Становление и развитие русского национального языка. Русский язык - национальный язык русского народа Что такое язык русского народа

Русский язык – это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, который используется как средство межнационального общения в России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык – один из языков европейского и мирового значения. Вместе с английским, французским, испанским, китайским и арабским языками он признан официальным и рабочим языком Организации Объединенных Наций. Более 250 миллионов человек изучают современный русский литературный язык почти в 100 государствах мира.

Национальный русский язык – средство письменного и устного общения русской нации. Наряду с целостностью территории, экономической жизни и психического склада язык является ведущим показателем исторической общности людей, которую принято называть термином «нация». Национальный язык – категория историческая, он формируется в период становления нации, её развития из народности.

Русский национальный язык по родственным связям, возникшим и сформировавшимся в процессе исторического развития, принадлежит к славянской группе индоевропейской семьи языков. По происхождению он связан с общеславянским (праславянским), который выделился с 3-го тыс. до н.э. из индоевропейского языка-основы и до 2-й половины 1-го тысячелетия н.э. (до V-VI веков н.э.) служил средством общения всех славянских племен. В период существования единого общеславянского языка сложились основные признаки, присущие всем славянским языкам. Длительное существование общеславянского (праславянского) языка (свыше трех тысяч лет) как единого диалекта всех славянских племен объясняет высокую степень близости между современными славянскими языками.

Примерно в VI-VII н.э. общеславянское единство распалось, и на основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский), западнославянский (польский, словацкий, чешский, серболужицкий и др.) и южнославянский (болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский, русинский и мертвый старославянский) языки. На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, которые в IX веке образовали древнерусскую народность в пределах Киевского государства. По мере усиления феодальной раздробленности, свержения татаро-монгольского ига, а также в результате распада Киевского государства в XIV-ХV веках формируется великорусская, малорусская и белорусская народности, а на основе когда-то единого древнерусского языка возникают три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки.



украинский русский белорусский

Русский национальный язык начинает складываться в XVII столетии в связи с развитием капиталистических отношений и перерастанием русской народности в нацию. Фонетическая система, грамматический строй и основной словарный состав русского национального языка унаследован от языка великорусской народности, сформировавшегося в результате взаимодействия северно-великорусского и южно-великорусского говоров. Центром этого взаимодействия стала Москва, находящаяся на стыке юга и севера европейской части России. Именно московское деловое просторечие оказало существенное влияние на развитие общенародного языка. В этот период прекращается развитие новых диалектных особенностей говоров, ослабляется влияние церковнославянского языка, развивается литературный язык демократического типа, опирающийся на традиции языка деловой Москвы.

В XVIII веке усилиями прогрессивно настроенных кругов общества начинается создание единого национального русского языка (до XVIII века в художественной литературе, официально-деловых документах использовался так называемый славяно-русский язык, вобравший в себя культуру старославянского языка). Происходит демократизация языка, т.е. в его лексику, в грамматический строй входят элементы живой устной речи, живой разговорной речи купечества, служилых людей, духовенства и грамотных крестьян, происходит постепенное освобождение языка от церковнославянского языка, формирование научного языка, русской научной терминологии. Во всех этих процессах самое деятельное участие принимал великий русский ученый М.В.Ломоносов, сделавший неизмеримо много для упорядочения русского языка: он создает первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые представляет научную систему русского языка, создает свод грамматических правил, демонстрирует богатейшие возможности языка, добивается разрешения у Екатерины II читать лекции в университете на русском языке, создает русскую научную и техническую терминологию (ему принадлежит авторство слов атмосфера, градус, материя, электричество, термометр, обстоятельство, возгорание и др.). Ломоносов указывал на две особенности русского языка, которые делали его одним из важнейших мировых языков – «обширность мест, где он господствует» и «собственное свое пространство и довольствие». В Петровскую эпоху за счет появления многих новых предметов и явлений в жизни общества обновляется и обогащается лексика русского языка. Приток иностранных слов из польского, французского, голландского, итальянского, немецкого языков в русский язык был столь огромен, что Петр I был вынужден издать указ, нормирующий употребление заимствований и предписывающий «писать все российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов», поскольку от их злоупотребления «самого дела выразуметь невозможно». К концу XVIII - началу ХIХ века предпочтительное использование исконно русских элементов в устной и письменной речи становится признаком патриотизма, уважительного отношения к своей нации, своей культуре.

