Декорирование абажуров. Красивые торшеры своими руками

Бывает, что исправно работающая лампа или любимый, доставшийся еще от бабушки ночник, работает исправно, но существенно потрепался… Выбросить жаль, но и смотреть без слез невозможно – ткань потерлась, выцвела, местами даже порвалась, а краска и лак посыпались… Поверьте, есть минимум 20 способов поправить ситуацию: либо починить старый абажур, либо обыграть его по новому, или, на худой конец, выбросить, создав вместо него нечто мегакреативное!

Пару слов из истории: в переводе с французского, abat-jour переводится как «приглушитель света». Впервые подобные приглушители появились около двухсот лет назад, но их предки – заслонки для факелов и свечей, были придуманы еще в древности. До того памятного дня, когда талантливый дизайнер Луис Тиффани попробовал создать из кусочков битого разноцветного стекла свой первый абажур, они делались исключительно из ткани. Приблизительно в одночасье с Тиффани, другим не менее талантливым дизайнером Антонином Дома был придуман хрустальный абажур.

Сегодня хрусталем, тканью и стеклом дело не обходится – абажуры делают практически из любого известного нынче материала. Вы тоже можете использовать практически все, что попадется вам под руку – главное, это правильная комбинация и чувство меры! Итак, 20 идей для вдохновения…

1.Абажур из ткани

Ткань вы можете подобрать абсолютно любую – от органзы до джинса. Можно просто перетянуть одной тканью каркас наново, а можно создать целый коллаж из разных по фактуре и цвету лоскутков. Также можно сделать из ткани искусственные цветы и готовыми бутонами обшить старый абажур. Можно красиво использовать детскую одежду, как это сделали авторы вот такого оригинального ночничка – юбочки…

2.Абажур – глобус

Почему бы и нет? Тем более, если поместить их в детскую комнату маленького путешественника и искателя приключений!

3.Применяем вязанье

Если у вас есть множество неиспользованных клубочков, или старый ношеный свитер – при создании нового абажура они обязательно понадобятся! Конечно, можно обвязать каркас ночничка заново, но быстрее будет пошить из ненужного свитера красочный теплый «чехол». Воткните в него спицы с начатым вязаньем, или поставьте рядом корзинку с пряжей – и атмосфера в доме от такой уютной мелочи станет теплее!


4.Стильный абажур из крышечек от жестянок

Над этим шедевром стоит потрудиться! Во-первых, накопить столько крышечек! А во-вторых, сплести такую «кольчугу». Но результат все окупает. Удивлению гостей не будет предела! Изучайте подробный мастер-класс и творите…

Нажимайте, картинки кликабельны.



5.Озеленяем территорию

Гениальная и, как часто это бывает, очень простая идея. Берем вазончик с самой буйной растительностью и крепим в каркасе торшера или ночника. Смотрится весьма креативно и живенько.

6.Креативные абажуры из одноразовой посуды

Здесь у вас большой выбор исходного материала: вилки, ложки, стаканчики, коктейльные палочки-зонтики… Техника изготовления таких абажуров очень похожа – все это одноразовое добро клеится на хорошо смазанный клеем воздушный шар. Абажур из ложек, который похож на большой многослойный бутон в основе имеет не шарик, а пятилитровую пластиковую бутылку.

7.Плетеные корзинки


8.Морской стиль

Старый тканевый абажур можно слегка «освежить», просто пришив по его нижнему краю ракушки. Если очень сложно пробить в ракушках дырочки, можете просто приклеить их на ткань!

9.Кружева или нити

Старый вариант подделки, которому многих из нас учили еще в школе – надуваете воздушный шарик, чтобы он получился максимально круглым и обматываете его шерстяной нитью или соломкой, периодически смачивая ее в клее. Когда работа высохнет полностью, шарик прокалывают и вынимают. В руках у вас остается красивый шар из нитей или соломки.

Предлагаю вместо нитей использовать кружевные вязаные салфетки! Но запомните, что лопать шарик стоит только в том случае, когда весь клей на изделии высох и абажур стал плотным!

10. Китайский фонарик по-новому

Простой китайский фонарик можно за вечер оживить до неузнаваемости с помощью тканевых цветов и обычной гуаши! Просто рисуете по фонарику веточки сакуры, крепите с помощью клея цветы и все!

11. Бисерные абажуры

Даже если вы не умеете плести из бисера сложные работы и кружева - не страшно! Можно просто нанизать на леску много разноцветного бисера вперемешку с бусинами и оплести ими каркас!

12. Используем пуговки

13. Кружева из проволоки

Необычно и невероятно красиво! Правда, для создания такой красоты потребуется некоторое умение и усидчивость.


14. Абажур из пластиковой бутылки



15. Бумага или снимки

Один из самых простых вариантов обновления старого абажура – оклеить его вырезками из газет или старыми фото. Некоторые умудряются использовать даже ненужные рентгеновские снимки!

16. Обновляем тканевый абажур декупажем



Светильники — не просто источник искусственного освещения в интерьере, но также и важный элемент декора, без которого композиция выглядит незавершенной. Создать яркие акценты можно, изготовив плафон для люстры своими руками, ведь совсем необязательно тратить огромные средства на покупку дизайнерских моделей. О нюансах работы – читайте в нашей статье!

С чего начать?

