Как делили мир после Второй мировой войны. Ссср после великой отечественной войны Роль ссср после второй мировой войны

СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гᴦ.)

Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. При этом победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся обстановки крайне важно дать оценку международной ситуации.

Из войны 1941–1945 гᴦ. СССР вышел с возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры ʼʼстраны-победительницыʼʼ имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. После войны США контролировали 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства, а рост вырабатываемой продукции составил 2,5 раза. США превратились в экономический, финансовый и политический центр мира. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать ʼʼс позиции силыʼʼ в отношениях с потенциальным противником.

Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в ʼʼхолодную войнуʼʼ. Ее своеобразным манифестом стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенной 5 марта 1946 ᴦ. Политический смысл этого выступления заключался в ориентации мировой общественности на разрыв отношений между странами-победительницами и признание приоритетов на мировой арене за англоязычными странами. В отношении СССР выдвигалась идея противопоставить советской экспансии ʼʼжелœезный занавесʼʼ, опираясь на американскую ядерную монополию. Отныне в самих США утверждалось мнение, что ХХ в. – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

Ответным шагом со стороны СССР была жесткая пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 ᴦ. была испытана советская атомная бомба). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с учетом общечеловеческих ценностей практически не оставалось.

Вершиной противостояния стала корейская война 1950-1953 гᴦ. в которую были вовлечены помимо режимов Северной и Южной Кореи армейские подразделœения КНР, СССР и США. В отдельные моменты противостояния американское военное командование предлагало применить атомное оружие.

Вторая половина 40-х и начала 50-х гᴦ. характеризуется следующими событиями:

Со стороны США и их союзников – выдвижение плана экономического возрождения Европы (ʼʼплан Маршаллаʼʼ), создание в 1949 ᴦ. военно-политического блока НАТО (Североатлантический пакт), объединившего вначале 12 государств Европы и Северной Америки, отказ от ранее согласованных решений по Германии (в частности - признать восточную границу Германии по р.
Размещено на реф.рф
Одеру и Нейсе), локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее - 1950-1953 гᴦ., гонка вооружения, прежде всœего ядерных.

Со стороны СССР – в течение 1945-1948 гᴦ. были сформированы сначала коалиционные, с участием коммунистов, а затем – коммунистические по составу правительства в странах Восточной Европы, в 1949 ᴦ. создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 ᴦ. для координации деятельности коммунистических партий было создано Коминформбюро, просуществовавшее до 1956 ᴦ. В противовес НАТО в 1955 ᴦ. создается Организация Варшавского Договора как военно-политический союз стран социалистического лагеря. В 1956 ᴦ. при активном участии советских войск было подавлено антикоммунистическое восстание в Венгрии. Спровоцированное волюнтаристской политикой венгерского руководства оно отличавшееся крайней жестокостью по отношению к членам правящей партии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в базе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы:

- чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы;

Материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, напротив - пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы;

- ʼʼхолодная войнаʼʼ, обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом всœе на тот же энтузиазм;

В обществе зрела ʼʼкритическая массаʼʼ (вернувшиеся с фронта͵ из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос о сути общественной системы и крайне важно сти ее пересмотра, К тому же общая угроза сблизила народы и понятие ʼʼсистемаʼʼ потеряло смысл.

Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по-прежнему искать ʼʼсвой путьʼʼ.

Экономическое положение было крайне тяжелым. СССР потерял 1/3 своего национального богатства, погибло 27 млн. чел. Были разрушены 32 тыс. предприятий, 1710 городов и посœелков, 70 тыс. деревень, 96 тыс. колхозов и совхозов. Сумма прямых потерь, причинœенных войной, была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 ᴦ. Засуха 1946 ᴦ. и последовавший за ней голод ухудшили производительные силы деревни.

Задачи восстановление хозяйства были отражены в четвертом пятилетнем плане, главной задачей которого было не только восстановить разрушенное войной народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень в значительных масштабах. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Уже в 1948 ᴦ. национальный доход страны был увеличен на 64 %, достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1950 ᴦ. превзойден на 73 %. Сельское хозяйство вышло на уровень довоенного производства в 1950 ᴦ. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника.

Социальные проблемы решались медленнее. При этом уже в 1947 ᴦ. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счёт изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

Сложной оставалась и политико-идеологическая ситуация в стране. Мы уже отметили наличие в обществе ʼʼкритической массыʼʼ, которая стремилась к изменению системы. При этом выбора в пользу демократии не случилось. ʼʼЭйфория победыʼʼ утвердила мысль об идеальности советской системы. Элементы либерализации общества, формально заложенные в проектах Конституции и Программы партии (1947) не получили своего воплощения. Более того, власть развернула кампанию по ужесточению контроля за общественной жизнью. Для борьбы с опасными общественными умонастроениями использовались прежние полицейско-репрессивные меры. Сотни тысяч вернувшихся на родину военнопленных были отправлены в лагеря.

