Норман фостер биография. Музей американских воздушных сил в Кембридже, Великобритания

Марианна Бродач

В каждом проекте сэр Норман Фостер и его команда используют элементы, присущие зданиям высоких технологий, и каждое творение достойно отдельного внимания.

В этой подборке читайте о первом в мире экологичном высотном здании, «большой оранжерее», самом необычном здании мэрии, башне-«огурце», изогнутом небоскрёбе, первой высотке Нью-Йорка с «Золотой» оценкой по LEED и частном космодроме.

ОБ АРХИТЕКТОРЕ

Сэр Норман Фостер - английский архитектор, один из основателей и руководителей архитектурного бюро Foster and Partners. Является обладателем множества наград, в числе которых самые престижные Притцкеровская и Императорская премии. Был возведён королевой Елизаветой II сначала в звание рыцаря, а затем барона. Фостер, отмечающий в следующем году свой 80‑летний юбилей, родился в Манчестере (Великобритания). Окончил Школу архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. В 1961 году выиграл стипендию на обучение в Йельском университете (США), откуда вышел со степенью магистра в области архитектуры. Здесь же Фостер познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1967 году вместе с ним, а также с сёстрами Чизман учредил архитектурную студию Team 4, где команда создала много проектов в стиле хай-тек. Позже Фостер основал свою архитектурную студию Foster Associates, которая в 1990 году была
переименована в Foster and Partners. Сотрудничество с архитектором Ричардом Фуллером, с которым архитектор познакомился в 1698 году, повлияло на то, что при проектировании Фостер всё больше внимания стал уделять сохранению окружающей среды.
Проекты бюро Фостера реализованы по всему миру. Первым значимым объектом стала штаб-квартира Willis Faber & Dumas (Великобритания, 1975). Своё первое высотное здание - Hongkong and Shanghai Bank - Фостер построил в Гонконге (КНР, 1986). Широко известны работы студии над терминалом лондонского аэропорта «Станстед» (Великобритания, 1991), высотным зданием Commerzbank во Франкфурте-на-Майне
(Германия, 1997), виадуком Мийо (Франция, 2004), башней Hearst Tower в Нью-Йорке (США, 2006), зданием «Хан-Шатыр» в Астане (Казахстан, 2010), а теперь и магазином Apple в Стамбуле (Турция, 2014).
Для России архитектурное бюро Foster and Partners также разработало
несколько проектов. Это 600‑метровая башня «Россия» в Москве-Сити, проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, «Хрустального острова» в Нагатинской пойме, здания «Апельсин» на месте ЦДХ, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и др. По различным причинам пока ни один из этих проектов не осуществлён.

Главное правление банка Commerzbank

Commerzbank во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1997) - одно из самых высоких зданий в Европе. Вместе с тем это первое в мире экологичное высотное здание. Горизонтальная проекция небоскрёба представляет собой треугольник со скруглёнными вершинами и немного выпуклыми сторонами. Центральная часть сооружения занята огромным треугольным атриумом, проходящим по всей высоте здания.

Атриум является каналом естественной вентиляции для смежных офисных помещений. Примерно две трети года сотрудники банка могут регулировать уровень естественной вентиляции путём индивидуального открытия окон. Только при сложных погодных условиях автоматизированная система управления оборудованием климатизации задействует систему механической вентиляции. Благодаря такой схеме организации вентиляции энергопотребление в Commerzbank на 30 % ниже, чем в традиционных высотных зданиях таких же размеров. Охлаждаемые теплоёмкие перекрытия с замоноличенными трубопроводами используются для естественного охлаждения здания вместо традиционной системы кондиционирования воздуха. Снижению энергозатрат способствуют также двухслойные светопрозрачные ограждения, теплозащитное остекление, герметичные стеклопакеты.
Особенностью комплекса являются зимние сады. Они размещены по спирали вокруг треугольной формы здания и занимают четыре этажа. Сады заполняют большие объёмы неразделённого офисного пространства и одновременно играют важную роль в создании микроклимата здания: за счёт аккумулирования теплоты солнечной радиации создаются дополнительные теплопоступления. Издали зимние сады создают впечатление прозрачности здания. Источники рассеянного света, расположенные в садах, в ночное время подсвечивают Commerzbank тёплым жёлтым светом.

«Большая оранжерея» Национального ботанического сада Уэльса

«Большая оранжерея» занимает центральную часть Национального ботанического сада Уэльса в Кармартен-шире (Великобритания, 2000). Здесь используются характерные для этого места экологические условия, в данном случае - для обогрева и обслуживания здания с наиболее эффективным потреблением энергии.
Частично отопление осуществляется при помощи котла, работающего на биомассе. Это современная уста-новка по сжиганию древесных отходов от садовой стрижки и предварительно обработанных отходов, поставляемых подрядчиками, занимающимися сбором мусора. По сравнению со сжиганием нефтепродуктов, в данном процессе в воздух выделяется незначительное количество серы и окислов азота. Более того, количество углекислого газа, которое получается в процессе горения, приблизительно равно его количеству, поглощённому растениями во время роста. Благодаря этому обеспечивается близкий к равновесию цикл углекислого газа.
Для управления климатическими параметрами в оранжерее применяется автоматизированная система управления, которая в случае необходимости открывает стеклянные панели, из которых состоит кровля здания.

