Западная европа в средние века крестовые походы. Крестовые походы. Причины крестовых походов

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Классическое Средневековье (середина XI – конец XV в.)

В XI в. феодальные производственные отношения закрепляются в большинстве стран Западной Европы и в Византии. Ранее свободная сельская община приобретает тип зависимой или крепостной общины. При сохранении мелкого индивидуального крестьянского хозяйства господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины. Основная масса крестьян уже так или иначе зависима от феодала; их эксплуатация осуществляется как в форме феодальной ренты, так и с помощью различных средств внеэкономического принуждения.

Развитое, или классическое Средневековье – это период феодальной раздробленности. После распада империи Карла Великого дробление королевств па более мелкие образования продолжается, причем феодалы, стоящие на феодальной лестнице ниже королей, обладают большей силой и становятся при этом монархами в своих владениях.

Это период массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. Хотя ремесла и доставляют все возрастающее количество товарных благ, основная их часть ориентируется на потребности аграрного сектора и вся феодальная экономика в целом продолжает сохранять свою аграрную основу.

Национально-территориальная специфика развития феодализма в Европе продолжает предопределяться физико-географическими факторами, а также историческими и этнодемографическими особенностями. К этому добавляется феномен папского государства и других территориальных образований, где светская и духовная власть совмещены, и, конечно же, уникальная политическая и экономическая роль, которую принимают на себя центральные и периферийные институты христианской церкви.

Папское государство и крестовые походы (1096–1270 гг.)

Предыстория папского государства

В 752 г. король франков Пипин Короткий па основании "Константинова дара" – подложного документа о дарении Константина Великого римскому папе Сильвестру – передал только что отвоеванный им у лангобардов Равеннский экзархат папе Стефану II. Такая спорная комбинация, возможно, позволяла избежать прямого столкновения с Византией – реальным претендентом на эту область. Позже Пипин

Короткий несколько раз "округлял" папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 г.

Попыткой выхода из экономического в своей основе кризиса в связке светских и духовных институтов стала Клюнийская реформа.

В 931 г. монастырю в Клюни (Бургундия) была предоставлена привилегия принимать под свою юрисдикцию реформируемые монастыри. Используя этот прецедент, церковь начала постепенно выводить их из подчинения светской власти. При аббате Одилоне (994–1049 гг.) в Клюнийскую конгрегацию входила уже большая часть монастырей Франции и Бургундии, а в первой половине XII в. таких было уже более тысячи.

Деятельный участник этих реформ, Гильдебранд, стал в 1073 г. римским папой под именем Григорий VII. В его доктрине теократия приобрела вид мировой системы, организованной на абсолютных монархических началах, где безусловно подчиненное папе духовенство господствует над светским обществом. Назначение епископов прежде зависело от высшего феодала. С переходом к их прямому подчинению только Риму был укреплен "несущий каркас" теократии.

Борьба за инвеституру приобрела наивысший накал в конфликте Гильдебранда с германским императором Генрихом IV, которого пана дважды отлучал от церкви (1077 и 1080 гг.). То, что в этом конфликте германские князья поначалу приняли сторону римского папы, отразило острый кризис власти в феодально раздробленной Германии.

В Византии же, наоборот, церковь была в подчинении у императоров. В остальных трех кафолических патриархатах "пентархии" с началом в VII в. арабских завоеваний христианские церкви подпадали под начало антагонистичной им власти оккупантов. Их первенствующие епископы, носившие по традиции титул пап, переместились в Константинополь.

Крестовые походы – серия крупномасштабных дальних колонизаторских экспедиций, исходивших из Священной Римской империи. С 1095–1096 гг. они нацеливались на Средиземноморье, с 1147 г. – на славянские и другие народы Прибалтики, а с похода 1209 г. крестовыми походами называют и карательно-захватнические экспедиции в пределах Западной Европы, имевшие религиозный подтекст.

Призыв к походу на освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который папа Урбан II возгласил в 1095 г. по окончании Клермонского собора, не был спонтанным эмоциональным всплеском.

Этот глобальный по своим масштабам и последствиям шаг был закономерным этапом геополитических и экономических сдвигов.

Эти сдвиги охватили все государства, сложившиеся на территории античных Римской и Персидской империй, и ассоциируемые к этому времени как христианская и мусульманская цивилизации.

Массовый энтузиазм, с которым фактически немедленно, уже весной 1096 г. откликнулась на призыв папы городская и сельская беднота, а также мелкое рыцарство, свидетельствует о глубоком кризисе, в котором оказались к тому моменту экономика Европы и социальные отношения. Однако было бы неверным представлять крестовый поход как средство, сознательно выбранное для решения именно этой узкой проблемы, тем более что инициатором выступали не светские власти, а церковь.

Экономический эффект нового прилива золота в Европу, обусловленного успехами первых походов, неоспорим. Однако и это последствие, уже в силу объективно неглубокого понимания людьми того века экономических законов, также не может быть вписано задним числом в разряд глубоких замыслов инициаторов похода на Иерусалим. Более того, они от силы, лишь поверхностно понимали, какие мирохозяйственные связи будут затронуты при изменении расстановки сил в Средиземноморье и какие последствия это может повлечь за собой хотя бы в среднесрочной перспективе.

