Результаты компетентности использования икт. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя. Следовательно, выход один – научиться самим
На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.
Понятие
Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.
Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.
В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.
Базовая структура
В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.
Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:
- достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
- обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
- ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.
Цели педагога
За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:
- Новые образовательные цели.
- Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
- Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
- Содержание в рамках современной образовательной деятельности.
Понятия грамотности и компетенции
Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.
Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.
При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.
Особенности
Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.
Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.
Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.
В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.
Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава
Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.
Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.
Реальная структура
При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:
- понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
- внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
- управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
- постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.
Компоненты компетентности педагога
Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:
- Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
- Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
- Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
- Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
- Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
- Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
- Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
- Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
- Формирование цифрового портфолио.
- Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.
Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.
Важность компетенции участников образовательного процесса
На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.
Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.
Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.
Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.
Необходимость
Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.
Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.
За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:
- Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
- Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
- Мобилизация внимания учеников.
- Воспроизведение и комментирование потока информации.
- Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
- Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
- Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
- Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
- Усиление мотивации учеников.
Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.
Особенности компетенции
На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.
Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.
Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.
В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.
Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»
(Соловей Е.А.)
ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:
Один из основных показателей профессионализма;
Ключевая компетентность для решения современных задач образования;
Новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе
(с использованием) уже имеющейся.
Учитель-предметник - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области.
Учитель-тьютор - владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.
Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.
2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.
4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:
* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
* приёмами работы с электронной почтой;
* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.
Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Требования к педагогу
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:
Умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;
Умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;
Применять на практике современные образовательные технологии.
Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.
Компетентностный подход
Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Что такое «компетенция»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
ИКТ - компетентность
ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ – компетентность педагога
Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).
Преимущества ИКТ-технологий
Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:
активизирует познавательную деятельность учащихся;
повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
экономит время на объяснение материала;
позволяет выйти за рамки школьных учебников,
дополнить и углубить их содержание;
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
даёт возможность увеличить накопляемость оценок;
создаёт комфортность на уроках.
Познавательная деятельность
Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:
высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
подбора интересного материала;
более высокого темпа работы учащихся.
Повышение мотивации к предмету
Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.
Экономия учебного времени
Экономия времени на объяснение материала достигается путём:
повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;
от причины к следствию;
от простого к сложному;
от известного к неизвестному;
от интересного к ещё более интересному;
увеличения темпа работы;
повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);
активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
Накопляемость оценок
Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех учащихся на уроке;
Применению учащимися ИКТ в домашней работе;
Выполнению учащимися творческих заданий;
Самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.
Комфортность на уроках
Комфортность на уроках увеличивается из-за:
Учёта возрастных особенностей учащихся;
Создания творческой атмосферы;
Создания ситуаций успеха;
Использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)
Использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;
Привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;
Установления связей урока с уроками по другим предметам.
Психологический фактор
Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Диагностика знаний
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:
Контрольно-обобщающих уроков,
Фронтальных опросов,
Поурочных опросов,
Программированных опросов.
Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:
содержание образования и воспитания,
деятельность педагогических и вспомогательных кадров,
решение финансово-хозяйственных вопросов,
определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.
Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации .
В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.
Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.
Цели создания
единого информационного пространства:
организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.
ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения
- это система, которая:
включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Информационная инфраструктура , объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя:
программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).
В педагогической лексике сравнительно недавно появился термин «ИКТ-компетентность». В профессиональном стандарте педагога ИКТ-компетентность относится к числу требований, новых и обязательных для всех. Попробуем разобраться cо значением термина «ИКТ-компетентность», обратившись к методическим публикациям и открытым интернет-источникам.
Например, Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов рассматривают информационно-коммуникационную компетентность учителя как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. Авторы указывают, что обладание ИКТ-компетенцией или уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности необходимо учителю для решения возникающих вопросов в профессиональной и иной деятельности.
В свою очередь, Гендина Н.И. под ИКТ-компетентностью понимает совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. С точки зрения этого ученого, ИКТ-компетентность является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Связь ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности устанавливается многими авторами. Так, М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий, что, по сути, является ИКТ-грамотностью педагога.