На протяжении ХIХ столетия шли споры о том, что считать основой русского национального языка, как относиться к простонародному языку и просторечию. Известный русский писатель, основоположник русского сентиментализма, автор «Бедной Лизы» и «Истории государства российского» Н.М.Карамзин и его сторонники считали, что русский язык слишком тяжел для выражения мыслей и нуждается в обработке. Преобразование языка, по их мнению, должно ориентироваться на европейские языки, особенно французский, идти по пути освобождения языка от влияния церковнославянской речи, создания новых слов, исключения из употребления архаических и профессиональных славянизмов, специальных терминов различных ремесел и наук, грубых просторечий. Карамзин создал и ввел в активное употребление слова влюбленность, человечность, общественность, будущность, промышленность, общеполезный и другие, которые мы употребляем до сих пор. Оппонентом Н.М. Карамзина стали славянофилы во главе с А.С.Шишковым, писателем, общественным деятелем, министром просвещения, которые считали старославянский язык первобытным языком всего человечества и основой русского национального языка. Спор о языке между славянофилами и западниками был разрешен в творчестве великих русских писателей ХIХ столетия А.С. Грибоедова и И.А. Крылова, показавших, какими неисчерпаемыми возможностями обладает живая народная речь, насколько богат, оригинален и самобытен язык фольклора.

Создателем современного русского литературного языка по праву называют А.С.Пушкина. Именно он ввел в свою поэзию народную речь, считая, что любое слово допустимо в поэзии, если оно точно и образно выражает понятие, передает смысл. Поэт считал, что «истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Никто до Пушкина не писал реалистическим языком и не вводил обычную бытовую лексику в поэтический текст. Именно Пушкин использовал простонародный язык как сокровищницу языка.

В первые десятилетия ХIХ века формирование русского национального языка было завершено, но продолжался процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм, которые теоретически обосновываются в работах русских лингвистов Востокова, Буслаева, Потебни, Фортунатова, Шахматова, описываются и утверждаются в русских грамматиках Греча, Грота, Востокова и др.

В XIX веке происходит небывалый расцвет русской словесности и русского языка. Творчество Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чехова и других писателей и поэтов, достижения русских ученых Менделеева, Докучаева, Пирогова, Ключевского и других способствовали дальнейшему становлению и обогащению русского национального языка. Пополняется его словарный запас (мировоззрение, гуманность, бесправие, крепостник и др.), обогащается фразеология, расширяется запас интернациональной терминологии (интеллектуальный, прогресс, интернационал, коммунизм, культура, цивилизация и др.), оформляются научный и публицистические функциональные стили. Богатство и разнообразие русского языка находит свое отражение в появившихся в XIX веке исторических, этимологических, синонимических словарях, в словаре иностранных слов.

В 1863-1866 гг. выходит четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, включивший свыше 200 тысяч слов. По праву назвал профессор П.П.Червинский этот словарь «вечной книгой», поскольку его содержание не подвластно времени.

Интересные изменения происходят в русском языке в XX веке, который хронологически можно разделить на 2 периода: 1 – с октября 1917г. по апрель 1985г.; 2 – с апреля 1985г. по 2000г. Первый период связан с Октябрьской революцией, внесшей коренные преобразования во все уровни жизни русского общества и отразившейся интереснейшими процессами в языке: уходом в пассивный запас многих слов, обозначающих ушедшие в небытие понятия, связанные с прежним политическим и экономическим образом жизни и православием (царь, губерния, волость, городовой, купец, дворянин, богомолье, архиерей, Богоматерь, благовещенье, двунадесятые праздники, сочельник, святки и т.д.). В этот период появилось много новых слов, обозначающих реалии новой жизни (райком, комсомолец, агитбригада, ЦК, ГОРОНО, МТС, ударник, стахановец и т.д.). В годы советской власти главным принципом названия стало переименование (Петербург – Петроград - Ленинград, Екатеринодар – Краснодар, Самара – Куйбышев, улица Соборная – им. Ленина, улица Базовская им. Жданова, ул. Бурсаковская (по имени Ф.Я Бурсака, атамана Черноморского казачьего войска) - Красноармейская и т.д.). Подобное переименование отражало стремление партийной и правительственной верхушки через язык, слово воздействовать на общественное сознание, пытаясь перемену названия связать с иллюзией постоянного качественного изменения в самом обществе. Кроме того, появляются новые имена, связанные с желанием отразить в языке новую идеологию: Нинель, Октябрина, Владилена, Рэм, Ким, Даздраперма и т.п. Идеологизация в языке проявилась и в так называемой «интерференции противопоставленного», под которой понималось восприятие действительности через постоянный контраст, противопоставленность восприятия явлений действительности у нас, в социалистическом мире, и у них, в капиталистическом, например: у нас – демократия, братство, мир, дружба, равенство, братство, светлое будущее, у них – коррупция, мафия, рэкет, геноцид, наркомания, эксплуатация, загнивающий капитализм и т.п.