При создании плафона своими руками учтите, что использование обычной лампы накаливания — не самая удачная идея. Лучше остановиться на энергосберегающих лампочках, которые не так сильно нагреваются и, соответственно, не нагревают близко расположенные детали, обеспечивая тем самым безопасность. Кроме этого, они достаточно экономны, что позволяет не тратиться на электроэнергию, а также долговечны.

Выбирая материал для плафона, ориентируйтесь как на эстетические свойства, так и на технические характеристики. Во-первых, это должны быть экологичные, желательно, натуральные основы, которые не будут распространять небезопасные вещества при минимальном нагревании.

Во-вторых, плафон не должен собирать много пыли: некоторые поверхности, вроде тканевых, больше склонны к этому, чем другие. Выбирайте вариант, который удобен в уходе, легко протирается влажной тряпкой. К бумаге это не относится, но ввиду дешевизны и простоты материала — такую люстру всегда можно заменить по необходимости.

В-третьих, люстра должна хорошо освещать помещение, не затемняя его. Однако для некоторых интерьеров больше подойдет приглушенных свет: в детской, спальне или гостиной для интимной атмосферы. В таких случаях можно проявить фантазию, изготовив абажур, создающий световые узоры в комнате. Вы, как автор, можете воплотить любое свое решение — а это, наверное, главное преимущество самодельных плафонов.

Подбираем плафон под стиль интерьера

Люстра может стать ярким акцентом в интерьере или его незаметным, но важным дополнением. При любом выборе плафон должен гармонично подходить под стилистику помещения.

К сожалению, создать своими руками можно не всякое изделие. Например, для классики характерны изящные хрустальные, стеклянные или металлические изделия, которые не получится изготовить самостоятельно. Но есть и другие варианты.

Минимализм

Лаконичная и немногословная композиция минимализма может легко нарушиться из-за одной лишней детали, которая в таком интерьере будет особенно заметна. Независимо от типа помещения здесь уместно будут смотреться простые геометрические формы, отсутствие подвесных элементов, а также однообразная цветовая гамма, которая входит в общую палитру пространства.

Хорошо подходят металлические каркасные конструкции, которые немного затемняют свет, или бумажные плафоны без декоративных деталей.

Лофт

Вот где действительно можно разгуляться, так это в лофтовом интерьере, в котором органично будут смотреться самодельные изделия из необычных материалов. Не страшно, если внешний вид люстр выдает их непроизводственное происхождение, ведь многие детали этого стиля в качестве главного достоинства выдвигают свое несовершенство.

Для плафонов позволительно использовать даже привычные предметы: прозрачные банки, металлические приборы, каркасы из ниток или проволоки. Если высота потолков позволяет, то отличным вариантом станет длинная подвесная люстра с минималистичным колпаком.

Скандинавский стиль

Несмотря на северное происхождение, это направление в интерьере выглядит очень уютно и современно. Минималистичный по своей сути, скандинавский стиль предпочитает натуральные материалы, а также светлую, преимущественно белую, цветовую гамму.

Вариантов для дизайна люстры много — стиль не сильно ограничивает в формах. Но далеко не все можно создать самостоятельно. Подойдут шарообразные, воздушные модели из ниток или бумаги.

Прованс

Пришедший к нам из далеких французских деревень, прованс предпочитает простую уютную эстетику натуральных материалов, цветочных узоров, а также светлых оттенков. Примерно таким должен быть и плафон для люстры.

Уместно выглядят изделия из ткани или кружева округлой формы. При небольшом уровне мастерства можно облагородить стеклянный колпак декупажем, тем самым сэкономив деньги — ведь, несмотря на свою простоту, аутентичный прованс предполагает значительные затраты при обустройстве.

Плафоны из бумаги

Несмотря на то, что бумага не считается самой надежной основой для абажуров, но простота работы с ней и заметная дешевизна сделали этот материал очень привлекательным среди рукодельников. К тому же, с ее помощью можно обновлять интерьер хоть каждый месяц, создавая новые поделки.

Оригами-плафоны

Кто не увлекался в детстве оригами, конструируя зверюшек или сложные модульные изделия из бумаги? Теперь можно применить свои умения для более практических целей. Впрочем, даже люди, которые впервые столкнулись с этим занятием, тоже смогут легко освоить его и изготовить оригами-плафоны для люстры своими руками.

Это лаконичные конструкции разных геометрических форм, которые идеально впишутся в современный интерьер. Не рекомендуется использовать очень прочную бумагу, так как она плохо пропускает свет.

Фигурные изделия

Впрочем, любители более разнообразного декора могут создавать из бумаги плафоны самых разнообразных форм. К примеру, окружить лампу бумажными домиками, бабочками или конвертами.

Внешний вид такого плафона зависит также от поверхности — однотонная, узорчатая, газетная и так далее. Комбинируя эти материалы, можно достигнуть совершенно разных эффектов.

Китайские фонарики

Если у вас дома нашлись бумажные фонарики, не спешите использовать их в качестве самостоятельного плафона, ведь это — отличная основа для других экспериментов.

Его можно обклеить всем, чем угодно, но чтобы избежать самодельного вида — предлагаем украсить шар небольшими бумажными чешуйками или длинными «перышками», которые будут изящно свисать к низу.

Плафоны из ниток

Различные нити и канаты — это отличная основа для абажура, которая подойдет для создания интимной атмосферы за счет эффекта затемнения.

