Имидж современного педагога и пути его формирования. Доклад тема: «имидж, как элемент профессиональной культуры педагога. Вопросы к экзамену по педагогике

План


Введение

Имидж: понятие и сущность

Психология имиджа учителя

Элементы построения имиджа учителя

Заключение

Список литературы


Введение


Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Демократизация нашего общества дает возможность слышать голоса не только правителей и руководителей, но и всего народа. Мы же все еще продолжаем жить по моделям, характерным для тоталитарной коммуникации, потому что в них население имеет только одну функцию - подтверждать (всенародно одобрять) решения, принятые кем-то. Работа с имиджем, с этой точки зрения, является ответом на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализации, свойственным на этот период аудитории.

Имиджелогия и имидж - что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия - наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и учащихся складывается в современной школе. Однако, мы еще не готовы принять данный тип отношений.

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение каждого учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Как помочь учителю найти свое профессиональное лицо, не выйти из себя, но разобраться в себе, осуществить самооценку по высоким человеческим критериям? Как сделать спор с собой явлением нормальным, доступным каждому учителю, приводящим к оптимистическим выводам? Как помочь ему соотнести себя и дело?

Много вопросов. Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к теме: «Имидж современного педагога».


1. Имидж: понятие и сущность


В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного учителя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Иначе говоря, в данном случае слово образ должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке. Это означает, что понятие имидж может трактоваться и так, каким видят люди данного человека, точнее, как его оценивают, как они к нему относятся. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С.И. Ожегов).

Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Что же такое имидж? Рассмотрим, как это понятие трактуется в различных словарях и справочной литературе.

Имидж учителя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими .

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении .

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно представить в виде схем (см. схемы 1, 2, 3) .





В социальной психологии имидж рассматривается как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления.

В психолого-педагогических литературных источниках под имиджем понимается стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым у людей складывается представление об объекте, они запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом или благодаря которым объект становится известным. При этом, как правило уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или компания.

В ряде определений подчеркивается, что имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные. В других трактовках делается акцент на то, что имидж складывается из объективных характеристик объекта, в частности, имидж человека основывается на психологическом типе и личности, их соответствии запросам времени и общества .

Рассмотрим некоторые характеристики имиджа, имеющиеся в современной социальной и психолого-педагогической литературе, для обобщения и построения общих определений имиджа и педагогического в частности.

Основные подходы к имиджу: во-первых, функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования; во-вторых, контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи.

Имидж является наиболее эффективным способом подачи сообщения, который в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные преграды. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего «Я» человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего «Я». Ваш образ - это портрет, который вы показываете окружающим. Образ должен работать на вас, а не против вас.

Личностный имидж - это образ человека, обусловленный его внутренними качествами и особыми индивидуальными свойствами. Он делится на положительный и отрицательный.

Профессиональный имидж - образ человека детерминированный профессиональными характеристиками, содержит в себе положительную и отрицательную стороны. Как показывает практика, личностный имидж является более приоритетным по сравнению с профессиональным (схема 4).



2. Психология имиджа учителя

психология имидж учитель вербальный

Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, - коммуникация по поводу социокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. В связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации, становится очевидным приоритетность развития коммуникативной культуры учащихся.

Решение задачи развития и становления коммуникативной культуры ставит перед необходимостью организации таких особых коммуникативных взаимосвязей в образовательном процессе, которые могут быть охарактеризованы как диалог. Образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге, который, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить .

Таким образом, диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Диалогизация образовательного процесса может быть охарактеризована особыми взаимопересекающимися коммуникационными связями, являющимися одновременно иерархически обусловленными уровнями общения .

·Связь первая: Я-образ культуры (учитель-содержание, ученик-содержание) прослеживается на уровне субъекта и содержания и предполагает диалог образов культуры

·Связь вторая: Я-другой (ученик-ученик, учитель-ученик). На этом уровне акцентируется личностное отношение учителя к ученику, учитель должен также умело создавать психолого-педагогические условия для возникновения личностных контактов в группе учащихся, что требует от него владения технологией организации продуктивного взаимодействия.