Здание лондонской Мэрии City Hall

Необычная форма City Hall (Лондон, Великобритания, 2002), напоминающая яйцо, была выбрана архитектором не случайно: площадь поверхности наружных ограждающих конструкций на 25 % меньше, чем у здания кубической формы того же объёма.
Мэрия имеет 17‑градусный наклон в южную сторону, причём перекрытие каждого этажа образует своеобразный ступенчатый козырёк, выступающий наружу и исполняющий роль солнцезащитного элемента офисных помещений, расположенных этажом ниже.
Форма здания, наклон, применение элементов фасада в качестве солнцезащитных устройств, использование штор-жалюзи, расположенных внутри двойного фасада, позволяют снизить теплопоступления от солнечной радиации в летнее время (и теплопотери зимой) и минимизируют воздействие прямого солнечного освещения, которое может вызвать дискомфорт.
На фасадах установлены специально изготовленные светопрозрачные элементы. Интересно, что каждая из панелей уникальна по форме при ширине около 1,5 м. С помощью лазерной обработки им была придана конфигурация в соответствии с данными, полученными при расчёте формы здания. Это гарантировало высокую точность изготовления и обеспечило лёгкость последующего монтажа конструкций.

Офис швейцарской страховой компании Swiss Re

Высотное здание, в котором находится головной офис швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон, Великобритания, 2004), получило за свою оригинальную форму неофициальное название «Корнишон» (The Gherkin). Такая форма отвечает специфическим требованиям малого пространства, на котором расположено строение: в этом случае оно выглядит менее громоздким, чем обычный прямоугольный блок с такой же эквивалентной площадью помещений; двойной изгиб башни уменьшает отражения и улучшает светопроницаемость; тонкий профиль максимально увеличивает пространство и степень проникновения дневного света на уровне земли.

Основу фасада здания-«огурца» составляют три базовых элемента: первые два - наружная оболочка из двойного стекла с низкой излучательной способностью и внутреннее остекление, расположенное на расстоянии 1,0-1,4 м от наружного. Третий элемент - это система механических козырьков, находящихся между оболочками и образующих воздушные камеры.
В здании предусмотрена система вентиляции смешанного типа с преимущественным использованием естественной вентиляции. Было установлено, что в течение 40 % времени естественная вентиляция может применяться в дополнение к системе кондиционирования воздуха и в определённые периоды может выступать единственной формой охлаждения воздуха для некоторых участков здания.
Стратегия взаимодействия здания с окружающей средой основана на размещении небесных садов в шести треугольных врезках в краях каждой круглой плиты настила - в плане полы похожи на ступицы автомобильных колёс с радиальными спицами. Полы на разных уровнях повёрнуты по отношению к полам соседних уровней, и, таким образом, сады кажутся поднимающимися спиралью по периферии здания.
Сады образуют часть системы естественной вентиляции здания, в них высажены растения, интенсивно насыщающие воздух кислородом.

Штаб-квартира Hearst Tower

Здание Hearst Tower (Нью-Йорк, США, 2006) - офис одноимённой корпорации - первым из всех высотных башен Нью-Йорка получило оценку «Золотой» по сертификации LEED. Потребление энергии в здании на 26 % меньше, чем у аналогичного по назначению и традиционного по конструкции высотного объекта.
Башня имеет сплошное остекление. Высота каждой панели равна четырём этажам. При строительстве здания была применена диагональная сетка, используемая во многих других проектах архитектора.
В Hearst Tower смонтировано 15 скоростных лифтов, в которых максимально использованы энергосберегающие технологии. В частности, пассажиропоток регулируется интеллектуальной системой управления движением лифтов.
Среди экологичных решений можно отметить, например, сбор дождевой воды и использование конденсата, образующегося от работы системы кондиционирования, для бытовых целей.

Башня The Bow

The Bow является самым высоким зданием в Калгари (Канада, 2013). Небоскрёб имеет форму дуги, напоминающую изгиб реки Боу, в честь которой оно и названо. Такая форма выбрана ещё и потому, что вогнутая часть, обращённая на южную сторону, по сути выступает в роли солнечной ловушки. В этом случае достигается значительное уменьшение потребления энергии. Кроме того, при изогнутой форме здания требуется меньше стальных конструкций, т. к. на такое здание воздействуют меньшие аэродинамические нагрузки.

Фасады имеют сплошное остекление и узнаваемую сетчатую оболочку (высота каждого треугольника равняется шести этажам). За счёт этого в офисах стало возможным использование преимущественно естественного освещения.
Во всю высоту здания простирается атриум, который защищает помещения как от перегрева, так и от переохлаждения. На трёх уровнях он разделён зимними садами, где высажены различные растения и организованы зоны отдыха для сотрудников.

Космодром «Америка»

Космодром «Америка» (Нью-Мексико, США, 2014) - первый в мире частный космодром, предназначенный для суборбитальных полётов космических туристов и для запуска космических кораблей с исследовательскими целями.
Здание имеет внушительные размеры, но в пустынной местности не выглядит громоздким, т. к. органично вписано в окружающую среду благодаря использованию природных форм и удачному цветовому решению.
Часть здания заглублена в землю, что защищает его от воздействия палящих лучей заходящего солнца и снижает затраты энергии на охлаждение. Массивные ограждающие конструкции позволяют использовать перепад наружных температур в течение суток для охлаждения здания днём и обогрева ночью.

Марианна Бродач - вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».

При благоприятных параметрах наружного воздуха в здании имеется возможность организовать приток свежего воздуха с помощью естественного проветривания не только для помещений, расположенных по периметру здания, но и для внутренних помещений, оснащённых световыми фонарями.
Пассивные методы защиты здания от негативных воздействий наружного климата, таких как резкие суточные перепады температуры, позволили отказаться в здании космодрома от энергозатратных систем охлаждения и отопления здания и сделали возможным использование только альтернативных источников энергии. В качестве источника теплохолодоснабжения используется геотермальная энергия. Для дополнительного охлаждения применяются системы с климатическими балками. ●


Энергоэффективность , Зелёное строительство

(Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.

Норман Фостер - британский архитектор, придумавший стиль хай-тек. Каждый проект архитектора обязательно бьёт рекорд по масштабу, инновационности, многофункциональности, высоте или бюджету.

В этой статье вы познакомитесь:

  • с краткой биографией Нормана,
  • с философскими идеями его архитектуры,
  • с самыми значимыми сооружениями, повлиявшими на современную архитектуру,
  • с источниками вдохновения архитектора,
  • с интересными фактами из жизни Фостера.