В 1946-1948 гᴦ. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б): ʼʼО журналах ʼʼЗвездаʼʼ и ʼʼЛенинградʼʼ, ʼʼОб опере ʼʼВеликая дружбаʼʼ Мурадели, ʼʼО репертуаре драмтеатровʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Творческая интеллигенция, таким образом, была поставлена на место за вольнодумство и игнорирование принципа социалистического реализма. В 1947-1951 гᴦ. были проведены погромные ʼʼдискуссииʼʼ по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке.

Отражением внутренней борьбы в руководстве страны стало так называемое ʼʼленинградское делоʼʼ. По сфабрикованным обвинœениям были расстреляны ряд видных партийных и государственных деятелœей (А. Кузнецов, М. Родионов, и др.). Одиозную историческую известность приобрело ʼʼдело врачейʼʼ, принявшее антисемитскую окраску.

Надежды общества, поколения победителœей на либерализацию политического режима были подавлены административно-репрессивной машиной. Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 ᴦ. изменила обстановку в стране. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны.

К марту 1953 ᴦ. в высших партийных органах сформировались две базовых группировки. Первая из них предполагала сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок (В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов), а вторая понимала крайне важно сть реформирования тоталитарной системы, смягчение политического режима. (Г.М. Маленков, Н.С. Хрущевым, с аналогичными заявлениями выступал и Л.П. Берия).

Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно. Наиболее радикальную программу преобразований предложил Берия:

Осудить культ личности Сталина;

Перестроить и смягчить сложившуюся репрессивную систему;

Увеличить доля национальных кадров в партийном и государственном аппарате союзных республик;

Перераспределœение властных полномочий от партийных организаций к государственным;

Во внешней политике – нормализация отношений с Югославией, объединœение ГДР и ФРГ.

Возможность усиления позиций Берии встревожило его соперников, опасавшихся, что его приход к власти приведет к новому витку репрессий среди высшего руководства. Маленков и Хрущев, объединившись, в июне 1953 ᴦ. на заседании Президиума ЦК при решающем участии Жукова арестовали Берию, объявив его в традициях того времени английским шпионом и врагом народа. В декабре 1953 ᴦ. он был расстрелян.

Поиск новой модели общественного развития (1953–1990-е гᴦ.)

СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг." 2017, 2018.

Социально-экономическое положение в первые после Второй мировой войны

Вышел из войны победителем. Победа подняла международный военно-политический престиж СССР. Он стал второй супердержавой мира. В прошедшей войне СССР потерял 27 миллионов человек и одну треть своих национальных запасов.

После войны перед стояла главная задача – залечить раны и перевести хозяйство страны на мирные рельсы.

Уже в 1950 году производство продуктов сельского хозяйства вышло на довоенный уровень.

После ощущалась нехватка трудовых резервов. Чтобы выйти из этого положения, использовали труд заключенных, сосланных в Сибирь, и военнопленных.

Чтобы улучшить финансовую систему страны, в декабре 1947 года была проведена денежная реформа. Ценность денежных знаков увеличилась в десять раз. Тогда же, в декабре 1947 года были ликвидированы карточки (талоны на покупку продуктов).

После войны в политической структуре страны также произошли определенные изменения. С сентября 1945 года было отменено чрезвычайное положение. Был упразднен Государственный Комитет Обороны. С марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Вся власть концентрировалась в руках партийных руководителей. Тоталитарный режим ещё более усилился. Система государственного управления лагерями (ГУЛАГ) достигла высшего уровня.

После началась новая волна массовых репрессий. В 1948 году по сфальсифицированному “ленинградскому делу” было арестовано 2 тысячи человек. Серьезнейшие ошибки были допущены в национальной политике. Великорусский шовинизм набирал силу. Тысячи украинцев, литовцев, латышей и эстонцев были обвинены в сопротивлении советизации и коллективизации, и депортированы. Жемчужины народного творчества эпосы “Деде Горгуд” и “Манас” были заклеймены как “реакционные и антинародные”.

Усилилось влияние большевистской идеологии на литературу, искусство и науку. В конце 1948 года началась борьба с космополитизмом. Был восстановлен “железный занавес”, отсекающий страну от культуры остального мира.

5 марта 1953 года умер И.Сталин. Началась борьба за власть. На первые позиции вышли Г.Маленков и Л.Берия. Летом 1953 года Л.Берия был арестован и расстрелян. После этого у руля власти стали Г.Маленков и Н.Хрущев, который в сентябре 1953 года был избран первым секретарем ЦК партии. В феврале 1955 года Г.Маленков был обвинен в организации “Ленинградского дела” и был уволен с поста главы государства. На пленуме ЦК партии в 1957 году оппозиционеры (консерваторы) были объявлены “антипартийной группой” и изгнаны со всех постов. Хрущев и его сторонники одержали победу над своими оппонентами. В 1957 году маршал Г.Жуков был отстранен с поста министра обороны и исключен из состава Президиума ЦК партии.