Глубинная, экономическая подоплёка первых крестовых походов в Палестину – исчерпание потенциала роста, заложенного в феодальном способе производства, что вступило в противоречие с усилением фактора возвышения потребностей не только правящих, но и эксплуатируемых и иных трудящихся классов.

Сравнение первых крестовых походов с "великими переселениями народов" не вполне удачно. Здесь при некотором формальном сходстве признака массового перемещения на новые места проживания налицо качественное различие конечных целей и масштаба охвата этноса как субъекта. Гораздо больше сходства можно найти с колонизацией которая охватывает лишь часть населения, мотивированного тем или иным способом.

Расширению охвата населения соответствующими идеями, пропагандируемыми церковью, стала ее институциональная структура в виде сети монастырей – квазигородских мест компактного массового расселения, которые отчасти восполняли дефицит городов как центров социальных коммуникаций.

Государственные образования, где светская власть совпадала с духовной, были специфичны для Западной Европы и практически неизвестны в Восточной Римской империи. Коронация Карла Великого римским папой в 800 г. и ответные шаги императора по укреплению экономических и политических позиций церкви в Европе способствовали снижению светсткой власти и церкви. Но этим же было положено начало длительному соперничеству светских и духовных институтов власти, которое не раз приводило к войнам.

Распад империи франков повлек за собой снижение авторитета Святого Престола в Риме, экономический базис которого сузился. Со временем были исчерпаны и ресурсы экстенсивного роста папского государства, причем на юге его границы упирались в захваченную мусульманами южную часть Италии.

Исчерпание внутренних ресурсов способа производства выразилось и в кризисе относительного перенаселения, наблюдаемого как в избытке крестьянской рабочей силы, так и на феодальной лестнице, усиливаясь к ее низшим ступеням. Превращение пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению майората – порядка, при котором право наследования земли имел только старший сын. В результате год от года росло число рыцарей без феодов.

Мотивы перенаселения и нарастающей социальной нестабильности звучали и в клермонской речи Урбана II: "Земля, которую вы населяете... сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами она не обильна и едва даст хлеб тем, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие... Кто здесь горестен и беден, там будет богат" .

С этой точки зрения первый крестовый поход был политической манипуляцией, благодаря которой были одновременно ослаблены и демографическая, и "политическая" составляющая сил, нагнетающих остроту земельного вопроса. Перенацеливая силовой потенциал соперничающих герцогств с междоусобных войн на решение внешнеполитических проблем, папство отчасти способствовало сохранению своей "доходной базы" на всей территории Священной Римской империи.

Влияние оттока людей из Европы на сумму доходов от церковной десятины было минимальным: большинство крестоносцев не имели стабильного источника дохода. Напротив, есть признаки усиления кризиса неплатежей мелкого дворянства по долгам.

В истории кризис частной собственности на землю не раз перерастал в долговой, а затем в массовые гражданские беспорядки. Однако полную "сисахфию" церковь не провела: безнадежную задолженность крестоносцев не списали, а лишь отсрочили. Одновременно церковь гарантировала себе встречный приток благ – уходя в поход, крестоносцы завещали ей свое имущество.

Вторая группа причин принадлежит области дипломатии и политики. Здесь оказался переплетен тугой клубок противоречий и интересов светской и духовной власти.

После раздела империи Карла Великого Западная Европа вступает в период междоусобных локальных войн. Одной из осевых проблем здесь была конкуренция между будущими Германией и Францией, распространившаяся на их отношения с третьей стороной – папской властью.

Как и при разделе Римской империи (395 г.), христианская церковь в 1054 г. оказалась расколотой между Востоком и Западом, между "греческой" и "римской" составляющими европейской цивилизации. За это время в обеих частях сложились противоположные типы взаимоотношений между духовной и светской властью. Если на Востоке государство подчиняет себе церковь и встраивает ее в аппарат власти как один из институтов, то на Западе, наоборот, церковь преуспевает в том, чтобы поставить себя над высшей государственной властью (либо, в известных случаях, совмещать оба типа власти в одном и том же духовном лице).

Как и предыдущие расколы, схизма 1054 г. проистекала из несовместимости идей. Но последствия таких, казалось бы, отвлеченно-теоретических расхождений были чисто политическими: это снимало морально- этическую проблему убийства представителя своей веры (заповедь "не убий"), а значит, открывало возможность подавления "неправильно верующих" всеми способами, включая массовое физическое уничтожение. Миссионерство всегда выступало лишь предлогом и прологом к обеспечению политического господства.

Поэтому взаимные анафемы (отлучение от церкви), которыми обменялись пана Лев IX и патриарх Константинопольский Михаил Керуларий, были равнозначны объявлению состояния войны, когда каждая из сторон ставит другую в положение вне закона.

В IX в. императоры Византии ради сохранения стабильности на западных границах и владений в Европе сдерживали своих патриархов от чрезмерной реакции на отступления европейских епископов от общецерковных традиций. В условиях общего упадка своего авторитета, последовавшего за распадом империи Карла Великого, западная церковь также не могла долгое время идти на обострение.

Но затем геополитическая ситуация оборачивается против Византии: в 1059–1071 гг. она утрачивает свои владения на юге Апеннин, включая порт Бари.