Биография

Норман родился 1 июня 1935 года в Британском городе Манчестере. Отец будущего архитектора работал маляром, а мать - разнорабочей на заводе. В 16 лет Фостер бросил школу, чтобы устроиться на работу и помочь родителям платить по счетам. Об университетском образовании он даже не думал.


Портрет Нормана Фостера

Работая продавцом в мебельном магазине, Фостер заинтересовался моделированием пространства. Всё свободное время он тратил на изучение градоустройства и архитектуры. Благодаря огромному трудолюбию и таланту Норман в 21 год выиграл стипендию на обучение в США. После двух лет учёбы в Школе архитектуры Йельского университета он получил степень магистра.

Во время учёбы в Йеле Норман познакомился с Ричардом Роджерсом - одарённым архитектором из Англии. После окончания университета они вместе вернулись в Британию и открыли «Бюро четвертых». Помимо архитекторов в бюро работали их жёны. Во время 10-летнего существования компании архитекторы не построили ничего выдающегося. Но всё же благодаря одному открытию мир узнал их имена. Вдохновившись работами русского инженера Владимира Шухова, четвёрка изобрела новый архитектурный стиль - хай-тек.

Команда пыталась продвинуть идею экологической архитектуры. Четвёрка проектировала здания, которые потребляли меньше энергии, меньше загрязняли природу, мягче воздействовали на окружение. К сожалению, идеи оказались нереализованными, однако они заложили фундамент для идей и зданий, которые стали востребованными в будущем.

Вскоре Фостер закрыл бюро и основал новое «Foster and partners». Поначалу фирма занималась небольшими проектами, но постепенно начала сотрудничать с крупными архитекторами и инженерами.

В 1971 году Фостера пригласили в команду архитекторов для строительства здания страховой компании «Willis Faber and Dumas». Там он познакомился с американским архитектором, инженером и изобретателем Бакминстером Фуллером. Бакминстер заметил нестандартное мышление Фостера. Ему стало интересно, каким получится здание, если не вмешиваться в процесс проектирования Нормана и соглашаться со всеми его идеями.


Willis Building

Результат вызвал огромный резонанс. Информация об инновационном типе офиса стала стремительно разлетаться за пределы страны. Здание не было похоже ни на что построенное прежде. Стены постройки целиком состояли из чёрного стекла. На крыше находился сад и бассейн для сотрудников, который работал в качестве теплоотвода. Помимо этого, здание оснащалось множеством технологических новинок. Всё это было революционно для середины 1970-х. Так Норман впервые заявил о своих идеях о важности энергоэффективного здания и значимости социальной роли архитектуры.



Бакминстер был доволен результатом. Видя в Нормане огромный потенциал, он учил его не бояться идти против правил и осуществлять самые безумные идеи. Фостер называл Фуллера своим вдохновителем и учителем. Рука об руку они проработали до самой смерти Бакминстера.

«Фуллер показал мне, как даже мельчайшая деталь может полностью изменить комнату, здание и даже весь город»

После такого успешного проекта на Нормана посыпались заказы. Теперь он не брался за всё подряд. Он выбирал только масштабные проекты, где была возможность по максимуму реализовать своё видение и идеи.

Каждый новый проект делал Нормана еще более знаменитым. Он начал строить новые здания и реконструировать старые по всему миру, преподавать в лучших университетах США и Европы. Архитектор изобрёл архитектурные решения, которые изменили всю отрасль высотного строительства. Благодаря им фирма «Foster and partners» стала самой авторитетной в области возведения высоток.

«Я не “человек привычки”. Я люблю исследовать и находить новые идеи в неожиданных источниках»

К началу 2000-х Фостер собрал самые почётные призы. После получения Притцкеровской премии архитектора пригласили в Россию для проектирования множества объектов. Взаимоотношения с нашей страной сложились неоднозначные.

Команда Фостера спроектировала здания для Санкт-Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Для Москва-Сити был готов макет 600-метровой башни «Россия», для Ханты-Мансийска проект высотной башни «Кристал». Бюро приняло участие в конкурсе на строительство парка «Зарядье» в Москве и «Новой Голландии» в Петербурге, сконструировало офисно-жилой комплекс «Апельсин», который своей футуристической архитектурой больше напоминал работы Фрэнка Гери. В силу разных причин ни один проект так и не был реализован.

В наше время компания Фостера известна своим высокотехнологичным дизайном во многих сферах. Команда занимается городским планированием, строительством аэропортов, мостов, государственных объектов, жилых и офисных зданий, реконструирует исторические постройки, проектирует рабочие пространства и производит материалы для строительства.

Сейчас 82-летний архитектор постоянно курсирует между 25 офисами в разных странах. Норман лично контролирует все проекты, делает эскизы, участвует в обсуждениях и контролирует все процессы.

Норман Фостер: философия архитектуры

Когда Норман был ребёнком, он увлекался паровозами и самолётами. В школьные годы Фостер любил бродить по своему городку, рассматривать здания и зарисовывать понравившиеся. В армии, служа лётчиком, Норман не упускал случая на практике поизучать внутренности самолётов. Из такого союза техники и архитектуры родилась философия Фостера.

Хай-тек: архитектурный стиль для рациональной эпохи

Фостер считает, что современное общество нуждается в функциональной, удобной, экономичной и экологичной городской среде - всё это может дать придуманный им стиль хай-тек. Свои здания архитектор оснащает ультрасовременной техникой так, что они больше походят на сложные машины, управляемые компьютерным центром.


Скетчи демонстрирующие как будущие здания будут взаимодействовать с окружающей средой

При этом он не бездумно пичкает постройки технологическими новшествами. Только после скрупулезного изучения местности, городской среды, климатической и экологической обстановки Фостер приступает к разработке дизайна.

