Численность населения и состав в труднопроходимой местности. Городское и сельское поселение. Сельское население России

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Территория и земли муниципального образования

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км 2 . Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км 2 , а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км 2 .

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения . Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений - это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли .

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований» 3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146. .

(заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т.п.).

Принято выделять несколько типов расселения населения:

  • 1) городское и сельское
  • 2) постоянное и временное

Жители населяют территория постоянно или временно (сезонно).

3) групповое и рассеянное

Групповое - дома жителей расположены рядом друг с другом, образуя компактные поселения, а рассеянное - каждый расположен на своем земельном участке.

4) системное и изолированное

Системное - взаимосвязанное расселение население.

Главным фактором формирования того или иного типа поселения является социально-экономический фактор, а именно уровень развития общества.

2. Формы ТОН

Исторически в РФ возникло несколько типов поселений:

  • 1. город
  • 2. посад
  • 3. слобода
  • 4. погост
  • 5. село
  • 6. сельцо
  • 7. деревня
  • 8. займище
  • 9. аул
  • 10. станица

В настоящее время ФЗ №131 (Об общих принципах местного самоуправления в РФ) определяет следующие виды населенных пунктов в России:

  • а) городской округ (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации)
  • б) городское поселение (город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • в) сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • г) город федерального значения

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111). В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Критерии подразделения поселений:

  • 1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских - несельскохозяйственные отрасли экономики.
  • 2. Размер поселения, т.е. количество жителей в нем, - городские поселения обычно крупнее сельских.
  • 3. Административное значение - если оно есть, то поселение считается городским.
  • 4. Плотность населения - в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.
  • 5. Степень благоустройства - в городских поселениях она выше, чем в сельских.
  • 6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, - поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа - городское и сельское.

Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты - это:

ь села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);

ь деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);

ь поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа - аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

  • 1) мельчайшие (до 50 жителей)
  • 2) мелкие (51-100 жителей)
  • 3) средние (101-500 жителей)
  • 4) крупные (501-1000 жителей)
  • 5) крупнейшие (свыше 1000 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (?52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.

Историки утверждают, что первые прототипы современных деревень, хуторов, аулов и кишлаков появились около десяти тысячелетий назад на пике развития земледелия. Подобные сельские поселения имели небольшой размер. В них проживало всего порядка ста человек. Чаще всего общественные стоянки имели форму круга и состояли из нескольких колец. Внешний пояс образовывали крупные строения, внутренний - хижины. Центр использовался для выгона скота и публичных сборищ.

Палаточный лагерь - изобретение кочевых племен. Его геометрия разительно отличалась от устройства деревень оседлых народностей. Юрты азиатов устанавливались рядами. На тот момент сельские поселения еще не делились на зоны в соответствии с социальными и общественными различиями между жителями. Все палатки имели примерно одинаковые габариты и внешний вид.

Починок

До начала XX столетия починком на Руси принято было называть абсолютно любой населенный пункт. Возникнув однажды, он разрастался и со временем превращался в деревню. Этот термин впервые был использован в летописи, датируемой XV веком. Начало ему мог дать один единственный двор, который также назывался займищем. Чаще всего такие сельские поселения располагались в непосредственной близости от родовой деревни у озера или иного водоема.

Классификация

Выделяют несколько десятков типов деревень, сосредоточенных на территории Европы. К категории крупных относят городища и села, к разряду мелких - фермы, выселки и хутора. Отличались они не только количеством жителей, но и устройством. Существовала ядерная, кучевая и линейная планировка.

Одни стойбища были сосредоточены вокруг подобия площади, на которой в дальнейшем в муниципалитетах западных стран появились кирхи и церкви. Другие представляли собой хаотично установленные жилые и подсобные постройки. Иногда среди них выделялись семейные гнезда. Ярким примером линейного расположения являются русские починки, которые состояли из одной улицы, протянувшейся вдоль тракта.

Населенные пункты РФ

В России муниципальные сельские поселения - это места постоянного проживания и ведения хозяйства граждан Российской Федерации. В нашей стране их принадлежность к определенному типу не зависит от общего количества жителей и плотности застройки. Вместо этого выступает фактор занятости населения в том или ином виде народного хозяйства.

Станица Каневская - самый большой населенный пункт подобного типа. Расположена она в Краснодарском крае. В ней зарегистрировано более 44 000 человек.