Второй период ХХ века связан с перестройкой, внесшей также свои коррективы в развитие современного русского языка. Изменение политического и экономического образа жизни, падение «железного занавеса» сказалось, прежде всего, на словарном составе языка. В активное употребление вошла лексика, отражающая все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, медицину, религию, быт и т.д., например: инаугурация, постсоветский, импичмент, клиринг, бартер, менеджер, имидж, клипмейкер, хоспис, иммунодефицит, иеговист, кармический, чизбургер, йогурт, кейс и т.д. В активный словарный запас вернулись многие слова, которые за годы советской власти либо не употреблялись, либо были в пассивном словарном запасе: мэрия, аренда, гувернантка, полиция, владыка, всенощная, причастие и многие другие.

Современный русский язык ХХI столетия характеризуется следующими тенденциями:

1. В современном российском обществе изменился тип общения: на смену монологическому общению (один говорит, а все слушают и выполняют) пришло диалогическое. Смена коммуникативного типа общения является следствием общественно-политической ориентации общества.

2. Вследствие этого значительно расширилась роль устной речи и её диалогизация, т.е. увеличение диалога разного вида общении, расширение функций диалогической речи в структуре общения, развитие новых видов и форм диалога, формирование новых правил диалогического общения.

3. Плюрализация общения: формирование традиций сосуществования разных точек зрения при обсуждении различных, особенно острых проблем; развитие демократического, толерантного (то есть терпимого) отношения к противоположным взглядам, оппонентам, точкам зрения.

4. Персонификация общения, то есть развитие индивидуальной неповторимости общающихся, формирование непохожести выражения и оформления идей и мыслей разными людьми, увеличение числа неповторимых личностных «коммуникативных имиджей».

5. Преобладающие изменения в лексике и фразеологии: рост лексики таких тематических сфер, как «рыночная экономика», «политика», «шоу-бизнес», «бытовая техника» и др.

6. Увеличение заимствованной лексики во всех сферах общения.

7. Перестройка в системе форм существования русского языка: интенсивное развитие устной формы языка и расширение её функций; дифференциация письменной формы по коммуникативным сферам, формирование специфики письменного текста в различных профессиональных областях, особенно в сфере деловой коммерческой корреспонденции.

8. Активизация второстепенных форм существования языка – жаргонов (молодежного, компьютерного, уголовного, музыкального, спортивного и др.).

9. Образование в стилистической системе языка новой функциональной подсистемы – общенационального сленга, занимающего промежуточное место между разговорной и сниженной лексикой, под которым понимается общенациональный жаргон, то есть совокупность общеизвестных и употребляемых независимо от возраста, профессии и социального положения лексических и фразеологических единиц, носящих сниженный стилистический характер и обладающих экспрессивностью (например, баксы, завал, задолбать, тусовка, отстегивать, разборки, пофигизм, расклад, на халяву, дохлый номер и т.д.).

В целом, анализируя современные процессы и тенденции в русском языке, их можно рассматривать как развитие и эволюцию языка, происходящие внутри языка по его собственным законам и отражающие приспособление языка к изменяющимся под влиянием внешних факторов условиям его функционирования.

Контрольные вопросы

1. Христианизация Руси и её роль в развитии языка.

2. Вечные истины: крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения.

3. Теория «трех штилей» М.В.Ломоносова и её роль в развитии национального русского языка.

4. Реформаторский характер творчества А.С.Пушкина в процессе создания современного русского литературного языка.

5. Особенности развития русского языка советского периода (1917 год – апрель 12985 года).

6. Особенности развития русского языка конца ХХ века (апрель 1985 года – конец ХХ века).

7. Как вы понимаете термин «язык» и какие существуют точки зрения в вопросе о происхождении языка?

8. Проанализируйте единицы и уровни языка.

9. В чем проявляется системность языка? Обоснуйте свой ответ.

10. Какие функции выполняет язык в обществе?

11. Докажите, что язык исторически изменчив и социально обусловлен.

12. Расскажите о происхождении русского языка и этапах его развития.

13. Какова роль М.В.Ломоносова в истории развития русского языка?

14. Почему А.С.Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?

15. Какова роль Библии и старославянизмов в формировании современного русского языка?

16. Назовите особенности русского языка советского периода.

17. Какие особенности характерны для русского языка конца ХХ века?

18. Назовите тенденции современного русского языка начала ХХI века.