Эти события синхронны основным ступеням биографии папы Григория VII (в миру Гильдебранд), с чьим именем связано возрождение политической силы Святого Престола. В год раскола (1054 г.) папа Лев IX посылает его своим легатом во Францию. Следующий папа направляет его легатом в Германию.

В 1059 г. папа Николай II назначает Гильдебранда, знающего расстановку сил в основных регионах империи, управляющим и сразу осуществляет резкий поворот папства в отношениях с норманнами. Один из них,

Роберт Гвискар, приносит вассальную присягу папе как герцог Апулии и Калабрии (которыми еще владеет Византия) и в 1060–1071 гг. отбивает у Византии ее форпосты на юге Апеннин – фемы Лангобардия и Калабрия.

В год его интронизации (1073 г.) турки-сельджуки разгромили византийскую армию, и тогда Гильдебранд призвал к походу европейцев на турок. Но этот призыв успеха не имел.

Главным конфликтом понтификата Григория VII стала его борьба с императором Священной Римской империи Генрихом IV. В 1076 г. папа и император взаимно низложили друг друга. В 1080 г. Генрих повторно низложил Гильдебранда и посадил в Риме антипапу (Климент III был антипапой 20 лет (1080–1100 гг.), и контролировал Рим почти 11 лет (1084–1094 гг.), оставляя город лишь на короткое время под давлением военной силы его противников). С 1083 г. театром военных действий между ними стали цитадели Рима. Гильдебранд обратился за помощью к тому же Гвискару. Норманн взял Рим штурмом (в котором участвовали не только норманны, но и сарацины), подверг город неслыханным насилиям, а потом поджег (именно в этом пожаре, а не при нашествиях варваров погибла наибольшая часть античных построек; так, между Латераном и Колизеем не осталось ни одного целого здания).

Под прикрытием Гвискара Гильдебранд бежал от гнева римлян в Апулию, где и умер в изгнании, не дожив двух дней до первой годовщины позорного штурма Рима. Ставленник Генриха, антипапа Климент III, еще несколько лет сражался со вновь избираемыми папами. Третьим из четырех пап, которым успешно противостоял этот антипапа на протяжении 11 лет, и был Урбан II, интронизированный в 1088 г.

На протяжении шести последующих лет Урбан II вынужденно странствовал по южной Франции и Италии, где потом сформировалось два из четырех потоков крестоносцев. Только на пасху 1094 г. наемники освободили для него Латеранский дворец в Риме. Но Климент III и не думал покидать неприступный замок Святого Ангела, оставаясь там еще четыре года. Его изгнали оттуда только в 1098 г., т.е. уже после того, как Урбан обрел безусловную популярность на волне успехов начатого им крестового похода.

Начало активной подготовки крестовому походу связывают со встречей между папой и византийским послом, состоявшейся в марте 1095 г. в Пьяченце. Тогда же Урбан II вынес просьбу императора Алексея I Комнина на рассмотрение состоявшегося в Пьяченце собора. Примерно половину крестоносцев составили норманны из Нормандии и Италии, в остальной же части доминировали выходцы из современной Франции. В Германии даже в крестьянской среде призывы Петра Пустынника к походу были встречены с гораздо меньшим энтузиазмом.

Отправными точками перехода рыцарства на Константинополь были: Нормандия, Лотарингия, Прованс и Южная Италия. В Малой Азии они были переформированы в шесть армий: из французов и фламандцев (Гуго

Вермандуа, Роберт Фландрский), лотарингцев (Готфрид Бульонский), норманнов (Роберт Нормандский), тулузцев и провансцев (епископ Le Puy), норманнов Италии (Боэмунд, Танкред).

В глобальном историческом аспекте Первый крестовый поход – одно, причем не первое, из звеньев общего процесса экспансии христианской Европы и вытеснения мусульман.

В 1031 г. из-за усобиц распадается Кордовский халифат, и уже в 1085 г. король Леона и Кастилии Альфонсо VI Храбрый овладевает Толедо. Норманны успешно вытесняют магометан с юга Италии и с Сицилии; причем и крестовый поход, и завоевание в 1066 г. Англии вписываются в один эпохальный ряд норманнских завоеваний.

Крупнейшим геополитическим последствием Первого крестового похода стала колонизация Леванта – присредиземноморской части Ближнего Востока. Там были основаны графство Эдесское (1098–1150 гг.), княжество Антиохия (1098–1268 гг.), графство Триполи (1105–1289 гг.) и Латино-Иерусалимское королевство (1099–1291 гг.) в составе нескольких вассатьных сеньорий – княжества Галилея, графств Яффа и Аскалон, сеньорий Сидон, Трансиордания (фр. Seigneurie d"Outre-Jourdain) и пр.

Было бы неверным переоценивать немедленные экономические последствия этого похода для Европы. Позитивный эффект от стабильного обратного потока товаров мог возникнуть лишь много лет спустя.

По разным данным, собственно рыцарей в поход выступило не более 5000 человек. Но даже самый бедный рыцарь не мог обойтись без оруженосца; на практике же было от 4–5 до 7–10 вооруженных "провожатых" (milites).