Изящный кокон

Очень просто и одновременно стильно выглядит круглый плафон из произвольно накрученных ниток. Чтобы такой материал держал нужную форму, его закрепляют клеем на воздушном шаре, который после окончания работы деликатно удаляют.

Хоть поле для творчества здесь и небольшое, но всегда можно поэкспериментировать с цветами, вплетая несколько оттенков.

Вязаный плафон

Менее хаотично выглядит такое решение из ниток. Главные условия для его изготовления — умение вязать или наличие бабушки, которая любезно свяжет вам салфетку. Готовое изделие необходимо расположить на любую основу — металлический каркас, прозрачную емкость, китайский шарик. Аналогично с первым вариантом, можно закрепить абажур на воздушном шаре с помощью клея.

Плафоны из бутылок

Стильные люстры для помещений разных типов можно создать даже и из бутылок. При этом подразумеваются как стеклянные, так и пластиковые емкости.

Стеклянные бутылки или банки

Принцип работы с такой основой прост: выбираем самую красивую и прячем в нее лампу. Использоваться могут вытянутые бутылки или небольшие баночки. Необходимо убедиться, пропускает ли стекло необходимое для помещения количество света, а в случае недостатка — можно применить несколько источников.

Если люстра играет больше декоративную функцию, бутылку можно покрыть акриловой краской или росписью.

Пластиковые плафоны

Пластиковые бутылки не стоит использовать в нетронутом виде. А вот сделать из них дешевые детали для самодельного плафона вполне реально.

Роскошно (насколько это слово вообще применимо к пластику) выглядят люстры из нижней части обычных бутылок, которые по форме напоминают цветок. Они скрепляются между собой проволокой для лучшей фиксации, создавая разнообразные композиции.

Еще один вариант — 10-литровая баклажка, обклеенная пластиковыми ложками, которые выстроились в несколько рядов, словно чешуйки. Конструкция будет пропускать приглушенный, но равномерный свет, который дополнительно украсит изделие.

Плафоны из металлических элементов

Достаточно необычные решения для люстр предлагают также металлические изделия. К счастью, изготавливать самостоятельно их не нужно, так что особых навыков работы с металлом от вас не потребуется. А вот эффектный внешний вид обеспечен в любом случае.

Кухонные приборы

Не спешите выбрасывать старые ложки и вилки — они вам пригодятся для создания оригинального дизайна. Разместив десяток приборов вокруг лампы, вы получите отличный плафон для кухонной люстры, который идеально впишется по тематике.

Такого же эффекта можно добиться использовав, например, терку. В целом, экспериментировать получится с любыми приборами, особенно если ваш интерьер оформлен в стиле лофт. Только следите, чтобы металлические детали сильно не нагревались.

Купол из шестеренок

Если хотите добавить немного стимпанка в свою жизнь, сделайте плафон для люстры из шестеренок. Их можно достать, разобрав старый велосипед, или купить на блошином рынке. Но результат однозначно стоит затраченных усилий!

Мы рассмотрели особенности изготовления плафонов для люстр своими руками и самые популярные решения из различных материалов. Но интересных вариантов, конечно же, намного больше — доказательством чему служит наша подборка фотографий. Приятного просмотра!

Освещение играет важную роль в доме. Удачно подобранный источник света – это сочетание правильной яркости и мощности с красивым оформлением светильника. Хорошим решением станет люстра, торшер или лампа под абажуром. Но если для интерьера не подошла ни стилизация под прошлый век, ни современное изделие, абажур можно сделать своими руками!


Популярные материалы

Элементы интерьера, выполненные по индивидуальному проекту, удобно и красиво интегрируются в домашнюю обстановку. Они изготовлены из тех материалов и в тех расцветках, которые сочетаются с дизайном комнат и являются ключевыми для того или иного стилевого направления.


Но внешний вид – это еще не все. Любое изделие должно не только соответствовать интерьеру, но и выполнять свои функции. Прежде чем научиться, как сделать абажур своими руками, важно определить, из чего его делать. На выбор материалов влияют следующие нюансы:

  • Расположение абажура. Распространены несколько вариантов: потолочные, торшеры на высокой ножке, с креплением к стене, настольные лампы. Сложно представить на прикроватном столике такую же габаритную конструкцию, как под потолком. В свою очередь, маленький прикроватный светильник не будет справляться с функциями люстры в гостиной.

  • Размеры. Чем больше диаметр плафона, тем сложнее сделать его из мелких элементов. Если для тканевого абажура понадобится всего метр материала, то для плафона из палочек от мороженого придется съесть не один десяток эскимо.

  • Назначение. Абажуры подходят для многих случаев. Они создают романтичный антураж для свидания, уютную камерную обстановку для дружеских бесед, придают интерьеру изюминку и легкость. Чем больше света требуется помещению, тем тоньше и легче должны быть материалы, чем темнее планируется освещение – тем плотнее могут быть материалы и насыщеннее цвета.



  • Стоимость. Не все материалы обойдутся дешевле, чем приобретение готового абажура. Так, кружево, бархат, и некоторые другие благородные ткани во много раз превышают стоимость изделия из подручных материалов.

Большой популярностью пользуются абажуры из тканей, кожи, различных видов бумаги, фрагментов дерева, веревок и лент, бусин, металла. Не менее распространены изделия из «бросовых» вещей и «переделок», получивших новую жизнь.



