Отношение к женщине в истории философии. Когда мужика понесло. Философы о природе женщин. Знаменитые женщины философы

«Всё течет, всё меняется» - сказал один греческий философ. Но могли ли мы подумать еще 200 лет тому назад, что женщина с легкостью освоит философские знания и будет наравне с мужчинами заниматься этой наукой? Казалось, что подобное занятие требует не только пытливого ума, но и весьма незаурядной мужественности. Спорить с этим нельзя, ведь перед любым философом стоит сложнейшая задача, которой невозможно избежать - задача утвердить со бственное слово и право на него. Однако следует признать, что вставшая на путь эмансипации женщина уже давно перещеголяла в этом мужчину. Одно из ее завоеваний сегодня - возможность говорить. Женщин ы, о которых мы хотим поведать в да нной статье, с трудом пробивали себе дорогу на философский Олимп - сквозь непонимание и скептические взгл яды коллег, друзей и простых обывателей . По сути э ти женщины (каждая из них) совер шили пусть маленький, но все же подвиг.

Симона де Бовуар . Имя этой женщины (и, конечно, философа!) когда-то гремело на весь мир. Ее основное сочинение - «Второй пол» - можно рассматривать как учебник по философии феминизма. Однако в последствии была раскритикована некоторыми феминистками за слишком прямой подход к вопросам женской эмансипации. Личная жизнь Сим оны (отношения с Сартром) также стала притчей во языцах. Однако, вопреки определенным мнениям, их союз был свободным не друг от друга, но в первую очередь от на вязанных общес твом консервативных форм любви.

Симона Вейль . Сестра известного математика Андре Вейля. Запомнилась довольно оригинальными идеями в области религии (не только христианской, но и древнегреческой) , которым трудно дать какое-то конкретное определение. Прежде всего ее интересовал опыт страдания и сострадания. Нес мотря на положительное отношение ко многим прихожанам и священникам, она так и не приняла крещение. Симона никогда не была кабинетным философом: она работа ла на заводе рядом с простыми рабочими , участвовала в войнах, заботилась о больны х.

Ханна Арендт . Родившаяся в Германии, эта девушка имела как русские, так и еврейские корни. Последнее обстоятельсто стало для нее роковым. Во времена нацисткой власти в своей родной стране она попала в концентрационный л агерь. Можно представить, как ей было тяжело! Эти события оставили неизгладимый отпечаток на ее философии, в которой любопытным образом переплелись темы власти, насилия и свободы.

Анна Фрейд . Дочь великого психолога Зигмунда Фрейда, давшего первоначальный импульс развитию этой науки . Продложая работу своего отца в дан ной области, Анна создала теорию так называемого де тс кого психоанализа. Ее попытка уйти от сексуального детерминизма де тской психики помогла расширить рамки прежних идей . Анна много общалась с детьми и очень их любила.

Эд ит Штайн . Как и многие философы из нашего списка, Эд ит имела непростую судьбу. На самом излете жизни ей тоже пришлось столкнуться с явле нием немецкого нацизма, и такого столкновения он а, увы, не выдержала. Эдит Штайн называют пер вой женщ иной, которая смогла утвердиться в академической философии. Однако модные в этих кругах феноменологические течения н е захватили ее полностью: в возрасте 32 лет она принимает монашеский обет . Р елигиозная мистика и служение Богу стали для нее настоящим смыслом жи зни, который она всегда искала.

Сьюзен Зонтаг . Так сложилось, что жизнь Сь юзен была относительно спокойной и простой . То же можно сказать и о философии, которую она никогда не считала своим призванием. Ее часто волн овали переферийные для этой науки темы - литература, фотография, кино. Она пишет сценарии к фильмам, а также многочисленные эссе, в которых ищет новый , «неофициальный» язык философского высказывания. Сегодня, после ее недавней смерти, мы начинаем совершенно иначе воспринимать роль Сьюзен в истории философии.

Лу Саломе . История сохранила массу удивительных сведений, касающихся жизни Лу (сокращенно от Луизы). Так, например, Ницше , никогда не знавший женщин, предлагал ей свою руку и сердце, но получил отказ. Кроме того, она была хорошо знакома с Фрейдом и поэтом Рильке. Ее достижения на философском попри ще можно оцени ть благодаря трактату «Эротика» (он всецело посвящен теме женской чувственности ). Та любовь, которой жила Лу, естественным образом вошла в ткань ее произведний, оставив след чего-то божественного и мистического.

Юлия Кристева . Философ с невероятной эрудицией и поистине широким размахом теоретизирования. В ее интеллектуальном фокусе - психоанализ, семиотика , поэтика. Юлия - серьезная фигура и в мире художественной литературы, где она является продолжателем идей Умберто Эко, вместе с которым (хотя и на другом уровне) она формулирует концепции интертекстуальности и полифонии (то есть тотальной диалогичности). Б удучи совсем еще юной девушкой, она участвует в с туденчес ких волнениях 68-года в Париже , ставших своеобразной колыбелью не только для нее, но и для большей части философов ее поколения.

Мария-Луиза фон Франц . Без этой женщины невозможно себе представить ту среду, в которой формировалась постюнгиансткая аналитика и философия . Именно Мария-Луиза, работавшая с самим Юнгом, стоит у ее истоков. Подобная философия хоть и по-разному склонна выражать себя , но в главном сходятся все аналитики: человеческая психика выстроена согласно определенным символам. Мария-Луиза обращает свое пристальное внимание на мифы и сказки, где ей удается найти множество важной символики, столь необходимой для изучения и исследования человека.

Джудит Батлер . Феминистка и философ-постструктуралист. Разделяя пол (как данность биологическую) и гендер (как данность социокультурную) она пытается разоблачить властные структур ы и того, и другого. Вводимое ей понятие пародии указывает н а игровую природ у женского гендера , при этом женское по сути становится иллюзией. Еврейка по происхождению, Джудит всегда занимала антиизраильскую политическую позицию. Расшатывание идентичностей - вот философское кредо этой очень интересной женщины и мылителя.

Если бросить беглый взгляд на всю историю мировой философской мысли, то можно заметить, что место женщины в ней довольно незначительное. Даже в области естественных наук можно назвать хотя бы несколько выдающихся женщин, которые по масштабности своих опытов и открытий не уступали бы мужчинам. Но философия почему-то всегда была «запретной зоной» для женского пола. Хотя, с другой стороны, сегодня на кафедрах философии коллективы по крайней мере на 60% (а иногда и больше) состоят из женщин. Они успешно защищают кандидатские и докторские диссертации, проводят научные исследования на равных с мужчинами. Но назвать хотя бы одну выдающуюся фигуру в области современной философии - не важно, женщину или мужчину - довольно проблематично.

Странно, ведь если разобраться в этимологии слова философия, можно заметить, что именно женское начало занимает в нем почетное место. В переводе с древнегреческого, φιλ?α - это любовь, стремление, а σοφ?α - не что иное, как мудрость. Если соединить значения этих двух слов, получим φιλοσοφ?α - любовь к мудрости. Сразу возникают ассоциации с красивым женским именем София. Не означает ли это, что у греков само понятие мудрости уже ассоциировалось именно с женщиной? Даже культура иудаизма и христианства позднее переняла эту традицию, считая Святую Софию воплощением, олицетворением мудрости, хотя само социальное положение женщины, а соответственно и ее интеллект, в те времена действительно были в ужасном состоянии.

Не только в эпоху Средневековья, но и в любое другое время женщина практически не имела никакой возможности приобщиться к тайнам философии. Вспомним, что высшее образование для женщин стало доступным лишь около ста лет назад, тогда как мужское образование существует еще со времен античности. Неужели вся известная история человечества носила исключительно патриархальный характер?

На самом деле, такой общественный строй был не всегда. Исследуя первобытнообщинное общество, можно найти ряд подтверждений тому, что женщины когда-то занимали если не доминирующее, то равноправное положение с мужчинами. Это связано в первую очередь с тем, что до определенного времени роль мужчины в деторождении вообще не была ясна. Поэтому способность женщины давать новую жизнь делала ее главным действующим лицом любых общественных отношений. Кроме того, учитывая тот факт, что женщина могла сходиться со многими разными мужчинами, доказать отцовство детей было практически невозможно. Соответственно и вся собственность, принадлежавшая роду, переходила по наследству по материнской линии. Если человек из одного рода женился на женщине с другого - то он становился членом ее рода, а не наоборот. Если пара расставалась, то дети и все имущество оставалось за женщиной.

Женщины в обществе были даже физически почти столь же сильными, как и мужчины. И естественно, что они вместе охотились, рыбачили и занимались всеми видами труда. Женщины входили в совет и очень часто занимали должность правителя (вспомним египетских цариц). В древнейших культах доминируют именно женские божества. В космогонических мифах мир образуется из женщины-матери, которая является началом всего.