В 1958 году Н.Хрущев стал занял две должности: первого секретаря ЦК партии и председателя Совета Министров СССР. Это была полная победа Хрущева в борьбе за власть, отказ от принципов коллегиальности в управлении, возврат к сталинской практике единоличного управления страной.

В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС, на котором прозвучала критика культа личности Сталина. 30 июня 1956 года в ЦК КПСС было принято решение “О культе личности и ликвидации его последствий”. Тысячи людей, репрессированных в 30-40-х годах, были реабилитированы. Балкары, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы вновь получили автономию. Началось исправление ошибок, допущенных в национальной политике. В правительственных структурах и в руководстве хозяйством произошли серьезные изменения.

Впервые колхозникам стали выдавать пенсию. С 1959 года они стали получать паспорта. Это был важный шаг в сторону освобождения крестьян от полукрепостнической зависимости. Экономические трудности начала 60-х годов создали почву для новых конфликтов.

В октябре 1964 года Н. Хрущев был освобожден с занимаемых должностей и отправлен на пенсию. Л.И. Брежнев стал Первым секретарем ЦК КПСС, А.Н.Косыгин стал Председа­телем Совета Министров СССР.

Экономические реформы 1950-1960-х годов

После смерти Сталина впервые с идеей экономической реформы выступил Г. Маленков в августе 1953 года. Он предложил дать преимущество в промышленном производстве товарам широкого потребления. Однако, Г. Маленкова уволили, и идея реформы осталась неосуществленной.

В сентябре 1953 года по инициативе Н. Хрущева была подготовлена обширная программа развития сельского хозяйства, в которой предусматривалось:

  • увеличить материальную заинтересованность колхозников в развитии сельского хозяйства;
  • увеличить посевные площади за счет целинных земель.

С 1954 года началось использование целинных земель. Составной частью сельскохозяйственной реформы было восстановление Машинно-тракторных Станций (МТС) с 1958 года и предоставление в распоряжение колхозников сельхозтехники за высокую плату. В результате ряд колхозов разорились, а МТС потеряли квалифицированных механизаторов.

Принятые меры не исправили бедственного положения в сельском хозяйстве. Упало производство зерна. В 1963 и 1965 годах в стране был голод. Впервые были произведены закупки зерна за рубежом.

В 1957 году была перестроена структура управления промышленностью. Был создан Высший Совет Народного Хозяйства.

С 1959 года перешли с пятилетних к многолетним планам развития народного хозяйства; приняли Семилетний план (1959-1965 гг.). Ускорилось развитие машиностроения, химической промышленности, энергетики, производства стройматериалов и других промышленных отраслей.

В 1959 году началось движение за то, чтобы в трехлетний срок догнать и перегнать Америку по производству продуктов животноводства. На XXII съезде в 1961 году была принята программа строительства коммунизма в СССР в течении 20 лет.

Кризис режима

С приходом к власти Л. Брежнева наступил конец эпохи хрущевской “оттепели”. Период правления Брежнева называют “неосталинизмом”, “золотым веком”. В это время:

  1. Перестали критиковать Сталина.
  2. Усилилась традиция партийной номенклатуры.
  3. Была выдвинута линия на “стабильность кадров”.
  4. Некоторые мероприятия, начатые Хрущевым, были аннулированы.
  5. Партийный и государственный аппараты стали “раздуваться”.
  6. Административно-приказная система сталинских времен превратилась в административно-бюрократическую систему.
  7. Усилилась контролирующая функция партии над государственным аппаратом.

В 6-ой статье Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года, подчеркивалась руководящая и направляющая роль Коммунистической Партии. Таким образом получил юридическое обоснование тот факт, что реальная власть в СССР принадлежит Коммунистической партии.

В этот период:

а) выросла роль армии и органов безопасности в политической жизни;

б) значительно выросло финансирование оборонительных программ;

в) в связи с ростом диссидентского движения и усилением социальной напряженности укрепились органы безопасности.

В результате сохранения старого режима:

а) образовался застой во всех областях жизни страны;

б) в стране возник социально-экономический кризис;

в) упало производство промышленной и сельскохозяйственной продукции;

г) ощутимо уменьшились капиталовложения, товарооборот, производительность труда и национальный доход.

После Л.Брежнева Советским Союзом управляли Ю.В.Андропов (1982-1984 гг.), К.У. Черненко (1984-1985 гг.) и М.С.Горбачев (1985- 1991).

“Перестройка” в СССР

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС была принята линия на ускорение социально-экономического развития страны. Было обещано, что к 2000 году экономический потенциал страны вырастет вдвое. Устаревший тезис о строительстве коммунизма был отвергнут. В январе 1987 года вместо ускорения встала задача коренного обновления общественного строя. В историю советского общества эта задача вошла как политика “перестройки”, которая предусматривала:

а) избавиться от перегибов социализма;

б) вернуться к “ленинским нормам”;

в) построить демократический социализм.