Текстиль

Не всякая ткань годится для пошива абажура. Условно ее можно разделить на два типа: прозрачная и плотная.

Прозрачная предназначена для люстр и торшеров, которые должны освещать большую площадь. Такая ткань позволяет создавать красивые дизайнерские плафоны без ущерба техническим характеристикам освещения. Подходят легкие вуали, воздушные изделия из тонкого кружева, «вязаные» ажурные плафоны.

Прозрачные ткани должны находиться на большом расстоянии от ламп накаливания, а кружевные желательно накрахмаливать, чтобы они сохраняли жесткую форму даже без каркаса.



Плотные ткани нужны для создания камерной атмосферы. К ним относятся атлас, жаккард, лен, рогожка, флок, шелк, штапель, ткани с фотопечатью. Также существует ткань на светотехническом полотне, предназначенная исключительно для абажуров геометричных форм.

Плотные ткани более вариативны в отношении дизайна. Они бывают любых желаемых оттенков и могут иметь рисунок: геометрические узоры, различные виды клетки, сюжеты, птицы и животные, цветочные и растительные мотивы. Отдельно стоит отметить изделия из кожи, ткани-гофре и возможность использования клеевых лент и тесемок для формирования складок любой формы.



Сэкономить на создании оригинального абажура из ткани поможет переделка старых вещей. В ход пойдут дырявые джинсы, которые рука не поднялась выкинуть, свитер, которым полакомилась моль, отрезы из мешковины и любая отслужившая свое одежда.

Дерево

В конструкции светильников из дерева часто выполняется основание, а для плафона нужны менее тяжеловесные материалы. Однако это не мешает использовать мелкие, легкие деревянные детали нетривиальной формы для создания абажура.


Это могут быть изделия-плетенки из полос древесины (как корзинка или короб), гибких тонких веток (ивы, орешника, березы), тоненьких древесных спилов диаметром до 10 сантиметров, нанизанных на веревки по типу штор для дверного проема. Более оригинально смотрится абажур, каркас которого изготовлен из старой мусорной корзины, а плафон украшен ровными рядами деревянных прищепок. Из бюджетных вариантов – украшение для светильника из палочек для суши или простой и элегантный абажур из пяльцев для вязания.

Цельные деревянные плафоны тоже встречаются на рынке. Это тончайшие цилиндры, сохранившие фактуру древесины и пропускающие свет, но они сложны в изготовлении и требуют некоторых навыков столярного мастерства. К тому же из-за материала и технологии производства они отличаются высокой стоимостью.

Металл

У многих при словосочетании «металлический абажур» возникают ассоциации с громоздкими канделябрами под потолком из готических интерьеров, однако современные технологии позволяют изготавливать изящные и лаконичные изделия из алюминия и подобных ему по свойствам металлов. Они имеют разнообразную форму, глубину купола, могут быть цельными или состоящими из одних «рёбер», словно голый каркас.


Бюджетный вариант своими руками легко изготовить из проволоки (алюминиевой или медной). Алюминиевая больше в диаметре, подходит для изделий причудливых форм, но без декоративных элементов. Медная проволока тоньше и более гибкая. Из нее получаются не только замысловатые плафоны, но и красивый декор любой степени сложности. Готовое изделие из проволоки можно покрасить целиком или отдельными фрагментами.

Чтобы придать проволоке нужную форму, используют небольшое ведро, салатницу на ножке, фигурную вазу, корзину для фруктов или любой другой предмет, который можно обмотать сверху, а затем вынуть.


Другой вариант для домашнего творчества – абажур из монет. Если дома сохранились старые деньги советских времен, то эти обесценившиеся рубли можно превратить в оригинальный плафон для светильника, если склеить их ребрами при помощи суперклея. Разновеликие по размеру кружочки металла должны сформировать глубокую чашу, в которую поместится лампочка.

Важно учитывать, что это кропотливая работа, и монет понадобится много даже на небольшое изделие, поэтому не стоит выбирать этот вариант для украшения люстры в гостиной. Зато в качестве декоративного украшения для столика он будет очень кстати.


Гипс

Гипсовые абажуры – редкое явление. Чаще используются полукруглые и фигурные плафоны бра в интерьерах в историческом, особенно античном, стиле.

Изготовить его своими руками несложно. Понадобится лишь гипсовая смесь, вода, медицинский бинт и основа, на которой будет формироваться будущий плафон. Работа проходит как в технике папье-маше, только вместо кусочков бумаги используются небольшие фрагменты бинта, промоченные в гипсовой смеси.

После высыхания изделие из гипса будет фактурным и неровным. Его можно оставить таким или отшлифовать мелкой наждачкой до гладкости.



Пластик

Готовые пластиковые изделия поражают разнообразием форм, размеров и расцветок. Не меньшее количество оригинальных пластиковых абажуров можно изготовить собственноручно, используя бытовые предметы из этого материала. Среди популярных – изделия из бутылок, стаканчиков, одноразовых ложек и соломинок. Самыми удобными являются питьевые бутылки большого объема.



Цветной пластик используют, чтобы вырезать из него небольшие детали. Например, можно изготовить листья, круги, овалы, ромбики, а затем закрепить их на каркасе. Прозрачный пластик служит основой для росписи акрилом и витражными красками.