В Древней Греции материнское право постепенно переходит в отцовское. Причиной тому является появление частной собственности на средства производства: большинство из этих средств была создана мужчинами, поскольку они чаще выполняли тяжелую работу. Все более становится заметным разделение труда, обязанности распределяются соответственно полу. Получается, что мужчина создает много, но все это переходит по наследству по материнской линии. Именно тогда у мужчин появляется необходимость обеспечить законность своих детей, чтобы передать им в наследство свое имущество. Поэтому для женщины возникает запрет сходиться с другими мужчинами. Выходя на улицу, она обязательно должна быть в сопровождении мужа, все свое тело прятать под одеждой, вести максимально благочестивый образ жизни. Ей запрещается даже общаться с мужчинами, которые посещали дом.

Понятно, что мужчин все эти запреты никак не касались: они имели свободное право вступать в интимные отношения с другими женщинами. Тогда появляются гетеры - женщины, предпочитающие свободные отношения с мужчинами и не связывающие себя супружескими обязанностями. Чаще всего они встречались с первыми людьми Греции, принимая участие в их беседах, застольях. Их имена остались в истории, тогда как имена законных жен давно забыты. Наиболее известным гетерами были привлекательные и образованные иностранки. Например, Аспазия приехала в Афины, чтобы основать свою школу риторики. Она радостно допускала на свои занятия всех желающих, обсуждая с ними вопросы политики, философии, искусства. «Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, чтобы послушать ее рассуждения и размышления» - пишет Плутарх, поэтому можно сказать, что классическая греческая философия не осталась без влияния этой женщины. Позднее Платон - ученик Сократа - в своем «Государстве» утверждает, что женщины должны иметь равные с мужчинами права и обязанности. Но такая позиция не получила своего дальнейшего развития. Зато все более весомым становилось мнение Аристотеля о том, что женщина от природы - существо низшего уровня, ее основное назначение - деторождение и обустройство домашнего быта мужчины.

Такое отношение к женщине переняло и Средневековье. Некоторые богословы утверждали, что женщина, поскольку души у нее нет (в Библии ведь только о мужчине сказано, что Бог в него вдохнул душу) и человеком ее считать нельзя, должна постоянно молчать и прислуживаться мужу. Даже знаменитые десять заповедей ставят женщину наравне с домашними животными и имуществом («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»).

С этой точки зрения, отношения с женщиной возможны только для продолжения рода, в остальных случаях они являются грехом. Вообще прикасаться к женщине считается недостойным человека, это своего рода приобщение к злу. Ведь именно на женщину христианство возлагает первородный грех.

Начало «охоте на ведьм» (читай - «женщин»), как считается, заложил папа Иоанн XXII. В действительности же эта традиция зародилась гораздо раньше, еще до того, как хронологически началось Средневековье. Своеобразным символом средневекового отношения к женщине и к философии является судьба Ипатии, которая была настоящей энциклопедистской эпохи эллинизма и стала жертвой религиозного фанатизма. Настоящим «манифестом борьбы с ведьмами» считается труд инквизиторов Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм». Эта книга заклеймила женщину как врага человеческого рода и оставила в истории след, не менее кровавый, чем «Майн кампф» Гитлера.

Если мужчина попадал в руки инквизиции и каялся в своих грехах, у него был шанс остаться живым. У женщин такой возможности не было, под страшными пытками они признавались в чем угодно, даже в ведьмовстве. Поводом для обвинений мог стать любое минимальное проявление женственности, сексуальности. Смотреться в зеркало означало общаться с дьяволом, чрезмерное любопытство, чувственность и эмоциональность считались проявлениями ведьмовства.

Поэтому представители радикального христианства пытались исключить любые контакты с женщиной, а Божью заповедь «плодиться и размножаться» считали не касающейся христиан. Это стало едва ли не основной заповедью аскетизма, культа «умерщвление плоти».

Позднее христианство пытается реабилитировать женщину, создав культ Девы Марии. Но и эта реабилитация является достаточно специфической. Ведь таким способом функция материнства провозглашается единственным способом самореализации женщины.

Романтики с богатой фантазией и хитрым расчетом пытались представить период Средневековья как эпоху высоконравственную и вдохновенную истинным уважением к женщине. В действительности же идея рыцарства и культа служения «прекрасной даме» имела очень мало общего с реалиями Средневековья, но, несомненно, такая открытая проповедь культа чувственности означала признание того, что естественная потребность, заложенная в каждом зрелом и здоровом человеке, имеет право на удовлетворение. В определенном смысле это была победа здоровой естественности над аскетизмом христианства.

Еще дальше в этом отношении идут Возрождение и Просвещение. Разум, образованность, осведомленность выдвигаются на первый план как наиболее важные человеческие добродетели. Авторы-просветители в своих работах пишут, что человека нужно развивать, давать ему образование. Но, опять же, все эти призывы касаются исключительно мужчин, которых и подразумевают под словом «человек».

Что касается женщин, то их, по мнению просветителей, тоже надо развивать. Но ровно на столько, чтобы они могли оценить интеллект мужчины, справляться с домашним хозяйством и воспитывать детей. Даже Жан-Жак Руссо в работе «Эмиль или о воспитании» отмечает, что воспитание невесты Эмиля Софи должно быть противоположным тому, которое получил ее жених. Основная функция женщины, по мнению Руссо, - быть женой и матерью; нужно заботиться об ее физическом здоровье, эстетическом воспитании, приучать вести домашнее хозяйство. Для этого ей вовсе не нужно широкое научное образование. Заметим, что эта книга считалась своеобразной «библией» педагогической мысли, по ее предписаниям воспитывалось не одно поколение детей, и эти требования настолько прочно укоренились в сознании людей, что женщины считали такое свое положение естественным.

Замужние женщины из бедных или даже среднего достатка семей жили в то время в строгой домашней замкнутости, у них было так много забот, что они должны были хлопотать по хозяйству с раннего утра до поздней ночи. О каком образовании или хоть каком-то личностном развитии здесь может идти речь?

Со временем в обществе все больше начинают набирать вес демократические идеи справедливости, равенства и братства. Очень важную роль в этом сыграли женские феминистские движения, которые боролись за предоставление женщине хотя бы элементарных человеческих прав. И хотя формально большинство этих прав позже они все-таки получили, однако реальных условий для того, чтобы женщина могла развивать свои человеческие способности, в обществе не существует и поныне.

Вот и ответ на вопрос, почему женщин-философов практически нет. Столетиями отстранены от образования и науки, постоянно вынуждены фактически прислуживаться мужчине, уверены в своем несовершенстве и подчиненности. О какой философии может идти речь?

«Весь день я трудилась. Возвращение домой несло новые заботы и хлопоты. Надо было что-то купить, что-то готовить. Надо было, между прочим, наводить порядок и в квартире... Само собой получалось, что все это приходилось делать мне. А «глава семьи», обложившись кучей газет и журналов, «повышал свой уровень». Я как-то не задумывалась над этим и считала, что так и должно быть.

Затем - обед, который всегда проходил весело и хорошо, даже если что-нибудь было не так. Затем посуда и прочее, а муж продолжал «повышать свой уровень». Потом сборы в театр, в кино или к друзьям. Разглаживается мужу рубашка, находится галстук. Наконец муж одет. Но надо же и хозяйке одеться. Все делается второпях, потому что времени практически уже не остается. И тут нетерпеливое: «Вечно тебя приходится ждать». Тогда-то я и задумалась: почему так происходит? » - А. И. Щетинина, первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.

В свете вышесказанного можно назвать еще массу механизмов влияния на человеческое сознание, поддерживающих такую дискриминацию женщин. Во-первых, это одежда женщины, которая менялась с течением времени, но в основе своей была направлена на поддержание единого принципа - сковывания движений, препятствования нормальному физическому, а как следствие, и умственному, развитию. Примером тому являются корсеты придворных дам, сжимающие ребра с такой силой, что некоторые женщины просто умирали от истощения; длинные бахматые юбки (для подчеркивания скромности и благопристойности), которые мешали двигаться, и другая крайность - слишком короткие, в которых тоже невозможно нормально развернуться; деревянные башмаки (а на Востоке - обертывание бинтами) чтобы предотвратить нормальный рост ступни; современные высокие каблуки. Этот список можно продолжать до бесконечности. И все это прикрывается идеалами «женской красоты». Но разве можно назвать красотой такое издевательство над собой, которое практически уничтожает в женщине человека, делает ее неполноценной, уничтожая все задатки для будущего развития. Еще в возрасте младенца «заботливые мамочки» прокалывают своим дочерям уши, рискуя нанести вред их здоровью («И ведь так вырывалась и плакала, пришлось втроем держать», - жалуется одна из них). Неудивительно, ведь они считают красоту своим единственным «оружием».

«Мужчина - это голова, а женщина - шея», - такую универсальную формулу современных браков можно часто услышать. Что собой представляет современный «идеальный брак» - это тоже вопрос, который требует анализа в контексте нынешней исторической эпохи.