Под национальным русским языком подразумевается языковая система фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка.
Русский национальный язык неоднороден. В него включаются отдельные разновидности, каждая из которых имеет свою сферу применения. В составе национального русского языка можно выделить ядро, центр - литературный язык, и периферию, которую образуют территориальные и социальные диалекты (жаргоны, профессионализмы, сленг, арго), различные подъязыки, область просторечия. Доля этих составляющих может меняться, например, для современного состояния русского языка характерно снижение доли диалектизмов, но расширение словаря и сферы использования жаргонной лексики. Все эти формы существования отличаются друг от друга, но объединены - в своей основе - общей грамматической системой и общим словарным запасом.
Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел длительный эволюционный путь и продолжает свое развитие.
Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку параллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и национального языка связано с образованием государства, упрочением его границ, экономических и политических связей между отдельными территориями. Славянские племена в Киевской Руси XV - XVI вв., хотя и представляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период преодоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и возникновения единого рынка.
У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в разное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на основе московского диалекта, который уже к XV - XVI вв. утратил свою территориальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор сохранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании русского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. Заметно влияние на русский язык и многих других языков, например, французского и английского.
К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое...». И действительно, язык подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраняются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории русского народа пословицы и поговорки.

Русский язык прошел длительный путь исторического развития .

Выделяют три периода развития русского языка:

Ранний период (VI-VII - XIV века).

Средний период (XIV-XV - XVII века).

Поздний период (XVII-XVIII - конец XX - начало XXI века).

I период (ранний) начинается после выделения восточных славян из общеславянского единства и формирования языка восточных славян (древнерусского языка) - предшественника русского, украинского и белорусского языков. Этот период характеризуется наличием в языке старославянизмов, церковно-славянской лексики, тюркских заимствований.

II период (средний) начинается с распада языка восточных славян и выделения собственно русского языка (языка великорусской народности). Ко второй половине XVII века складывается русская нация и оформляется русский национальный язык, опирающийся на традиции говора Москвы.

III период - это период развития русского национального языка, оформления и совершенствования русского литературного языка .

В XVIII веке происходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков; общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка сыграл М.В. Ломоносов , написавший «Российскую грамматику» и разработавший теорию о трех стилях (высоком, среднем, низком).

В XIX веке на всем протяжении столетия ведутся споры о том, что считать основой грамматики русского литературного языка, какую роль должен играть церковно-славянский язык в развитии его стилей, как относиться к простонародному языку и просторечию? В этом споре принимают участие прежде всего Н.М. Карамзин и его сторонники-западники и славянофилы во главе с А.С. Шишковым.

Решающее влияние на выработку норм русского литературного языка оказало творчество А.С. Пушкина , который в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности : любое слово допустимо в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.

В целом, в процессе синтеза различных элементов (народно-разговорных, церковно-славянских, иноязычных заимствований, элементов делового языка) вырабатываются нормы русского литературного языка. Считается, что в общих чертах система русского национального языка сложилась приблизительно в первой половине XIX века.

В XX веке выделяются два периода в истории русского языка:

1 период(октябрь 1917 года - апрель 1985 года) характеризуется наличием следующих процессов в языке :

1) уходом в пассивный запас огромного пласта светской и церковной лексики (господин, царь, монарх, губернатор, гимназия; Спас, Богородица, архиерей, евхаристия и др.);


2)появлением новых слов, отражающих изменения в политике и экономике. Большинство из них представляли собой казенные сокращения слов и словосочетаний: НКВД , РСДРП , колхоз, райком, продналог, ликбез идр.;

3) интерференцией противопоставленного.

Суть этого явления в том, что формируются два слова, позитивно и негативно характеризующие одни и те же явления действительности, которые существуют в разных политических системах. После октябрьских событий 1917 года в русском языке постепенно складывались две лексические системы: одна для наименования явлений капитализма, другая - социализма. Так, если речь шла о вражеских странах, тогда их разведчики назывались шпионами , воины - оккупантами , партизаны - террористами и т.д.;

4) переименованием денотата. Денотат - объект внеязыковой действительности, к которому относится языковой знак в составе высказывания. Так, переименовываются не только названия городов и улиц (Царицын - в Сталинград , Нижний Новгород - в Горький ; Большая дворянская - в Проспект Революции ), но и социальные понятия (конкуренция - в соцсоревнование , уборка хлеба - в битву за урожай , крестьяне - в колхозников и т.д.). Власти в результате переименований, во-первых, удавалось разорвать связь с дореволюционным прошлым, а во-вторых, создать иллюзию всеобщего обновления. Таким образом, через слово партийная и правительственная олигархия воздействовала на общественное сознание.