Все сельские поселения области обладают собственным административным аппаратом. В рамках переписи, проведенной в 2010 году, было зафиксировано немногим более 153 000 деревень, зимовий, кишлаков, улусов, разъездов, колхозов, совхозов и хуторов. При этом 20 000 из них оказались заброшенными.

Местное самоуправление

Деятельность, которую выполняет администрация сельского поселения, регламентируется уставом, который наделяет ее членов рядом полномочий. В нем указаны сроки действия мандатов, варианты отчетности, условия организации и функции руководства муниципального субъекта. В компетенции аппарата находятся организационные и финансовые вопросы, исполнение локального бюджета, участие в хозяйственных и гражданских правовых отношениях.

Выборы

Администрация сельского поселения управляется мэром или главой. В процессе тайного голосования или в результате прямого назначения он избирается на четыре года. При условии директивы новый руководитель должен быть утвержден на свою должность не позднее второго воскресенья сентября того года, в котором истекают полномочия его предшественника. Изменения в структуру и принципы руководства были внесены в 2006 году. Кроме того, в обиход были введены новые определения, в том числе и понятие "сити-менеджер".

Права и обязанности главы:

  • представление вверенной ему сельской территории в органах районного, областного и краевого управления;
  • подписание нормативных актов;
  • составление регламентов;
  • создание правовых документов;
  • распределение финансовых потоков;
  • экономическая деятельность;
  • ведение отчетности;
  • решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью поселения и зарегистрированного в нем населения.

Руководство ведет активную просветительскую работу. Организует и проводит встречи с учащимися и школьниками, молодежью, работниками аграрных предприятий и пенсионерами.

Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунк­тов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).

Городское поселение - это город или поселок с прилегаю­щей территорией. В составе городского поселения могут нахо­диться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна состав­лять, как правило, менее 1 тыс. человек.

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение - это город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут находиться сель­ские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Терри­тория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от числен­ности населения и размера территории.


Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более насе­ленных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в тече­ние рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установ­лении границ муниципальных районов на территориях с низкой плот­ностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил существуют исключения.

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сель­ский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек.

3. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью насе­ления или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, прожи­вающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся террито­рии субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных рай­онов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правитель­ством Российской Федерации

К территориям с высокой плотностью населения относятся терри­тории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сель­ских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотно­сти населения сельских поселений в Российской Федерации.

Если же численность населения сельских населенных пунктов, яв­ляющихся муниципальными образованиями- поселениями, состав­ляет менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью насе­ления - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.

Положение социологии села и в СССР, и в постсоветской России определялось двумя факторами, действующими в противоположных направлениях. С одной стороны, российское общество традиционно связано с селом, имеет глубокие "сельские корни". Это определяло интерес ученых к деревне. С другой стороны, имеется немало причин, которые как бы отодвигают сельскую проблематику на второй план. Сказывается территориальная отодвинутость деревни от города, меньшая институционализированность сельской среды, труднодоступность сельских жителей для обследований стандартными методами опросов. Нельзя не учитывать и зависимость исследований села от характера аграрной политики государства в те или иные периоды отечественной истории. В XX веке российская деревня по крайней мере дважды, в период сталинской коллективизации и нынешних реформ, подвергалась тяжелейшим социально-экономическим трансформациям. В результате при большой социальной значимости села для России внимание социологов к деревне как к объекту изучения на разных этапах истории страны не оставалось одинаковым, а, напротив, менялось, временами оно исчезало вообще (как это случилось на этапе рыночных реформ 90-х гг.).

Если вернуться к первому фактору, исключительной значимости сельской проблематики для России, то эта значимость видна уже из состава населения. Доля сельских жителей в России в 2002 г. составляла 27%, по переписи 2010 г. – 21,3% (в Великобритании и Нидерландах - 11%, в Германии - 14%, в Швеции - 17%, в США и Канаде – 23% и 24%). К тому же разделение населенных пунктов на "сельские" и "городские" в России не альтернативное, а "континуальное", кроме 26-27% жителей деревни имеется еще около 28% населения страны, живущих в поселках городского типа и малых городах с населением 50-100 тыс. чел. Обе эти категории населенных пунктов по всему комплексу условий жизни, по составу населения и его менталитету гораздо ближе к селу, чем к городу.

