Одно из условий становления личности. Какие этапы проходит личность в процессе становления? · Открытость внутреннему опыту переживаний. Сильная и зрелая личность свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к своей внутренней реальности,

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

    усвоение социального опыта;

    производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует :

    способность к опосредованному поведению , предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

    способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов, предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения к более широким контекстам жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности .

Личностные подсистемы регуляции деятельности

Подсистема

Мотив поступка

Комментарии

Удовлетворение потребностей

«я хочу»

Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом

Реагирование на стимул

«он первый начал»

Предрасположенность, стереотип

«я всегда так делаю»

Социальная нормативность

«все так делают»

Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации

Смысл, жизненная необходимость

«мне это важно»

Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива

Свободный выбор

«а почему бы и нет?»

Свойственна не каждому человеку

Индивидуальность человека

Можно выделить два подхода к пониманию индивидуальности: первый фиксирует внешние, поверхностные признаки, второй пытается объяснить ее на основе представления о сущности человека.

1. Индивидуальность – самое узкое понятие из группы: человек, индивид, личность; содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которые отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность – особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.

Индивидуальность проявляется в темпераменте, чертах характера, привычках, преобладающих интересах, в особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Индивидуальность человека можно понять, если рассматривать его в единстве всех характеристик как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида .

2. Индивидуальность – неповторимое, самобытное выражение, творческое проявление сущности человека . Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, «выход в уникальную подлинность самого себя». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни» .

При таком подходе личность – не есть сущность, а только оболочка, которая может как транслировать, так и трансформировать субъектные проявления человека . Личность – проекция сущности на социокультурную сферу .

Основными субъективными составляющими индивидуальности являются система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Именно через них соединяется сущность человека с его личностью .

В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.

Личность - это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

Обозначим условия становления личности. Они неоднозначны в понимании различных мыслителей.

Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же - условия, способствующие становлению личности:

  • - экономические (хозяйственно-производственные);
  • - политические (властно-правовые);
  • - социальные (индивидуально-предметные);
  • - духовные (идейно-нравственные).

Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологически закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни, а коль личность - функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структурированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность "штамповалась" ("идеологическая социализация") в тоталитарной "коммунистической парадигме", без внимания и учёта её индивидуальных особенностей, а, тем более, потребностей.

Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами З. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны.

Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования личности с учётом различных теоретических построений и представим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообразующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХIII-XV лекциях. Здесь же нас будут интересовать сферные особенности формирования личности.

Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появление и развитие восьми сфер общественной жизни - экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной.

Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее развитие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включающими производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профессионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это - общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всестороннее развитие личности.

Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвязи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всестороннее развитие (образование - обучение - воспитание: самообразование - самообучение - самовоспитание). Соответственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в конкретных видах деятельности и в целом в сферах общественной жизни.

Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не может претендовать на однозначность, она находится в диалектическом процессе соотнесения возможного и действительного в общественной жизни, её содержания и формы.

Сферы общественной жизни историчны, основаны на базовых формах общественной деятельности (общественной, здесь - значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложившимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями, и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логично выглядит десятисферная структура общественной жизни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны - Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутренних угроз, исходящих от террористических, националистических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охранной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой исторической перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персонифицироваться как личность - это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельности, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функциональном поле общественного бытия. Но, это - уже удел теории, а трансформация данного профессионального института в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.

В чём же сущностной смысл формирования личности, исходя из означенной специфики сферного подхода и, соответствующих сферам, условий бытия человека?

Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность - это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование - обучение - воспитание: самообразование - самообучение - самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации происходит постепенная трансформация усвоенного опыта в персональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целесообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).

Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам - предполагает возможность творческой, новационной деятельности.

В основе деятельности человека лежат потребности - побудительные силы (мотивация) и способности - деятельностные силы (реализация).

Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы.

Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).

Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована "долгом" и "стандартами" (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как "работа". Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.

Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

1. Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

2. Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

3. Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

4. Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год. Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

5. Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий. Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».

admin

Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.

Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.

Что такое личность

Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.

Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:

ребенок полноценно использует личные местоимения;
он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;
у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;
у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.

Факторы становления личности

Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:

изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности. Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг. Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;

еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются. Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества. Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта. Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;

другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию. Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы. К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.

Становление личности ребенка

Разберемся, к какому возрасту происходит ребенка. Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками.

Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности. Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию.

От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития. Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях. На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать.

Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций. Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично. И вот снова мама и папа считают его избалованным.

А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.

Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития. После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил. Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.

Роль родителей в становлении личности ребенка

Роль родителей в становлении личности ребенка и системы ценностей очень высока. Существуют некоторые правила, которым стоит следовать, чтобы с течением времени малыш не сталкивался с проблемой восприятия собственной личности:

Формирование адекватной оценки себя.

Не стоит сравнивать малыша с остальными, ни в какую сторону. Это очень важно в вопросе сравнения качеств личности. Ребенку важно понять, что он хорош сам по себе, а не в сравнении с кем-то. Если желаете похвалить малыша, то не используйте сравнительную степень.

Поощрение общения.

Важно обеспечить малышу взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Так он сможет быстрее социализироваться, увидеть нормы поведения на своем опыте.

Не стоит игнорировать гендерный аспект в воспитании.

С 2,5 лет до 6 малыш переживает эдипову фазу. В процессе нее у ребенка должна сформироваться адекватная половая самоидентификация, а также первое представление об отношениях полов. На данном этапе вам необходимо быть внимательными к малышу, дарить ему заботу и любовь. Но не обращайте внимания на провокации, покажите на своем примере, как формируются отношения супругов. Неправильное поведение родителей станет причиной того, что у ребенка может сформироваться комплекс Электры или Эдипа и иные нарушения.

Обучение морали и этическим нормам.

Детально объясняйте малышу, какие принципы этики являются базой для общения людей. Поясните понятия честности, позитива и негатива. Неумение крохи соизмерять собственное поведение и общественные нормы приводит к конфликтам и неудачному .

Развитие личности

Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

от момента появления на свет до 1 года;
промежуток от 1 года до 3 лет;
с 4-5 лет и до 6-7 лет;
с 7 лет до 11 лет;
в подростковый период – с 11 до 14 лет;
в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.

18 марта 2014, 16:21

Формирование личности

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (- ; ). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (- : ; ). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "формирование личности" в других словарях:

    Формирование личности - процесс становления человека как социальногосущества под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к. л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как… … Педагогический словарь

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к задачам образования имеется в виду достижение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно… … Профессиональное образование. Словарь

    Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… … Энциклопедия современной юридической психологии

    формирование личности, психики - термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врожденных причин... Можно выделить три основных вида… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Формирование характера и пути его воспитания - X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально своеобразное поведение ребенка, первые и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Формирование впечатления (impression formation) - Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во первых, при Ф. в. наблюдатель должен… … Психологическая энциклопедия

    Формирование - сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation) - Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго… … Психологическая энциклопедия