В 1987 году была принята программа экономических реформ, согласно которой:

а) преимущество было дано экономическим методам управления;

б) был предусмотрен переход к “хозрасчетному социалистическому строительству”.

Начались реформы и в советской политической системе:

а) осуществление “кадровой революции”;

б) создание “социалистического правового государства”;

в) разделение властей;

г) создание реального и гибкого советского парламентаризма.

Весной 1989 года прошли выборы народных депутатов. М.С.Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. В 1990 году был учрежден пост Президента СССР. М.С.Горбачев стал первым и последним президентом СССР.

В 1987 году была выдвинута линия на “гласность”, которая бы способствовала моральной, политической и культурной перестройке общества. В 1987 году была создана комиссия, которая доказала незаконность сталинских массовых политических репрессий и способствовала реабилитации сотен тысяч репрессированных. Это были плоды концепции “гласности”.

Начавшееся в национальных регионах освободительное движение ускорило распад СССР. Началом этого распада стало сепаратистское движение в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. В марте 1990 года Литва и Эстония, а в мае и Латвия приняли решение о государственной независимости. В Грузии был принят декрет о суверенитете.

В июне 1990 года РСФСР приняла Декларацию о суверенитете. В июне 1991 года Б. Ельцин был избран президентом РСФСР. В августе 1991 года группа консерваторов создала Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению. Путчисты заявили, что “по состоянию здоровья М.С. Горбачев не способен исполнять обязанности президента”, и его полномочия передаются вице- президенту Г. Янаеву. Путчисты ввели войска в Москву. Это событие вошло в историю как “августовский путч”. После бесславного окончания путча, под нажимом Б. Ельцина, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал указ о роспуске Коммунистической партии.

8 декабря 1991 года бывшие учредители СССР – лидеры славянских республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии объявили о прекращении действия договора от 1922 года и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР. Советский Союз перестал существовать.

Россия избрала путь рыночной экономики. В октябре 1991 года была объявлена программа экономических реформ. Осуществление этой программы началось с 1992 года и включало в себя либерализацию цен, отмену монополии государства на внутреннюю и внешнюю торговлю и процесс приватизации. Россия объявила себя правопреемницей СССР и собственником всего достояния. Летом 1992 года была утверждена программа приватизации собственности. С 1 октября 1992 года началась выдача приватизационных чеков. Деятельность КПСС была прекращена, зародилась многопартийная система, произошли изменения в национальном строительстве.

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. По этой Конституции Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 11 автономных областей. Татарстан, Башкирия, Якутия и Чечня взяли курс на выход из Федерации. В 1992 году между Российской Федерацией и субъектами федерации был подписан федеративный договор. Татарстан и Чечня отказались подписывать договор. Башкирия выставила условия, но договор подписала.

Выход Чечни из состава Российской Федерации и провозглашение независимости были оценены как “бунт и террор”. В конце сентября – начале октября 1993 года в стране начался политический кризис. В 1995 году состоялись выборы в Государственную Думу. В 1996 году Б. Ельцина вновь избрали Президентом. 31 декабря 1999 года Б. Ельцин подал в отставку и передал бразды правления В.В. Путину. В мае 2000 года В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В марте 2008 года Д.А.Медведев был избран Президентом Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ ПЛАНЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ СССР: А. А. Жданов (секретарь ЦК ВКП (б), первый секретарь Ленинградского обкома партии), Н. А. Вознесенский (Председатель Госплана), П. И. Доронин (первый секретарь Курского обкома партии), Н. Н. Родионов (Председатель Совмина РСФСР): возвращение к миру приведет к глубокому экономическому и политическому кризису в капиталистических государствах, а также к конфликту между державами из-за передела колониальных империй. В условиях относительно благоприятного международного климата нет никакой необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности. Следовательно, нужно развивать легкую промышленность и сельское хозяйство.

Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Е. С. Варга (экономист), руководители тяжелой промышленности и военнопромышленного комплекса: капитализм имеет замечательную способность к приспособлению к сложным политическим и экономическим условиям. Поэтому международная обстановка (враждебное капиталистическое окружение) является тревожной, тем более, что обладание атомной бомбой давало империалистическим державам явное преимущество перед СССР. Следовательно, абсолютный приоритет в послевоенном восстановлении страны должен быть отдан восстановлению тяжелой промышленности и ВПК.

НЕСМОТРЯ НА БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ И РАЗРУШЕНИЯ, СССР УДАЛОСЬ УЖЕ В ПЕРВОЙ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПЯТИЛЕТКЕ НА 73% ПРЕВЫСИТЬ ДОВОЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Ресурсы восстановления экономики страны: перераспределение средств аграрного сектора в промышленность, где приоритет предоставлялся развитию тяжелой промышленности и конверсии военного производства; сокращение расходов на социальную сферу, бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных, денежную реформу 1947 года, государственные займы; трудовой энтузиазм советских людей.

АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА новая волна политических репрессий (попытка повторить 1937 г.); самыми крупными процессами стали "Ленинградское дело" (в 1948 г. были тайно арестованы и расстреляны члены Ленинградской парторганизации; их обвинили в стремлении создать новую компартию РСФСР и противопоставить ее ВКП (б), перенести столицу в Ленинград) и "Дело врачей – вредителей" (1953 г. ; кремлевские медики якобы ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского государства);

АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА крестовый поход на интеллигенцию – "ждановщина" (партийный и идеологический контроль открыто и жестко определял направление и "рамки" творчества, развития литературы и искусства; идеологический критерий был главным и единственным): значительный удар был нанесен по научной (биологи, генетики, кибернетики, обществоведы, историки, философы) и творческой (литераторы, музыканты, режиссеры) интеллигенции; пострадала также и еврейская интеллигенция в период борьбы с "космополитизмом и идолопоклонничеством перед Западом";

АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА возвеличивание культа личности И. В. Сталина, выразившееся в его чинах, должностях (генсек, маршал, генералиссимус, "вождь народов"); конфликт с армией, целью которого была борьба с авторитетом Г. К. Жукова (результатом конфликта стала опала известных полководцев, началось обезличивание истории войны: победу одержал неизвестный солдат под чутким и правильным руководством партии и ее вождя).

СТРАНЫ ЗАПАДА: КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ. США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Здесь производилось свыше половины всего промышленного производства капиталистического мира. Американская армия дислоцировалась в Германии, Японии, Италии и в ряде других стран. В разных уголках мира было оборудовано свыше пятисот военных баз США. Американский флот бороздил океаны и моря. США обладали монополией на атомное оружие. Президент США Гарри Трумэн, занявший этот пост 12 апреля 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта, заявил, что США берут на себя «мировую ответственность» . С «нейтралитетом» и тем более с изоляционизмом 30 -х гг. было покончено. Отныне США стали в центр мировой политики.

СТРАНЫ ЗАПАДА: КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ. К началу 50 -х гг. европейские страны восстановили в основном довоенный уровень производства. В последующие, 50 -е и 60 -е гг. экономическое развитие в большинстве стран Запада отличалось высокими темпами роста. Уже тогда появились термины, отражавшие необычность положения: «итальянское чудо» , «западногерманское чудо» , «японское чудо» . Среднегодовые темпы экономического роста за 1948 -1963 гг. были весьма высокими: Франция - 4, 6% , Федеративная Республика Германии - 7, 6%, Италия - 6%, Голландия - 4, 7% и т. д. Несколько отставала Великобритания (2, 5%). Ряд причин таких небывалых темпов развития можно отнести к особенностям политики правительств в той или иной стране, однако имелись международные условия, облегчавшие сравнительно быстрое восстановление и модернизацию экономики стран Запада.

СТРАНЫ ЗАПАДА: КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ. В 1944 г. в Бретон-Вудсе (США) на конференции Объединенных Наций представители 44 стран создали так называемую бретонвудскую валютную систему. Участники конференции условились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались курсы иных валют. Создавались также Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, которые предоставляли кредиты странам - членам банков. Другая важная мера - «план Маршалла» (по имени госсекретаря США) - оказание Соединенными Штатами помощи странам Запада для экономического восстановления. За 1948 -1952 гг. эта помощь составила 13 млрд. долларов. Стабилизация валютных курсов была важной предпосылкой экономического восстановления.

СТРАНЫ ЗАПАДА: КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ. В 50 -е и 60 -е гг. в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. Важным показателем нового жизненного уровня было изменение в структуре потребительских расходов. Так, французы в 1970 г. тратили на питание 25, 6% личных доходов, на услуги (включая содержание транспорта) - 35, 3%. Англичане в 1960 г. тратили на питание 25, 4%, в 1970 г. - 20, 7% , в 1985 г. - 14% личного дохода. Расходы на сферу услуг, наоборот, возросли: с 20, 7% в 1960 г. до 39% в 1985 г. Другим показателем «государства благосостояния» явилось развитие системы государственной и общественной социальной помощи, развитие образования, здравоохранения, многочисленные пособия по бедности, безработице, многодетности, пенсионное обеспечение и стипендии.

МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА. Советская - ликвидация эксплуататорских классов; установление общественной собственности на средства производства; проведение социальной политики в интересах трудящихся; правовое равенство всех наций и народностей; демократизация и расцвет духовной культуры. Восточноевропейская - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т. п. , но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни. Азиатская – политика «большого скачка» , попытка создания социализма без рыночных отношений на основе народных коммун, энтузиазма и веры в непогрешимость вождя.

КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. На заседании ООН в 1945 году было принято решение, что система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости"". За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1, 2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств (Индия (1947) и Цейлон (1948), Сирия и Ливан (1943, вывод войск - 1946), Вьетнам (1945 -1954) и др. 1960 г. вошел в историю как «год Африки» . Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г.

СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА. Наименее развитые страны: К числу наименее развитых стран относятся ряд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара), Азии (Кампучия, Лаос), Латинской Америки (Таити, Гватемала, Гвиана, Гондурас и др.). Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80 -90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье.

СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА. Страны со средним уровнем развития: Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Индонезия, Перу, Колумбия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большими потенциями в развитии благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро проблема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существенным технологическим разрывом с развитыми странами и большой внешней задолженностью.

СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА. Нефтедобывающие страны: Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др. , ранее носившие характерные черты отстающих государств. Крупнейшие в мире запасы нефти, активно эксплуатирующиеся в этих странах, позволили им в короткие сроки войти в число наиболее богатых (по уровню ежегодных доходов на душу населения) государств мира. Однако структура экономики в целом характеризуется крайней однобокостью, несбалансированностью.

СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО МИРА. Новые индустриальные страны: Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Индия и др. Государственная политика этих стран включает ориентацию на привлечение частных (отечественного и иностранного) капиталов, сокращение государственного сектора за счет расширения частнопредпринимательского. Общегосударственные меры включают подъем уровня образования населения, распространение компьютерной грамотности. Для них характерно интенсивное развитие промышленности, в том числе и наукоемких производств, ориентированных на экспорт.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившаяся с середины 1940 -х до начала 1990 -х годов. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне.

НАЧАЛО ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ. В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР по следующим причинам: во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы; во-вторых, немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения; в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток; в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий - Берлин; в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение; в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами… Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом

Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему международного разделения труда, которая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от западных держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма.

Советская внешняя политика с первых дней образования Советского государства направлена на поддержку национально-освободительных движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистической агрессии. Она способствует тому, что многие развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистический путь развития - социалистическую ориентацию.

Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу, развивающихся стран. По настоянию СССР требование об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов" было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Советский Союз оказывает политическую и экономическую помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью.

СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся университет дружбы народов им.П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В советских вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Советского государства.

СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народами арабских стран. Отношения с этими странами были и остаются важной областью внешней политики Советского Союза. В борьбе арабских народов за самостоятельный путь развития и социально-экономические преобразования советская внешняя политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Ближнем Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 арабских территорий, признание и претворение в жизнь законных национальных прав арабского народа Палестины вплоть до создания своего государства, а также гарантии независимого существования и развития всех государств этого района.

СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со многими странами Азии, в том числе с одной из крупнейших - Индией, отношения с которой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Советско-индийский договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Советская внешняя политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном.

Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Советский Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого государства.

Равноправный характер связей СССР с развивающимися государствами укрепляет их позиции по отношению к империалистическим державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т.п. Появление большой группы независимых государств, не входящих в военно-политические союзы и в целом проводящих антиимпериалистическую политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из главных направлений советской внешней политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется основное противоречие современной эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны западные державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме германского фашизма, размахом революционного движения и национально-освободительной борьбы, круто изменили свой внешнеполитический курс. Их правящие круги стали отходить от международного сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Советского Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о "монополии" США на атомное оружие и их "неуязвимости", руководители империалистических государств пришли к выводу, что могут теперь с "позиций силы" навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к "холодной войне", борьбе против СССР и других сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов западных держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного военно-политического блока империалистических держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны.

Миролюбивая советская внешняя политика должна была защитить в международных отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, отстоять мир и обеспечить международную безопасность. При подготовке мирных договоров с побежденными государствами СССР стремился заключить с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, которые сохраняли бы их экономическую независимость, ограждали от вмешательства во внутренние дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февраля 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистическими странами и в послевоенное время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечение равноправия всех её членов; о выводе войск с территорий не вражеских государств и ликвидации иностранных военных баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1946 "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако империалистические круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать американскую экономическую помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной государствах Западной Европы, остановить путём американского вмешательства подъём революционного движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны народной демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-французскими империалистическими кругами, лишить суверенитета европейские государства и сделать их зависимыми от американского монополистического капитала.

Первый антисоветский военно-политический блок западноевропейских государств был создан в марте 1948. Под покровительством США в "Западный союз" вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения советско-американских отношений отвергались США. В экономической области большинство западных держав установило дискриминационные ограничения, которые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и другими странами социализма. Созданная в апреле 1949 организация Североатлантического договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также других миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию территории советской зоны оккупации бывшего фашистского рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений, создав в сентябре 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруженных сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Восточной Германии, на территории которой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

План лекции:

    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война» как форма межгосударственного противостояния.

    Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны.

    Общественно-политическая жизнь в стране в период позднего сталинизма.

1. Вторая мировая война резко изменила баланс сил на мировой арене. С одной стороны, за годы войны США, сосредоточившие подавляющую часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов, превратились в лидера западного мира. С другой стороны, значительно увеличилось военное и политическое влияние СССР, который не только вышел из международной изоляции, но стал признанной великой державой. За ним признали право на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, Курильские острова. В ялтинских и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

После разгрома общего врага – фашизма – мир вновь раскололся на враждебные блоки, на смену мировой войне пришла «холодная война», которая характеризовалась разделением мира на две противоположные, противостоящие друг другу социально-экономические и военные системы государств, сложившихся вокруг двух ядерных сверхдержав, сопровождавшимся противоборством в социально-экономической, политической, идеологической и военной областях.

Вопрос о том, кто виноват в развязывании «холодной войны» не имеет однозначного ответа, при этом обе стороны обвиняют друг друга. Правильнее будет сказать, что виноваты и США, и СССР.

Запад пугало усиление влияния СССР в странах Восточной Европы, рост популярности коммунистических партий в ряде западных стран (Франция, Италия и др.). В выступлении У.Черчилля в г.Фултоне (США) в марте 1946 г, в послании к Конгрессу президента США Г.Трумена (февраль 1947 г.) были определены две цели по отношению к СССР. Первая: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина «сдерживания коммунизма»). Вторая: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем ликвидировать ее и в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»).

В свою очередь СССР стремился укрепить свое влияние в странах, вставших на путь социализма, в новых регионах мира. Советское руководство отказалось участвовать в «плане Маршалла» и настояло на принятии аналогичных решений правительствами стран, входивших в его сферу влияния.

Камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада явился германский вопрос. Вместо создания единого общегерманского государства правительства США, Англии и Франции на своих зонах оккупации 23 мая 1949 г. создали ФРГ. В ответ на это в советской зоне была создана ГДР. Таким образом, немецкий народ оказался расколотым на несколько десятилетий.

Еще одним проявлением «холодной войны» явилось создание военно-политических блоков, и опять пальма первенства принадлежит США. В 1949 г. был создан Североатлантический блок (НАТО) из США, Канады и 10 европейских стран, в 1954 г. – организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО). В качестве ответа был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 г. – Варшавский военно-политический договор (ОВД).

Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР были противоречивы. С одной стороны, окрепли его позиции на международной арене, а, с другой, политика конфронтации Востока и Запада способствовала росту напряженности в мире.

    Как уже отмечалось выше, СССР вышел из войны с огромными потерями и разрушениями. В области экономики решались три взаимосвязанные задачи: перестройка промышленности на мирный лад, восстановление разрушенного в годы войны, новое строительство. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР одобрил плановые задания на четвертую пятилетку (1946 – 1950), которая вошла в историю как пятилетка восстановления. Состоялся возврат к довоенной модели экономического развития. По- прежнему основной упор делался на развитие тяжелой индустрии в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Планом предусматривалось увеличение выпуска промышленной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 48%, сельскохозяйственной – на 23%.

Демилитаризация экономики завершается к 1947 г., хотя она носила частичный характер, так как в условиях «холодной войны» огромные средства вкладывались в модернизацию военно-промышленного комплекса, в разработку новых видов оружия. В 1949 г. СССР успешно испытал атомную бомбу, а в 1953 г. впервые в мире – водородную. Прямые военные расходы поглощали тогда около 25% годового бюджета – всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г.

Другой областью преимущественного вложения капитала была тяжелая промышленность. За короткий срок были восстановлены Днепрогэс, шахты Донбасса, металлургические и машиностроительные заводы Украины и России. Из аграрных в индустриальные превратились присоединенные перед войной территории – республики Прибалтики, Молдавия, западные области Украины и Белоруссии. Положительные сдвиги произошли и в легкой промышленности: впервые был налажен массовый выпуск сложных потребительских товаров – легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров и т.д. Были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день.

В целом, за годы четвертой пятилетки было восстановлено и вновь сооружено 6200 крупных предприятий. Промышленное производство превзошло довоенные показатели на 73%. Назовем причины этого роста:

    высокие мобилизационные возможности директивной экономики;

    трудовой энтузиазм советских людей, развитие соцсоревнования;

    репарации с Германии (на сумму в 4,3 млрд. долл.), которые обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности;

    бесплатный труд заключенных ГУЛага и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

    перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности;

    конфискационная денежная реформа 1947 г. (10 старых рублей менялись на 1 новый) и принудительные государственные займы, на покупку облигаций которых уходило в среднем 1-1,5 месячной зарплаты рабочих и служащих ежегодно (всего за 1946-1956 гг. было размещено 11 займов);

    традиционная перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность.

