятие плюралистической концепции Р. Даля - «полиархия», обозначающее систему политического управления посредством открытого соперничества политических групп за власть.

Основной чертой демократии он считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав граждан:

  • 1) формулировать свои потребности;
  • 2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;
  • 3) иметь потребности, которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.

Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т.е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним - правом участия в политической конкуренции.

Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин - «полиархия».

Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:

  • 1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;
  • 2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;
  • 3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;
  • 4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
  • 5) свобода выражения мнения;
  • 6) альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации;
  • 7) организационная самодеятельность, т.е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.

Выделенные признаки полиархии, которые необходимо рассматривать комплексно, в их взаимосвязи, с одной стороны, позволяют систематизировать основные черты современной демократии, а с другой - провести различие между демократическими и недемократическими политическими режимами, а также степень демократического развития в каждой отдельной стране. Концепция полиархии исходит из того обстоятельства, что в теории демократии никогда не будет достигнут окончательный консенсус по поводу высших ценностей и целей демократического развития, будь это свобода, социально-экономическое равенство, экономическая справедливость и т.д.

Р. Даль выделяет следующие условия, при которых возможна стабильность полиархии:

ь политические лидеры для завоевания власти и ее обеспечения не должны прибегать к средствам насильственного принуждения, то есть к использованию силовых структур (армии, полиции);

ь необходимо наличие современного, динамичного общества, организованного на плюралистических принципах;

ь конфликтный потенциал субкультурного плюрализма должен уравновешиваться высоким уровнем терпимости;

ь среди граждан государства, особенно политически активных слоев необходимо наличие политической культуры и системы убеждений, тяготеющих к идеям демократии и полиархии.

Существенным тормозом Р. Даль считает чрезмерную концентрацию и централизацию власти. Поэтому важным фактором развития полиархической демократии является рассредоточение экономических и политических ресурсов.

Полная полиархия - это система XX века. Несмотря на то, что некоторые институты полиархии возникли в некоторых англосаксонских странах и странах континентальной Европы в XIX веке, ни в одной стране демос не стал инклюзивным (распространяющимся на другие государства) вплоть до XX века.

Исторически полиархия прочно ассоциируется с обществом, обладающим рядом взаимосвязанных характеристик:

ь относительно высокий уровень доходов и богатства на душу населения;

ь возрастание уровня доходов и богатства на душу населения на протяжении лительного времени;

ь высокий уровень урбанизации;

ь сравнительно маленькая или быстро сокращающаяся доля населения, занятого в сельском хозяйстве;

ь многообразие сфер профессиональной деятельности;

ь широкое распространение грамотности;

ь сравнительно большое число лиц, посещающих высшие учебные заведения;

ь экономический строй, при котором производством заняты преимущественно относительно автономные фирмы, жестко ориентирующиеся в своих решениях на национальный и международные рынки;

ь сравнительно высокие значения традиционных индикаторов благосостояния, таких, как количество врачей и больничных коек на тысячу жителей, ожидаемая продолжительность жизни, доля семей, которые могут позволить себе приобретение различных товаров длительного пользования, и т.д.

Взаимная корреляция подобного рода социетальных показателей настолько велика, что подтверждает правомерность квалификации их всех как признаков более или менее определенного типа социальной системы Общество такого типа Р. Даль назвал динамичным плюралистическим обществом, а страну, обладающую отмеченными чертами - современной динамичной плюралистической страной.

Современным динамичным плюралистическим обществам присущи благоприятствующие полиархии свойства, среди которых в качестве основных следует выделить два, подкрепляющие друг друга:

ь появление установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей.

В обобщенном виде полиархическая инфраструктура институтов прежде всего делает упор на их гуманитарной и политической значимости. Для нее характерны такие принципы как правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представительный характер, плюрализм и свобода политической деятельности. Эти принципы описывают основные сущностные признаки и характеристики демократии и позволяют сделать вывод: «демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты».

Теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.

В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории «плюралистической демократии», некоторые ее прежние сторонники (Г. Парсонс, Р. Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.

Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Жан-Жак Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия понимается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

Плюралистическая теория демократии

Плюралистическая теория демократии была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Г. Ласки, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рис мен и др.), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Плюралистической называют демократию, в которой народ рассматривается как сложное противоречивое образование различных социальных групп, конкурирующих в борьбе за власть, а интересы граждан, образующих такие группы, реализуются с помощью взаимных компромиссов на основе баланса общественных интересов.

Согласно этой теории, классы в современном обществе исчезли. Современное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» – слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др.). Сторонники данной теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Процесс принятия политических решений и формулирования воли происходит через борьбу этих сил и служит своеобразным компромиссом. Монополизировать процесс принятия политических решений какой-то одной силой оказывается невозможным.

Р. Даль и Трумэн настаивали на необходимости существования множества центров власти, а, следовательно, и центров принятия политических решений. Не отрицая важность политического лидерства, сторонники плюралистической демократии считают неоправданными претензии какой-либо одной элиты на представительство интересов всего общества. Разделяя основные институциональные характеристики либеральной демократии, плюралисты делают, тем не менее, главный упор не на индивидов, а на многочисленные заинтересованные группы, каждая из которых стремится повлиять на процесс принятия решений.

Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие одной властвующей группы в собственных интересах.

При всей стройности теория плюралистической демократии имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.

Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии, разработанная Р. Далем . Сам термин «полиархия» (дословно – «правление многих») возник в Англии в 1609 г., однако в обществоведческой литературе он практически не использовался вплоть до начала 50-х гг. ХХ столетия. Впервые он был введен в научный оборот в качестве политологической категории в 1953 г. в работе Р. Даля и Г. Линдблома «Политика, экономика и благосостояние». Использование данной категории, по мнению авторов, открывало возможности для более реалистичного анализа существующих демократических систем, оставляя при этом в стороне абстрактные демократические идеалы. Первоначально Р. Даль и Г. Линдбом анализировали полиархию как процесс, посредством которого рядовые граждане могут осуществлять контроль за политическими лидерами. В последующем концепция полиархии дополнялась существенными признаками, затрагивающими институциональные, процессуальные и культурологические аспекты плюралистической демократии. На основании обстоятельного анализа истории и теории демократии Р. Даль в итоге выделил семь признаков полиархии:

1) выборность органов власти, гарантированная конституцией; с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями;

2) регулярное и периодическое проведение свободных и справедливых выборов, при которых исключен механизм принуждения;

3) всеобщее избирательное право, когда практически все взрослое население наделено правом участия в выборах;

4) право быть избранными в органы власти – практически все взрослое население наделается данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах;

5) свобода самовыражения – граждане имеют право на свободу высказывать свое мнение без страха подвергнуться наказанию по широкому кругу политических проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии;

6) альтернативная информация – граждане имеют права добиваться альтернативных источников информации, и, более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами;

7) автономия ассоциаций – для реализации своих многообразных прав, включая и вышеперечисленные, граждане имеют также право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам.

Выделенные признаки полиархии, которые необходимо рассматривать комплексно, в их взаимосвязи, с одной стороны, – позволяют систематизировать основные черты современной демократии, а с другой – провести различие между демократическими и недемократическими политическими режимами, а также степень демократического развития в каждой отдельной стране. Концепция полиархии исходит из того обстоятельства, что в теории демократии никогда не будет достигнут окончательный консенсус по поводу высших ценностей и целей демократического развития, будь это свобода, социально-экономическое равенство, экономическая справедливость и т.д.

В конце 70-х – 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории плюралистической демократии, некоторые ее прежние сторонники (Г. Парсонс, Р. Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.