Все общественные отношения в современном мире - это отношения «купли-продажи». Весь мировой рынок функционирует как система обмена товарами. Мы ежедневно продаем себя как рабочую силу, чтобы иметь возможность купить товары, необходимые нам для выживания. Отношения «мужчина-женщина», как часть общественных отношений в целом, также не избежали этой «кармы». Мужчина, имея возможность реализовать себя практически в любой профессиональной сфере (фактически единственная деятельность, которую он не способен выполнять - это быть суррогатной матерью), соответственно, имеет и заработок (разница между оплатой аналогичной работы мужчин и женщин на Украине - до 40%, в ЕС - 18%), и собственность. Кроме того, в процессе деятельности он развивается не только как специалист своей отрасли, но и как личность вообще: обрастает новыми отношениями, расширяет горизонты своих увлечений и т.д. Женщина, которую с детства приучают только «быть красивой», практически не способна разобраться в элементарных вещах, не говоря уже о какой-либо профессиональной деятельности. Бесконечные массовые стереотипы диктуют ей, что единственный выход для нее, чтобы выжить, - удачно выйти замуж. Поэтому и прибегает она ко всевозможным манипуляциям, чтобы заставить мужчину ее обеспечивать.

Женщина в глазах современного общества - ограниченная, мелочная, неточная, аморальна, самым низким образом прагматичная, лживая, неискренняя, корыстная и т.д. Только все эти качества, ее поведение и все, в чем ее обвиняют, не обусловлено ее природой, ее женскими гормонами, и не заложено в клетках ее мозга. Само общество, общественный строй, заставляет женщину вырабатывать в себе такие качества и диктует ей формы поведения.

Поэтому откуда может взяться женщина-философ, если она совершенно не знакома не только с историей философии, но и с простейшими законами физики, которые позволили бы ей утвердить свою власть над материей. Поэтому окружающий мир для нее - жизнь, которой руководят не механизмы и орудия труда, а некие тайные и непонятные силы; в нем преобладают неотвратимость и таинственные случайности.

Необразованная (или та, которая получила образование, но не развивается в своей сфере) женщина чувствует себя окруженной какими-то волнами, излучениями, флюидами; верит в телепатию, астрологию, в прорицателей, ясновидящих и целителей; в религию она вносит самую примитивную веру: ставит свечи, благодарные жертвования и т.д. Она не только ничего не знает о настоящей деятельности, которая способна изменить лицо окружающего мира, а, более того, она чувствует себя потерянной в этом мире, словно в тумане.

Вот почему женщина не умеет пользоваться элементарными приемами мужской логики. Ей просто некуда их приложить, применить. Не занимая достойное место в «мире мужчин», не принимая участия ни в каких серьезных проектах, она просто не имеет возможности развивать свой интеллект. Поэтому она удовлетворяется информацией самого низкого качества, которой щедро «кормят» нас современные масс-медиа (женские журналы с яркими иллюстрациями и минимумом текста, женские телепередачи - кулинария и скандалы шоу-бизнеса).

Вот и получается, что женщина фактически беззащитна перед лицом внешних обстоятельств: стихийных бедствий, полиции, хозяев, мужчин. «Женщины созданы, чтобы страдать, - соглашаются они сами, - Такая наша судьба, что поделаешь». Вместе с таким смирением рождается их «сверхчеловеческое» терпение, которое у многих вызывает восхищение. Но разве можно восхищаться этим: сознательным отказом от деятельности, борьбы за лучшую жизнь, желанием принять то, что выпадает ей на долю, готовностью прогибаться под мужем, окружающим миром.

При этом для замужней женщины ее муж выступает воплощением всего окружающего мира, который создан не ею и не для нее; мира, который ей не понятен и враждебно к ней настроен. Отсюда семейные скандалы и драмы, истерики, попытки самоубийства, псевдо-побеги и псевдо-болезни. Таким образом женщина, как и маленький ребенок, выражает свое недовольство, бунт. Ведь других способов изменить свое положение она не знает.

Недостатки женщины отражают ее общественное положение. Заботясь о поддержании гендерного неравенства, которое доходит до прямой дискриминации, мужчины сами поощряют развитие у женщины именно тех черт, которые заставляют их презирать ее.

Да, сегодня женщины имеют право голоса на выборах. Однако все подобные гражданские права остаются лишь абстрактными понятиями, если они не сопровождаются экономической самостоятельностью человека. А женщина, которую содержит мужчина, не может считаться независимой только потому, что она держит в руках бюллетень для голосования. Привлечение женщины к труду, производству определенным образом сократило дистанцию между ней и мужчиной. Однако, с другой стороны, у нее, в отличие от мужчины, есть еще и «второй рабочий день» - домашние дела, воспитание детей. Европейские женщины сейчас очень просто выходят из этого положения - нанимают домработницу, няню. В наших соотечественниц такой возможности нет: ведь закрываются построенные еще в советские времена общественные детские сады, их место занимают частные, услуги которых матери не по карману. И опять же получается, что даже работающей женщине нужен «кормилец», который будет оплачивать ее «освобождение». Понятно, что подобным образом ситуацию не решить. Освобождение женщины, отождествление ее с настоящим человеком станет реальностью лишь в том случае, если оно будет делом общественным. Если обществ возьмет на себя дело организации питания, воспитания детей. Ведь каждая женщина понимает, что нормально воспитать ребенка, спрятав ее от общества, невозможно. Нужно создать такие условия, чтобы рождение ребенка так негативно не влияло на общественное положение женщины. Чтобы она могла так же продолжать работать, учиться, не теряя своей квалификации.

И не стоит сетовать на то, что женщины не оставили заметного следа в истории философии, и что в будущем выдающихся женщин-философов, пожалуй, уже и не будет. Время созерцательной философии уже прошло. Известное замечание Маркса с 11 тезиса о Фейербахе, о том, что «раньше философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» сегодня актуален, как никогда, и именно женщины могут стать главной силой, которая изменит к лучшему этот явно несправедливый к ним мир.

И в этом заключается не специфически «женский» интерес, но и мужской тоже. Поскольку, как писал Фурье, «степень женской эмансипации является естественным мерилом общей эмансипации».

Некоторые женщины были не только последователями и сторонниками той или иной философии. Они были и авторами философских сочинений и трудов.

Представительницы философии

Так, например Памфила, дочь грамматика Сотерида, которая жила при императоре Нероне, была прозвана “мудрой”. Она была автором философских и исторических трудов.

Другая не менее известная женщина древнеегипетская царица Клеопатра философии уделяла должное внимание и занималась этим предметом с философом Филостратом Египетским. Она была полиглотом и была автором по философским книгам.

Женщины – философы появились среди киников, которые выступали за женское и мужское равенство. Жена киника Кратета Епархия, была из знатной и богатой семьи. Она ради любви бросила все, выступала с дискуссиями философами – мужчинами и выходила победительницей.

Царица Зенобия училась у платоника - философа Кассия Лонгина, который возглавлял афинскую Академию. Он прибыл в 267 году ко двору царицы в качестве ее наставника.

Нельзя не упомянуть об Асклепигении, дочери Плутарха Афинского, которая сохранила эзотерическое учение деда и отца и выступала в роли наставницы афинского мыслителя неоплатонизма Прокла.

Среди эпикурейских философов также были женщины. К ним относились Фемиста, Леонтия, а также ревностная покровительница эпикурейцев Плотина.

В знаменитую популярную Академию Платона посещали также женщины. Иногда они переодевались мужчинами. Диоген Лаэртский говорил, что две платоновские ученицы продолжили свое обучение у Спевсиппа, приемника Платона, который стал сколархом Академии после его смерти.

Знаменитые жены и дочери известных философов

Известным физиком, математиком, философом и медиком была Тиано, жена Пифагора. После смерти философа она вела его школу 6 лет, которая была рассеяна по всей Греции. Хотя она была первой ученицей Пифагора, в пифагорейской школе было много женщин: преподавателей и учениц. Известны сочинения Тиано по принципу золотого сечения. Некоторые ученые предполагают, что имя Пифагора не имело бы такого влияния, если бы не труды Тиано, которые были опубликованы после его кончины. Ссылки на ее труды есть в сочинениях Диогена и в других работах того времени. Труды “Теорема Золотого сечения”, “Жизнь Пифагора”, “Строение Вселенной” принадлежат ее перу.

В сократической киренской школе знаменитой женщиной – философом являлась дочь основателя этой школы Аристиппа, Арета. Она в 4 в. до н. э изучала философию, наставником которой был ее отец, учившийся у Сократа. А она учила своего сына, получивший прозвище “ученик матери”. Арета тридцать пять лет преподавала натуральную и моральную философию в академиях и школах Аттики. Ею было написано 40 книг. Ее учениками были 110 философов.

Под покровительством дочери Митридата, другой Клеопатры, армянской царицы, работал философ и ритор Амфикрат Афинский. Благодаря ему греческая философия распространилась в Армении.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Социальные аспекты культуры

УДК 1(091)101.9 О. А. Штайн*

ЖЕНЩИНА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЖЕНЩИНЫ

Статья представляет собой философскую реабилитацию имен женщин в истории мысли. В истории европейской философии имена женщин-философов встречаются редко. Они упоминаются в учебниках в основном как спутницы великих мыслителей-мужчин. Автор рассказывает об идеях и судьбах самых знаменитых из них. О них пишут книги и снимают художественные и документальные фильмы, их книги переиздаются большими тиражами в мире. В статье представлена история самой мифичной женщины в истории философии Гипатии Александрийской и представительниц ХХ в., отстоявших свое право на мысль порой ценой жизни.