Энергосбережение - лучший путь заботы о потомках

Фостера называют «зелёным архитектором» не случайно. Его взгляд всегда направлен в будущее. Поэтому использование энергосберегающих технологий для него - не дань моде, а вопрос «здоровья» нашей планеты и выживания потомков.


Скетчи Нормана показывают, как должны распределяться воздушные потоки

На последних стадиях разработки Фостер использует специальную компьютерную программу. Она показывает, как распределяются потоки воздуха в здании, как много углекислого газа в нём находится, насколько сильно нагреваются части постройки от солнца, каким образом в определённое время года ветер обдувает здание и какое количество электроэнергии будет потреблять сооружение.

В каждом своём проекте Фостер по максимуму старается использовать неисчерпаемые природные ресурсы в виде солнечного света и воздуха.

Солнечные батареи питают здание электроэнергией. Воздушные потоки попадают в здание через приоткрытые створки фасада и циркулируют между обсаженными зеленью уголками интерьера. Таким образом здание само себя проветривает и регулирует температуру.

Архитектура - это выражение гражданских ценностей

Фостер считает, что здания должны отражать общественные ценности. Для примера, основным материалом для лондонской мэрии стало прозрачное стекло. Если днём в окнах могут отражаться небо и облака, то вечером здание просматривается насквозь. Так Норман воспринимает идею бесцензурной демократии.


В этом скетче Норман показывает, как должен выглядеть вид из «окна» кабинета. «Окно» - на самом деле внутренняя прозрачная стена. Вид открывается на атриум, который пронизывает здание с первого этажа и до крыши

Другой пример - все построенные архитектором офисные здания, которые больше похожи на вертикальные города. Помимо офисов, в них находятся бассейны, тренажёрные залы, спа, сады на крыше, множество ресторанов и кафе. По выходным здания превращаются в площадки для различных городских мероприятий. Таким образом Фостер выражает своё видение рабочего пространства - это место, где приятно работать и проводить свободное время.

Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Фостер считает, что помимо всего прочего, архитектура - это связь с прошлым. Когда Норман получает заказ о реконструкции исторического здания, он не просто меняет старые кирпичики на новые, а адаптирует постройку для современного мира и новых поколений. Такой вид реконструкции получил отдельное название - адаптивное повторное использование.


Скетч Нормана. Разработка технологичного купола, который возведён над Рейхстагом

Норман старается внедрить энергосберегающие технологии, насколько позволяет каркас и внутреннее пространство зданий. Помимо этого, он меняет планировку, пристраивает к зданиям купола и дополнительные строения. Фостер считает, что всё это делает старые здания более интересными для будущих поколений. Часто после таких «адаптаций» у построек заменяется всё, кроме внешних стен. Неудивительно, что большую часть критики Фостер получает именно за такую радикальную реконструкцию.

Здание как вертикальный город

Норман всегда думает над инфраструктурой. Постройки Фостера скорее напоминают вертикальные города, чем просто офисы или жилые дома. Архитектор стремится оснастить свои здания всем, что только может понадобиться человеку. В небоскрёбах, помимо магазинов, ресторанов, парков на крыше и тренажёрных залов, Фостер не забывает расположить библиотеки, музеи, театры и даже церкви.


Скетч внутреннего пространства банка

Моделирование пространства таких высоток - еще одно нововведение архитектора. Мы привыкли видеть всю инфраструктуру здания только на нескольких первых этажах, но так как Фостер воспринимает здания как города, то и этажи для него - это улицы. Поэтому всю инфраструктуру он распределяет с самого низа здания и до самого верха. Благодаря такому расположению люди курсируют между этажами, не создавая столпотворений и самое интересное - ассоциируют этаж (подобно улице) с тем, что на нём находится.

Самые значимые проекты Фостера

За полувековую карьеру Норман Фостер построил огромное количество сооружений. Почти каждый проект на момент окончания строительства получал какой-нибудь титул с припиской «самый»: самый экологичный дом, самый высокий небоскрёб, самый длинный мост, самое инновационное и многофункциональное здание и так далее.

Мы остановимся на 8 сооружениях, которые больше всего повлияли на современную архитектуру и прославили Фостера на весь мир.

Здание банка HSBC. Гонконг, 1986

В 1979 году одному из крупнейших банков Азии понадобился головной офис. Фостер получил не самое лёгкий заказ: директора банка желали получить самое технологичное, высокое, величественное и построенное по правилам фэн-шуя здание.

На тот момент небоскрёбы быстро выходили из строя из-за сложностей с несущими конструкциями. Еще выше строить было просто опасно. Отказаться от такого сложного, но интересного заказа Фостер не мог. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как изобрести новую систему возведения небоскрёбов.

Особенности здания

  • Фостер убрал все внутренние несущие конструкции, оставив только наружный скелет, собранный из облегчённых материалов.
  • Благодаря новой структуре появилась возможность вынести все коммуникации и лифтовые шахты к каркасу здания, а офисные пространства расположить со свободной планировкой вокруг 12-этажного атриума.
  • Здание банка располагается на берегу бухты. Это надоумило Нормана изобрести новую энергосберегающую систему кондиционирования. Здание охлаждается морской водой, которая поступает по подземным туннелям.
  • Фасадные панели покрыты полупрозрачной плёнкой, которая ограничивает попадание прямых солнечных лучей и оберегает внутренние помещения от перегрева.
  • Лифты в 48-этажном здании существуют довольно формально. Они останавливаются лишь на нескольких этажах. Все остальные уровни связывает система лестниц и эскалаторов.
  • На фасаде здания расположен солнечный рефлектор, который через систему зеркал направляет свет внутрь здания, освещая атриум, банковский зал и сервисный комплекс небоскрёба.
  • Планировка офисов спроектирована по древнекитайскому учению: специальные перегородки визуально скрывают вход и выход, интерьер офисов максимально просторный, а лёгкость пространству придают огромные окна, стены из стекла и ширмы из тонких реек.