Проанализируем в данном параграфе две проблемы:

А) СООТНОШЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ПЛЮРАЛИЗМА;

Б) ЧЕРТЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.

А) соотношение демократии и плюрализма:

Концепция режима плюралистической демократии сложилась и приобрела популярность в мире после II мировой войны, в связи с тем, что в ней общественность видела гарантию против тоталитаризма. Режим плюрализма (англ.pluralism от лат.pluralis – множественный) базируется на соответствующей модели демократии , не являясь полным ее воплощением. Это обусловливается тем, что, во-первых, атрибуты демократии могут наблюдаться и в других, рассмотренных выше, режимах. Во-вторых, демократия не сводима лишь к системе политической власти, она является цельной, интегративной характеристикой общества, прилагаемой, например, как к форме устройства какой-либо организации, так и к системе ценностей, формирующих мировоззрение людей (свобода, равенство, права и свободы личности и т.д.). В-третьих, существуют разные модели и трактовки демократии как способа формирования властных структур и осуществления ими своих полномочий. К ним относятся: античная, классическая, ревизионистская, парламентарная и иные теории демократии. Даже если отбросить названные причины, то и тогда демократия как реальное народовластие без всех необходимых атрибутов государства практически неосуществима. Народ лишь в конечном итоге является сувереном власти через разные формы политического участия: прямую и представительную демократию. Вряд ли можно назвать хоть одну страну мира, где этот идеал реализуется последовательно и без изъятий. Поэтому демократия как форма общественно-политического устройства – это идеал, к которому ближе других режимов сегодня стоит режим политического плюрализма.

А последний можно определить, вслед за авторами англо-американского “Словаря политического анализа” (С.86), так: “Плюрализм – наличие в современном обществе разнородных институтов и организаций, имеющих диверсифицированные (разнообразные) религиозные, экономические, этнические и культурные интересы. Политическим плюрализмом характеризуется общество, где власть (властное могущество) (power) широко распределена между многочисленными группами, которые находятся в подвижных состояниях конфликта, соперничества и сотрудничества друг с другом. Политический плюрализм [как характеристика] может относиться также к правительственным и другим общественным институтам, обеспечивающим возможность столь широкого разделения власти”.

Б) черты и условия функционирования плюралистического режима:

Назовем черты этого режима:

1) Политический плюрализм, включающий:

а) многообразие относительно независимых субъектов политики : как субъектов политической инфраструктуры (групп и организаций, участвующих в борьбе за власть или за влияние на нее), так и центров силы и власти вместо одного центра (децентрализация и разделение власти);

б) исключение монополии на власть любого из субъектов политики;

в) наличие оппозиции , свободного состязания политических сил;

г) правовое закрепление свободы формирования политических партий и многопартийность ;

д) многообразие независимых каналов артикуляции интересов, гласность, свобода слова и печати;

е) демократические выборы и референдумы как главное средство распределения власти. Ведение политической борьбы не по велению диктатора или правящей верхушки, а на основе закона и общепринятых правил политической игры. Регулярная ротация (смена) правящих элит и лидеров в зависимости от волеизъявления народа;

ж) обладание реальной властью со стороны гражданского общества , которое формирует политические и общественные институты, передавая им власть в том объеме, который считает необходимым.

Подобная система невозможна без соответствующих условий , к числу которых необходимо отнести:

2) Экономический плюрализм (наличие множества автономных предприятий разных форм собственности);

3) в качестве социальной основы власти – производный от предыдущего социальный плюрализм , соперничество групповых интересов. Режим плюрализма стремится обеспечить баланс сил между конфликтующими экономическими, демографическими, религиозными и иными общностями и организациями, их представляющими;

4) Культурный плюрализм , означающий мирное сосуществование самых разнообразных культур и идеологий при господстве согласия (консенсуса) по базовым ценностям (сформированной у большинства населения политической культуру, предполагающую прочные установки на демократические ценности и нормы жизни, а также реальный демократический опыт и традиции). Этот тип культуры – необходимое условие цивилизованной политической борьбы и разрешения конфликтных ситуаций. Так, Р.Арон (С.70) считает основополагающим принципом плюралистического режима сочетание двух чувств: уважение законов и чувство компромисса (толерантность).