·Связь третья: Я-сам (учитель, ученик). Управление третьей связью подразумевает овладение и учащимся и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа) .

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Чаще всего - это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках .

Для успешного взаимодействия в системе учитель-ученик важен яркий, интересный имидж учителя. Если учесть, что имидж состоит из 3-х частей, как-то:

а) визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика);

в) менталитет (интеллект, духовная практика) - становится очевидным, что весьма велика доля невербальных компонентов .

В педагогической науке существуют подходы, рассматривающие формирование учителя как человека-творца, подчеркивается роль и значение элементов театрального искусства, педагогического артистизма и, соответственно, имиджа (Ю.П. Азаров, О.С. Булатова, Е.Н. Ильин, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург и др.).

Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности данного урока. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Нужно отличать артистизм от желания произвести впечатление, выделиться среди других, от лишней пафосности и эпатажности. Можно обладать привлекательными внешними данными, красивым голосом и общей нервной возбудимостью, которые в глазах другого человека могут сойти за актерский темперамент, но при этом не быть действительно артистичным

В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса связан наряду со знаниями учителя и развитием мышления также с овладением искусством самовыражения, умением саморегуляции психического состояния способностью ставить и решать следующие задачи:

Синтезирующая предполагает постановку и решение школьником задач в определенном мировоззренческом и нравственном контексте.

Обогащающая и гармонизирующая личностные представления учителя через естественное сочетание логического и чувственного в деятельности.

Регулирующая самочувствие учителя, его настрой на творчество предполагает ощущение свободы своего внутреннего и внешнего «Я».

Защитная повышает уверенность и самооценку учителя, контроль над своими эмоциями и самочувствием, естественное поведение, ощущение свободы.

Формирующая мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования дает возможность школьнику по-новому взглянуть на урок, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя .


3. Элементы построения имиджа учителя


Необходимо рассмотреть некоторые аспекты использования инструментария для построения имиджа педагога.

Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие:

Обязательно необходимы эксперты со стороны .

При использовании данного инструментария имиджелогии, прежде всего, необходима его стратегическая направленность Необходимо добиваться принципиального упрощения характеристик, чтобы достичь массовой аудитории и закрепиться в ее памяти. При этом базовые характеристики должны оставаться неизменными.

Наиболее значимыми являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Профессиональная компетентность педагога - главный инструмент личности учителя и соответственно его имиджа. Как справедливо отмечает известный психолог А.К. Маркова, повышение профессиональной компетентности педагога затруднено рядом обстоятельств. С одной стороны, потребность современного учителя в психологических знаниях может быть высока, но не подкрепляться практикой работы, поэтому большая часть готовых научных исследований и рекомендаций не востребуется школой. С другой стороны, еще до сих пор не разработана целостная концепция труда учителя, которая бы могла лечь в основу показателей эффективности его работы. Профессионально компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность преподавателя, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, и психолого-педагогических качеств. Таким образом складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая поможет учителю в решении многих практических вопросов .

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой он с помощью различных компонентов целостного образовательного процесса решает задачи обучения и воспитания.

Профессиональная компетентность учителя состоит в том, чтобы он не упустил общих педагогических задач и смог умело конкретизировать их в зависимости от ситуации. Кроме того, учитель имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития школьника - обучающие, развивающие, воспитывающие. Профессионализм педагога состоит в том, чтобы решать их одновременно и на протяжении всего периода обучения. Это связано с тем, что при постановке обучающих задач достаточно знать преподаваемый предмет, а при формулировке развивающих и воспитывающих задач - надо уметь уже оперировать показателями психического и интеллектуального развития учащихся и выявлять их состояние у школьников.