Однако дело не только в том, где живут и где работают жители России. В силу быстрого темпа урбанизации российского общества городское население страны сохраняет сильные "сельские корни", сильнейшую "сельскую окраску". Бурный рост городского населения привел к тому, что подавляющая часть горожан - это выходцы из села в первом или втором поколении, горожан в третьем поколении наберется лишь около 1/6 городского населения. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве – около 3%. Городское население России – это главным образом сельские уроженцы и их дети, которые мало взаимодействовали с коренными горожанами. Часть горожан поддерживает семейные связи с деревней. Массовыми являются сезонные миграции горожан в деревню к родственникам, в доставшиеся по наследству деревенские дома. В итоге сложилась нетривиальная ситуация: статистика говорит, что Россия – городская страна, 3/4 населения живет в городах, но на самом деле заметная часть городского населения имеет аграрный менталитет: нынешние «дачники» во-многом связаны с «садово-огородной» деятельностью.



Начиная с 60-х годов, когда социология села, как и вся социология, возродилась, исследованиями жизни деревни и ее обитателей занималась большая группа ученых, чьи труды во многом способствовали становлению этой ветви социологической мысли – Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Староверов, А.И. Тимуш и др.

Сельское поселение - населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве, или расположенное в сельской местности несельскохозяйственное поселение, не соответствующее по численности населения городу. Сельские поселения в РФ - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и др.

Типологию сельских населенных пунктов можно провести по ряду оснований.

По времени проживания – это постоянные и сезонно-обитаемые (временные). К сезонно-обитаемым относятся "зимники" и "летники" животноводов в местах содержания скота, полевые станы, связанные с использованием удалённых пашен, а также несельскохозяйственные пункты,связанные с рекреационным обслуживанием населения (летние турбазы, детские оздоровительные лагеря). Существуют временные поселения, создаваемые на определённый срок, например, лесопромышленные посёлки, базы экспедиций.

По компактности расселения – поселения групповые и рассеянные. Групповые (деревенская форма) преобладают в России, зарубежной Европе, Китае, Японии, в большинстве развивающихся стран. Рассеянные сельские поселения (фермерская форма) распространены в США, Канаде, Австралии, в странах Прибалтики. В России – исчисляются несколькими тысячами хозяйств с переменчивой судьбой.

Шкала людности сельских поселений - система их классификации согласно количеству проживающих в них жителей. В соответствии с ней выделяют следующие сельские населенные пункты: мельчайшие (до 50 жителей), мелкие (51-100 жителей), средние (100-500 жителей), крупные (501-1000 жителей), крупнейшие (свыше 1000 жителей).

Для определения функционального типа сельского поселения важным критерием служит структура «поселкообразующей» группы самодеятельного населения, состоящей из трудящихся, занятых в различных отраслях народного хозяйства, и тех, чья деятельность представляет непосредственный вклад жителей данного поселения в народное хозяйство страны. Их соотношение в «поселкообразующем» населении отражает экономическую основу жизни данного населенного пункта. Но главное отличие сельских поселений от городских - занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности, в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики. Часто это жители сельских поселений, расположенных вблизи городов (особенно в пределах городских агломераций), работающие в городских поселениях. Но во многих случаях несельскохозяйственные предприятия (в основном это учреждения сферы обслуживания) расположены непосредственно в сельских поселениях, особенно в наиболее крупных.

В структуре поселений сельского типа можно выделить несельскохозяйственные поселения, расположенные в сельской местности, но по своим размерам не отвечающие установленному цензу городских поселений; различные типы поселков для работников промышленных предприятий, путей сообщения, строителей при новостройках; лесопромышленные и лесоохранные, рыбопромысловые и охотничье-промысловые поселки, научные станции, постоянные (при обсерваториях, метеостанциях и т.д.) или временные (базы геологоразведочных партий, экспедиций), учреждений здравоохранения, дачные, загородные жилые. Все это говорит о том, что стратификационная структура сельского населения не менее разнообразна, сложна, чем городского.

Сельский образ жизни

Ø В сельских поселениях преобладает менее развитый труд в общественном производстве, отстающий по степени механизации и энерговооруженности. Он подчинен ритмам и циклам природы. Сохраняется слитность труда и быта, необходимость работ в домашнем подсобном хозяйстве.

Ø Специфичны межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально--гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеет сильный социальный контроль общности над поведением людей.

Ø Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения.

Ø По сравнению с городским, сельский образ жизни предоставляет меньше возможностей выбора не только форм занятости, но и способов проведения досуга.

3. Генеральная схема расселения на территории России.