Иногда социальный плюрализм индустриального общества (предполагающий возможность социальной мобильности, свободного перехода из одной социальной группы в другую) противопоставляют культурному плюрализму традиционных обществ (с их жесткими расовыми, языковыми, кастовыми и религиозными барьерами). Как отмечают авторы англо-американского “Словаря политического анализа” (С.86), “социальный плюрализм предполагает столкновение групповых интересов, но в рамках... общего ценностного консенсуса, тогда как культурный плюрализм есть продукт расколов по поводу базовых ценностей”. В индустриальном обществе рассредоточение власти необходимо, чтобы воспрепятствовать доминированию какой-то одной группы, тогда как в молодых государствах с культурным плюрализмом это рассредоточение может привести к дезинтеграции страны.

Безусловно, этот тип политического режима еще не реализует все идеалы народовластия. Было бы ошибочным упрощенно трактовать политический плюрализм как развертывающуюся в обществе борьбу в равных условиях, как это делает Артур Бентли (США). Более того, отнюдь не все граждане представляют свои интересы в соответствующих группах. Для демократии нужны также сильные профсоюзы и иные компоненты гражданского общества, способные воздействовать на государство. Да и государство не всегда способно быть справедливым арбитром, следящим за согласованием различных социальных интересов, разные социальные слои имеют неодинаковые стартовые условия для борьбы за реальное влияние на власть. Между личностью и государством есть много различных звеньев, но власть, как правило, концентрируется у тех сил, в руках которых находятся экономические рычаги. Многие сторонники плюрализма утверждают, что сейчас и на предприятиях власть распределяется между трудом, менеджментом и капиталом (а иногда и клиентами) и ни одна сторона не доминирует над другими, что все стороны свободны в выборе сотрудничества с любой другой стороной, а не принуждаются к этому. Однако авторы Пингвиновского словаря по социологии ставят этот тезис под сомнение, утверждая, что капитал и менеджмент на деле имеют гораздо большую власть, чем труд, и тем самым принуждают рабочих к сотрудничеству. Эти авторы также указывают на серьезный разрыв между теоретическим определением политического плюрализма и его функционированием в демократических обществах, где реально преобладают отдельные группы или частные интересы. Авторы же англо-американского словаря по политологии подчеркивают, что плюралистическая демократия порождает много групп, обладающих правом вето, что делает власть неповоротливой. Тем не менее мы убеждены, что режим политического плюрализма сегодня в наибольшей степени является демократическим и формирование его требует долговременных и кропотливых общественных усилий.

Итак, режим плюралистической демократии – это современный вариант режима реальной демократии, способ политического властвования, при котором ни у кого нет полной монополии на власть.

Вместе с тем нельзя сказать, что в какой-либо стране уже утвердился режим реальной демократии в полном объеме, т.е. воплощены все ее принципы и требования. Для реализации подлинного народовластия нужны дальнейшие преобразования и прежде всего следующие:

а) народ действительно должен стать учредителем любой власти, для чего нужна такая избирательная система, чтобы сами граждане могли выдвигать и избирать свои власти (все ее ветви и уровни);

б) народ должен стать основным контролером власти, т.е. нужен постоянный контроль избирателей за всеми властями, осуществляемый через средства массовой информации, которые должны быть абсолютно независимы от властей, и через реальные регулярные отчеты перед собраниями избирателей всех правителей о своих доходах и, главное, тратах, о расходовании всех статей бюджета, о сути принимаемых законов и их исполнении;

в) народ должен стать действительным ограничителем власти, т.е. нужна простая система смены властей и их политики народом в любой момент – по закону и без восстаний типа албанских.