Получившийся проект вывел Нормана из числа профессиональных архитекторов международного уровня в мировые лидеры. Он встал в один ряд с такими признанными мастерами и живыми легендами как Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер и Ле Корбюзье.

Особенности здания

  • Здание выглядит как треугольник, состоящий из офисных пространств. По центру они пронизаны 160-метровым атриумом от первого и до последнего этажа.
  • На разных уровнях с каждой стороны башни расположены сады высотой в 4 этажа. 10 садов олицетворяют флору определённого региона: средиземноморскую, североамериканскую и азиатскую.
  • Сады играют роль естественных фильтров, которые очищают воздух в здании.
  • По периметру постройки находятся панорамные площадки, которые спроектированы не только как пространство для отдыха, но и как главные источники света.
  • Фостер настоял на использовании стали в качестве основного материала. Это позволило избавиться от массивных несущих колонн, но значительно увеличило стоимость работ.
  • Для слаженной работы всех систем небоскрёба, Норман использовал систему автоматизации «Сименс». Она связывает более чем 30 тысяч сенсоров, выключателей, вентиляторов, увлажнителей, насосов, жалюзи и групп освещения.

Насладиться садами, рестораном под стеклянной крышей и панорамными площадками могут только работники банка. Туристы имеют право находиться только на первом этаже.

Реконструкция Рейхстага задумывалась как символ национального покаяния и в то же время демонстрация миру обновленного образа демократичной Германии.

Немецкий парламент провёл конкурс на лучший план строительства. Жюри отобрали самые интересные предложения из всех работ, а реализовывать проект наняли Фостера.

В соответствии с планом архитектор должен был сохранить исторический облик фасадов, воссоздать сгоревший купол и перестроить здание изнутри, чтобы парламенту было комфортно работать, а туристам интересно исследовать здание. Придерживаясь указания о сохранении фасадов, первым делом Норман снёс все внутренние стены, чем шокировал парламент и вызвал массу критики. В итоге здание получилось инженерно-техническим чудом с примесью истории.

Особенности здания

  • На первом этаже здания в полу расположен прозрачный конус. Сквозь него туристы могут наблюдать заседания в пленарном зале, который находится на цокольном этаже.
  • С внутренней стороны купола расположен пандус спирального вида. По нему туристы поднимаются вверх под самую крышу купола, где находится смотровая площадка с панорамным видом.
  • Между первым этажом и крышей купола находится опорная колонна в виде воронки. Она облицована 360 фрагментами зеркал. Кажется, что воронка просто эффектная инсталляция, но на самом деле это замаскированная вентиляционная шахта. Воздух, проходящий сквозь нее, используется для теплообмена и уменьшает энергозатраты на охлаждение и обогрев здания.
  • Специальный механизм поворачивает зеркала воронки под разными углами, чтобы они улавливали солнечный свет и освещали здание изнутри.

Сейчас Рейхстаг - самый посещаемый парламент в мире, который усилиями Фостера превратился в туристический “аттракцион”. Туристы приходят сюда, чтобы встретить политиков, понаблюдать за их работой, поесть в ресторане с видом на город, посмотреть на стены, где сохранились надписи советских солдат и следы от пуль, и помимо этого - восхититься гениальным творением современных инженеров и архитекторов.

Виадук Мийо. Мийо - Крессель, 2004


Виадук Мийо - часть высокоскоростной магистрали, которая соединяет Париж и городок Безье. Это самый высокий и длинный (на момент строительства) мост в мире. Его длина - 2,5 км, а высота одной из его опор 341 метров, что немного выше Эйфелевой башни.

Уникальное инженерное сооружение воздвигали не менее уникальным способом: дорожное полотно поднималось наверх через уже построенные опоры при помощи гидравлических домкратов, которые управлялись со спутника.

Особенности сооружения

  • Виадук Мийо - сложное инженерно-техническое сооружение. Он снабжён множеством приборов и датчиков. Ежесекундно они делают почти 100 замеров, чтобы отслеживать реакцию моста на погодные условия и оценивать малейшие его сдвиги.
  • Виадук стоит на 7 опорах, каждая из которых увенчана пилонами. К пилонам прикреплены 11 пар вант. Чтобы удостовериться, что такая конструкция идеальна для климатических и геологических условий региона, команда инженеров потратила на исследования 10 лет.
  • Чтобы металлическое полотно не деформировалось, исследовательская группа разработала новый вид асфальта на основе минеральной смолы.

Такую амбициозную постройку критики долго не оставляли в покое. Они считали, что стоимость строительства в 400 млн евро не окупится, туристы сюда не поедут, а место расположения моста слишком опасное из-за нестабильности дна ущелья.

Опасения сбылись на треть. Чтобы восполнить потраченные деньги, понадобится около ста лет непрерывного трафика по мосту. Проезд по нему в зависимости от вида транспорта сейчас стоит от 6 до 29 евро. А вот боязнь недостатка туристов и небезопасности конструкции не оправдалась.


Башня проектировалась как лондонская штаб-квартира страховой компании «Свисс-Ре», поэтому иногда упоминается под этим именем.

Заказчики не дали никаких определённых указаний Фостеру, кроме одного: из окон здания должны быть видны все главные достопримечательности центра Лондона. Правительство города, узнав о намечающемся строительстве под руководством Фостера, тут же выслало требование - здание должно вписываться в историческую картину района. С пожеланием заказчиков архитектор справился идеально, а вот указание правительства, видимо, понял по-своему.