Подводя итоги, можно сказать, что педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Под педагогической компетентностью учителя понимается гармоническое сочетание знаний преподаваемого предмета, дидактики и непосредственно методики его преподавания, а также умений и навыков (культуры) профессионального общения.

Педагогическая эрудиция - своеобразный запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач.

Педагогическая рефлексия - способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе.

Рефлексия означает осознание учителем себя с точки зрения учащихся в различных ситуациях. Учителю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к ее разрушению постоянными сомнениями и колебаниями. Педагогическая рефлексия - это самостоятельное обращение учителя к самоанализу без требования администрации школы.

Педагогическое целеполагание - потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению воспитательных задач в зависимости от сложившейся педагогической ситуации. Оно показывает способность учителя вырабатывать задачи, вытекающие из единства целей общества и своих собственных, для их обсуждения и принятия решения школьниками.

Учителю необходимо использование педагогического мышления и интуиции для выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы.

Под педагогической импровизацией

Под педагогической импровизацией понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика, так как атмосферу для разговоров со школьниками создает именно учитель. Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев) .


Заключение


В заключение сделаем основные выводы:

В литературе существует много различных подходов понимании такого понятия как «имидж».

Имидж - представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-то внутреннем и внешнем облике, образе.

Имидж - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

Что касается имиджа учителя, под ним понимается - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Психология имиджа учителя играем первостепенную роль, что обусловлено различными уровнями общения: 1) «Я-образ» культуры (учитель-содержание, ученик-содержание) прослеживается на уровне субъекта и содержания и предполагает диалог образов культуры. 2. «Я-другой» (ученик-ученик, учитель-ученик). На этом уровне акцентируется личностное отношение учителя к ученику, учитель должен также умело создавать психолого-педагогические условия для возникновения личностных контактов в группе учащихся, что требует от него владения технологией организации продуктивного взаимодействия. 3. «Я-сам» (учитель, ученик). Управление третьей связью подразумевает овладение и учащимся и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа).

Главное, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.

Важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие:

Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

Следует обращаться к созданию имиджа задолго до начала педагогической работы.

В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

Обязательно необходимы эксперты со стороны.

Наиболее значимыми элементами имиджа современного педагога являются: профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. Рассмотрим более подробно некоторые из них.


Список литературы


1.Гогиберидзе, Г.М. Диалог культур в системе литературного образования/ Г. М. Гогиберидзе. - М.: Наука, 2003. - 181 с.

.Мединцев, В. А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий/ В. А. Мединцев // Вопросы психологии, 2005, № 5. - С. 5-9.

.Жук О.Н. Учебный диалог на занятия по литературе / О.Н. Жук // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - 102 с.

.Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Имидж - это образ человека, возникающий у других людей в процессе взаимодействия, или образ субъекта, создаваемый им для более успешного взаимодействия с другими людьми. Он раскрывается в действиях, отношениях, эмоционально окрашенных впечатлениях и призван оказывать регулирующее воздействие на кого-либо. Имидж не является фиксированным, он постоянно «пристраивается» к условиям среды, трансформируется. Его формирование требует определенных знаний и умений.

В последние годы имиджу педагогов были посвящены некоторые исследования и публикации. В. Н. Черепанова определяет положительный имидж педагога как гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса. А. Л. Аксельрод определяет профессиональный имидж учителя как совокупность таких характеристик учителя, которые позволяют ему демонстрировать свое профессиональное качество, позиционировать себя как профессионального учителя, а не просто человека, занимающегося обучением.

В стереотип восприятия педагога входят особенности его внешности, одежды. Существует оптимальный для восприятия костюм преподавателя - классический деловой. Для мужчин - это строгий костюм с галстуком. Для женщин - жакет и юбка длиной чуть выше или ниже колена; менее предпочтительны брюки. При этом студенческая аудитория более придирчива к одежде женщины-преподавателя. Если преподавательница, к примеру, носит романтические платья, то это наводит на мысль о ней как посредственной, мало интересной личности. Фольклорный стиль создает впечатление старомодности. Среди цветов традиционно в качестве наиболее делового и официального воспринимается синий, хотя голубой и фиолетовый молодежь также считает подходящими для преподавателя. В разряд непригодных цветов попадали чаще всего коричневый и красный. Интересный факт отмечен в зарубежных исследованиях: оказывается, южане и сельские жители, в отличие от городских и жителей Севера, более терпимы к пестрым нарядам педагогов.