Применительно к профессиональной деятельности учителя понятие «ИКТ-компетентности» требует конкретизации и уточнения. Интересно, что А.А. Елизаров понимает ИКТ-компетентность как совокупность знаний, умений и опыта деятельности. Именно наличие такого опыта является, по мнению автора, определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. В то же время, есть мнение ряда ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) о том, что информационно-коммуникационная компетентность в профессиональной деятельности современного преподавателя это:
– способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
– личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
– особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Особые требования к содержанию ИКТ-компетентности педагога предъявляются к учителям и преподавателям информатики. В работах Е.К. Хеннера информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в организации учебной деятельности.
Обобщение рассматриваемого и других понятий в сфере информатизации образования представлено в толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования И.В. Роберт . Там ИКТ-компетентность учителя определяется как обладание ИКТ-компетенцией. ИКТ-компетенция педагога включает неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах научно-педагогические области:
– преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
– экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно- методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
– предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе.
Следует отметить, что такая трактовка ИКТ-компетентности согласуется с концепцией Профессионального стандарта педагога, где под ИКТ-компетентностью понимается квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В тексте нормативного документа сказано, что в профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность педагога входят:
– «Общепользовательская ИКТ-компетентность.
– Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
– Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)» .
Таким образом, проведенное исследование некоторых научных представлений о содержании понятия «ИКТ-компетентность» позволяет сделать вывод о том, что эта характеристика профессиональной деятельности педагога может рассматриваться с разных точек зрения и на разных основаниях, дополняющих друг друга. При этом актуальность формирования и развития ИКТ-компетентности учителя по-прежнему высока. В связи с этим необходимо дальнейшее уточнение содержания рассматриваемого понятия, уточнения взаимосвязи компетентности и компетенции, изучение особенностей общепользовательской, общепедагогической и предметнопедагогической ИКТ-компетентности педагогов и определение путей реализации поставленных государством задач.
Дальнейшая работа исследователей в этом направлении может быть предметом изучения, раскрываемым в следующих статьях.
Список источников:
1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
2. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58-69.
3. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – с. 3.
4. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – N 3. – с.95-100
5. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников // [Электронный ресурс] http://www.belpc.ru/krirpo/index.php]
6. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М., 2007, 18. п.л.
8. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004.
9. Хеннер Е. К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. – 2009. №2. С. 71–85.
10. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. №12. С. 5 – 9.
Татьяна Рындина
Статья «ИКТ - компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»
Стратегия информатизации системы дошкольного образования определена государственной концепцией, как одно из приоритетных направлений в развитии современного общества. Информатизация способствует интеграции и амплификации различных направлений образовательного процесса, повышает его эффективность и качество. Особую актуальность проблема развития ИКТ приобрела с введением ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. Поскольку современные требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя наличие у педагогов основных компетенций, связанных с освоением ИКТ и умением их использовать в педагогической практике. Компетентность педагога в области информационно-коммуникационных технологий является, с одной стороны, условием, детерминирующим создание данной среды, а с другой стороны – это значимый фактор, определяющий профессиональную педагогическую компетентность.
Создание руководителем детского сада условий для освоения педагогами ИКТ - компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А главная задача современного воспитателя – освоить ИКТ - технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникативных технологий должны применяться педагогом дошкольного образования при взаимодействии с воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями. Для повышения ИКТ - компетентности педагогов используются разнообразные формы. Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются работа в паре, наставничество, мастер-классы, семинары-практикумы, неделя педагогического мастерства.
В «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
Общепользовательская ИКТ-компетентность;
Общепедагогическая ИКТ-компетентность;
Предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
ИКТ - технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.
В системе деятельности ДОО ИКТ могут быть использованы:
В организации образовательного процесса с детьми;
Организации методической работы с педагогами;
В процессе взаимодействия с родителями.
Использование ИКТ:
Дает возможность моделировать различные ситуации и среды, в том числе, те, с которыми ребенок в реальной жизни не может встретиться;
Способствует лучшему усвоению материала, поскольку задействованы все каналы восприятия материала;
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легко восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
Активизируется познавательная активность.