Ключевые слова: подвижничество Науки ради, история философии, призвание, античный философ, математик, астроном Гипатия Александрийская, философ, врач-психотерапевт, писатель Лу Саломе, феноменолог, монахиня Тереза Бенедикта Креста из Эхта (Эдит Штайн), политический мыслитель Ханна Арендт, экзистенциалист Симона де Бовуар.

O. A. Stein The woman in the history of philosophy and philosophy in the history of the woman

Article represents philosophical rehabilitation of names of women in the history of thought. In the history of the European philosophy names of female philosophers meet seldom. They are mentioned in textbooks generally as companions of the great male thinkers. In the text author stated"s ideas and destiny of the best-known of them. About them write books and remove art and documentaries, their books are republished by big circulations in the world. This is Gipatiya from Aleksandriya and representatives of the XX century who asserted the right for thought sometimes at the cost of the life is created for centuries.

Keywords: self-sacrifice of Science, history of philosophy, calling, the antique philosopher, the mathematician, the astronomer Gipatiya from Aleksandriya, the philosopher, the psychotherapist, the writer Lou Salomé, the nun Theresa Benedikta Kresta from Ekht (Edith Stein), the political thinker Hanna Arendt, the existentialist Simona de Beauvoir.

* Штайн Оксана Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета), [email protected]

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 2 251

В истории западноевропейской философии имена женщин-философов встречаются редко, а в забвение уходят часто. Они упоминаются в учебниках в основном как спутницы великих мыслителей-мужчин. Тем временем в истории философии можно перечислить порядка 57 женских имен. За 27 веков развития философии - если начать отсчет от Фалеса Милетского (640-562 гг. до н. э.) - получим одну женщину-философа на полвека - не так уж и мало. Судьба целого поколения. Понимая, что аргументация в цифрах более убедительна, я взяла первый попавшийся под руку российский учебник по философии и посчитала, что на 520 страниц приходится 1671 ссылка на философов-мужчин и ни одной ссылки на философов-женщин. Это исключение из правила или правило с исключением? Мы знаем жену Пифагора, мудрейшую Феано, или жену Сократа, ворчливую Ксантиппу, но кто они, самостоятельные женщины-философы?

От величественной Гипатии Александрийской до аристократичной Симоны де Бовуар - что определяет судьбы женщин в истории философии: роль, характер, направление или штрихи к портрету личных и исторических трагедий? Пытаясь уйти от социально-гендерной направленности текста, я вспомню о них с профессиональной точки зрения. Многие из них жертвовали жизнью, именем, семьей ради философии, что можно назвать своего рода подвижничеством Науки ради. Вспоминая их имена, мы уже возвращаем их в современный научно-академический дискурс, свершая философскую реабилитацию. В этом тексте я упомяну наиболее ярких: о них снимает фильмы голливудский и авторский кинематограф, пишут книги. Книги же самих героинь моей статьи расходятся большими тиражами как в мире, так и в нашей стране. Соблюдая историческую последовательность, я упомяну мифически прекрасную Гипатию Александрийскую, а затем представительниц ХХ в.: Лу Саломе, Эдит Штайн, Симону Вейль, Ханну Арендт и Симону де Бовуар.

Гипатия (370-415), дочь Теона, всю жизнь провела в Александрии, где снискала уважение и почет как философ, ученый и учитель. Александрия тогда находилась на перекрестке греко-иудейской, христианской и языческой культурных традиций. На рубеже 1У-У вв. она была центром позднеэллини-стической культуры, авторитет Афин тогда угасал, что подтверждает Синезий из Кирен: «В Афинах не осталось более ничего возвышенного, кроме имен великих людей, когда-то живших в этом городе» . Об Александрии, напротив, Синезий пишет как об оазисе интеллектуального процветания, не забывая указать на роль Гипатии: «В Александрии пышным цветом расцветает образование... обретя мудрость Гипатии, Египет наших дней наслаждается ее плодами». С 395 г. (Гипатии тогда было 25 лет) Египет становится византийской провинцией, управляемой императорским префектом и александрийским епископом, который уже с 381 г. носит сан патриарха.

Культурно-религиозный облик города определялся христианскими церквами, иудейскими синагогами и Мусейоном с восходящей к Евклиду библиотекой, хранящей старинные папирусы. В Александрии формировалась среда интеллектуалов - философов, математиков, риторов. Историческая обстановка в годы жизни Гипатии, чьими учениками были представители всех религий,

предопределяла дух свободы, утвержденный законом Константина Великого (285-337) о свободе исполнения религиозных культов.

В Александрии, руководствуясь императорским указом Феодосия I Великого, политику против язычников начал местный патриарх Теофил. В 391 г. христианами был разрушен культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. После разрушения Серапиума напряженность в Александрии усилилась. Сохраняя нейтралитет, Гипатия не присоединилась к защитникам Серапиума . Будучи уважаемым учителем, она не участвовала в столкновении язычников, христиан и иудеев. Александрию покинули грамматик Аммоний и неоплатоник Олимпий. Тем временем гонения на язычество продолжались. В 394 г. Феодостий I в пылу борьбы с язычеством осудил математику и астрономию, часто отождествлявшуюся народом с астрологией.

В античности женщина-философ или ученый была редкостью. Гипатия исключительна. Ее отец Теон был автором многих математических произведений, комментариев Евклида и Птолемея. Он стремился сохранить греческое наследие: изучал и передавал теологические тексты орфиков и сочинения Гермеса Трисмегиста, сотрудничал с александрийским Мусейоном. Сократ Схоластик называл его мудрейшим из мужей того времени. После Аристотеля математику стали называть теоретической философией. Гипатия получила от отца блестящее образование и со временем стала его коллегой.

Жизнь Гипатии в период разрушения языческого и установления христианского мира окутана легендами. Ее можно назвать Сократом в женском обличии. Источником свидетельств о Гипатии являются упоминания Сократа Схоластика, письма Синезия из Кирен. Синезий был учеником Гипатии, став епископом Пентаполя Ливийского, он сохранил почтение к ней, продолжал посылать ей письма и свои работы для критики.

Интеллектуальная деятельность Гипатии привлекала к ней множество различных людей. К 390 г. вокруг нее образуется интеллектуальный кружок. Из писем Синезия мы узнаем, что ее учениками были высокие военные сановники, благородные архонты, ставшие префектами, епископами, законоведами.

В плаще (ШЬоп) появлялась она на улицах Александрии. Следуя пифагорейской традиции, Гипатия установила два круга обучения: для широкой публики она доступно излагала произведения Платона. Для узкого круга кроме философии читала математику, музыку, астрономию - дисциплины, которые Боэций называл квадривием. Предположительно, на лекциях Гипатия излагала принципы геометрии по «Началам» Евклида и «Каноническим сечениям» Аполлония, арифметику по Диофанту и астрономию по Птолемею. Из рукописей Гипатии до наших дней сохранились комментарии к арифметике Диофанта. Сократ Схоластик писал о Гипатии: «Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени; наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала лекции всем тем, в ком было желание услышать» .

Духовным лидером христиан александрийской церкви в то время был патриарх Теофил, выдающийся теолог. Светскую власть представлял префект Орест, ученик Гипатии, воспитанный в традициях греческой paidei, что

давало возможность Гипатии разговаривать с представителями высшей власти на равных позициях. Но даже при Теофиле Гипатия не подвергалась гонениям. В 412 г. на кафедру взошел Кирилл, который развернул деятельность по очищению Церкви.

Межконфессиональный конфликт язычества, иудаизма и христианства назревал, столкновение становилось неизбежным. Вспышкой стало историческое побоище иудейской общины перед Пасхой. В конфликт были вовлечены префект Орест и патриарх Кирилл лично. Позицией Гипатии было примирение сторон, но ее положение на тот момент становилось шатким из-за: 1) принадлежности к элите (народ ее недолюбливал); 2) нейтралитета вокруг Серапиума (язычники не считали ее своей союзницей); 3) занятий математикой и астрономией (возникали слухи о ней как о язычнице). В общественном мнении Гипатия в момент обернулась еретичкой и посланницей ада.

21 марта 415 г. толпа убила Гипатию в церкви Цезарион, раскроив ее тело на мелкие куски, которые сожгли. После гибели Гипатии префект Орест исчез. Развитие греческой философии и науки приостановилось, но спустя 6 лет, в 421 г., другая женщина, Афинаида, дочь афинского философа Леонтия, ставшая императрицей Византии под именем Евдокия, взялась прививать греческую мысль и язык к новой имперской идеологии. Осознавая благодаря отцу значение таких образовательных учреждений, как платоновская Академия, в утверждении культуры, она подталкивает своего мужа Феодосия II к провозглашению в 439 г. греческого языка в качестве официального языка Византийской империи и к открытию Университета. Так одна мудрая женщина подхватывает начинания другой.