A. Л. Аксельрод подчеркивает отличие в имидже естественного и искусственного, т. е. истинного имиджа педагога от маски, изображения профессионализма, которого еще нет. В имидже отражаются только та мера профессионализма, которой обладает педагог, и те профессиональные черты, которые ему присущи.

Возникает вопрос: для чего педагогу нужно создавать свой профессиональный имидж? Отвечая, можно указать на несколько моментов, важных для педагогического процесса:

  1. имидж позволяет предъявить учащимся свою профессию, свое дело;
  2. имидж дает возможность педагогу более адекватно выстраивать отношения с учениками благодаря четкому обозначению учительской позиции, настраивает учащихся на деловые отношения с педагогом;
  3. имидж помогает проявить педагогу профессиональное своеобразие, его «индивидуальное в профессиональном»;
  4. имидж удерживает поведение учителя в рамках профессионального;
  5. работа над своим имиджем служит средством самопознания и профессионального самосовершенствования.

B. Н. Черепанова отмечает, что негативный имидж педагога приводит к деструктивному изменению его личности, эмоциональному выгоранию, потере квалификации. Не меньше от отрицательного имиджа учителя страдают и ученики, особенно первоклассники. В. Н. Черепанова выявила, что за год обучения с учителем, обладающим отрицательным имиджем, у учеников выросла тревожность, 5,3% первоклассников потеряли навык приличного поведения в обществе, 24,4% перестали следить за своим внешним видом, 26,6% стали проявлять признаки агрессии по отношению к ученикам противоположного пола.

Формирование позитивного имиджа учителя способствует росту педагогического мастерства педагога, приводит к его положительным личностным изменениям, а также положительно сказывается на учениках. Так, за год обучения у учителя с положительным имиджем у учащихся снизилась тревожность, 39,4% первоклассников научились хорошим манерам, 38,3% учеников начали следить за своей внешним видом, 28,7% учеников стали уважительно относиться к учащимся противоположного пола. Кроме того, у первоклассников повысился уровень обученности.

К сожалению, как следует из данных В. Н. Черепановой, позитивным имиджем обладают лишь малая (15%) часть учителей; 22% учителей не имели достаточных знаний и умений для того, чтобы сформировать привлекательный для учеников образ.

Предъявление себя как профессионала требует учета того, как тот или иной имидж педагога будет воспринят учащимися. Педагогу следует иметь в виду, что учащиеся предъявляют определенные ожидания относительно педагога. Поэтому, например, мини-юбка на учительнице может расцениваться учащимися как проявление легкомыслия и даже как сексуальный вызов. Неудивительно, что приказом Министерства образования России учителям недавно было запрещено носить мини-юбки.

В психолого-педагогической литературе сегодня активно разрабатывается проблема личности педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, среди них Л. А. Петровская, А. К. Маркова, А. К. Болотова и другие, говорят в этой связи о новом типе педагога - фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик. Наиболее важные - истинность, открытость в общении, принятие себя и принятие других, эмпатическое понимание и т. д. Среди других не менее значимых качеств - уверенность в себе, способность к самораскрытию, раскрепощенность.

Если говорить об имидже педагога, то имевшее место в течение многих десятилетий представление о его личности на самом деле было описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога - позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование разных психологических защит и т. д. Имидж педагога-фасилитатора, на наш взгляд, должен прежде всего опираться на такие качества, как уверенность в себе и раскрепощенность.