Затраты па вооружение отдельно взятого конника были очень велики. Кольчуга весом до 10 кг состояла из 20–25 тыс. колец, каждое из которых изготавливалось из проволоки, которую сводили, расплющивали и заклёпывали вручную. Па пике развития тяжелой конницы для снаряжения рыцаря требовалось до 80 кг кованого листового металла, в том числе 50–60 кг. на всадника. Экипировку и особенно продовольствие дозакупа- лись и на походе; в целом выступление в поход первоначально повлекло за собой отток полноценных металлических денег.

В сражениях при Антиохии и под Иерусалимом участвовало от 12 до 20 тыс. конных и пеших (equites и pedites) воинов (из 5000 рыцарей и 30–50 тыс. их прислуги, не считая женщин, немало погибло в пути).

Второй крестовый поход (1147–1149 гг.) удалось собрать лишь через полвека после первого. В нем Германия (во главе с импера

тором Конрадом III) участвовала уже наравне с Францией (король Людовик VII). Призыв в поход исходил от французского монаха Бернара Шерво.

Цели похода – отбить Эдессу у мусульман – добиться не удалось, и на следующий год это христианское государство прекратило существование.

Третий крестовый поход (1189–1191 гг.) был самым представительным по числу и уровню монархов, возглавивших свои экспедиционные силы: император Германии Фридрих I Барбаросса (после его гибели – Леопольд Австрийский), король Франции Филипп Август и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

Он же был и наиболее многочисленным, что вытекало из причины, вновь двинувшей воинства в далекий путь: Саладдин взял Иерусалим и тем самым перечеркнул главный идеологический результат первого похода. Однако вновь достичь прежних успехов не удалось, и Гроб Господень так и остался в руках "неверных".

Военные успехи – захват Ричардом I Кипра и снятие двухлетней осады с города Аккры лишь оттянули бесславный конец авантюры с колонизацией Ближнего Востока. Договор славного английского короля с Саладином о разрешении посещения святых мест христианами на протяжении трех лет содержал косвенное признание силового превосходства мусульман и отказ от силовых попыток возврата Гроба Господня.

Четвертый крестовый поход (1202–1204 гг.), провозглашенный папой Иннокентинем III, уже выпадает из цепочки авантюр, которые хотя бы формально были привязаны к требованию контроля над христианскими ценностями. Его цели были сугубо коммерческими и политическими. Как и последующие походы, он был направлен против других христианских государств, и прежде всего Византии, с целью ликвидировать конкурентов в Средиземноморье.

Итогом похода было взятие Византии в 1204 г. крестоносцами, после чего более полувека столица восточных христиан оказалась в руках "латинян". Это ускорило падение более развитой на тот момент Византии, а с ней и последнего форпоста христианской культуры в Малой Азии.

  • Всемирная история. Энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1957. С. 331.

Крестовые походы стали неотъемлемой частью истории Средневековья. В XI-XV веках европейцы предприняли серию военных походов против мусульман. Главной целью было вернуть христианам Святую землю, Иерусалим с Гробом Господним. Сегодня эта тема все еще актуальна.

Крестоносцами называют себя и религиозные фанатики, и откровенные фашисты.А одна из групп исламских террористов прямо так и именует себя - «Бригада Салах-ад-Дина», в честь знаменитого полководца мусульман. В Европе рыцарей-крестоносцев принято идеализировать.

На самом деле история Крестовых походов полна загадок, да и просто мифов. Она далеко не такая, какой мы ее знаем из кинофильмов и приключенческих романов.

Крестовые походы являлись нападением на мусульман. Стоит воспринимать походы не агрессией, а попыткой защитить Европу от мусульман. Но удачным мероприятие назвать нельзя. Если смотреть масштабно на все войны, которые вспыхивали в Средиземноморье еще с VII века, то окажется, что сражения и не стихали, а просто велись на разных фронтах. Восток воевал с Западом на Пиренеях и Апеннинах, на юге Франции и севере Африки, на Балканах, в Малой и Передней Азии, да и в самом Средиземном море. Практически всегда наступал Арабский халифат, его союзники и наследники. Да и в средние века люди думали именно так. На западном фронте в XI веке ситуация стабилизировалась, а вот на востоке, в Византии, после сражения при Манцикерте в 1071 году, наметилась катастрофа. Тогда в ходе масштабной битвы сельджукский султан Алп-Арслан разбил войско Восточной Римской империи. Через семь лет пала Никея, которая стала столицей султаната. В конце XI века передовые части сельджуков стали появляться в окрестностях Константинополя. Тогда византийский император, Алексей I Комнин, талантливый правитель и полководец, попросил Папу Римского о помощи. Константинополь нуждался в небольшом профессиональном войске для защиты. Император и не полагал, что христианский Запад ответит так масштабно. Дальнейшего никто предвидеть не мог. Именно так и начались Крестовые походы.

Святая Земля являлась западной колонией. Этот вопрос сразу же отпадает, если узнать, кто спонсировал государства крестоносцев на Востоке. Финансы поступали из Европы. Крестоносцы не могли выкачивать ресурсы с захваченных территорий, о колонизации Ближнего Востока и речи не велось. Это является принципиальным отличием Крестовых походов на Востоке от того, что происходило с духовно-рыцарскими орденами в Прибалтике.