Во время 2 периода (апрель 1985 года - настоящее время) произошли серьезные политические, экономические, идеологиче-ские изменения, повлекшие за собой существенные изменения в русском литературном языке:

1) значительное расширение словарного состава за счет:

а) иностранной лексики (бартер, бизнес, легитимный) ;

б) образования в самом русском языке массы новых слов (постсоветский, разгосударствление, десоветизация) ;

2) возвращениев активный словарный запас слов, ушедших из языка в советский период (Дума, губернатор, корпорация; причастие, литургия, всенощная) ;

3) уход в пассивный запас слов-советизмов (колхоз, комсомолец, райком) ;

4) изменение значений многих слов, происходящее по идеологическим и политическим причинам. Например, в словаре советского периода о слове Бог написано следующее: «Бог - по религиозно-мистическим представлениям: мифическое верховное существо, якобы управляющее миром» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953).В определение включены показатели недостоверности (частица якобы и прилагательное мифическое ). Цель такого трактования - навязать пользователю словаря атеистическое мировосприятие, соответствующее тоталитарной идеологии.

В современном словаре - «Бог — в религии: верховное всемогущее существо…» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 2006);

5) вульгаризация - употребление в речи, казалось бы, образованных людей жаргонных, просторечных и других внелитературных элементов (баксы, откат, разборка, беспредел );

6) «иностранизация» русского языка - то есть неоправданное использование заимствований в речи (рецепшн - приемная, приемный пункт; ганг - преступное объединение, банда; шоу - зрелище и др.).

Урок 1. Русский язык- национальный язык русского народа

Дата:

Формируемые УУД:

1. Регулятивные:

2. Коммуникативные:

3. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку, у мение устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Каждый этап урока направлен на достижение определенного результата.

Данная методическая разработка урока несёт практическую направленность: практические задания нацелены на отработку материала, а диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, на совершенствование видов речевой деятельности. Полученные знания понадобятся учащимся в учебной и практической деятельности. Урок направлен на воспитание уважения и любви к культуре русского народа, историческому прошлому, бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности, чувства патриотизма,

Цели урока: 1) закреплять представление о русском языке как о национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения и одном из мировых языков; 2) формировать представление о русском языке как национальной ценности; 3) расширить и углубить представления учащихся о значении русского национального языка; 4) повторить основной признак литературного языка - наличие системы общепризнанных норм; 5) обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.

Задачи:

Образовательная: систематизация сведений о русском языке - национальном языке русского народа, формирование навыков применения изученных орфограмм.

Развивающая: развивать речь учащихся, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость.

Воспитательная: воспитание уважения и любви к культуре русского народа, историческому прошлому, к русскому языку, чувства патриотизма; воспитание культуры речи учащихся.

Тип урока: Комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся : коллективная, групповая, индивидуальная.

Технология реализации: Технология деятельностного метода обучения. Технология формирования учебных задач. Проблемно – диагностическая технология.

Ресурсы: Учебник Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2013 (ФГОС).

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.

Оборудование: эпиграф к уроку, учебник, учебные тексты, интерактивная доска, презентация к уроку.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию; планирование путей достижения целей, адекватная самооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, рефлексия способности организовывать собственную деятельность; прогнозирование.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; у мение устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные УУД:

1. Делать выводы, обобщения;

2. Осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

5. Умение давать определение понятию.

Эпиграф к уроку:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь.

Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

К. Паустовский

Ход урока

І. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа :

    Как вы понимаете выражение «Русский язык – национальный язык русского народа»?

    Дайте определение национального языка.

    Что, по-вашему, влияет на развитие языка?

    Какие средства его изменяются особенно интенсивно?

    Почему русский язык стал одним из мировых языков?

    Какова его роль как мирового языка?

    Докажите, что русский язык - один из богатейших и развитых

    языков мира.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, компьютер, корабли, самолёты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество,- это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача - помогать людям

понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как:

неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей»,- сказал Максим Горький.

Берегите и любите слово, ведь с него начинается русский язык.

2.Подготовленный ученик читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

    Беседа по стихотворению А.А. Ахматовой «Мужество».

Какой призыв слышится в данном стихотворении?

Как вы считаете, актуально ли стихотворение «Мужество» в наши дни?
- С какой проблемой мы сталкиваемся сегодня, изучая русский язык?

    Формулировка темы урока: Русский язык как национальное достояние русского народа.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (учащиеся читают слова К.Г.Паустовского). Как вы думаете, созвучны ли слова К.Г.Паустовского с темой урока? Так о чем же мы будем говорить сегодня? Какую проблему решать?

IV. Работа над темой урока. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся.

1. Слово учителя. Русский язык в современном мире выполняет две функции: 1) национального языка русского народа; 2) одного из международных языков.