Когда студентам задаешь вопрос о том, каким они представляют себе раскрепощенного учителя, то, как правило, получаешь интересные и неоднозначные ответы. Из пятидесяти респондентов, опрошенных нами, примерно две трети остановились на описании личностных характеристик раскрепощенного педагога (раскованность, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, мастерское владение предметом, общительность, жизнерадостность, стремление к росту, естественность, энергичность и т. д.). Чуть меньше одной трети студентов, в основном те, кто уже имел опыт работы в школе, анализировали собственный стиль общения с учениками («общаюсь на равных с ребятами», «школьники - это тоже взрослые люди», «стремлюсь к раскованному общению»). <...> Итак, о том, каким должен быть раскрепощенный учитель, и психологи и студенты имеют представление. На основе их описаний можно составить структуру имиджа педагога гуманистического плана, которого все чаще называют сейчас педагогом-фасилитатором.

Что же касается имиджа преподавателя вуза, то проблема эта до сих пор остается практически неисследованной.

На наш взгляд, в связи с переменами в системе преподавания в вузах, касающимися повышения требований к качеству преподавания, вопрос имиджа преподавателя высшей школы сегодня особенно актуален. Здесь много проблем, начиная со стиля одежды, мимики, жестов, речи, общей эрудированности, в основе которой лежит интеллект, способ мышления, и заканчивая мировоззренческими установками. <.> Педагог-фасилитатор необходим студентам прежде всего потому, что они нуждаются в неформальном, недистантном общении с педагогом, в полнокровном, дающем пищу не только уму, но и сердцу, диалоге. Запоминаются, как правило, те педагоги, которые сумели принять студентов такими, какие они есть, имевшие мужество быть раскованными, раскрепещенными, открытыми и уверенными в себе. На наш взгляд, именно эти качества наиболее значимы в структуре имиджа педагога-фасилитатора.

Как отмечает В. Н. Черепанова, барьерами в реализации педагогического имиджа могут стать:

  • каузальная атрибуция (приписывание учениками учителю каких-то черт, исходя из собственного опыта), стереотипизация,
  • эффекты ореола, первичности и новизны.

Кроме того, позитивное воздействие имиджа учителя на учащихся существенно затрудняется или становится невозможным при наличии смыслового, морального, мотивационного, эмоционального, эстетического и ригидного барьеров.

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое - с точки зрения самих учителей. Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается черезпроцессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, каклюбовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, - пишет В.М. Ше-пель.

Вопросы к экзамену по педагогике.

1.Предмет и объект педагогики, связь педагогики с другими науками 2. История развития педагогики 3.Функции педагогики 4. Отрасли современной педагогики 5. Вопросы (задачи) педагогики 6. Педагогический процесс как система и целостность 7. Компоненты педагогического процесса 8. Факторы формирования личности 9. Закономерности возрастного развития 10. Основные категории педагогики (общая характеристика) 11. Воспитание как категория педагогики 12. Обучение как категория педагогики 13. Образование как категория педагогики 14. Формирование как категория педагогики 15. Развитие как категория педагогики 16. Особенности педагогического общения 17. Стили педагогической деятельности 18. Компоненты педагогической техники 19. Мастерство педагогического общения 20. Понятие педагогической технологии 21. Традиционная теория обучения 22. Особенности организации проблемного обучения 23. Особенности организации программированного обучения 24. Развивающее обучение.

25.Планирование и проектирование в деятельности педагога. 27.Нравственно-психологический образ педагога. 28.Имидж педагога и педагогической деятельности.

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание учитель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека. Рассмотрим далее, из чего складывается имидж педагога. Фото некоторых примеров будут также представлены в статье.