Ныне Гипатию канонизировали. Моя статья - плач по Гипатии и в ее лице по судьбе многих женщин-философов. Гипатия стала мифом. С ее истории начинается история философии в женских ликах, и эта терминология уместна, так как возможно сравнить женский подвиг в науке с подвижничеством. Многие из названных женщин напоминают юродивых. Они принимали обиды, прямые оскорбления и косвенные косые взгляды, осуждения и обвинения в ненормальности. Они действительно не были нормой, так как уходили от непосредственного природного и социального предназначения, отдавая материнские инстинкты и женскую любовь науке. ХХ в. стал прорывом в системе высшего образования. Женщины становятся признанными мыслителями: Эдит Штайн, Симона Вейль, Ханна Арендт, Симона де Бовуар и Сьюзен Сон-таг. Их произведения заполнили книжные магазины, о них проводят конференции, пишут книги, снимают документальные и художественные фильмы (в качестве примеров можно назвать фильм Маргаретт фон Тротта «Ханна Арендт» (2012) с одной из любимых актрис Райнера Вернера Фассбиндера, Барабарой Зуковой в главной роли. Картина премирована «Лолой в серебряном» Немецкой киноакадемии в двух номинациях; документальный фильм Нэнси Кейтс (Nancy D. Kates) «О Сюзан Сонтаг» (Regarding Susan Sontag, 2014); нашумевший голливудский фильм «Агора», повествующий о судьбе Гипатии, режиссера Алехандро Аменабара, 2009 г., взявший премию «Гойя» за лучший оригинальный сценарий; «Любовники кафе де Флор» режиссера Илона Дюрана Клэна (Les amants du Flore, 2006), сочувствующий Симоне де Бовуар).

Лу Саломе (1861-1937) - философ, врач-психотерапевт, одна из наиболее известных писательниц, по мнению немецкой энциклопедии. Какую же духовную глубину и эротически напряженную поверхность хранила в себе эта магически обаятельная женщина, сотворившая биографии Ницше, Фрейда и Рильке?

Главным произведением Лу была ее собственная жизнь. Она стала потрясением для великого Фридриха Ницше, ученого-дарвиниста Пауля Ре, Зигмунда Фрейда. Заслугой ее творческой жизни и волевого характера считают развитие поэтического таланта Райнера Рильке.

Психоанализ привлек и поглотил Лу во второй половине жизни. Фрейд писал:

Последние 25 лет жизни этой женщины принадлежали психоанализу. Она привнесла в него очень ценные научные разработки, многие из которых к тому же реализовала практически. То была исключительная женщина. Я не преувеличу, если буду утверждать, что мы ощущаем как целую эпоху тот период, когда она находилась в рядах наших сотрудников и соратников .

Ей посчастливилось вступать в полемику с Тургеневым, Толстым, Стринд-бергом, Вагнером, Ибсеном. По настоянию известного философа Мартина Бубера Лу Саломе написала книгу под названием «Эротика», которая стала бестселлером в Европе, выдержав множество переизданий. В России книга печатается в знаковом издательстве «Культурная революция» .

Жизнь и творчество Лу Саломе можно назвать броском или прыжком. Исследуя природу чувств и страсти, Лу будто всегда писала о себе. Ранее Фрейда заявляла она о бисексуальной природе человека, о вечном присутствии мужественности в женщине и женственности в мужчине. Физиологическую и духовную природу Лу рассматривала в единстве полов, выражая чуждые феминизму воинствующие взгляды. Женское и мужское не противостоят друг другу, но отличаются. Это два способа жизни: женское начало проявляется в величественной статике аристократа, мужское начало - неутомимый активист. Женское стягивает внутрь себя внимание и мир, вынашивая и рождая его вновь и вновь. Мужское начало ассоциируется с целенаправленной целью.

Кто лучше Лу Саломе мог писать о любви? Влюбленный в нее Ф. Ницше говорил о большой философской открытости между ними. На предложение о замужестве Лу ответила Фридриху предложением дружбы. Прощание с Лу Са-ломе он назвал началом полного одиночества, за годы которого он напишет свои великие книги. Лу Саломе считала, что в любви и в творчестве «лучше отказаться, чем вяло существовать» .

Другая любовь Лу Саломе - поэт Рильке. Жак Нобекур, знакомя французских читателей с феноменом Саломе и ее творческим наследием, отрекомендовал ее как «вдохновителя и палача Ницше и Рильке». Лу было тридцать шесть, а Рильке двадцать один год. «Моя весна, я хочу видеть мир через Тебя, потому что тогда я буду видеть не мир, а Тебя, Тебя, Тебя!» - писал поэт . С терпением и виртуозностью меняя формы стимулирования его таланта, она будет чередовать материнские увещевания и девическую страстность.

С Лу Рильке меняет имя. Неопределенная и бесформенная интимность Рене превратилась в твердое мужское Райнер. Новое имя повлекло новую судьбу - сильного трагического поэта. Впечатления от поездок, жизнь в России не позволяли Рильке останавливаться в чувстве и поэзии: «Стремлюсь раствориться в Тебе, как молитва ребенка в радостном гуле утра» . Их отношения были откровением: «Любить означает знать о ком-то, чей цвет и способ видения вещей вы должны принять так, чтобы эти вещи перестали быть чужими, словно вы приручили диких животных», - писала Лу Саломе .

Быть в близости и ускользать ради обретения себя - в этом состояли и мудрость и опыт Лу Саломе: «Они потому так редко остаются "двумя", что единство по большей части означает искажение» - так характеризовала она сильное чувство. Ей удалось избежать искажения. Ее жизнь и творчество были постоянным обретением, среди которых был и психоанализ. Вместе с дочерью Фрейда, Анной Фрейд, Лу занялась детским психоанализом.

Лу Саломе прожила долгую творческую жизнь. Ее сравнивали с силой природы, а она восторгалась природой человеческих чувств, умея быть отстраненной. Странный дар, редкий дар.

О католической монахине кармелитке из Эхта Терезе Бенедикте Креста (Эдит Штайн) в мире известно многим. Философия, вера и история определили ее миссию и героическую гибель. Эдит родилась в 1891 г. в Бреслау в большой еврейской семье. В 1910 г. она была единственной учащейся девушкой на философском факультете в Бреслау . Переехав в Гёттинген, Эдит знакомится с Эдмундом Гуссерлем. Доверительные задания учителя - расшифровка или классификация архива записей - утвердили рецептивные навыки ученицы и привели ее к определяющей научной статье «Феноменология Э. Гуссерля и философия св. Ф. Аквинского. Попытка сопоставления» (1920).

Феноменология как метод, образ мысли и жизни естественно привели Эдит к вере. Феноменология - область гносеологических и онтологических исследований, цель которой сводится к созерцанию сущностей. Свою раннюю философию Гуссерль определял как эгологию, созерцание в области имманентных данных сознания. Метафизические и онтологические основания феноменологии скрываются в области внутренних гносеологических его структур. Так в утробе сознания зарождается мир.

Феноменология ищет не причины бытия, а факторы образования его значения - конституционные факторы. Интенциональность - способ наделения реальности значением, делающий эту реальность значимой, осмысленной. Интенциональность - не предмет, но условие всякой предметности, которая, в свою очередь, является условием видения. «Вещность» несамодостаточна. Она, подобно аристотелевской материи, нуждается в оформлении, иначе будет терять пределы в хаосе и расплываться. Форма, как античный демиург, определяет область видения и границы, описывая околопредельность в топографической и социальной местности. «Вещность» Гуссерля требует означивания - интендирования значений. Это определяет границы, определивает и придает смысл.

Трансцендентальная феноменология зрит в основание мира, которым оказывается Бог - внутренне присущий миру разум. Его можно обнаружить

через универсальное познание, «свободное от всякой связи с мифами и традицией вообще» .

Человек в метафизическом измерении вопрошает о себе как о разумном существе, о человеческой истории как о разумном процессе. Переплетения собственной и всеобщей истории сводятся к идее разума. В этом брезжит идея провидения. Исторически объективный мир предстает не столько в качестве реального мира, сколько в качестве его картины. «Окружающий мир - понятие исключительно в духовной сфере» . Гуссерль отчаянно и пронзительно вопрошает:

Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности, если науки признают объективно констатируемое за нечто истинное, если история не научает ничему .

Эмоциональный настрой Гуссерля не мог не захватить его ученицу. Историческая действительность Эдит Штайн переплетала интерсубъективные значения распространяющегося в Германии фашизма, научные философские предпочтения феноменологического метода, нравственные нормы и догмы католического христианского вероучения. Как биографический топос Эдит Штайн стал разворачиваться в пунктирную линию заданных исторических координат? Она служит на фронте сестрой милосердия, пишет статью о древнегерманской молитве «Отче наш», знакомится в Гёттингене с Адольфом Рейнахом, молодым преподавателем и новообращенным христианином. Гибель этого человека на фронте и встреча с его семьей оказалась, по ее собственным словам, ее «первой встречей с Крестом, с той божественной силой, которую Крест дает несущим его. Впервые мне видимым образом явилась Церковь» .

Научный горизонт восприятия и приобретаемый навык религиозного видения совпали в чтении книги «Жизнь святой Терезы Авильской». «Закрыв ее, - пишет Эдит, - я должна была признаться самой себе: это правда!» .