Из бутылок на 5 и более литров получается готовый плафон, если срезать нижнюю часть тары. Оставшийся верх уже имеет отверстие под патрон, а нижний край можно фигурно обрезать, подпалить (нагретый пластик приобретает причудливые формы), отделать другим материалом. Остается только нанести рисунок.



Бумага

Бумажные абажуры – одни из самых дешевых, удобных и легких в исполнении. Они имеют небольшой вес и являются универсальными. Как и в случае с текстилем, они бывают более прозрачными или плотными.

Легкие, пропускающие много света, такие плафоны изготавливаются из пергаментной или рисовой бумаги. Прежде чем вырезать детали, листы необходимо разгладить утюгом. Плотные абажуры можно сделать из картона, обоев, газетных страниц в технике папье-маше.


Нити

Самый популярный и простой вариант – это изделие из ниток (бечевки, сизаля, шпагата, джута), которые вымачиваются в большом количестве клея ПВА и обматываются вокруг воздушного шарика или надувного мячика. За счет того, что при высыхании клей становится прозрачным, следов на нитках, даже цветных, не останется.

Более грубый на вид и сложный в исполнении абажур получается из плетеной бельевой веревки или каната. Придать ему круглую форму не получится, а вот классический полукруглый, конусообразный или цилиндрический плафон получится идеальным для комнат в морском стиле и лофт-интерьеров. Также интересно смотрятся плетеные плафоны из лозы, шпагата, в технике макраме.


Подручные материалы

При хорошей фантазии и умелых руках можно сделать абажур из менее податливых материалов: бусин, бисера, обрезков атласных лент, использованных дисков, ракушек, книжных листов или ненужных нотных тетрадей, гофрокартона, формочек для кексов и многих других мелочей, которым уже нет применения.



Стилевое направление

Выбор конкретного стилевого направления для дизайна интерьера требует придерживаться его даже в мелочах:

  • Если в интерьере преобладает одно из классических направлений , стоит отдать предпочтение качественным материалам и благородным оттенкам. Подойдут ткани, кружева, бронзовые, золотистые и серебряные элементы, изящные формы, белый, бежевый, бордовый, изумрудный, коричневый цвета, а также слоновая кость и оттенки древесины ценных пород. Особенно выигрышно будет смотреться абажур, который выглядит так, будто достался от интеллигентной прабабушки по наследству.



  • Этническое оформление подразумевает присутствие национального колорита той или иной страны. Европейские стили тяготеют к чопорности и элегантности, азиатскому региону больше характерна легкость, воздушность, простота, восточный стиль воплощает сказочные мотивы, яркие краски, драгоценные украшения, сочетание большого количества оттенков.


  • Русский стиль , вопреки представлениям, – это не нагромождение национальных символов, а богатство, основательность, красота и добротность; американский – свобода самовыражения и оригинальные материалы, например, плафон из страниц таблоидов.

  • Стили, приближенные к природе , располагают к натуральным и простым материалам – дерево, солома, грубые нитки.



  • Современные направления максимально освобождают от ограничений. В них допустимо использование абсолютно любых материалов, бросовых предметов и самые неожиданные решения: абажуры из каната, конфетных фантиков, использованных дисков с зеркальной поверхностью, бумажных стаканчиков и коктейльных трубочек. И это лишь немногие вариации на тему.



Мастер-класс по изготовлению

На первый взгляд, самостоятельное изготовление абажура может показаться задачей не из легких, но подробное описание поможет разобраться с ней за несколько простых шагов. К самым легким в исполнении относятся бескаркасные изделия из бумаги, бечевки, кружева.

Чтобы собрать бумажный абажур-гармошку для люстры, торшера или настольной лампы, понадобится:

  • Подготовить отрез бумаги (можно обоев) длиной 150 см и шириной не менее 30 см;
  • Простым карандашом по линейке наметить «ребра» гармошки по 3 или 5 см;
  • Собрать гармошку, ориентируясь на намеченные линии;
  • При помощи дырокола проделать в плафоне отверстия по верхнему краю и вставить в них ленту или шнурок, чтобы регулировать ширину верхнего края плафона;
  • Склеить два конца гармошки суперклеем.


Для создания самого популярного абажура шарообразной формы потребуется: 20-25 метров хлопково-льняных ниток (толстых) или мягкой веревки, ножницы, строительный ПВА-клей, вода, емкость для клея, маркер, плотный однотонный надувной шарик, медицинские перчатки, вазелин, основа для лампы.

Действия выполняются поэтапно:

  • Подготовить рабочую поверхность. Удобнее всего выполнять действия на столе, покрытом пленкой;
  • Развести клей с водой в пропорции 2 к 1, опустить в получившийся раствор клубок ниток. Он должен хорошо промокнуть насквозь. При необходимости можно добавлять еще раствора в ходе работы;
  • Пока нитки впитывают клей, надуть шарик до нужного размера, вокруг хвостика шара отметить маркером кружок, диаметр которого равен диаметру лампочки. Слегка пройтись по шарику вазелином;


  • Подвязать ниткой хвостик шарика и в хаотичном порядке обмотать его, пока не кончатся нитки. Желательно, чтобы плетение получалось тонким и паутинным;
  • Когда плетение закончено, кончик нити снова нужно закрепить вокруг хвостика шара и отрезать лишнее;
  • Подвесить шар в сухое место на 48 часов до полного высыхания. Важно учесть, что с него будет капать клей, поэтому внизу должна быть предусмотрена емкость.
  • Проколоть или сдуть шар и вынуть его из абажура. Изделие готово.