Опорный каркас расселения – сеть наиболее значительных поселений определённой территории и соединяющих их транспортных коммуникаций. Узловые элементы опорного каркаса расселения страны – это, как правило, крупные города и городские агломерации, сочетающие функции организации и всестороннего обслуживания окружающих территорий.

Среди главных особенностей жизненного пространства России выделяются: громадность территории, суровость природных условий, многонациональность населения.

Одна из наиболее характерных черт современной урбанизации в России – развитие поляризационных процессов в расселении. Население концентрируется в узловых центрах вдоль главных транспортных магистралей, которые в совокупности с главными центрами образуют опорный каркас расселения и территориальной структуры хозяйства. Процесс урбанизации, прежде проходивший в стране интенсивными темпами, в последний межпереписной период практически прекратился: соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. - соответственно – 73 % и 26-27 % (См. Приложение 2). Региональные различия в уровне урбанизации связаны с разным временем начала урбанизационных процессов и характером освоения территории. Наиболее урбанизированы старопромышленные территории вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - Европейский Центр и Северо-Запад. Доля городского населения высока также в северных и северо-восточных регионах нового освоения с экстремальными природными условиями. На аграрном юге страны и в наименее развитых национальных республиках, менее затронутых индустриализацией, доля городского населения в ряде субъектов РФ не превышает 40-60%.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось на 61. Рост числа городов и численности населения в них отмечен в группах малых (до 50 тыс. человек), больших (от 100 до 250 тыс. человек) и крупнейших городов - миллионеров. Преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс. человек (70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан.

В межмагистральных пространствах, в «глубинке», сокращается численность населения, снижается его плотность, сворачивается сеть поселений. За межпереписной период число сельских населенных пунктов сократилось почти на 11 тыс. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов власти субъектов Российской Федерации сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты и естественной убыли населения. Россия остается не только страной больших городов, но и страной огромных сельских пространств, значительная часть которых располагается за пределами зон влияния крупных центров. В России 65% сельских административных районов находятся вне зоны двухчасовой доступности городов.

Почти половина всех сельских поселений страны являются мельчайшими и мелкими, и проживает в них лишь 3% сельского населения. Доля мельчайших поселений в общей численности сельского населения постепенно уменьшается. В 1959 г. она составляла около 6%. Современные мельчайшие поселения в прошлом, как правило, являлись довольно большими деревнями, но потеряли большую часть своего населения в результате миграции. Уезжала в основном молодежь, и сегодня это «вымирающие деревни», где преобладает население старше трудоспособного возраста, где отсутствует или слабо развита социальная и экономическая инфраструктура. Большинство домов заброшено жителями. Люди более молодых возрастов (дети и внуки современных жителей) появляются в них лишь на летние месяцы, помогая своим родственникам в работах на приусадебных участках и используя окрестности для отдыха. В ближайшие десятилетия большая часть мельчайших деревень, скорее всего, исчезнет или превратится в летние обитаемые дачные поселения.

Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживает в самых крупных поселениях (более 1000 чел.), хотя таких насчитывается лишь 5% от общего числа сельских населенных пунктов страны. Доля крупнейших поселений в общей численности сельского населения увеличивается. В 1959 г. она составляла около 30%, в 2010 г. – 33%. Можно сказать, что в России происходит расслоение и поляризация сельских населенных пунктов. Поселения промежуточных групп теряют население (мелкие и средние), а крупные приобретают его, постепенно пополняя крайние группы поселений - мельчайшие и крупнейшие.

Социально-территориальная организация российского общества в переходном периоде порождает множество проблем внутренних, о которых мы говорили ранее. Но не следует забывать и о внешних – растущие территориальные аппетиты соседних стран. Решение проблем зависит от эффективности и целенаправленности усилий государства по важным направлениям:

· Реформа административно-территориального устройства (АТУ). Необходима общегосударственная программа по пропаганде и разъяснению целей и задач реформы с активным участием средств массовой информации. Реформа неизбежно актуализирует новые вопросы территориального устройства и те, которые требуют своего разрешения уже десятки лет, с момента образования нынешних субъектов Федерации. Поэтому для определения общих принципов и подходов в вопросах корректировки во всех звеньях АТУ, как было сказано, нужен Конституционный закон об основных принципах АТУ в РФ. Потребность в данном законе существует давно, так как действующее законодательство не дает ответа на многие из возникающих вопросов, а при проведении реформы такой закон просто необходим.