Крещение Эдит Штайн состоялось на Рождество 1922 г., она добавила к своему имени имя «Тереза». Эдит Штайн изучала историю философской католической мысли. В частности, перевод и комментарии к трактату св. Фомы Аквинского «Бе Уег^е» совместил в себе прозрачность стиля Отца Церкви и глубину философских примечаний переводчика. Ее университетская карьера складывалась успешно до 1933 г.

Начали распространяться известия о том, что фашисты преследуют евреев. Эдит Штайн запретили преподавать и печататься, ничто не удерживало ее в светском мире. С позволения духовного наставника она ушла в карме-литский монастырь, где и приняла имя Тереза Бенедикта Креста. В затворничестве она дорабатывала свой труд «Конечное существо и вечное существо». В 1938 г. сестер (с Эдит ушла в монастырь ее сестра Роза, о чем скорбела их мать, ортодоксальная иудейка) перевели в голландский монастырь города Эх-те, настоятели которого попросили ее написать книгу о богословской мысли и духовном опыте св. Иоанна Креста. Этот труд будет именоваться «Scientia Crucis» («Наука Креста») .

В 1942 г. началась массовая депортация евреев. 2 августа 1942 г. Эдит и ее новообращенную сестру Розу увозят сначала в концлагерь в Вестерборк, а потом - в Освенцим. Труд «Scientia Crucis» доведен в повествовании до описания смерти св. Иоанна Креста. Последняя записка сестрам-монахиням заканчивается: «Ave crux, spes unica»: «Радуйся, о Крест, единая надежда». Для Эдит Штайн пришло время не писать, но познать «науку Креста». Свидетельства узников концлагеря Вестборк рисуют нам женщину, выделявшуюся своим спокойствием и умиротворенностью. Сестра заботилась о детях, успокаивала их матерей.

9 августа 1942 г. Эдит Штайн, Тереза Бенедикта Креста, соединила свою жертву с жертвой Христа в газовой камере Освенцима.

Ее учитель, Эдмунд Гуссерль, перед смертью воскрикнул: «Я видел нечто поразительное, пишите скорее!» Что он видел напоследок? Неизвестно, но горизонт восприятия этого видения мог быть наделен смыслом, где Эдит Штайн была замыслом Бога.

Симона Вейль (1909-1943) - сторонница марксизма, троцкизма, работала разнорабочим на автомобильном заводе, чтобы узнать жизнь пролетариата. Папа Павел VI упоминал ее в числе духовных писателей, оказавших на него наибольшее влияние, наравне с Паскалем и Жоржем Бернаносом. Симоной Вейль восхищались Альбер Камю, Андре Жид, Франсуа Мориак. Ее переводили Томас Стернз Элиот и Чеслав Милош. В платоновском «Федоне» сказано: «Философствовать - значит учиться умирать». Симона Вейль в этом смысле именно философ. М. Мамардашвили говорил о Симоне Вейль, что «стержнем драматического переживания было то, что она называла "невозможностью жизни"» . Труды С. Вейль с конца 1940-х гг. приобрели кратковременную мировую известность, но уход в вечность оставил ее могилу без надгробия и памятника.

Симона Вейль родилась в еврейской семье. Прекрасное интеллектуальное детство позволило ей поступить на отделение философии в лицее Виктор Дюрюи, заниматься в классе Рене ле Сенна. Именно его взгляды заложили аксиологический фундамент философских исследований Симоны. Философия ценностей и морали стала для нее первой и самой значимой. Изучение социологии Э. Дюркгейма разбудило в ней интерес к социальным отношениям и политике. Она усиленно штудировала К. Маркса и параллельно ходила на собрания христианского кружка. Идеи справедливости и воздаяния всю жизнь будут предметом интеллектуальных и трудовых поисков Симоны.

В лицее Генриха IV ее преподавателем становится Эмиль Шартье, известный под псевдонимом Ален (1868-1951). Для Алена древние мыслители представали как герои воли, он прививал своим ученикам уважение к трудам Платона, Декарта, Канта. Симона включилась в общественно-политическую деятельность, которую не оставит до конца жизни.

В 1928 г. Симона Вейль была принята на философский факультет Эколь Нормаль. Среди политических организаций, куда она входила, были Лига прав человека с антивоенной революцией, межсиндикальная группа «без различия направлений, включая коммунистов» , кружок демократических коммунистов, куда в свое время вступил Ж. Батай. Она участвовала

в пацифистских акциях, в гражданской войне в Испании, многочисленных манифестациях, в походах шахтеров, делала доклады об угрозе фашизма. После «хрустальной ночи» в Германии, когда были убиты более 90 евреев, 3,5 тыс. отправлены в концентрационные лагеря, разгромлено 267 синагог, Симона написала «Размышления по итогам», где публично отказалась от пацифизма. Ее взгляды эволюционировали в ходе поисков:

Стоит мне подумать о том, что великие вожди большевиков ставили себе целью создание свободного рабочего класса и при этом никто из них, ни Троцкий, ни даже Ленин ни разу не заглянули на завод и, следовательно, не имели ни малейшего понятия о реальных условиях, от которых для рабочих зависит вопрос о рабстве или свободе, как политика представляется мне какой-то зловещей издевкой .

Сама она пошла работать на завод «Карно», затем на завод «Рено», где писала: «Главное, в чем здесь дело, - не страдание, но унижение, чувство, что личное достоинство, то, как оно выработано обществом, разбито, надо выковать новое» .

Ее взгляды эволюционировали от непротивления и пацифизма к революционно-военной защите, от иудаизма через атеизм к христианству, с которым она до конца жизни не примирилась, но пыталась.

От студенческих христианских кружков и исследовательского интереса к феномену теодицеи Симона постепенно приходила к молитвенным откровениям. Весной 1937 г. в итальянском городе Ассизи, в маленькой романской церкви Святого Франциска она впервые в жизни преклонила колени в молитве. В 1938 г. вместе с матерью она провела в бенедиктианском монастыре Салем во Франции Страстную седмицу и встречала Пасху: «Во время этих служб мысль о Страдании Христа сама собой вошла в меня раз и навсегда» .

Она встречалась и переписывалась с о. Перреном, обсуждая с ним пункты христианского вероучения, которые удерживали ее от вступления в Церковь. Симона уверена, что воплощение и страдание Бога в человеческом роде существовали задолго до христианства. До написания Евангелия были мифы об Осирисе, Адонисе, Загрее, Орфее. Она уверена, что откровения о Христе существуют во всех народах и выражены в терминах, отличающих их традицию и мышление.

Ее похоронили 30 августа 1942 г. на новом кладбище Эшфорда, на участке, отведенном для католиков. Аббат воздержался от участия в похоронах, и молитву над гробом читал Марсель Шуман по случайно оказавшемуся у него миссалу.

Для Симоны Вейль Бог трансцендентен, беспомощен помочь, однако сила молитвы признается, потому что Бог присутствует в страдании и в страдающем. Молиться отсутствующему Богу родственно тому, чтобы любить Другого. Другой в строгом, абсолютном смысле не существует. Как можно увериться в нем, если Другой почти всегда недоступен или ложно интерпретируем? В акте единения, в пути мистика на via uniativa исчезают дефиниции, и тогда Другой или Бог абсолютно родственен, но это познание его природы едва ли вербализируемо.

Симона Вейль говорит об атеизме как о роде аскезы, о необходимости радикального отчета перед собой, когда «часть меня еще не принадлежала Богу» . Вера, становясь собой, необходимо проходит атеистические ступени подобно состоянию покинутости, оставленности и невозможности ощутить присутствие Бога.

В этом состоянии невозможны нормальные дефиниции («я - атеист» или «я - верующий»). Парадоксальным образом глубинное суждение о самом себе нуждается во внешней санкции, видимо, самого значимого субъекта - Бога, так же как человек нуждается быть прощенным помимо и до опыта прощения самого себя. Это сравнимо с замечанием поэта Иосифа Бродского: нельзя сказать «я - поэт», потому что это примерно то же, что сказать «я - хороший человек». Для Симоны Вейль Бог отсутствует в мире, но существует в страдающем и самом страдании.

Она стала одной из тех, кто испытывает чувство причастности ко всему, к тому, в чем никогда не участвовал. Если говорить о вине, то она для Симоны тотальна: все виновны перед всеми. Жест Симоны Вейль можно определить понятиями Другого не иудейской и не христианской традиции: доведенный до радикальной завершенности принцип непричинения вреда живым существам, своего рода отказ быть спасенным в то время, как останутся неспасенные.

Симона Вейль говорит о травме логоса и травме языка. Насколько возможен Бог в языке травмированного существа? Это неоднозначный вопрос. Бог-жизнь, Бог-прорастание - возможен, но даже назвать Бога Жизнью - значит солгать о Нем, о-пределить именем или о-пределить границей.

Симона Вейль пишет о фактической невозможности жить: о невозможности каким угодно образом понимаемой социальной справедливости, об экзистенциальном состоянии, когда долг понимается через рассредоточение своей жизни, разделение ее с жизнью другими, рас-сотворение и рас-творение.