1. Области применения ИКТ для взаимодействия с детьми
Использование сети Интернет:
Дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
Разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимация, видеоматериалы);
Обмен опытом, распространение идей и пособий.
Мультимедийные презентации позволяют представить материал, как алгоритмическую систему структурированных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет детям освоить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде. Презентации используются для обозначения темы или иллюстраций к объяснениям педагога; сопровождения небольших театрализованных сценок, праздника, концерта, родительских собраний.
Видеофрагменты, схемы и модели позволяют показать детям те явления, факты и события окружающего мира, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни.
Использование развивающих и обучающих программ способствует оптимизации перехода ребенка от наглядно-образного к абстрактному мышлению (через умение оперировать символами); увеличивает количество ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно, способствует преодолению неуверенности в себе, снимает и профилактирует страх ошибок.
Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми направлено на преобразование предметно-развивающей среды; создание новых средств для развития детей; использование новой наглядности, которая визуализирует проблемы, подлежащие решению. При этом образовательная деятельность становится динамичной и наглядной, в результате повышается познавательный интерес, что, в свою очередь приводит к повышению активности, снижению утомления, сохранению работоспособности. НОД с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая поиск в сети Интернет, самостоятельно или вместе с родителями. Дети не только видят результаты своей деятельности, но и осознают те действия, которые к этим результатам привели, а также значимость информации, без которой результат не может быть достигнут. В то же время, ребенок начинает понимать значение информационно-коммуникационных ресурсов как источника информации. Таким образом, формируются предпосылки информационной культуры.
2. При организации методической работы с педагогическими кадрами ИКТ позволяют распространять и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с профессиональным опытом не только российских, но и зарубежных педагогов, участвовать во всероссийских и международных интернет - конкурсах, проектах и конференциях, повышая свой социальный и профессиональный статус.
Обсуждение педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами на форумах в сетевых педагогических сообществах позволяют эффективно и быстро расширять собственный профессиональный кругозор. Эффективной формой самообразования является участие в вебинарах, на которых можно пообщаться со многими ведущими специалистами в области дошкольной педагогики и психологии, авторами программ и технологий, получить современные материалы для использования в работе. Кроме того, участие в вебинаре в режиме он-лайн дает возможность задать специалистам актуальные вопросы и получить ответ в режиме реального времени. Сетевые технологии общения дают педагогам возможность профессионально общаться в широкой аудитории пользователей сети Интернет.
Использование ИКТ помогает педагогу в подборе иллюстративного материала к НОД, оформлению стендов, альбомов, групп, кабинетов, позволяет разнообразить пространственно-развивающую среду. Создание дидактических игр, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, с периодикой, оформление групповой документации с использованием ИКТ делают работу педагога более эффективной. Использование компьютера для оформления групповой документации упрощает деятельность педагога, экономит время и усилия.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями позволяет:
Обеспечить диалог партнеров по общению независимо от места нахождения через электронную почту, форум; расширить информационные потоки; продемонстрировать фото и видеоматериалы; провести он-лайн консультации специалистов для родителей часто болеющих детей. Эффективной формой организации взаимодействия с родителями является групповой сайт на сайте ДОУ, который позволяет получать оперативную информацию о жизни группы, узнавать подробности прошедшего дня, получать рекомендации педагогов. Такие формы, как общение с родителями в режиме он-лайн через сайт, презентация организации работы в группе, презентация достижений детей, создание электронных страничек для родителей в сети Интернет не только обогащают, но и преобразуют взаимодействие с родителями.
Современное дошкольное образование больше не может обойтись без ИКТ – технологий. Информационно-коммуникационные технологии повышают уровень профессионализма педагога, создают дополнительные возможности для его самореализации, способствуют повышению качества образовательного процесса, делают его освоение намного интересней и разнообразней.
Литература
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание,1991г., №5
3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6.. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
ИКТ – компетентность современного учителя
Тронина В.Л. учитель ИЗО
МОУ «Нылгинская СОШ
Сегодня и спользование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.
Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:
- наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
- новых целей образования;
- новых форм организации образовательного процесса;
- нового содержания образовательной деятельности.
В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.
ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:
- проведение уроков с использованием ИКТ;
- объяснение нового материала на уроке;
- подборка ПО для учебных целей;
- поурочное планирование;
- мониторинг развития учащихся;
- поиск учебных материалов в интернет;
- взаимодействие с родителями и коллегами.
Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.
Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
- Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):
Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
- Подуровень общей компьютерной грамотности
- Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
- Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):
На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
- Подуровень организационных инноваций
- Подуровень содержательных инноваций
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:
- знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
- умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
- владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
- уметь применять НИТИ-методики;
- уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
- организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
- уметь сформировать цифровое портфолио и др.
Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».
Применение ИКТ | Освоение знаний | Производство знаний |
|
Понимание роли ИКТ в образовании | Знакомство с образовательной политикой | Понимание образовательной политики | Инициация инноваций |
Учебная программа и оценивание | Базовые знания | Применение знаний | Умения жителя общества знаний |
Педагогические практики | Использование ИКТ | Решение комплексных задач | Способность к самообразованию |
Технические и программные средства ИКТ | Базовые инструменты | Сложные инструменты | Распространяющиеся технологии |
Организация и управление образовательным процессом | Традиционные формы учебной работы | Группы сотрудничества | Обучающаяся организация |
Профессиональное развитие | Компьютерная грамотность | Помощь и наставничество | Учитель как мастер учения |
ИКТ-технологии в преподавании
Изобразительного искусства в школе
(из опыта работы)
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
- Развитие материально-технической базы процесса обучения.
Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.
Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
- Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
- Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
- Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно построить образовательный процесс:
- нормативно-правовые документы;
- программно и учебно-методические материалы;
- энциклопедии, учебники, учебные пособия;
- иллюстрации, фото, аудио, видео материалы;
- обучающие курсы, презентации, экскурсии;
- коллекция проектов и творческих работ (учителя и учащихся);
- портфолио (учителя и учащихся) и др.
Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами
При помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)
Социальный сетевой сервис - виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).
Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
- общения, поддержки и развития социальных контактов;
- совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;
- творческой деятельности сетевого характера;
- выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые профессиональные сообщества учителей.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.
Очевидно, что использование персонального сайта учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.
Что такое сайт?
Сайт (от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») - совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:
- Сайт помогает создать учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека.
- Сайт с качественными материалами показывает профессионализм и уровень компетентности учителя.
- Сайт помогает учителю находить заинтересованных коллег из других школ, осуществлять обмен конспектами, интересными методами и приемами преподавания, профессиональными мнениями.
- Сайт предоставляет учителю возможность проводить консультации и давать профессиональные рекомендации родителям по вопросам обучения их детей.
- Сайт выступает средством организации дифференциации и индивидуализации обучения.
- Сайт выступает одним из основных критериев при аттестации учителей.
Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ИКТ – компетентность современного учителя Тронина В.Л. МОУ «Нылгинская СОШ»
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Три основных аспекта ИКТ-компетентности Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования. ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения
ИКТ-компетентность учителя Text Урок с использо ванием ИКТ Text Для взаимодей ствия с родителями ИКТ Объяснение нового материала на уроке Подобрать ПО для учебных целей Поурочное плани рование Для мониторинга развития учащихся Поиск учебных материалов в Интернет Для взаимодей ствия с коллегами
ЗНАНИЕВЫЙ УРОВЕНЬ (подготовленность к деятельности) УРОВНИ ИКТ-компетентности современного учителя ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ (состоявшаяся деятельность) Характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач. ПОДУРОВНИ: Общая компьютерная грамотность Предметная компьютерная грамотность ПОДУРОВНИ: Организационные инновации Содержательные инновации Профессиональное совершенствование современного учителя в сфере ИКТ
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню). Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point , Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.).
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.). Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). http://edu-lider.ru/
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://edu-lider.ru/ http://ru.iite.unesco.org/