Особенности здания

  • Благодаря сигарообразной форме и почти прозрачной конструкции башня отбрасывает меньше тени, чем прямоугольный небоскрёб. Помимо этого, здание более устойчиво к ветровым нагрузкам. Ветер плавно огибает аэродинамическую форму, не создавая завихрений и мини-облаков.
  • Фасад сконструирован из светопрозрачной сетчатой оболочки. За счёт обилия естественного освещения башня потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.
  • Помимо этого фасад оснащён панелями, которые пропускают свежий воздух внутрь здания и естественным образом его вентилируют.
  • На одном из последних этажей находятся бар-ресторан с панорамным видом. А на самом последнем - смотровая площадка, где иногда проходят конференции.
  • Из-за массы инновационных разработок в процессе проектирования, использования последних технологий и только экологических материалов здание «Мэри-Экс» стало самой дорогостоящей постройкой Великобритании.

После окончания строительства на Фостера, как обычно, посыпалась критика, но в этот раз довольно серьёзная. Градостроительный совет Лондона был недоволен видом здания и его очевидной несовместимостью с историческим центром. Британский архитектор Кен Шаттлворд посоветовал Фостеру разобрать сооружение и впредь подходить ответственнее к своему творчеству, так как содержать такой небоскрёб обходится в несколько раз дороже, чем обычный.

Несмотря на негативную оценку, проект получил премию Emporis Skyscraper Aword в номинации лучшего небоскрёба в мире и премию Джеймса Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.


В 1928 году Вильям Хёрст мечтал построить грандиозную башню для своего издательства. Из-за Великой депрессии строительство остановилось на 6 этаже. Спустя 70 лет Норман Фостер возобновил строительство. Небоскрёб «вырос» из старой постройки, не нарушив исторические фасады.

Особенности здания

  • Дождевая вода, которая скапливается в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.
  • Норман не обделил фасады и этой башни в «умных» панелях, которые пропускают потоки воздуха и естественным образом вентилируют здания.
  • Башня будто опутана сетчатой оболочкой, которая выполняет функцию несущей конструкции. Благодаря ей архитектор потратил стали на 21% меньше, чем в подобных небоскрёбах.
  • Гигантские окна здания покрыты панелями из бронированного стекла - каждая высотой в 4 этажа.
  • Почти весь металл, который использовался в строительстве здания, - продукт вторичной переработки.

На сегодняшний момент небоскреб является одним из самых «зеленых» в мире и первым в Нью-Йорке, который получил сертификат лидерства в энергетическом и экологическом проектировании.



Компания Virgin Galactic, занимающаяся космическим туризмом, устроила конкурс на строительство первого частного космодрома. Кто как не Фостер - человек, который строит будущее - мог победить в этом состязании.

Сказать, что выбранное место для строительства отдаленно и обособлено, это не сказать ничего. Космодром расположен в пустыне, а ближайший населённый пункт находится в 32 км. Поэтому главной задачей Фостера стало проектирование полностью автономного здания, отвечающего запросам максимальной экологичности и технологичности.

Особенности здания

  • Здание сливается с природным окружением и напоминает своим видом пустынную лягушку.
  • Постройка врыта в землю, чтобы использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.
  • Крыша спроектирована так, чтобы «ловить» ветра и использовать их для естественной вентиляции. Также, уже по традиции, солнечные лучи играют роль главного энергоресурса.
  • Внутри здания находится ангар для 7 самолётов, терминал для туристов, центр управления и различные технические помещения. В ближайшем будущем планируется строительство ресторана.
  • Вход в космопорт построен в виде длинного подземного коридора, а на стенах устроена выставка об этапах покорения человеком космоса.

Из-за задержек со строительством и проблемами с ракетопланами первые полноценные полёты начались только спустя 3 года после открытия. Сейчас двухчасовой полёт стоит около 14,5 млн рублей. Возможно, из-за проблем с финансированием и недостатком туристов компания начала предоставлять новую услугу - космические похороны. За 300 тысяч рублей вы можете отправить контейнер с граммом праха на околоземную орбиту.


В 2006 году правительству ОАЭ пришла идея построить первый в мире город с нулевым уровнем углеродных выбросов и других производственных отходов. Не устраивая никаких конкурсов, для разработки и строительства города сразу же наняли Нормана Фостера.

Особенности города

  • В архитектуре сразу же выделяется одна деталь - это лёгкие навесы между крышами зданий. Они создают тень на улицах и спасают жителей от жары.
  • Здания в городе соответствуют идеям Фостера. Это значит, что все постройки потребляют минимум электроэнергии.
  • Полностью обойтись без электроэнергии город, конечно, не может. Неудивительно, что Масдар получает её только лишь от Солнца. Недалеко от города работает самая мощная в мире солнечная электростанция, которая занимает 200 квадратных километров.
  • Для предприятий, которые хотят существовать в пределах города, установлено строгое правило - они должны доказать отсутствие вредных выбросов в окружающую среду.
  • В Масдаре запрещён транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Жители перемещаются на электромобилях и пользуются скоростной монорельсовой дорогой.

Сейчас город почти достроен. В ближайшем будущем планируется возвести последнюю и очень неоднозначную деталь - высокую стену вокруг всей городской зоны. Считается, что это единственная возможная защита от горячего пустынного ветра.

  • Во время службы в армии Норман получил диплом пилота. Благодаря этому навыку сейчас архитектор сам управляет личным самолётом, перемещаясь от одного строящегося объекта к другому.
  • В 1990 году королева Елизавета II посвятила архитектора в рыцари.
  • В этом году в возрасте 82 лет Норман начал вести инстаграм. Там вы не найдёте присущего звёздам пиара себя и показа лучших сторон жизни. Фостер делится обычными и от этого более интересными снимками. Он фотографирует понравившийся тортик, посещение объектов, работу в офисе, свою семью, занятия спортом - @officialnormanfoster .
  • Помимо зданий Фостер спроектировал яхту, которая оказалась не только самой дорогой, но и самой быстрой в мире.
  • Громкий скандал разразился вокруг лондонского Сити-Холла. Критикам не пришёлся по вкусу не только вид здания, но и его заявленные энергосберегающие свойства. Самые возбуждённые эксперты даже провели замеры, которые доказали, что экономии действительно почти нет.
  • В 2010 году Норман Фостер снялся в биографическом фильме о себе «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?».