Русский язык - это язык науки, техники и культуры. Н а русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей - А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова и др. Труды многих известных учёных: лингвистов Ф. Буслаева, Л. Щербы, В. Виноградова, математиков П. Ч ебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской, физиков А. Столетова, П. Лебедева, Н. Жуковского, химиков Д. Менделеева, А. Бутлерова, биологов К. Тимирязева, И. Сеченова, И. Мечникова, И. Павлова, медиков Н. Пирогова, С. Боткина, географа Н. Пржевальского и других деятелей русской науки - написаны на русском языке. Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительным средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Литературный язык - это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык. Русский литературный язык - язык нормированный . Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам. Литературный язык имеет устную и письменную форму.

2. Практическая работа.

Прочитайте отрывок. В чём заключается богатство русского языка?

Запишите свой ответ.

Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом - гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке, говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тона и оттенки, все переходы до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

3. Диктант «Проверяю себя» с дополнительным заданием

Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она - наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Все доступно нашему языку... И потому он властен все выразить, изобразить, передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем и клекот, и гром, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем - вся поющая русская душа; и эхо мира, и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той красоты, на которую зовет его - его язык...

Как вы понимаете высказывание выдающегося русского философа Александра Ивановича Ильина? (1882-1954)

Какова основная мысль текста? Сформулируйте и запишите ее. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Из первого и второго абзацев выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

    Из последнего предложения выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

4. Физминутка.

5. Творческая работа. Юные литературоведы.

Сравните три текста на одну и ту же тему - о дожде. (Тексты проецируются на доске.)

1. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша.

(И.Бунин)

2. И дождь шуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу;

В чашечках листьев на каждой тропинке

По огонечку, по серебринке.

(А.Яшин)

3. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает. (К. Паустовский)

Найдите в толковом словаре значение слова спорый.

В каких отрывках описывается спорый, звонкий, дробный дождь? (В первом и третьем). Шуршащий? (Во втором).

За счет чего создается это впечатление? Найдите средства выразительности речи во всех трех текстах.

6. «Мозговой штурм». Сравнительный анализ текстов. Творческое применение изученного ранее материала о языке. (Тексты у каждой группы).

Работа в группах (3 группы)

Задание

Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве,красоте, выразительности и развитости русского языка. Один человек от группы записывает выводы на доске (в сильном классе), в слабом - при помощи учителя. Устно составить доказательство того, что русский язык - один из богатейших и развитых языков мира.

- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Н. В. Гоголь.)

- ...Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.

(А. П. Чехов.)

Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый

язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности. (Н. М. Карамзин ).

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая,

величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Г. Р. Державин )

- …Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны

и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться

ежеминутно… ( Н. В. Гоголь )

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего (А. Н. Толстой ).

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! (М. Горький )

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Паустовский ).

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах - певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А. Куприн)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И. Тургенев)

Итог работы над цитатами - откорректированная запись на доске

и в тетрадях:

Распространенность русского языка.

Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов,

архаизмов.

Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.

Постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов.

Отражение мудрости веков.

Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций

человека.

7. Слушание 2–3 рассуждений.

8. Устное высказывание.

Внимательно прочитайте текст, объясните значение выделенных слов и выражений. Составьте и запишите предложения с этими словами. Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите не менее двух аргументов.

(По В. Нерознаку)

    Определите тип речи. Докажите, что это рассуждение. Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, который доказывается, делается вывод.)

    Какой тезис выдвигается в данном тексте? Какими фактами он доказывается? (Звучность, мелодичность языка; его лексическое богатство; множество способов образования новых слов.)

    Сочинение-миниатюра. Письменно объясните смысл одного из высказываний. При написании сочинений и сочинений-миниатюр пользуйтесь советами, изложенными в памятках № 3,4,5 (см. часть 2 учебника).

1) Пока жив язык - жива и нация. (В. Распутин)

    Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит. (Л.Щерба).

10. Слушание 2 - 3-х сочинений.

11. Работа в парах. Создание социальной рекламы.

    Вспомните, что вы знаете о социальной рекламе и ее назначении в нашей жизни.

    Выскажите свое мнение о том, отражает ли идея данной рекламы (см. рисунок на стр. 7 «Мы его теряем», упр. 3) основное содержание урока?

    Попробуйте предложить свой вариант рекламы, призывающий бережно относиться к родному языку. Что по-вашему можно изобразить на таком плакате? Какие слова написать?

12. Защита творческих проектов.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон».

Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зависит от каждого из нас.

Какие аргументы вам труднее подобрать?

2. Слово учителя. Речь человека - великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить… Вы убедитесь, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.

Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Главное в нашей речи - это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать - без него невозможна была бы мысль. Речь человека - прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видите,

речь - это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой.