Люди шли в Крестовые походы из-за перенаселения и ради денег. В те годы Европа действительно казалась перенаселенной. Но отток людей в XI-XIII веках на восток Средиземноморья никак демографическое напряжение не снял. В Латино-Иерусалимском и других созданных крестоносцами странах число франков было невелико. Они концентрировались в опорных крепостях, вокруг все так же жили иудеи, мусульмане и местные восточные христиане. В конце XI века в Западной Европе начался экономический рост. Именно благодаря ему и нашлись средства на организацию многочисленных военных походов. Средневековые историки говорили правду. Мотивацией для Крестовых походов было: помочь братьям по вере, остановить продвижение ислама и вернуть истинно христианские земли. И эти поводы тесно связаны, не имея отношения к перенаселению или обогащению.

В Крестовых походах рождалась борьба между европейцами. Этот миф появился, благодаря знаменитому историческому противостоянию королей Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II Августа. Действительно, многие внутренние политические конфликты переносились европейцами и на Святую землю. Например, противостояли друг другу гвельфы и гиббелины, итальянские купеческие и феодальные группировки. Но Восток становился всего лишь новой ареной для противников. А два монарха, француз и англичанин, являлись непримиримыми соперниками еще до начала Третьего крестового похода. Просто на это время «горячая» фаза войны сменилась «холодной». Каких-то национальных противоречий не было. Тогда христиане являлись во многом космополитами, воспринимая себя и других, как жителей территорий, а не государств. Того же Ричарда Львиное Сердце именовали «пуатевинец», то есть обитатель графства Пуатье. Французами же в те годы называли обитателей земли Иль-де-Франс, принадлежавшей Капетингам.

Под видом походов просто обирались подданные. Денег на Крестовые походы постоянно не хватало. Рим постоянно вводил новые налоги, начал продавать индульгенции. Короли, отправляющие в поход, при подготовке буквально опустошали свои владения. Перед Третьим Крестовым походом во Франции и Англии ввели новый налог - «саладинову десятину». Ричард Львиное Сердце выжал все соки из Анжуйского графства, за деньги снизил уровень дани от Шотландии, продал ей же несколько замков. Король распродал все возможные церковные и светские должности. Людовик IX Святой при организации Седьмого Крестового похода умудрился потратить 12 своих годовых доходов. Он даже построил отдельную гавань на Средиземном море, чтобы никак не зависеть от итальянского флота. В 1291 году пала столица Иерусалимского королевства, Акра. Мамлюки не только разрушили город, но и вырезали почти все население. Город восстановили только через полстолетия. Однако государство-оплот крестоносцев было уничтожено. Европейские мыслители долго еще обсуждали возможность новых крестовых походов, подсчитывались суммы. Однако они оказались настолько астрономическими, что проекты быстро угасли.

Крестоносцами двигала жажда наживы. Для желающего разбогатеть в те годы Крестовый поход был невыгодным вариантом. Действительно возвращались домой с сокровищами единицы. Большинство же приезжали ни с чем, потеряв даже то, что было. О крестьянах и говорить нечего. Святая земля плодородная, но многие ли до нее добрались и получили там наделы? Отправлявшимся в Крестовый поход феодалам приходилось закладывать свои владения, для снаряжения и сборов брать деньги в долг. Рыцари оставляли свои семьи без обеспечения, вверяя их Богу, церкви и сюзерену. Из лидеров первого похода только у Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда были определенные военно-политические интересы на Востоке. Оба никак не могли добиться власти в южной Италии. Для этих вождей поход был поводом создать собственное восточное королевство. Для Боэмунда попытка оказалась не последней, всю свою жизнь он пытался в противостоянии Сицилийского королевства и Византии урвать возможность стать значимой фигурой. Четыре крупнейших феодала Европы, граф Тулузский, граф Фландрский, герцог Лотарингский и герцог Нормандский превосходили своими владениями даже короля Франции. Однако на Востоке они получили скромные наделы. Доказательством невыгодности похода стало то, что практически все воины по окончании миссии вернулись обратно. У Готфрида Бульонского, возглавившего самое крупное государство в святой Земле - Латино-Иерусалимское царство, осталось всего двести рыцарей. Видимо, сокровищ нажить тут возможностей не было.