Источники вдохновения Фостера

Чтобы зарядиться вдохновением, Фостер придумал такой ритуал: он садится в свой самолёт и летит на другой континент. Во время полёта он рассматривает горы, геометрию городов, причудливо извивающиеся реки и дороги. Всё это настраивает его на определённый лад и даёт множество идей.

Конечно, было время, когда архитектор не мог позволить полететь на другой континент, чтобы просто посмотреть на ландшафт с высоты. Фостер в одном из интервью поделился списком вещей, из которых он черпал вдохновение в начале карьеры:

Книга Ле Корбюзье «К архитектуре», 1923.

Книга Генри-Рассела Хичкока «В природе материалов: здания Фрэнка Ллойда», 1942.

Журнал The Architectural Review. Статьи 1950-х годов. В тот период публиковалось много пейзажей Южной Америки, которые Норман выделяет отдельно.

Проекты Оскара Нимейера.

Архитектура Скандинавии ХХ века.

Если вам понравилась биография Нормана Фостера, предлагаем прочитать истории жизни других легендарных архитекторов современности:

Гениальный новатор в современной архитектуре

Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию

Экспрессивный гений деконструктивизма

Новатор финской архитектуры, представитель скандинавского дизайна ХХ века


Год рождения - 1935
Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.


Дворец мира и согласия, Астана

Фостер по праву считается лидером, если не живым классиком сегодняшней архитектуры хай-тека.

Родился Норман Роберт Фостер 1 июня 1935 года в рабочей семье в пригороде Манчестера. Отслужил в армии летчиком. В 1967 году он основал свою фирму из трех человек.

Проект башни "Россия", Москва

Ранние жилые постройки Фостера, начиная с террасообразно спускающихся по прибрежным склонам Корнуолла и кончая его Лондонским «Мьюс-хаус» (1965), активно эксплуатируют традиционные мотивы. Вместе с тем в них неожиданно многое оказалось созвучным сегодняшнему экологическому подходу. Очевидны и отдельные вкрапления, как бы предвещающие будущий хай-тек, и в этом смысле корнуоллский «приют» с его застекленным «капитанским мостиком», вырастающим прямо из земли, был в высшей степени симптоматичен. Сам Фостер отмечает эту смесь традиционного и супернового на заре творческой деятельности и находит там отдельные прототипические элементы «Виллис Фабер» и Сайнсбери-сентр.

Creek Vean, Корнуолл

Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре - после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным - как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию - например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Проект Хрустального острова, Москва

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974).

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich

Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль-Беккет-театра в оксфордском Сент-Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять-таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Климатрон - геодезический купол оранжереи ботанического сада в Миссури

Проект Фостера - Сайнсбери-сентр в Норвиче (1977) - совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери-сентр послужило здание «Модерн-арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери-сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Сайнсбери-сентр

В больших пространствах между артикулированными поясами ферм и более хрупкими раскосами размещены все коммуникации, рабочие помещения, но все это в общем-то уведено из поля зрения и как бы «обернуто» вокруг главного - гигантского экспозиционного помещения - уже даже не зала, а некой крытой и защищенной с боковых сторон площади свободного многоцелевого использования. С торцов огромное здание просматривается насквозь и как бы сливается с природой. С других точек зрения его лаконичный абрис противостоит ей. Огромные обрамленные фермами порталы торцов этого супершеда буквально распахнуты в природу. Они служат своего рода обрамлениями, кулисами прекрасных ландшафтных картин, и внешнее пространство как бы с гулом устремляется сквозь гигантское сооружение, сообщая его статике неожиданный динамизм.

Хотя в некоторых аспектах Сайнсбери-сентр - здание «низкой» технологии, его по праву называют «храмом хай-тек». Но это уже хай-тек какого-то особого рода, более высокой ступени. Здесь практически ничего нет от холодного любования супертехникой. Алюминий, сталь, стекло, неопрен - новейшие материалы, как бы согретые неким особым, почти рукодельным к ним отношением, воскрешая, казалось бы, навек ушедшие традиции ремесленной обработки поверхности, лепки деталей. Огромная «живая машина» покоряет своей особой красотой очеловеченной техники.

Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного сооружения. Архитектурные достоинства Сайнсбери-сентр неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Здание Рено-сентр близ Суиндона (1983) - один из «ударных» объектов первой половины восьмидесятых - по меркам сдержанного Фостера в высшей степени экспрессивно. Крупные фирмы теперь стремятся к повышенной образности своих зданий, убедившись, что дополнительные затраты на это окупаются с лихвой. Если Сайнсбери-сентр воплощает в творчестве Фостера классические начала, то в Рено-сентр просвечивают некие барочные тенденции. Предварительно напряженные шестнадцатиметровые колонны держат с помощью натянутых тросов модули перекрытия с вырезанными в них «окнами» верхнего света. Сетка таких модулей покрывает прямоугольный с одним срезанным утлом участок. Использованы характерные для Фостера «переносы технологий». Здание в целом оказалось столь выразительным и запоминающимся, что сразу же стало использоваться в рекламе фирмы «Рено».

Рено-сентр

Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981—1985). Гонконгский небоскреб поражает размерами и сложностью конструкции, представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, теперь стало символом Гонконга (ныне Сянган) как крупного мирового финансового центра. Шанхайский банк был возведен всего за четыре года. В начале работы автор проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки» - новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми вертикальными слоями. В основе конструкции - вертикальные опорные башни, несущие межэтажные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции остается возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок - целостная структура здания при этом не нарушается.