Одежда

Формирование имиджа педагога - задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть - это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога. Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

Средства общения

Педагогический имидж педагога создает комплекс различных взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Одними из ключевых выступают Они могут быть невербальными и вербальными. Важно, как и что говорит учитель, способен ли он своими словами настроить детей на учебу, какие позы и жесты использует. Все это оказывает влияние на восприятие обучающихся. Чтобы создать привлекательный имидж педагога ДОУ или среднего образовательного учреждения, необходимо обратить особое внимание на умение представлять себя окружающим людям наиболее выгодным способом. Доказанным является факт, что порядка 35% информации ребенок получает при Остальные 65% приходятся на невербальные средства. Внутренний и внешний имидж педагога должны быть сбалансированы, уравновешены, соответствовать друг другу. Умение располагать к себе выступает как необходимое качество при установлении контактов с детьми, родителями, коллегами.

Структура речевого общения

Она состоит из:

  1. Значения и смысла фраз и слов.
  2. Речевых звуковых явлений. В частности, имеется в виду темп речи, модуляции высоты, тональность, ритм, тембр, дикция, интонация. Как показывает практика, наиболее привлекательной является спокойная, размеренная, плавная манера разговора.
  3. Выразительных качеств. К ним относят специфические звуки, появляющиеся в процессе общения. Это, в частности, шепот, смех, вздохи, кашель, паузы, звуки назализации и пр.

Информационные потоки

Большинство исследователей сходится во мнении, что словесным каналом люди пользуются для непосредственной передачи сведений. При этом невербальные средства применяются для "обсуждения" возникающих межличностных отношений, а в ряде случаев они заменяют словесные сообщения. Такое общение ценно тем, что выражается обычно самопроизвольно и бессознательно. Оно обуславливается отсутствием возможности подделать импульсы. В этой связи, люди больше доверяют чем словесному. Исследователи выделили 10 категорий информации, которая поступает ученику вне зависимости от слов, которые произносит преподаватель. Среди них:

  1. Индивидуально-личностная.
  2. Эмоциональная.
  3. Эстетическая.
  4. Психологическая.
  5. Возрастная.
  6. Социально-иерархическая.
  7. Половая.
  8. Пространственная и др.

Общее телесное самораспоряжение

Еще одним немаловажным элементом, составляющим имидж педагога школы , является манера перемещаться, излюбленные позы и точки. Отвлекающим фактором является повышенная подвижность. Каждый человек обладает своим диапазоном. У преподавателя-флегматика, например, умеренная подвижность. Психологический эффект при педагогическом воздействии практически не зависит от абсолютной степени Он обуславливается относительной мерой и уместностью в рамках возможностей преподавателя. Умеренная, а в ряде случаев намеренно ослабленная интенсивность воздействия зачастую приводит к желаемому эффекту.

Жестикуляция

Она считается одним из самых ярких элементов, составляющих . Здесь следует отметить один парадокс. Все, что наиболее частотно в двигательно-поведенческом облике человека, менее всего ему известно. Такая ситуация обуславливается наличием укоренившейся привычки использовать определенные жесты. Во многом она выходит на уровень автоматизированного поведения. Между тем, оценивая имидж педагога , окружающие, в первую очередь, внимание обращают на эту форму поведения. Жестикуляция во многом является определяющим фактором при составлении мнения о человеке.

Мимика

Даная поведенческая сфера отличается еще более высоким информационно-выразительным уровнем воздействия. Мимика тесно взаимодействует с речью преподавателя. Вместе с тем, она может использоваться педагогом и автономно, без какого-либо словесного сопровождения. В любом случае, мимическая выразительность является еще одним определяющим фактором, по которому оценивается

Интонация

Одно и то же сообщение преподавателя может восприниматься обучающимися по-разному. В связи с этим правильнее говорить об интонационном поведении учителя. Такая терминология обуславливается значительной сферой деятельности педагога. Интонационное поведение динамично, оно по силе воздействия зачастую превосходит прочие показатели.

Саморегуляция речи

Она выражается в способности учителя управлять громкостью голоса, темпо-ритмической характеристикой. Как известно, информационный аспект речи педагога еще не выступает в качестве передачи знаний. Немаловажно и то, как будет звучать содержательная речь. Значение этого требования усиливается, когда в качестве воспринимающих информацию выступают дети, то есть, основная аудитория преподавателя.

