Уровень и качество жизни населения условия формирования. Отдельные компоненты уровня и качества жизни. Система показателей качества жизни населения

Центральное место в исследованиях качества жизни отводится разработке методологии оценки качества жизни, объясняющей решение таких вопросов, как построение показателей качества жизни, определение значений этих показателей, выбор методов их оценки с получением в итоге обобщенного суждения об уровне жизни отдельного индивида, группы людей, конкретного региона или страны в целом. Исследования дают основание полагать, что экономическая категория "качество жизни населения" может быть определена как "сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения".

Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие "условия жизни" включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, Интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биологического разнообразия территории и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий).

Поговорим о показателях.

Показатели качества жизни имеют объективный и субъективный характер.

Объективные показатели: природные и социальные. Они отражают такие величины, как доход на душу населения, миграция населения, процент смертности, или такие явления, как преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства и прочее. Объективные показатели также относительны, когда материальное положение потребителя определяется уже не абсолютной суммой его дохода, а относительным положением по шкале доходов, положением в обществе. Человек может выиграть от роста абсолютного уровня своего дохода, но если доход других возрастает в той пропорции, то он в конечном счете будет считать свое положение не изменившимся по шкале доходов-расходов. Понятие "необходимые товары" и "товары роскоши" со временем становятся в высокой степени взаимозаменяемыми как при сравнении стран с различным уровнем развития, так и при сравнении различных этапов развития одной и той же страны.

Субъективные показатели отражают оценки восприятия, которые присутствуют в различных обзорах или в опросах общественного мнения.

Существует ряд признаков, по которым можно сгруппировать показатели качества жизни:

1. В зависимости от иерархического уровня. Их называют макропоказатели. Они характеризуют удовлетворение потребностей на уровне индивида или семьи. К ним относят ВВП, ВНП; номинальные или реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и прочие.

2. В зависимости от характера отражения сущности категории - уровень жизни. Они бывают прямые и косвенные. Прямые характеризируют непосредственно сам уровень жизни. Например, уровень потребления продуктов питания.

Косвенные показатели. Косвенно характеризируют уровень жизни. К таким показателям можно отнести демографические показатели.

3. В зависимости от характера расчета. К ним относят уровневые показатели, которые показывают абсолютные значения; структурные, они являются составляющими уровневых показателей, а так же динамические. Они характеризуют изменение абсолютных показателей.

4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризирует тот или иной показатель. Выделяют три основные группы потребностей: физические, духовные (или их еще называют интеллектуальными) и социальные.

Одним из самых важных показателей качества жизни является ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). Он вычисляется ежегодно и показывает уровень жизни, грамотности и образованности населения. Он служит для сравнения уровня и качества жизни различных стран.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

· Ожидаемая продолжительность жизни -- оценивает долголетие.

· Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

· Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

По данным 2013 года, индекс ИРЧП Казахстана равен 0,8 и Казахстан занимает 69 место в списке стран с очень высоким индексом развития.

Мировая карта ИРЧП членов ООН за 2013 год. [Приложения, карта 1]

Также для оценки удовлетворения различных потребностей используются различные группы показателей и их индикаторов [Приложения, табл. 1]

Также существуют различные системы показателей качества жизни. Все они разные, так как охватывают лишь определенные группы показателей.

Одной из самых первых, эффективных и знаменитых систем показателей является система, разработанная в США. Эта система называется системой "Социальных показателей". Она состоит из 7 блоков (здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг). Эти блоки включают в себя 167 показателей. Например, в блоке "труд" имеются такие показатели как удовлетворенность трудом, качество трудовой жизни и другие. Эта система эффективно отражает качество жизни в различных сферах жизнедеятельности.

Также одной из известных систем является система разработанная Европейской комиссией ООН. В этой системе было выделено 8 групп: здоровье, качество рабочего места, качество физической окружающей среды, чувство социальной уверенности и др.

Таким образом, мы видим, что существуют различные группы и системы показателей качества жизни. Вообще собрать все показатели и стандартизировать их все в какую-то одну систему достаточно трудно. Ведь само понятие качества жизни очень обширно. Можно, к примеру, создать систему экономических показателей качества жизни, которые дадут нам возможность оценить качество жизни именно с экономической точки зрения. А можно создать систему социальных показателей.

Разнообразна также и структура самих показателей - от нескольких обобщенных, которые охватывают только существенные стороны жизни, до многоуровневых систем, включающих подробные перечисления различных факторов и компонентов. Все они по-своему отражают цели классификаций, и подходы к пониманию проблемы качества жизни.

Стандарты качества жизни

Стандарт - это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности и их результатов.

Стандарты неизменно влияют на управление качеством жизни человека.

Высокие стандарты качества жизни воспринимаются как единственно возможные и оправданные по всему миру.