Шанхайский банк

Во время строительства подъемные краны укрепляли прямо на опорных башнях - так экономилось место на стройплощадке. В период тайфунов краны оснащали металлическими лопастями (флюгарками), благодаря которым краны свободно двигались, но не ломались. Каждая из восьми опорных башен состоит из четырех колонн. Они располагаются двумя рядами в западной и восточной частях здания. Служебные башни, в которых размещены лифты и туалеты, сгруппированы. Эскалаторы, смонтированные по диагонали в соответствии с китайским учением фэн-шуй, вносят динамизм в интерьер главного холла и банковского зала.

Горизонтальные раскосные фермы, расположенные через каждые восемь этажей, поддерживают нижние этажи Н-этажных секций. Фермы через опорные башни передают нагрузку на землю. При планировке каждого этажа соблюдены три принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы: обеспечен максимальный простор для служащих; сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства.

Атриум прорезан на высоту двенадцати этажей. Свет проникает туда через сплошные окна фасадов. Кроме того, солнечный рефлектор улавливает и направляет в атриум дневной свет. Атриум играет важную роль в организации внутреннего пространства здания - он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Солнечный рефлектор из зеркал, помещенный на южном фасаде здания на уровне потолка атриума, через систему отражателей направляет свет в атриум. Оттуда свет проникает дальше - в банковский зал и сервисный комплекс.

В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992), гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой.

Аэропорт "Стендстед"

Одна из последних работ Фостера - проект реконструкции рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг будет как можно менее имперским. Форстер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских-1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего - иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол - имперская деталь.

Рейхстаг

Купол рейхстага - это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Как всегда здание оснащается самой современной техникой.

Купол Рейхстага

Здания Фостера регулярно попадают в Книгу рекордов Гиннесса по какому-нибудь техническому показателю. С Фостером связано даже специальное понятие «умные здания» - когда дом превращается в сложнейшую машину, которая управляется серьезной компьютерной станцией.

Проект небоскреба "Кристалл", Ханты-Мансийск

За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Фостера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов. И еще по сто нанимаются на каждый новый объект.

Башня Херст, Нью-Йорк

Фостера продолжают ценить за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, дать человеческое измерение масштабу, превратить ее из пугающей отчужденной силы в источник радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера. Это точно уловил Б. Фуллер. Свою речь на торжественном акте вручения Фостеру Золотой медали Королевского института британских архитекторов в 1983 году он завершил словами: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную цельность».


Kogod Courtyard, Center for American Art and Portraiture at the National Portrait Gallery , Washington, DC

Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Все зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради нее самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».

Expo MRT Station, Сингапур

Для таких утверждений есть основания, но и очевидность пристрастий к супертехнике несомненна. «Он испытывает просто какой-то детский восторг, обнаруживая новые конструктивные и экспрессивные возможности. Его находки всегда интересны, неожиданны. Он использует самые последние достижения в наиболее развитых областях техники». Недаром сам Фостер считает, что использование передовых технологий, не свойственных строительству, «всегда было главной заботой фирмы», приводя в качестве примеров свою надувную оболочку для компьютерного производства, систему, принятую им во «Фред Олсен сентр», суперскульптурные панели Сайнсбери-сентр, сочетание конструкций и остекления в здании Рено-сентр, перекрытия в гонконгском банке, где опробована технология самолетостроения. Создается впечатление, что самые сложные обстоятельства, финансовые ограничения, головоломные функциональные требования лишь воодушевляют Фостера.

Gherkin, Лондон

Текст Дмитрия Самина

Светильники – приборы, которые создают уютную и комфортную обстановку дома, на рабочем месте и справляются с задачей освещения зданий и прилегающей территории. Люди выбирают освещение для дома, к которому предъявляются следующие требования: надежность, долговечность, привлекательность, функциональность и т.д. В магазине BasicDecor легко выбрать качественный и гармонирующий с интерьером прибор, который экономно расходует электроэнергию.

Basicdecor поможет сделать верный выбор, купить осветительную технику, соответствующую требованиям и бюджету.

При выборе необходимо понимать: для чего нужна осветительная техника и какие приборы будут вписываться в интерьер помещения? Ответив на эти вопросы, вы выберете именно то, что нужно!

Ассортимент магазина

Для гостиной или спальни лучше выбирать модели классического стиля. Если предпочитаете дизайн в стиле арт-деко или средневековья, обратите внимание на позолоченные, бронзовые варианты или с лампочками накаливания в виде свеч.

Поклонникам стилей минимализм и модерн будут интересны новинки из литого матового стекла или лаконичные модели с галогенными лампочками.

Для освещения прилегающей к дому территории - эргономичные уличные светильники. Basicdecor предлагает перечисленные и многие другие варианты.

Светильники классифицируются:

  • по возможности установки и эксплуатации (стационарные, переносные, передвижные);
  • по месту установки (настенные, потолочные, напольные, настольные, встраиваемые, подвесные);
  • по светотехническим функциям (осветительные, светосигнальные).

Производители

Интернет-магазин светильников BasicDecor представляет продукцию авторитетных торговых марок:

  • Эксклюзив от австрийских и бельгийских производителей;
  • Итальянские модели для любителей оригинальных решений;
  • Продукция из Германии, отличающаяся изящными линиями, эффектами состаренного золота и серебра.

Изучите каталог товаров и купите понравившуюся модель. В интернет-магазине осветительной техники Basicdecor можно приобрести освещение и получить консультацию специалистов в области электрики и дизайна интерьеров.

Стоимость

Выбирая светильники, помните, что высокая цена на товар не всегда свидетельствует о качестве. Если стоимость низкая, это не повод сомневаться в долговечности и надежной работе прибора. У каждого производителя свой ценовой диапазон продукции. Учитывая разнообразие брендов и ассортимента, есть возможность подобрать товар, соответствующий бюджету.

Заказ можно забрать самовывозом или заказать доставку по Москве. Доставляем товар по всей России.