Невероятно красиво смотрятся абажуры из круглых кружевных салфеток. Они придают помещению утонченности и романтизма, и при этом очень просты в исполнении.

Поскольку основа кружева – нитки, технология изготовления схожа с предыдущим вариантом:

  • Подготовить рабочее место и все необходимое: ножницы, белый клей без желтизны или прозрачный, кружево или кружевные салфетки, вода, контрастный надувной шар без рисунка;
  • Развести клей с водой, погрузить в смесь салфетки для декорирования;


  • Надуть шарик, отметить отверстие под лампочку, смазать поверхность шара вазелином;
  • Выложить кружевные круги внахлест, двигаясь от намеченного отверстия для лампочки по часовой стрелке;
  • Оставить на 24-48 часов для полного высыхания;
  • Закрепить патрон и лампу.

Также к бескаркасным абажурам относятся изделия из металлических, пластиковых и деревянных фрагментов, которые склеиваются между собой, образуя полукруглый или круглый плафон. Например, из монет, шестеренок, стаканчиков, веток.


Каркас необходим для более сложных в исполнении изделий из тонкой бумаги или ткани. Он позволяет собрать абажуры разных форм, размеров и сложности.

Как сделать каркас?

Идеально подходит для реализации задуманных идей основание от старого абажура.

Если его нет, изготовить новый можно из следующих материалов:

  1. Проволока.
  2. Металлические плечики для одежды.
  3. Пластиковая тара из-под напитков.
  4. Пластиковые и плетеные корзины.
  5. Пяльца для вышивания.


Проволочный каркас наиболее трудоемкий, но и изделие из него получается надежным и крепким. Главное преимущество проволоки в том, что она позволяет придать основанию любую форму: конус, цилиндр, квадрат, тетраэдр.

Для сборки необходимы стальная проволока толщиной 2-3 мм, кусачки, пассатижи (плоскогубцы), круглогубцы, молоток, деревянная чурка, наждачная бумага, эмаль для покраски, паяльник.



Ход работы:

  • Выпрямить проволоку на деревянной чурке при помощи молотка.
  • Нарезать проволоку на кусочки в соответствии с диаметром верхнего и нижнего кольца и высотой «ребер» каркаса.
  • Готовые фрагменты зачистить от неровностей и ржавчины наждачной бумагой; используя круглогубцы и пассатижи, придать им нужную форму. Классический каркас – это два круглых основания разного диаметра и 4-6 ребер.
  • Концы заготовки для оснований подрезать под углом, отложить их в сторону.
  • На верхнем конце каждого отрезка проволоки для изготовления ребер сделать небольшую петличку и продеть их в верхнее кольцо каркаса. Распределить на одинаковом расстоянии.
  • Концы проволоки на верхнем кольце и места соединения основания с ребрами обмотать тонкой медной проволокой, прижать пассатижами и запаять.
  • Круглогубцами загнуть петли на нижних концах ребер, уложить на них нижнее кольцо основания, отрегулировать расстояние, прижать пассатижами, обмотать проволокой, еще раз прижать пассатижами и запаять.
  • Готовый каркас покрыть эмалью светлого цвета, чтобы через некоторое время проволока не начала темнеть и не оставляла грязных пятен на тканевом абажуре.


Каркас из старых металлических плечиков для одежды собирается по тому же принципу, что и проволочный, но требует меньших усилий и получается менее прочным.

Для его изготовления нужно раскрутить плечики в длинные проволочные полосы, из которых при помощи пассатижей и круглогубцев формируются детали нужной формы и размера. Лишнее можно откусить кусачками. Между собой детали соединяются при помощи строительного клея, тонкой проволоки или изоленты.

Пустые пластиковые бутылки объемом от 5 литров тоже могут служить хорошей основой для абажура, если удалить крышку и отрезать днище. Получившийся плафон можно красить, разрисовывать, декорировать деталями из пластика.

Большой простор для фантазии дают трехкопеечные пластиковые корзины для использованной бумаги и отжившие свое плетеные корзинки. Они практически готовы к использованию в качестве абажура, остается лишь проделать в днище отверстие для лампочки, а если включить фантазию и задекорировать их, то никто не узнает в роскошном торшере вчерашнюю урну.

Последний тип каркаса тоже основан на применении привычного предмета непривычным способом. Для изготовления простого и удобного деревянного основания понадобятся всего лишь пяльца для вышивания разного диаметра. Соединяются кольца между собой при помощи веревки, тесьмы или шнура любым удобным узлом или через просверленные по периметру отверстия. Располагать их по размеру можно по возрастанию для торшеров и по убыванию для потолочных люстр.



Как сшить из ткани?

Для пошива классического тканевого абажура в форме цилиндра понадобится выкройка, текстиль, верхнее и нижнее кольцо каркаса, ПВХ-пленка для абажуров или белый хлопок, текстиль и катушка ниток в цвет, швейная машинка, утюг, клей, ножницы, прищепки, влажная салфетка, грузики.