· Выравнивание стартовых возможностей для развертывания бизнес-проектов в малых и больших городах. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности малых городов и выравнивание условий экономического развития разных городов России. В малых городах могут быть созданы особые экономические условия – технопарки, промышленные зоны, инновационные центры, юридические и патентные центры. В малые города должен прийти венчурный капитал, страхуемый государством.

· Развитие инфраструктуры, систем связи между сельскими населенными пунктами. Строительство дорог и жилья, расширение современных систем связи, энергетики и газификации. Необходимо также остановить процесс свертывания сети размещенных в сельских населенных пунктах государственных, финансовых и других обслуживающих территорию учреждений, например, отделений Сбербанка и Почты России.

· Оптимизация взаимосвязи поселенческой структуры с перспективами развития системы образования в России, с определением типов, уровней, количества и качества образовательных учреждений в разных территориях.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.gks.ru Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.

2. Заборова Е.Н. Город на грани веков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. – 272с.

3. Лаппо М.Г. География городов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

4. О России языком цифр / Всероссийская перепись населения. Росстат. 2010

5. Пивоваров Ю. Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва: Российский открытый университет 1994г.

6. Пирогов С.В. Социология города. Томск 2003г.

Тестовые задания

1. Какие единицы административно-территориального устройства существуют в современной России?:


б. губерния


2.Большую часть городов России по численности населения составляют:

а. миллионеры б. малые в. средние г. крупные

3.Для сельского образа жизни характерны:

а. подчиненность труда циклам природы

б. занятость в промышленности и сфере обслуживания

в. высокий контроль общности над личной жизнью

г. разнообразие мест труда, досуга, учебы

4. В России выделены следующие федеральные округа:

б. Центральный

в. Сибирский

г. Центральный

д. Приволжский

е. (Какие ещё, допишите) …………………………

…………………………………………………………………

5. Процесс повышения роли городов и городского образа жизни в истории – это:

а. Миграция б. урбанизация в. джентрификация

6.Численность сельского населения в России в последние десятилетия:

а. увеличивается

б. уменьшается

в. остается неизменной

7.В истории социологии выделялись следующие модели городов:

а. модель концентрических зон

б. секторная модель

в. поляризационная модель

г. модель множества центров

8.Сеть наиболее значительных поселений страны и соединяющие их транспортные коммуникации – это:

а. транспортный узел

б. опорный каркас

в. транспортная развязка

9. Из предложенного списка выделите мегалополисы:

а. Лондон

б. Шанхай

в. Босваш

г. Чипитс

д. Москва

Терминологический словарь.

Агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации.

Административно-территориальное деление (АТО) – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Аул – горное селение в национальных республиках Северного Кавказа.

Город – населенный пункт с численностью населения не менее 12 тыс. чел., где в сфере промышленности и обслуживания занято около 85% населения.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают полномочиями как поселения, так и муниципального района. Статус городского округа как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом развития городского поселения, территории, предназначенные для оптимизации его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Деревня – в широком смысле – социально-территориальная общность, характеризующаяся небольшой, по сравнению с городом, концентрацией населения, занятого преимущественно сельским хозяйством.

Заимка (в Сибири) – однодворное поселение с прилегающим земельным участком вдали от освоенных территорий.

ЗАТО (Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние) – городской округ, в пределах которого находится какой-либо объект, для которого Указом Президента Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и сохранения государственной тайны.

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

Моноцентрическая городская агломерация – городская агломерация, формирующаяся вокруг одного крупного города-ядра.

Образ жизни – понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в различных сферах. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, входящих в ту или иную поселенческую общность.

Полицентрическая городская агломерация – городская агломерация, имеющая несколько городов-ядер с их природными зонами

Посёлок городского типа - тип поселения, по численности населения занимающий промежуточное положение между городом и селом.

Починок – небольшая недавно заселенная деревня.

Регион (от лат. regio - страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, экономическая, политическая). Региональный - относящийся к какой-либо определённой территории (району, области, стране, группе стран).

Рурбанизация – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность.

Село – крупная деревня, имеющая статус административного центра. В истории России село отличалось от деревни ещё и наличием церкви.

Станица (в русских регионах Северного Кавказа) – крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений.

Хутор – однодворное сельское поселение, обособленная усадьба с хозяйственными постройками и земельным участком, находящимся в индивидуальном пользовании.