По мере развития макроэкономики последовательно возрастает материальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснить содержание этой категории.

Уровень жизни - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают:

  • 1) материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,
  • 2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания?
  • 3) социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.

В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

  • 1) реальные доходы на душу населения;
  • 2) общий объем потребления материальных благ и услуг;
  • 3) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
  • 4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;
  • 5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;
  • 6) уровень социального обеспечения;
  • 7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;
  • 8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

  • 1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;
  • 2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;
  • 3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;
  • 4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;
  • 5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.

В современной российской экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения за труд. Причем правительство России заработную плату повышает в первую очередь низко- и среднеоплачиваемым категориям работников. Данная тенденция, наряду с ростом выплат, прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей.

Образ жизни - это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: - труд, формы его социальной организации; - быт, формы использования свободного времени; - участие в политической и общественной жизни; - формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; - правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.

В настоящее время в Российской Федерации осложнилась ситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростом общего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложение на рынке товаров и услуг. Особенно страдают в связи с данными процессами отдельные группы населения. Необоснованно растут цены на потребительские товары, «вымываются» товары дешевого ассортимента, расширяется коммерческий рынок. Спрос населения на большинство товаров приобрел ажиотажный характер. В результате сложилось положение малообеспеченных групп населения, семей с фиксированными доходами, заметно возросла социальная напряженность в обществе.

Качество жизни человека -- понятие, которое является более широким, уровень жизни. Оно предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённость отдельных индивидов своей жизнью.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению.

Понятие «качество жизни» используется очень широко, но оно не имеет общепризнанной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Приоритеты зависят от потребностей людей, тесно связанных с уровнем развития стран и регионов, поэтому критерии оценки качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях и национальных оценках развитых стран, включает следующие блоки:

  • · доходы населения;
  • · бедность и неравенство;
  • · безработица и использование рабочей силы;
  • · динамика демографических процессов;
  • · образование и обучение;
  • · здоровье, продовольствие и питание;
  • · состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь;
  • · ресурсы и состояние природной среды;
  • · культура, социальные связи, семейные ценности;
  • · политическая и социальная стабильность (безопасность);
  • · политические и гражданские институты (демократия и участие).

Оценки качества жизни сложны не только из-за многомерности этого понятия. Для разных групп населения представления о качестве жизни различны, и они выявляются через субъективные оценки. В западных исследованиях сочетаются объективные (статистические) и субъективные измерения, основанные на регулярных массовых опросах населения или оценках экспертов. Такие компоненты, как социальные связи, семейные ценности, политическая и социальная стабильность могут оцениваться только субъективно, так как объективных критериев не существует. Для регионов России использование субъективных оценок пока невозможно -- для этого нужны регулярные социологические обследования, репрезентативные для каждого субъекта РФ. Приходится использовать объективные (статистические) данные, хотя с их помощью можно измерить далеко не все компоненты качества жизни. Еще одна проблема интегральных оценок -- определение значимости (веса) отдельных компонентов качества жизни, она остается неразрешимой. Большинство зарубежных и отечественных исследований нацелено на максимально полное отражение всех компонентов, но при этом нередко возникает эффект «средней температуры по больнице» -- чем больше показателей, тем сложнее объяснить полученный результат. Для многих регионов России этот эффект почти запрограммирован из-за сочетания индикаторов с противоположными значениями (минимальными и максимальными), а также проблем достоверности измерений большинства индикаторов.

Представленный индекс качества жизни разработан сотрудниками географического факультета МГУ по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ. Индекс предназначен для интегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни в субъектах РФ и мониторинга социального развития регионов. Приоритеты в оценках качества жизни выбирались с учетом наиболее острых проблем переходного периода.

Таким образом, индекс качества жизни - это комплексный показатель, характеризующий уровень общественного развития, достигнутый страной. Его составители учитывают стоимость проживания, инфраструктуру, экономические показатели, уровень свободы, риск и безопасность, состояние окружающей среды, здравоохранение, досуг и культуру, а также климатические условия.

В наиболее общем виде качество жизни представляет собой показатель социального развития. Уровень качества жизни показывает, насколько эффективно современное государство выполняет одну из своих центральных функций -- функцию распределения ограниченных ресурсов для общества.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Качество жизни предполагает:

Чистую окружающую среду;

Личную и национальную безопасность;

Политические и экономические свободы;

Другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Качество жизни - это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:

Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

удовлетворенность качеством жизни самих людей.

В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.

Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

При этом возможны два подхода:

· составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;

· более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

К таким сферам относятся:

· трудовая жизнь;

· сфера развития способностей людей;

· семейная жизнь;

· быт и поддержание здоровья;

· жизнь нетрудоспособных;

· окружающая среда;

· жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

Список стран по качеству жизни составленный ООН

Россия открыла шестой десяток в списке стран мира, составленном ООН по целому ряду критериев, в совокупности названных “качеством жизни в них”. Первое место уже, который год подряд в этом перечне занимает Норвегия. Второе, третье, четвертое и пятое, соответственно, - Швеция, Канада, Бельгия и Австралия. На шестом месте - США. Исландия - на седьмом, Нидерланды - на восьмом, Япония занимает девятое место, замыкает первую десятку Финляндия.