Пошаговая инструкция, как перетянуть старый абажур новой тканью или обшить чехлом новый каркас, включает в себя несколько этапов:

  • Подготовка рабочего места.
  • Создание чертежа выкройки. Цилиндрический абажур достаточно обмерить сантиметровой лентой, а конусный нужно «прокатить» по листу бумаги, чтобы начертить выкройку. Отметив начало, его прикладывают к линии на бумаге так, чтобы она совпадала с отметкой, и прокатывают по листу, отмечая каждые 3-5 сантиметров новую точку сверху и снизу до тех пор, пока отметка «начало» снова не коснется бумаги. В этом месте чертят вторую линию. К готовому чертежу необходимо прибавить 2-4 см по краям, затем перенести выкройку на ткань и ПВХ-пленку. Вырезать деталь на пленке.

Итак, разобравшись, как правильно , беремся за ее основные светотехнические и в то же время декоративные элементы: абажур и плафон. Рефлекторы технологически проще; их изготовление и крепление к несущей конструкции люстры затруднений не вызывает.

О креплении абажуров

В интернете полно картинок с действительно очень красивыми самодельными светильниками. Однако, рассматривая их, задайтесь вопросом: а как там заменить лампочку? Ответ далеко не всегда находится и в первоисточниках. Способы крепления светотехнических элементов в светильниках, допускающие замену лампы без применения инструмента, будут рассмотрены в , но описанные далее в данной технологические приемы рассчитаны на то, что абажур в таком случае или сдвигается вверх, или снимается вниз, или в него можно просто залезть рукой.

Материалы

В порядке возрастания сложности (и долговечности) изделия абажуры и плафоны своими руками в домашних условиях можно делать из бумаги, пластиков, ниток, готовых трубочек разного рода, шпагата или пряжи, каркасные с тканевым чехлом и витражные. Последние 2 достаточно сложны, но при умелом подходе к работе по светотехническим и декоративным качествам могут превосходить дорогие покупные.

Бумага

Сделать бумажный абажур проще всего: из материалов, кроме бумаги, понадобятся нитки и клей ПВА, а из инструмента – швейная игла, ножницы и, возможно, острый монтажный нож. Однако бумажные абажуры непрочны и поэтому пригодны в основном для люстр. Зато испорченный абажур из бумаги несложно заменить новым.

Сделать светильник из бумаги несколько прочнее можно различными способами. Простейший – набрать плафон-шарик из бумажных полосок, склеивая их на полюсах и между собой, поз. 1 на рис. Однако дизайн в таком случае единообразен: достаточная прочность изделия обеспечивается только и только его сферической формой.

Другой способ заключается в упрочнении самой бумаги. Он потребует немного дополнительного материала: медного эмалированного обмоточного провода диаметром 0,25-0,4 мм или ниток. В первом случае абажур сгодится без дополнительного упрочнения и для торшера, а во втором для накладных декоративных элементов понадобится цельная несущая основа, напр. из пластиковой бутылки. Упрочняется бумага для абажура проволокой следующим образом:

  • На листе плотностью 90-140 г/кв. см. выводят контуры деталей.
  • Тонко заточенным карандашом, или механическим со стержнем 0,6 мм, наводят линии сетки жесткости. Если абажур будет склеен из нескольких цельных или немного обрезанных листов, линии сетки должны образовывать бесшовный узор.
  • Наносят кисточкой клей ПВА тонким слоем.
  • Когда клей подсохнет до отлипа, накладывают по сетке жилки – ребра жесткости – из проволоки.
  • Смазывают тем же ПВА лист плотностью 35-60 г/кв. см, накладывают на первый и аккуратно приглаживают пальцами.
  • Спустя сутки детали вырезают ножницами, склеивают между собой и раскрашивают. Таким образом можно делать даже имитации крыльев редких видов бабочек, поз. 2; в данном случае – махаона Маака.

При использовании ниток оба листа берут плотностью до 60 г/кв. см. Тогда, как сказано, понадобится несущая основа, но зато удается имитировать даже фактуру лепестков роз, поз. 3.

Примечание: бумажный абажур, прочный «почти как настоящий» можно сделать из папье-маше. Технология, достаточно, трудоемкая, описана далее, см. об абажурах для кухни.

Пластики

Элементарно сделать абажур для люстры из одноразовых пластиковых стаканчиков, скрепленных степлером, см. рис. Его светотехнические качества очень неплохи, но вид откровенно утилитарен. Поэтому такие абажуры имеет смысл применять в помещениях с достаточно высокими требованиями к качеству освещения, но не парадных. Диаграмму направленности (ДН) абажур из стаканчиков формирует кардиоидную.

Абажур из пластиковых стаканов

Веерной ДН с широким раскрывом, очень мягким светом в центральном пятне и равномерной освещенности в боковой зоне, позволяет добиться светильник с абажуром-шишкой (или ананасом?) из обкусанных пластиковых ложек на основе в виде бутылки ПЭТ с обрезанным донышком, см. рис. Эффективное смягчение света достигается тем, что ложки работают как полупрозрачные чашеобразные рефлекторы. Приклеиваются они к бутылке и склеиваются между собой клеем силиконовым, монтажным или клеевым пистолетом. Пригоден и цианоакрилатный клей, но его нужно брать густой. Дешевый «суперклей» очень текуч, потеки расплывутся всюду и попортят глянцевые поверхности ложек.