В Крестовых походах кровь лилась рекой. Военная наука оперирует откровенным термином «побочный ущерб», с этим ничего не поделать. В те времена войска не могли существовать без сопутствующих грабежей, война сама себя кормила. Военачальники видели, как ведут себя солдаты, но мирились с этим. Других воинов не было, дело тут вовсе не в дисциплине. Да и резня являлась частью победы, это было традиционно для того времени. Мертвые не мешают грабить. Солдаты убивали и пытали, надеясь узнать местоположение ценностей. Вполне вероятно, что пролитие крови «неверных» считалось ритуалом очищения, причем не только у христиан, но и у мусульман. Самая знаменитая резня состоялась в 1099 году, когда после взятия Иерусалима крестоносцы устроили настоящую кровавую реку. Говорили, что было уничтожено все население города. Но это кажется преувеличением. Современники пишут, что убивали выборочно, многих пощадили, рассуждая разумно. Смысла убивать всех жителей не было - крестоносцам нужны были слуги. Да и что делать в пустом городе? Та резня диктовалась местью. Три года лишений пришлось пережить крестоносцам, до конечной цели добрались не все. Потери жителей оказались огромными. Численность погибших в ходе той резни колеблется в разных источниках от 10 до 70 тысяч. Массовые расправы над пленниками происходили по прямому указанию полководцев. В 1187 году Салах-ад-Дин приказал казнить 240 тамплиеров. Убить их было выгоднее, чем обменять. Казнь рыцарей стала актом устрашения. А в 1191 году под Акрой аналогичный поступок совершил Ричард Львиное Сердце. Он пытался договориться с Салах-ад-Дином об обмене пленных, но султан тянул время. Поход оказался под угрозой срыва, а ведь мусульман надо было еще и кормить, охранять. Военный совет решил казнить пленников. Тогда европейцы убили около 2600 сарацин. Насилие не было отличительной чертой Крестовых походов. И во времена викингов, и ранее, пленных казнили массово прямо на поле боя. В те годы война стала даже гуманнее - людей часто отпускали за выкуп. Пленных предпочитали продавать в рабство, нежели убивать. В этом был их шанс на бегство и спасение.

Для крестоносцев Спасение было не главным. В любой армии есть и авантюристы, и циники. Но также немало и тех, кто идет служить высоким целям. Именно такие люди и воодушевляли собратьев, давая им силы побеждать «неверных». Средневековое общество было пропитано идеями религии. В соответствии с ними наши предки и поступали. Для многих европейцев участие в Крестовом походе было единственной возможностью искупить свои грехи перед Богом. Опровергают миф истории некоторых знаменитых участников походов. Так, Стефан II, граф де Блуа был богатым и влиятельным дворянином. Его женой была дочь самого Вильгельма Завоевателя, в семье росло много детей. Стефан отправился в поход явно не за сокровищами. Но из-за тягот и лишений он бросил свою затею и вернулся домой. Супруга стала упрекать рыцаря в трусости, в отказе от своего долга. Тогда граф в 1001 году снова отправился в поход. Через год в битве при Рамле он погиб. Граф де ла Марш убил любовника своей жены, а сам отправился искупать грехи в Святую землю. И ехал он не в рамках Крестового похода, а как паломник. Вернувшись обратно, граф отдал свои земли английскому королю, а сам ушел в монастырь. Такие нравы были в те времена.

Крестовые походы скрывали геноцид евреев. Крестоносцев часто обвиняют в геноциде евреев. Если это и происходило, то вопреки пожеланиям вождей, духовных и военных. Однако повторение истории говорило не о злом умысле, а просто о слабости элиты. Евреев начинали громить не в Иерусалиме, а еще в Европе. Подобная история случилась в Лондоне, еще при подготовке к Третьему походу. Власти запретили евреям покидать свои дома, во избежание драк. Но те решили устроить на улицах праздник. Закончилось все избиениями и грабежами. В тех гонениях с радостью принимали участие местные, которые видели в евреях представителей народа, распявшего их Бога. Были и экономические причины - убирались конкуренты и ростовщики, можно было под религиозным предлогом грабить. Прославился своими погромами «Народный» крестовый поход. Тогда в Святую Землю отправилось до 300 тысяч человек, в том числе женщины с детьми. Но бандам озлобленных и вооруженных маргиналов повсюду давали отпор светские и церковные власти. Так, в Майнце епископ прятал евреев у себя в подворье. Но это им не помогло. А вот в Венгрии погромов вообще удалось избежать. Просто местный король Каломан перекрыл границу, не пустив озлобленные толпы на свои земли. Насилие над евреями явно критиковалось идеологами крестоносного движения. Святой Бернар Клервосский, вдохновитель Второго крестового похода и автор устава тамплиеров говорил, что евреи являются живыми словами Писания, терпящими рабство со стороны христианских князей.

Христиане жестоко притесняли мусульман. В своей «Книге Назидания» Усама-ибн-Мункыз описывает любезность тамплиеров, которые даже разрешали мусульманам молиться в захваченных мечетях. Сами же приверженцы ислама терпели у себя неверных, считая, что те должны платить за опеку государства. Такой же налог мусульмане и иудеи платили не только в государствах крестоносцев на Святой Земле, но и в Испании, и на Сицилии. Если бы христиане действительно жестоко угнетали местное население, то они не смогли бы продержаться в регионе двести лет. Арабский путешественник Ибн Джубайра рассказал, что в XII веке на Пиренеях мусульмане под властью франков жили лучше, чем при единоверцах - налоги вполне разумные, а на имущество никто не покушается. Ответное отношение не всегда было таким же толерантным. Если Салах-ад-Дин и его потомки относились к христианам относительно спокойно, то мамлюки и султаны из Египта жестко преследовали «неверных».

Крестоносцы хотели обратить мусульман в христианство. Современники в своих работах называли мусульман «язычниками». Но массово и тем более насильственно обращать их в свою веру никто не хотел. Исламский мир воспринимался, как великая культура, сопоставимая по масштабам с христианской. Это далеко не Прибалтика, где перед войском шли священники. Есть мнение, что идеи массового обращения мусульман были у Людовика IX Святого в Восьмом крестовом походе в 1270 году. Но ту деятельность энтузиастов-миссионеров стоит считать исключением. Правда, в истории остались святые, которые десятками и сотнями переводили в свою веру бывших мусульман.