Ханна Арендт (1906-1975) - ученица М. Хайдеггера, изучала политическую теорию, мышление, проблемы тоталитаризма, политическую философию Канта. В октябре 1964 г. журналист Гюнтер Гаус, пригласивший Ханну Арендт на телевизионное интервью, спросил:

Госпожа Ханна Арнендт, вы - первая женщина, которую мы представляем в нашей программе. Первая женщина, хотя и с предельно мужским, по общепринятому представлению, занятием: вы философ. Воспринимаете ли вы свою роль в кругу философов как нечто необычное или же проблема женского равноправия для вас никогда не вставала? .

Арендт ответила:

Боюсь, сперва я должна возразить. Я не принадлежу к кругу философов. Моя профессия - политическая теория. Я не чувствую себя философом и не думаю, что я принята философами в их круг. Но если перейти к другому вопросу об общепринятом мужском занятии, то вполне возможно, что какая-нибудь женщина когда-нибудь станет философом .

На что Гаус ответил: «Я вас философом считаю» . Скромность ли это? Нет, профессиональная адекватность и признание философии как призвания, а не как ремесла.

Ханна Арендт училась в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах. В своих политических взглядах она придерживалась нейтралитета, но не во время Второй мировой войны. В 1933 г. ее вызывали в гестапо, в 1933 г. она вынуждена была бежать в Париж, а в 1940-м - в США.

В своих трудах Ханна Арендт пыталась обнаружить исток всего существования человеческого бытия, и прежде всего исток его нравственного и морального существования. При ответе она обращается к понятию персоны - «persona». Per - «сквозь», sonare - «голос». Персона - то, что проговаривается. Персона, или личность, имеет отношение к голосу, отсылает к говорению.

Каждый человек находится в сердцевине событий, отношений к нему.

Он предъявляет себя другим через рассказ, так же как события предъявляют себя через язык, который является способностью персоны к мышлению.

Мышление - разговор с самим собой, внутренний диалог. Благодаря речи (у Хайдеггера «logos» - речь) говорящим существом является не вообще животное, а persona - тот, кто мыслит. «Я» рождает отношение к себе и отношение к другим. Мир Sociumа и мир Других персон определяют голос каждой личности .

Возможность осознавать себя осуществляется благодаря памяти - обретение себя или осознание себя. Сознание соответствует совести. В европейских языках эти слова не отличаются. Совесть выворачивается в сознание, а сознание проявляется как совесть, следовательно, там, где сознание, там и совесть.

Знание - память, нежелание помнить - нежелание знать. Забвение - отказ знать не только окружающих, но и самого себя, отказ от совести и исключение себя. За место «Я» замещается господин «Никто» (Das Man) или все кто угодно, кроме меня. Ханна Арендт считает, что ответственность - это ответ личности. Она всегда личная, а если на месте «Я» - «Никто», то ответственности нет, это коллективная безличная безответственность: любой Другой, «Я» не обнаруживается .

Ответственность и язык являются условием существования личности. Как только мы теряем ответственность, мы теряем себя, превращаясь в пустое место. Мышление - существование себя через совесть. Внутренний диалог позволяет укорениться в своей самости. Автоматически мыслящий индивид - аморальный индивид (moros - традиция). Когда мы воспроизводим традиции автоматически, не принимая внутрь, не пропуская через себя, мы аморальны. Надо рискнуть мыслить, чтобы обнаружить себя - новый экзистенциальный поворот.

Так, христианская мораль, по Канту, которого исследует Х. Арендт, это послушание, поэтому, чтобы обнаружить мораль, необходимо вернуться к дохристианской традиции. Тому в пример некоторые принципы Сократа: 1) лучше несправедливо страдать, чем совершать несправедливый поступок; 2) если совершил несправедливый поступок, лучше быть наказанным. Способен ли ты жить в разногласии с самим собой? - вопрос, который должен задать себе

каждый. Идеал жизни для каждого - создать внешний мир, который бы позволил тебе жить в гармонии с самим собой .

Отказ от мышления - преступление против самого себя. Common sens, некий социальный инстинкт, здравый смысл объединяет меня с другими, одновременно обезличивая. Социальный инстинкт не требует мышления, только выполнения, поэтому Сократ был опасен для полиса. Он взывал к мышлению, а не к механическому подчинению. Право не выбирать тоже является выбором. Объяснение «я не могу» достаточно для нового действия. Моя воля приведет меня к тому, с чем я согласен жить. Отказ от мышления - это вина. Пример: суды, восполняющие традицию. Если под давлением общественного мнения выносится приговор, то это снятие ответственности.

Политика выводит за пределы права, становясь политикой противо-правия. Политика - ограничение права, а совесть и мораль лежат за пределами политики. Замалчивание - ситуация несообщаемости или забвения. Речь тоже является социальным актом . Думается, политическая теория Ханны Арендт актуальна сейчас, в период политических недомолвок, информационных поводов и резонансов, революций, ведь понятие холодной войны связано как раз с речью и замалчиванием, а не с тотальным военным театром действий.

Экзистенциальная жизнь, философия и любовь Симоны де Бовуар (1906-1986) подтверждали ее социальные и мировоззренческие установки: находиться за пределами нормы рационального западноевропейского философского сознания, озаряя сущность и существование актом переживания, жить за пределами традиционного повседневного сознания в «свободном браке» с Ж.-П. Сартром, вопрошать общественность, судьбой ли является пол, отвечать за пределами религиозного сознания отрицанием рая и ада. И при этом оставаться красивой женщиной с утонченным вкусом, аристократическим чувством такта и передовыми политическими взглядами.

Много женских имен в истории мировой философии, о которых нужно вспоминать и повествовать о них. О неоднозначной фигуре Розы Люксембург (1871-1919): обладательницы степени по праву, общавшейся с Бебелем, Плехановым, Лениным, Жоресом, преданной работе и трагически погибшей за интересы коммунистической партии, автора «Введения в политическую историю». О филигранной и эстетичной, сильной и непослушной, безумно красивой и волевой Сьюзен Сонтаг. Можно продолжать и продолжать.

Они, женщины в истории философии, готовы были отдать за нее свою жизнь. Трагическая гибель Гипатии Александрийской, сожжение Эдит Штайн в газовой камере, гибель при пытках Розы Люксембург... Ханне Арендт удалось избежать концлагеря в прямом смысле этого слова, спастись бегством в Америку. Сьюзен Сонтаг умерла от рака, что не исключительно. Более исключительны фотографии Сьюзен на больничной кушетке, ставшие манифестом не только жизни, но и смерти, зафиксированной в кадре, о котором она так много писала. Бесславно ушла из жизни аристократка по духу и происхождению Симона де Бовуар. Сартра хоронили как национального героя, на его похороны пришло около 50 тыс. человек, а умирающую Симону узнала только больничная медсестра. Симону Вейль хоронили несколько человек, и только рабочий с завода

«Рено», где она работала в течение одного года, на скопленные деньги установил ей могильную плиту спустя 12 лет после похорон. Могилой Эдит Штайн стало небо, куда улетел дым от костра, и земля, на которую осел пепел. В одном сне я видела среди груды обуви туфли в полиэтиленовом пакете с надписью «Эдит Штайн». Разрезанное глиняными черепками и сожженное тело Гипатии тоже стало пеплом, которым позже посыпали голову ее современники.

Были ли у них возлюбленные, кроме Философии и Бога? В науке у них были великие учителя, вдохновители, те, кто ввел их в философию: З. Фрейд у Лу Саломе, Э. Гуссерль у Эдит Штайн, Ален у Симоны Вейль, Ж.-П. Сартр у Симоны де Бовуар, М. Хайдеггер у Ханны Арендт. Они приняли их научный метод, верно и преданно отдавая себя и женскую суть, отказываясь от семьи и детей. Известно, что у Лу Саломе детей не было, за 4 года до смерти она удочерила дочь своего мужа. Сама же она в шутку приговаривала, когда ее называли «матерью психоанализа»: «Должна же я быть хоть чьей-то матерью?» Не было детей у Х. Арендт, умершей через год после кончины Хайдеггера, - их любовь не была секретом. В России вышла книга Н. В. Мотрошиловой «Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие-время-любовь» , где прекрасно описаны красота и близость отношений этих людей через переписку и воспоминания родственников. Гуссерль требовал, чтобы Эдит Штайн в светской жизни вышла замуж за его ассистента по кафедре для духовного единства. После ухода в монастырь Эдит Штайн осознанно отказывается от светских привилегий, семьи и потомства. Сьюзен Сонтаг отказалась от семьи, понимая, что это мешает философскому развитию. Симона де Бовуар была «гражданской женой» Сартра, реализуя идею «свободного брака» между творческими людьми. Детей у нее не было, а вот официальных жен у Сартра было несколько. Симона Вейль считала брак и отношения нечистотой, поэтому девство для нее, как и для Гипатии Александрийской, было естественным и нежертвенным. Обычно мы не поднимаем этого вопроса в отношении мужчин, но женская судьба иная. Насколько нужно жертвовать или избирать, вытеснять или вымаливать, закрывать или отстаивать, оплакивать или протестовать, идти вразрез общественным, чтобы воплотить собственные убеждения?