А если она так важна, значит, каждый человек должен сделать всё, чтобы овладеть ею в совершенстве. Изучайте же и оберегайте русский язык - великолепную человеческую речь.

Несколько полезных советов для тех, кто хочет лучше владеть родным языком

1. Помните, что секрет успеха в работе по русскому языку прост: любите и изучайте родной язык. Любить язык- значит пытаться разгадать его многочисленные тайны, чувствовать удивительную красоту русской речи, стремиться овладеть несметными сокровищами русского языка, беречь его и гордиться им. Изучать родной язык - значит постигать его законы, секреты, учиться максимально использовать полученные знания о языковых явлениях в своей собственной речевой практике.

2. Имейте в виду, что хорошее знание языка выражается не в том, сколько определений и правил вы выучите наизусть. Знать язык- значит умело владеть им в разных речевых ситуациях.

    Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

    Как вы понимаете эти слова?

    А вот как выразил эту мысль русский народ в пословицах и поговорках о языке (пословицы проецируются на доску, 2-3 пословицы записываются в тетради):

На великое дело - великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Сабля порубит одного, Слово – армию.

От хорошего слова миру светло.

Резвого скакуна догонишь, а оброненное слово – никогда.

Ласковое слово и кость ломит.

Интерес к русскому языку в мире стабильно растет. И связано это в основном с ростом культурных и экономических связей с Россией. Русский язык в Западной Европе сегодня учат экономисты и юристы, таксисты и полицейские, работники туристического бизнеса и продавцы. Объявление типа «Фирме требуются работники со знанием английского и русского языков» можно увидеть и в Армении, и в странах Балтии, и во Франции.

Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…

VI. Домашнее задание

Теоретический материал учебника для всех (стр. 3-4 учебника)

Высокий уровень

Написать сочинение-рассуждение по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: “Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе”.

Достаточный уровень

Подберите свои пословицы о языке. Ответьте на вопрос: какой смысл,

поучение заложены в этих пословицах.

Средний уровень

Объясните смысл пословицы: «Говорить не думая, что стрелять не целясь».

Национальный язык - средство письменного и устного общения нации. Наряду с целостностью территории, экономической жизни и психического склада язык является ведущим показателем исторической общности людей, которую принято называть термином «нация». Национальный язык - категория историческая, он формируется в период становления нации, ее развития из народности.

Русский национальный язык по родственным связям, возникшим и сформировавшимся в процессе исторического развития, принадлежит к славянской группе индоевропейской семьи языков . В этой группе выделяются три подгруппы:

- восточнославянская (русский, белорусский и украинский),

- западнославянская (чешский, словацкий, польский, кашубский, серболужицкий и мёртвый полабский языки),

- южнославянская (болгарский, сербский, хорватский, македонский, словенский, русинский и мёртвый старославянский языки).

По распространённости славянские языки занимают пятое место в мире (после китайского, индийских, германских и романских языков). Сегодня на них говорят 280 миллионов человек. Русский литературный язык по числу говорящих на нём доминирует среди других славянских языков. Вместе с английским, французским, испанским, китайским и арабским языками он признан официальным и рабочим языком Организации Объединённых Наций. Более 250 миллионов человек изучают современный русский литературный язык почти в 100 государствах мира.

Славянские языки происходят из единого праславянского языка, выделившегося из индоевропейского языка-основы задолго до нашей эры. В период существования единого праславянского языка сложились основные признаки, присущие всем славянским языкам. Примерно в VI-VII вв. н. э. праславянское единство распалось, и восточные славяне стали пользоваться относительно единым восточнославянским (древнерусским или языком Киевской Руси) языком. По мере усиления феодальной раздробленности и свержения татаро-монгольского ига формируется великорусская, малорусская и белорусская народности, и к XIV-XV столетиям оформляется язык великорусской народности с ростово-суздальскими и владимирскими диалектами в основе.

Русский национальный язык начинает складываться в XVII столетии в связи с развитием капиталистических отношений и перерастанием русской народности в нацию. Фонетическая система, грамматический строй и основной словарный состав русского национального языка унаследован от языка великорусской народности, сформировавшегося в результате взаимодействия северновеликорусского и южновеликорусского говоров. Москва, находящаяся на стыке юга и севера европейской части России, стала центром этого взаимодействия. Именно московское деловое просторечие оказало существенное влияние на развитие общенародного языка. В период его образования, во-первых, прекращается развитие новых диалектных особенностей в говорах, хотя старые диалектные черты оказываются очень устойчивыми. Во-вторых, ослабляется влияние церковнославянского языка. В-третьих, развивается литературный язык демократического типа, опирающийся на традиции языка деловой Москвы.