Несколько слов о сельском хозяйстве, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенного уровня. Не хватало техники – во многих селах крестьяне пахали на коровах или даже впрягались в плуги сами. Жестокая засуха 1946 г. привела к тому, что от голода и болезней умерло около 1 млн. человек, хотя официально голод не был признан.

Власти продолжали рассматривать деревню, прежде всего, как источник накоплений для восстановления промышленности. Расходы колхозов на производство молока возмещались через госзакупки только на 20%, зерна – на 10, мяса – на 5%. Шло наступление и на подсобное хозяйство, за счет которого выживали колхозники – в 1947 г. им было «настоятельно рекомендовано» продать государству мелкий скот. В результате тайком было забито около 2 млн. голов скота. Были повышены налоги с доходов от продаж на рынках. К тому же торговать на рынке можно было только при наличии справки о том, что колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством.

Подобная аграрная политика затрудняла снабжение населения продуктами питания, а легкой промышленности – сырьем. Антикрестьянская политика правительства, подавлявшая любую инициативу снизу, обрекала деревню на хроническую убыточность. Крестьяне всеми силами пытались перебраться в город (за 1946 – 1953 гг. в города переехало до 8 млн. жителей деревни).

Положение людей было достаточно тяжелым, в городах уровень жизни 1928 г. был достигнут только к 1954 г. Тем не менее было восстановлено обязательное начальное образование и взят курс на всеобщее обязательное неполное среднее. На 112 единиц увеличилось число ВУЗов. В 1946 – 1953 гг. было восстановлено и построено до 103 млн. кв. м жилья.

    Возврат к экономической модели 30-х годов вызвал серьезную напряженность в обществе, к которой добавилось ужесточение политических и идеологических мер. После окончания Великой Отечественной войны началась перестройка управления страной, возвращение от военных методов к мирным. Но по-прежнему продолжали практиковаться формы руководства, укоренившиеся в годы войны и ставшие привычными. Если в годы войны был несколько ослаблен контроль в идейно- политической сфере, то теперь власти вновь попытались восстановить контроль над умами.

Со второй половины 40-х годов начались массовые репрессии. Они затронули бывших военнопленных, многие из которых были отправлены в концлагеря или приговорены к ссылке. Наказаниям подвергались граждане,так или иначе сотрудничавшие с оккупантами. Наиболее серьезным было «Ленинградское дело» 1948 г., когда были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы председатель Госплана Н.Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А.Кузнецов, председатель Совета Министров РСФСР М.Родионов, глава Ленинградской партийной организации Попков и др. Всего привлекалось к ответственности около 200 человек. Ряд из них был расстрелян.

С конца 1948 г. начинается кампания против космополитизма, против «преклонения перед иностранщиной». Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни, партия выступала как законодатель и в языкознании, биологии, математике, осуждая некоторые науки как буржуазные. Такая участь постигла волновую механику, кибернетику, психоанализ, генетику, вызвав отставание советской науки во многих областях знания. Были подвергнуты резкой критике видные философы, экономисты, историки, которым, в частности, предписывалось рассматривать в качестве исключительно прогрессивного и оправданного опричный террор Ивана Грозного, как и террор якобинцев периода Великой Французской революции.

Был принят ряд «идеологических постановлений» ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др. Они дали сигнал к публичной травле таких деятелей культуры, как А.Ахматова, М.Зощенко, Э.Казакевич, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Козинцев, В.Пудовкин и др. Кампания имела целью ограничить творчество рамками «партийности» и «социалистического реализма».

5 октября 1952 г. открылся Х1Х съезд ВКП(б), на котором произошли изменения в высших партийных структурах. Политбюро было заменено более громоздким Президиумом, который насчитывал 36 человек. Численность секретариата была увеличена до 10 человек, а состав ЦК достиг 232 человек. Кроме того, был создан более узкий орган – Бюро Президиума, девятерых членов которого Сталин назначал лично. Но на самом деле все вопросы решались в тесном кругу, состоящем из Сталина, Маленкова, Хрущева, Берии и Булганина.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности – таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В.Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Логические упражнения

    В чем заключались отличия основных общественно-политических процессов, происходивших после войны на Западе и в СССР? Были ли между ними черты сходства?

    Каковы были основные цели внешней политики СССР и этапы ее развития после войны?

    Почему не оправдались надежды на нормализацию отношений со странами Запада в послевоенный период? Кто виноват в развязывании «холодной войны»? Какое влияние обострение международной обстановки оказало на внутриполитические процессы в стране?

    Каковы были задачи экономической политики после войны? За счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности?

    В чем причины развертывания нового витка репрессий в послевоенный период?

Список литературы

      Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – М., 1992.

      История России. ХХ век. / А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитренко и др. – М., 1996.

      Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. – М., 1993.

      Медведев Р.А. Они окружали Сталина. – М., 1990.

      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. – М., 1991.