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреас-Саломе Л. Прожитое и пережитое. - М.: Прогресс, 2002.

2. Арендт Х. Жизнь ума. - СПб.: Наука, 2013.

3. Арендт Х. Лекции о политической философии Канта. - СПб.: Наука, 2012.

4. Арендт Х.О революции. - М.: Европа, 2011.

5. Васильев А. А. История Византийской империи. - Л., 1925 (новое издание - СПб., 2000).

6. Вейль С. Формы неявной любви к Богу. - СПб.: Свое издательство, 2012.

7. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000.

8. О. Георгий Чистяков. Эдит Штайн: тайна веры. - URL: http://tapirr.com/ekklesia/ chistyakov/vechn_grad/edit_stayn.htm

9. Епифанов П. Хронология жизни Симоны Вейль // С. Вейль. Формы неявной любви к Богу. - СПб.: Свое издательство, 2012.

10. Мамардашвили М. Метафизика Арто // Антонен Арто. Театр и его двойник. - СПб.: Симпозиум, 2000.

11. Мотрошилова Н. В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие-время-любовь. - М.: Гаудеамус, 2013.

12. Саломе Л. Эротика. - М.: Культурная революция, 2012.

13. Сикари А. Портреты святых. - Milan, Milano Ritratti di santi: Editoriale Jaca Book spa, 1987.

14. Штайн Э. Наука Креста. - М.: Общедоступный Православный Университет; Институт философии и теологии, 2008.

15. Философия: Учебник / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

16. Разговор с Гюнтером Гаусом. Телевизионное интервью. Октябрь 1964 г. // Социологическое обозрение. - 2003. - № 1.

17. Gretzmacher G. K. Sinesius von Kyrene. Leipzig, 2000.

18. Holum K. G. Theodosiam: Express Women and imperial domination in late antiguity. - Berkeley, 1982.

«Истории философии содержат случайное бормотание имен женщин: Ксантиппа, скверная жена Сократа (портрет её оставил нам Ксенофонт ); Периктиона, мать Платона; Королева Швеции Кристина, которая изображалась как поклонница Декарта, хотя в её собственных глазах он не был серьёзным мыслителем. Затем женские имена неожиданно возникают снова в двадцатом столетии […]

Так что до недавнего времени неизменно сохранялась стандартная мужская мудрость, а теперь мы знаем, что были женщины преподаватели и авторы философских концепций от досократиков до нашего уже XXI столетия. Женщины возглавляли большие школы философии, были неотъемлемой частью неофициальных философских кругов с их впоследствии более знаменитыми коллегами мужчинами, написали важные философские работы, а в течение прошедшего столетия возглавляли профессиональные философские общества. Они участвовали с мужчинами в обсуждении важных философских проблем их времени.

Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370- 415 гг. н.э.), Асклепигения из Афин (ок. 375 г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок. 350 г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эти двадцать одна древних философов женщин были известны некоторым из неизменно входящих в мужскую часть философов, включая Пифагора, Сократа, Платона, Аристиппа и Прокла . […]

Следовало бы вспомнить и гетер, большая часть которых обязана своей славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Герпилис была любовницей Аристотеля, подарившей ему сына. Мегалострата восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера. Леонтина, афинская гетера, была последовательницей и любовницей Эпикура, прославлялась своим красноречием; пользовалась известностью её горячая полемика с философом Теофрастом. Эпикур вплоть до её кончины хранил ей верность и утверждал, что именно она помогла его философским теориям. Клеонисса написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас работ по философии; погибла она случайно от кинжала Павсания, в покои которого она вошла ночью без предупреждения. Леена - гетера-философ, любовница Гармодия, составила с ним заговор против тирана Гиппия, за что и пострадала. Пигарета - будучи отличным математиком и мыслителем, была любовницей философа Стилыюна из Мегары. Теодота пылко любила Сократа и чтобы добиться куртизанки Аристофан обвинил его в развращении юношества, но это нисколько не подняло шансов доносителя. Лаиса из Коринфа была возлюбленной Диогена и сама считалась интересным философом. […]

В средние века с появлением женских монастырей и образования для женщин и открытия потерянных древних философских работ, много женщин в женских монастырях научились читать и писать по- латыни и приняли участие в большом восстановлении и проектах сохранения текстов древних мыслителей. Закрытое общество женского монастыря способствовало к размышлению, также как и к подготовке дидактических материалов для образования религиозных и благородных женщин. Это было время знаменитых философов женщин, которые пользовались уважением в их дни, а позже были забыты или повторно классифицированы как исключительно теологические авторы. Средневековый период был временем малой известности женщин из монастыря, но это не стало помехой. […]

С «официальным» началом современного («классического») периода в философии (то есть начиная с Декарта), увеличивается число женщин - не только из женских монастырей (которые уменьшались как в числе, так и в количестве женщин, которых они обучили), но из благородных, из низкой аристократия и мелкой буржуазии, - которые все чаще берутся за философские работы. […]

Нередко, темы работ женщин философов касались современных смыслов научной или рациональной философии и науки, но пересекались и непосредственно с проблемами самих женщин. Французская и Американская революции побудили многих философов женщин писать в защиту прав женщин и небелых. […]

В двадцатом столетии женщины философы намного труднее становятся жертвами, а сами потери отчасти менее значимы. Это период, в котором женщины сначала были допущены в университеты. В начале это была только щель (всё ещё не так много женщин философов), однако за последнее столетие щель в двери расширяется устойчиво. […]

Философы женщины на пороге этого столетия имели немного образовательных возможностей в философии, ибо постоянно стояли перед явной сексуальной дискриминацией. Так, университет Гарварда отказался присуждать Мэри Уитон Кэлкинс (Calkins, 1863 - 1930) её Ph.D. в философии, даже тогда, когда Уильям Джеймс сказал, что её устный экзамен был лучшим, чем любой другой, который он когда-либо слышал. Гарвард просто не присуждал докторские степени женщинам, хотя Кэлкинс была более чем достойна её, и в философии, и в психологии. ещё одна история, которая в данном случае касается роли женщин в научных обществах. Женщины стремившиеся к успеху на философском поприще, вступали в профессиональные общества, которые на Западе являются большим подспорьем в организации и проведении философских исследований. Эти общества, включая Аристотелевское Общество и Mind Association в Великобритании и Американской Философской Ассоциации в Соединенных Штатах, обеспечивают философов доступом к форумам, чтобы представить самые ранние результаты их исследования. Это обстоятельства, в пределах которых могут преследоваться и очень узкие академические интересы в компании других экспертов. Женщины с начала XX столетия до сих пор были активными участниками этих обществ и использовали их, чтобы апробировать новые идеи и новые интерпретации старых идей. […]

И в то время как Констанция Джонс потеряла наиболее ценное владение философа, первоначальную идею, которую присвоил мужчина, другие философы женщины стали известными прежде всего по их ассоциации с мужчинами. Будучи в компании другого пола, они завоевывали репутацию в философии, однако в итоге это часто становилось оправданием упущений историкам в силу большей известности мужчин философов. Лу Андреас-Саломе , например, была длительно известна только как «своёнравный ученик Ницше», и она не была в этом одинокой. Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir, 1908 - 1986) не сразу переступила границы её неоднозначной связи и идентификации с Жаном-Полем Сартром . Исследования Ханны Арендт (1906 - 1975) получили известность через информацию М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем и К. Ясперсом, что сообщило её произведениям относительно человеческой свободы в политической и социальной жизни большую весомость.

Многие могут назвать имена женщин, занимающихся теми или иными вопросами в сфере философии в XX веке. Среди них Р. Люксембург, К. Цеткин, Е. Блаватская , А. Безант , Анна Фрейд и Мелани Клайн, Махлер Маргарет, Маргарет Мид , Клара Томпсон, Карен Хорни, А.-М. Тыменецка, Маргарет Уилсон и др. В каждом регионе, будь то Азия, Африка, Латинская Америка, Россия, Индия и Китай вам могут привести ещё не одну сотню женщин, оставивших след в философии.

По крайней мере две сотни философов женщин жили, умерли, и оставили письменные работы по философии в течение прошедших двадцати пяти веков, и если мы не акцентируем их достижения, то это станет, вероятно, затянувшейся недооценкой их творчества. Ибо известно, что недостаточный доступ к грамотности несомненно уменьшил возможности древних и средневековых женщин, эпохи Возрождения и Нового времени как в обучении, так и в созидании философии.

Предубеждение против женщин также несомненно запугало многих женщин, которые иначе могли бы иметь рискованные, а возможно и альтернативные мнения по важным философским темам. Действительно, многие из древних и средневековых произведений содержат формулы смирения или адресованы другим женщинам как правила жизни и деятельности».

Колесников А.С., Современный философский процесс в начале XXI века, в Сб.: Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию Ю.Н. Солонина , СПб, «Санкт-Петербургское философское общество», Выпуск 5, 2001 г., с. 116-122.