Важным этапом в развитии русского национального языка стало XVIII столетие . Славяно-русский язык - русский язык с большой долей старославянских и церковнославянских элементов - использовался тогда в художественной литературе, официально-деловых документах, научных трактатах. Требовалась демократизация языка, внесение в его строй элементов живой разговорной речи купечества, служилых людей, духовенства и грамотных крестьян. В обществе возникает понимание роли русского языка как отличительной черты народа, стремление поддержать его авторитет, доказать состоятельность в качестве средства общения, образования, науки и искусства. Значительную роль в этом сыграл М. В. Ломоносов . Он создает «Российскую грамматику», имеющую теоретическое (упорядочение литературного языка) и практическое (разработка правил употребления его элементов) значение. «Все науки, - разъясняет он, - в грамматике нужды имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Ломоносов указывал на две особенности русского языка, которые делали его одним из важнейших мировых языков, - «обширность мест, где он господствует» и «собственное свое пространство и довольствие». Вторит ему и В.К. Тредиаковский , называя свою статью о красноречии «Словом о богатом, различном, искусном и несходственном витийстве». В петровскую эпоху за счет появления в России множества новых предметов и явлений обновляется и обогащается лексика русского языка. Этот поток был столь огромен, что понадобился даже указ Петра I, нормирующий употребление заимствований. К концу XVIII - началу XIX в. предпочтительное использование исконно русских элементов в устной и письменной речи становится признаком уважения к русской нации, и любимые герои Л.Н. Толстого, живущие в это время («Война и мир»), по преимуществу говорят на своем родном языке. Карамзинский период в развитии русского национального языка характеризуется борьбой за утверждение в нем единой языковой нормы. При этом сам Н.М. Карамзин и его сторонники считали, что необходимо ориентироваться на европейские языки (французский), освободить русский язык от влияния церковнославянской речи, создать новые слова, расширить семантику уже употребляющихся слов, чтобы обозначать появляющиеся в жизни общества (в основном светского) новые предметы, явления, процессы. Оппонентом Н.М. Карамзина стал славянофил А.С. Шишков, считавший, что старославянский язык должен стать основой русского национального языка.

Спор о языке между славянофилами и западниками был блестяще разрешен в творчестве великих русских писателей начала XIX столетия. А.С. Грибоедов и И.А. Крылов показали неисчерпаемые возможности живой разговорной речи, самобытность и богатство русского фольклора.

Создателем же национального русского языка стал А.С. Пушкин. В поэзии и прозе главное, по его мнению, «чувство соразмерности и сообразности» - любой элемент будет уместен, если точно передает мысль или чувство. К первым десятилетиям XIX в. формирование русского национального языка было завершено. Однако продолжается процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических и орфоэпических норм, издаются многочисленные словари, самым крупным из которых стал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

После Октябрьской революции в русском языке происходят важные перемены. Во-первых, «вымирает» огромный пласт весьма актуальной до революции светской и религиозной лексики. Новая власть разрушает предметы, явления, процессы, и вместе с этим исчезают слова, их обозначающие: монарх, жандарм, околоточный, приват-доцент, лакей, престолонаследник, семинария, дьячок, евхаристия и проч. Миллионы верующих россиян без опасения не могут употреблять христианскую терминологию (Вознесение, Богоматерь, Спас, Успение и т.д.), и эти слова живут в народной среде тайно, подспудно, ожидая часа своего возрождения.

С другой стороны, появляется огромное количество новых слов (часто это сложносокращенные образования), отражающих изменения в политике и экономике: продналог, культпросвет, ликбез, Советы, колчаковец, чекист, партвзносы, колхоз, Совнарком, командарм, продразверстка и т.д.

Как одну из самых ярких отличительных особенностей русского языка советского периода исследователи отмечают интерференцию противопоставленного, переименование денотата (лат. denotаrе - отмечать, обозначать) - предмета или явления. Суть интерференции противопоставленного заключается в том, что формируются две противопоставленные лексические системы, позитивно и негативно характеризующие одни и те же явления, существующие по разные стороны баррикад, в мире капитализма и в мире социализма: разведчики и шпионы, воины-освободители и оккупанты, партизаны и террористы.

Среди особенностей языка постсоветского периода наиболее важными являются: пополнение словарного состава новыми элементами (заимствованная лексика); возвращение в употребление слов, казалось бы, навсегда утративших такую возможность (религиозная лексика); появление новых значений у хорошо нам известных слов; исчезновение вместе с предметами и явлениями слов, характеризующих советскую действительность; разрушение системы, сформировавшейся в результате интерференции противопоставленного.