Из-за крестовых походов разгорелся исламский джихад. Священная война против неверных началась не из-за Крестовых походов, а намного раньше, еще в VI веке. Да и продолжается джихад до сих пор. Великий арабский историк ибн-Хальдуна писал, что священная война является религиозным долгом каждого мусульманина, надо убеждением или силой обратить всех в ислам. Более того, в средние века джихад даже не разгорелся с новой силой, хотя повод был. Просто на Ближнем Востоке начали бороться друг с другом роды, началась смена династий. Сперва регион принадлежал арабам, их сменили турки-сельджуки и курды. В XI веке Сирию и Палестину пытались захватить египтяне. Не все поняли, что христиане начали свою священную войну за веру. Пока Ближний Восток не был един, эмиры, халифы и атабеки воевали друг с другом, а не за свою веру. Это и позволило крестоносцам добиться временных успехов.

Крестоносцы были сбродом, не умевшим воевать. Другой миф гласит, что мусульмане в плане развития военного дела ушли намного дальше европейцев-христиан. Но исследования показали, что у сарацин не было явного технического превосходства. А крепости и укрепления крестоносцев были намного совершеннее, чем у их противников. Историки проанализировали главные сражения, оказалось, что зачастую ход битвы определялся ситуацией или полководческими талантами отдельных людей. А причина угасания движения крестоносцев к концу XIII столетия лежит вовсе не в военном отставании, а в политике и экономике. Европе недоставало ресурсов и людей. Святая Земля лежала далеко, а христианские государства на Востоке были разрознены. Наиболее горячие головы или простились с жизнью, или получили свой надел, оставшись в Святой Земле.

На Востоке долго еще боялись крестоносцев. Для Европы Крестовые походы стали важной частью истории, а вот для мусульман до конца XIX века те события роли не играли. Куда страшнее для них было нашествие монголов. Ибн-аль-Атхир, современник событий, с ужасом вспоминал пришедших с востока татар. И хотя он упоминает франков и поражение от них, гораздо важнее для мусульманского мира была именно восточная угроза. Триумф монголов стал настоящей катастрофой для ислама. Многие регионы изменили свой культурный облик. А Крестовые походы казались временным местным конфликтом. Вспомнилось об этом лишь недавно, когда зародился арабский национализм. И помогли в этом европейский историки. Все самые передовые мусульмане еще сто лет назад считали себя победителями франков, не придавая особого значения деятельности крестоносцев. Представители ислама искренне недоумевают в ответ на претензии европейцев, которые своими священными походами так на Востоке ничего и не завоевали.

Крестовые походы обозначают начало конца средневековья. Они стали завершением развития христианской цивилизации. Это был наибольший всплеск средневековой христианской энергии, после которой наступил внутренний кризис христианства. Это конец средневекового универсализма, стремления построить великое христианское государство. Крестовые походы обнаружили несбыточность этой идеи, ее разложение, крах союза церкви и мира, попытки распространить этот синтез на всю вселенную. Потерпев неудачу, цивилизация расторгает свой союз с церковью.

Кроме того, крестоносцы столкнулись с мусульманским миром. Это было испытание той уверенности, что только христиане являются подлинными людьми, что только христианское западноевропейское устройство мира является естественным, имеет право на существование. Они столкнулись с тем, что вне христианского мира есть нормальные люди, исполненные даже большими добродетелями, чем сами христиане. Это столкновение с культурой и нравственностью мусульманского мира было испытанием для осознания своей исключительности западного мира.Средневековая Европа воспринимала себя как норму, которая должна стать нормой для всего человечества. Обнаружилось, что существует некая иная норма, которая тоже имеет право на существование.

Крестовые походы способствовали накоплению полупелагианских средневековых представлений о том, что можно выкупить у Бога спасение, избавления от Его гнева, от чистилища добрыми делами - оно получило мощную многовековую общеевропейскую мотивацию. Оно способствовало закреплению уродливых сотериологических представлений западного богословия.

Плодотворным, а с другой стороны, пагубным для Европы стало наводнение всевозможными реликвиями, святыми мощами. Это способствовало магическому восприятию святыни, что отразилось на принятии Таинства как силы, действующей независимо от готовности принять эту святыню, магического представления о христианских Таинствах.

Крестовые походы имели огромное значение для политических изменений в Западной Европе, которые окажутся критическими в разложении средневекового универсализма. Крестовые походы обеспечивали отток феодалов-рыцарей в Святую Землю, добрая половина из которых не вернулась в Европу. Происходил отток носителей феодального сознания из Европы. Класс феодалов, его могущество в эпоху крестовых походов были значительно уничтожены. Средневековый универсализм был возможен только в условиях феодального общества, так как только в условиях феодальной раздробленности было возможно существование такого общеевропейского сознания. С одной стороны, была общеевропейская церковь, с другой - некое общеевропейское христианское государственное образование. С уничтожением класса феодалов ослабла феодальная раздробленность, появились национальные государства. Объединение национальных государств во имя общего христианского государства было уже менее возможно, чем объединение феодалов. Формирование национального государства вступило в противоречия с идеей универсализма, так как интересы своего национального государства были более значимы, чем интересы некоего «всемирного государства».