Личностные установки

Имидж современного педагога должен согласовываться не только с общепринятыми требованиями, но и гармонировать с его мировоззрением и восприятием. Создавая собственный образ, преподаватель совершенствуется. Личностные установки выражаются в его деятельности, в конкретных результатах. При этом работа рассматривается в качестве некой грани перехода внутреннего во внешнее. Как правило, это экспрессия, оригинальность, умение иллюстрировать неповторимость личности в каждом компоненте деятельности - от цели и задач до выбора содержания, приемов, способов и средств их выражения. Личностные установки проявляются и в в эмоциональных реакциях на поведение детей, в допустимой степени свободы при импровизациях на уроках.

Особенности

Внутренний образ, в первую очередь, связан с культурой учителя, свободой и непосредственностью, эмоциональностью, обаянием, изяществом. Личные качества позволяют быть оригинальным, использовать нестандартный подход, воплощать неожиданные сценарии, а также сохранять самообладание в публичных условиях. Имидж современного педагога , его облик представляет собой совокупность особых форм выражения его отношения к материалу, передачи собственной эмоциональной реакции на действительность. Он отражает умение вести самопрезентацию, способность вывести детей на игровой уровень.

Анализ

Структура и сущность преподавательской деятельности, продуктивность, связанная с ними, выступает в качестве одного из наиболее актуальных вопросов науки. Как правило, анализ этих важнейших феноменов заменяют общие рассуждения об образовательном искусстве. Творчество преподавателя, несомненно, неповторимо. Научный анализ деятельности учителя отдает должное оригинальности методов каждого педагога. Между тем, оценка не строится на описаниях. Она формируется на базе принципов сравнительного исследования, количественно-качественного анализа. В качестве предмета изучения при этом выступает не только непосредственная работа, но и .

Ключевые аспекты оценки

Существующие педагога - личностный, требуемый, воспринимаемый и пр. - раскрываются с двух сторон. В первую очередь, оценивается степень выполнения преподавателем требований, предъявляемых обществом. Социум создает представление об учителе как о просветителе и носителе нравственного опыта. Во-вторых, проявляется непосредственное отношение самого учителя к своему облику. Он сам формирует установки, цели, способы заявления о себе обществу. Во многих отношениях облик преподавателя является его социально-желательным образом. Для приобретения положительного имиджа, как отмечал Фромм, человеку необходимо иметь приятные личные и высокие профессиональные качества.

Задачи создания образа

Формирование имиджа - это целенаправленная активная деятельность. Она ориентирована на информирование о сильных сторонах преподавателя, отношений, которые обладают объективным значением в процессе успешного взаимодействия с детьми. Правильное представление об учебно-воспитательной цели имиджа для развития учащихся способствует созданию ответственного отношения к моделированию индивидуальности. Овладение педагогом основными принципами этики, совершенствование культуры и грамотная организация труда выступает в качестве ключевого аспекта при создании облика. Успешно спроектированный имидж педагога оказывает влияние на самоутверждение и последующее совершенствование своей работы.

Влияющие факторы

Формирование имиджа происходит под воздействием социальных явлений. Эти факторы выражают общественный алгоритм воспроизведения духовной жизни. Однако их роль ограничена обеспечением взаимодействия морали и нравственности. Можно говорить о том, что имидж является естественным алгоритмом духовной жизни социума. Он выражает не только желание конкретного человека нравиться как можно большему числу друг их людей или определенному субъекту. Он воплощает непосредственно правила, обеспечивающие его реализацию. Проще говоря, имидж выражает необходимость согласования психического восприятия с индивидуальным либо групповым опытом жизни.