Во второй десятке - страны, жизнь в которых не так хороша и безоблачна, как в государствах первой десятки, но все-таки на достаточно высоком уровне для XXI века. В ней места с 11 по 20 достались соответственно Швейцарии, Франции, Великобритании, Дании, Австрии, Люксембургу, ФРГ, Ирландии, Новой Зеландии и Италии.

Замыкает список на 173 месте Сьерра-Леоне. Согласно данным ООН, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР, а также во многих государствах Африки сейчас уровень жизни ниже, чем в конце “холодной войны” (т.е. в конце 80-х - начале 90х гг.). Люди там живут беднее и умирают раньше.

Официально список ООН называется “списком стран, в которых лучше всего жить”. При его составлении учитывались такие факторы, как уровень образования, продолжительность жизни и доход на душу населения.

Список используемой литературы:

1. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.

2. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

3. Институт качества жизни, адрес в интернете http://qol.ur.ru/index.html

Как отмечалось выше, основными показателями качества жизни населения являются: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности.

Естественное движение населения - процессы рождаемости и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости.

Исходной характеристикой данного показателя являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов получают на основе данных текущего учета. К данной группе показателей относятся:

  • · количество родившихся, (N);
  • · количество умерших (M);
  • · естественный прирост населения (Дe);
  • · число зарегистрированных браков (Sбр);
  • · число зарегистрированных разводов (Sр).

Если количество родившихся превышает количество умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.

Миграционное (механическое) движение - перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжительный период.

Абсолютные показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт (Sпр) и число выбывших (эмигрантов, Sвыб).

Абсолютные показатели движения населения - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (за месяц, за год и т.д.).

Для характеристики воспроизводства и миграции населения исчисляют ряд относительных показателей интенсивности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения.

Коэффициент естественного прироста может быть получен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в промилле, т.е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются «‰». Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.

Среднегодовая численность всего постоянного населения (S) определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Так, среднегодовая численность населения Республики Беларусь в 2011 году составляла 9490,5 тыс. чел., а коэффициент естественного прироста - -25,9 тыс. чел.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни (e0х) рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которые предстоит прожить дожившим до данного возраста до предельного (Tx), на табличное число доживших людей до этого возраста (lx):

уровень качество жизнь население

e0х = Tx / lx (2.1)

Этот показатель является одним из важнейших обобщающих показателей жизненности населения.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают следующие категории:

  • · население в трудоспособном возрасте;
  • · трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
  • · трудовые ресурсы.

Для их изучения и анализа используется система показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их состав по различным признакам, коэффициенты нагрузки, замещения, естественного и миграционного движений и др.

В Республике Беларусь в соответствии с Конституцией трудоспособным считается возраст: для мужчин - 16-59 лет и для женщин - 16-54 года. В соответствии с этим возрастным критерием все население подразделяется на население в возрасте:

  • · моложе трудоспособного (добрачный возраст);
  • · трудоспособным (рабочий возраст);
  • · старше трудоспособного (послерабочий возраст).

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет.

К занятым в экономике Министерство статистики и анализа Республики Беларусь относят лиц, работающих в учреждениях и организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в кооперативах всех видов; в фермерских хозяйствах; занятых предпринимательской деятельностью, а также самозанятое население.

Так, среднегодовая численность населения, занятая в экономике, в 2011 году составляла 4654,5 тыс. чел.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В соответствии с законодательством Республики Беларусь о занятости безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень официальной зарегистрированной безработицы, служит коэффициент (уровень) безработицы, который рассчитывается как отношение численности безработных к численности экономически активного населения и выражается в процентах.

В 2011 году в Республике Беларусь коэффициент безработицы составил 0,6 % против 1,5 % в 2005 году. Таким образом, коэффициент (уровень) безработицы снизился на 60,0 %


0,6% : 1,5% = 0,4 или 40,0% (см. Приложение А).

Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100%, т.е. в республике достигнута практически полная грамотность.

В Республике Беларусь выделяют следующие уровни образования:

  • · высшее профессиональное (высшее);
  • · среднее профессиональное (среднее специальное);
  • · начальное профессиональное (профессионально-техническое);
  • · среднее общее;
  • · базовое общее (неполное среднее);
  • · начальное общее;
  • · неграмотный (-ая).

Для изучения образовательного состава населения старше 15 лет рассчитываются абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др. Основные показатели образования, а также численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования отображены в приложениях Б и В.