Самым роковым итогом крестовых походов стало ослабление восточного христианства. Падение Константинополя, захват его крестоносцами стало прелюдией взятия его турками. После удара западных христиан византийцы уже не смогли в полной мере восстановиться. Этот религиозно-политический антагонизм стал уже непримиримым, речи теперь о единении с западными христианами не могло быть. До четвертого крестового похода общение еще было, после него сознание общения уже было невозможно. Важнейшим духовным процессом этого времени является то, что в начале второго тысячелетия западная христианская традиция уже отделилась от восточного христианства, от наследия Вселенской церкви. Происходит становление западного, германского типа религиозного сознания.

Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой . Тем не менее, они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.

Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты - ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира.

В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.

Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения .

В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев.

Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия.

И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). Среди наиболее значительных произведений - историографические и биографические труды Вильгельма Тирского, Жоффруа де Виллардуэна, Робера де Клари и Жана де Жуанвиля, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны.

По словах Ж.Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма» .

Ввиду несказанно тяжелых потерь, понесенных во время крестовых походов, и неисчислимого количества погибших христиан, а равно ввиду полного несоответствия результатов с предположенными целями - трудно говорить о том, уравновешиваются ли громадные жертвы и потери той пользой, которую извлекло средневековое общество из знакомства с Востоком. Выше мы приводили мнения исследователей, которые указывают на сравнительно высокую арабскую культуру в XI в. и на заимствования, усвоенные от арабов и перенесенные в Европу; приписывают большую важность остаткам античной культуры в греческих землях, чуждым для европейцев формам жизни на Востоке и находят многочисленные заимствования европейцами в предметах домашнего обихода, в терминах торговли, промышленности; наконец, обращают внимание на изменения в общественной жизни европейцев после крестовых походов (развитие городской свободы, протест против абсолютизма Римской Церкви) и пытаются все это поставить на приход и рассматривать как прямой результат крестовых походов. По мнению Ф.И.Успенского, выгоды неизмеримо ниже потерь и убытков .

Таким образом, влияние крестовых походов на прогресс средневекового общества подвергается значительному колебанию, если принять во внимание естественный процесс эволюции, который и без крестовых походов мог привести средневековые народы к успехам на пути политического развития и эмансипации. Независимо от того период крестовых походов оставил Западной Европе тяжелое бремя в Восточном вопросе, который требует от нее новых жертв и служит препятствием к ее дальнейшим успехам на пути развития.

завоеванный крестоносец латинский поход

Эпоха крестовых походов Средневековья, длившаяся с конца 11-го до конца 13-го в., весьма удивляет своим размахом, величием и силой.

Крестовые походы носили военный характер. Западноевропейские христиане организовали их для освобождения Святой Земли от мусульман. В них участвовали все социальные слои западноевропейского населения: от королей до слуг.

Поводами для начала крестовых походов стали:

  • захват турками-сельджуками Иерусалима в 1071 г. и перекрытие доступа к Святым местам;
  • просьба о помощи у Папы Римского императором Византии - Алексеем 1-м Комниным.

Насчитывалось восемь крестовых походов. Первый поход 1096 г. завершился взятием Иерусалима и созданием Иерусалимского королевства.

Второй крестовый поход был организован в 1147 г., причиной которого стало взятие мусульманским эмиром Занги г. Эдессы (он считался центром раннего христианства). Именно освобождение Эдессы и ослабление сил Занги стало главной целью второго крестового похода.

Участниками этого крестового похода были в основном рыцари и крестьяне из Германии и Франции, численность которых достигала 140 тыс. человек. Этим войском руководили короли их стран - Конрад 3-й и Людовик 7-й.

Второй крестовый поход потерпел неудачу, ускорив процесс укрепления сельджукских государств. Впоследствии ставший во главе этого государства Саладин разгромил королевскую армию Иерусалима, захватив город.

Дальнейшие крестовые походы длились вплоть до 1291 г., пока существованию государств крестоносцев на Востоке не был положен конец. Многие из походов заканчивались неудачей. Одной из причин неудач, влиявшей на ход крестовых походов, считают соперничество попов с императорами.

Согласно российской историографии, в начале 13-го в. католической церковью якобы был совершен крестовый поход против Руси. Моментом для наступления был выбран период после на русские земли, но, несмотря на это, русский народ во главе с смог не только отразить агрессию с Запада, но и нанести им разгром на берегах Невы и Чудского озера. Однако эта информация носит спорный характер.

Рассмотрим плюсы и минусы крестовых походов.

Положительными последствиями крестовых походов можно назвать:

  • заимствование Западом культуры и науки с Востока;
  • открытие новых торговых путей;
  • изменение быта европейского населения (смена одежды, личная гигиена).

Отрицательные итоги крестовых походов:

  • достаточно много жертв с обеих сторон;
  • распад Византийской империи;
  • власть и влияние Папы Римского существенно снизились из-за неосуществленных им планов;
  • уничтожение множества культурных памятников.

Историческим значением крестовых походов, несомненно, стало оказанное ими влияние на политический и общественный строй Западной Европы. Они сыграли большую роль в становлении финансовой аристократии и помогли развитию капиталистических отношений в городах Италии.