Среди наиболее важных элементов построения имиджа педагога следует отметить следующие:

  1. Создание образа выступает только в качестве дополнения, а не замены деятельности учителя.
  2. Необходимо обращаться к формированию имиджа задолго до начала непосредственной работы в образовательном учреждении.
  3. В основе коммуникации необходимо использовать простой язык; рассматриваемые вопросы должны являться актуальными для каждого.
  4. В обязательном порядке следует привлекать экспертов со стороны.

При применении данных элементов, необходима стратегическая направленность педагогической техники.

Визуальные символы

Они являются эффективно воздействующими элементами имиджелогии. Визуальный канал считается основным по объему воспринимаемых сведений. Это обуславливается тем, что внешние параметры способны существенно видоизменять поведенческие акты человека. В соответствии с результатами социологических исследований, первое впечатление при встрече создается на 9% содержанием, на 37% голосом, а на 54% внешним обликом. Визуальное сообщение сохраняется дольше в индивидуальной памяти. В этой связи, его считают самым сильным средством воздействия на другого человека.

Заключение

Какой нужно создать имидж педагога? Реферат, приведенный выше, позволяет сделать следующие выводы. Преподаватель должен развивать не столько способность предъявлять себя обществу, сколько умение оценивать и видеть собственный облик и образ других. Важно понимать, что цель создания и совершенствования имиджа педагога не состоит в воспитании актера либо учителя в маске. Он должен стать преподавателем с творческими качествами. Их необходимо проявлять в зависимости от тех задач, которые решает педагог. Преподаватель постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного взаимодействия. Отсутствие культуры общения либо низкий ее уровень зачастую приводит к конфликтным ситуациям, напряженности в отношениях между преподавателем и обучающимися. Успешное их разрешение будет зависеть от психологической грамотности, профессионализма педагога. В качестве ключевых моральных норм, используемых в процессе взаимодействия с детьми, выступают: доверие, внимательное отношение к индивидуальным особенностям учеников, уважение достоинства ребенка, доброжелательность, чуткость.

Грамотное с психологической точки зрения восприятие преподавателем обучающихся будет способствовать установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Данная возможность во многом обеспечивается сформированными перцептивными умениями. Они представляют собой способности правильно оценивать эмоциональное состояние детей по выражению лица, речи, жестам, действиям. Существует 2 взаимосвязанных типа социальной перцепции. Первым является, собственно, умение воспринимать и слушать ребенка либо какого-либо другого человека. Второй тип - эмпатийный. Он выражает особую чувствительность к ребенку, сопереживание. Процесс восприятия, в первую очередь, предполагает культуру слушания. Как показывают многочисленные исследования, большая часть педагогических работников не обладает необходимыми навыками. Это, в свою очередь, означает, что даже при привлекательном облике учитель, не умеющий слушать, не будет восприниматься должным образом. При формировании имиджа необходимо обращать внимание на все значимые детали. Именно поэтому, при создании облика работа проводится, в первую очередь, с личными качествами. Достигнутые результаты переносятся во внешний облик. Имидж педагога - это гармоничный образ. В нем должны сочетаться культура, ум, умение слушать, внимание, способность грамотно применять визуальные и речевые средства.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Мити-ной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.

Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной. Макияж-умеренным. Одежда аккуратная, скромная (но не "синий чулок"), цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде, чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.

Пантомимика - движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

  • Походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные.
  • Поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции.
  • Осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно.
  • Жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов.
  • Отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
  • Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории.
  • Сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
  • Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизированности. Она выражается в общей собранности внимания, в направлении взгляда, в дыхании, в общей подтянутости мускулатуры тела, в подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова.

  • Выражение на липе доброжелательности, спокойствия, уверенности.
  • Эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности.
  • Соответствие выражения лица характеру речи.
  • Умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками.
  • Направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. "Пустые глаза - зеркало пустой души" (К. С. Станиславский).

Выразительные детали мимики - брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.п.

Выразительность - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.

Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Технологические функции имиджа: межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать.

Самопрезентация - способ самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующего чьим-либо идеалам.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.

"Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах" (Н. А. Добролюбов).