Из одних только бутылок тоже можно делать неплохие абажуры. Напр., сфера из их донышек, скрепленных степлером, как и стаканчики-стопари (мини-мастер класс см. на рис.) даст кардиоидную ДН; правда, по сравнению с «устаканенной» заметно искаженную. Но на даче или в подсобных помещениях люстра из донышек вполне пригодится.

Абажур из донышек бутылок

Романтический мягкий свет, несколько пятнистый, но в пределах допустимого, даст плафон-шар из бутылочных «ежей»; правда, больше они похожи на распустившиеся морские анемоны – актинии, см. фото справа. Самих-то «ежей» сделать несложно: от бутылок отрезаются донышки, боковые стенки до рубца перед сужением в горлышко надрезаются, полоски заворачиваются на горловину, приклеиваются капельками клея и для надежности фиксируются нитками или скотчем. Однако для сборки «ежей» в плафон понадобится прозрачная сферическая основа. Ее получают аналогично абажуру из ниток (см. далее), только нити берут белые капроновые или пропиленовые не толще 20-го номера, а вместо ПВА – бесцветный акриловый лак на водной основе.

Очень равномерной освещенности позволяет добиться, и весьма декоративен, абажур из листиков, нарезанных из бутылок, см. рис. Сборку его ведут на временной сферической оправке, см. далее.

Пошаговый мастер-класс в данном случае также несложен, но требует терпения, аккуратности, некоторого дополнительного инструмента и, возможно, материала:

  1. Готовим паяльник с бронзовым никелированным жалом (для сухой пайки) на 40 Вт или с обычным медным на 25 Вт;
  2. Если жало медное, потребуется еще тефлоновая (фторопластовая) лента 0,06 мм шириной 60-80 мм;
  3. Вырезаем из бутылки листики. С точки зрения светотехники лучше подойдут бледно-зеленые или светло-коричневые;
  4. Жалом паяльника (медным – через пленку) слегка оплавляем края листиков, иначе будут выглядеть ненатурально;
  5. Кончиком жала (медным также через пленку) «рисуем» жилки;
  6. Плоскостью жала между жилками легкими касаниями чуть-чуть подплавляем поверхность, чтобы была, как у настоящих листьев, не совсем гладкой;
  7. Снова кончиком жала поглубже, но не протыкая, выводим центральную жилку. Удобно это делать на мягкой термостойкой подкдадке (пойдет бязь или фетр в несколько слоев);
  8. Укладываем в центральную жилку нитку и заплавляем «наворачивая» боковой валик на ложбинку;
  9. Сложные листья, если требуется, формируем, связывая нитки листочков;
  10. Разложив листья на пленке (теперь уже любой), из пипетки пропитываем нитки акриловым лаком. По его высыхании листва готова к сборке.

Нитки

Процедура изготовления новогодних украшений и светильников из ниток описана в рунете многократно. Для примера — видео:

Видео: абажур из шпагата / ниток своими руками

Здесь можно только отметить, что, во-первых, ниток на абажур среднего размера понадобится не менее 100 м. Во-вторых, использовать как оправки надувные шары нет смысла: уже после 10-20 витков под давлением натянутых нитей шар выпячивается куда не надо, и в итоге получается нечто неудобосказуемое. В-третьих, заранее замачивать нитки в мучном клейстере тоже не надо: изделие получится непрочным и не влагостойким.

В качестве оправки при изготовлении абажура из ниток лучше всего использовать туго надутую камеру от спортивного мяча или прочный, надуваемый от насоса через ниппель, силиконовый пляжный мяч. Оправку смазывают несколько раз вазелином (ланолином), тщательно растирая его руками. Мячу это никак не повредит; наоборот, продлит ему жизнь.

Далее, нить на оправку наматывают, непрерывно протягивая через простейшее приспособление, см. рис. Эту мини – пропиточную ванну, чтобы случайно не поползла, не опрокинулась и не облила что-нибудь клеем, на столе закрепляют скотчем; удобен двусторонний. Стаканчик сначала протыкают иглой с ниткой, затем наливают ПВА или акриловый лак и мотают, подтягивая по необходимости. Обычно нить идет сквозь ванну сама, т.к. клей, пока не высох – хорошая смазка.

При намотке не забудьте оставить окно под ввод кабеля и патрона – прочность резаного нитяного шара резко падает! Спустя сутки по ее окончании из оправки выпускают воздух и вытаскивают ее через то же окно. К ниткам она, «провазелиненная», приклеивается очень редко и непрочно: оторвать можно, слегка потянув или придавив пальцем, а изделие остается в целости.

Примечание: вместо ниток можно использовать джутовый, сизалевый или пропиленовый шпагат, но ему в абажуре найдется лучшее применение, см. далее.

И куда это все?

Плафоны-шары, см. рис., подойдут в детскую, т.к. формируют ровный мягкий свет. Тот, что слева, из бумажных оберток для кексов – на основе из нитяного шара. Нитки – пропиленовые или тонкие капроновые бесцветные; связующее – акриловый лак. Белые в катушке, после пропитки лаком такие нитки становятся почти прозрачными. Абажур-шар из стаканчиков (справа) не так интересен, т.к. посудинки все одинаковые, но и разодрать его труднее.

В прихожую более подойдет абажур-полусфера из тех же стаканчиков, см. рис. справа. Он при небольшой мощности лампы (точнее, ее световом потоке) даст яркое пятно внизу и приемлемую освещенность остального помещения, поэтому можно использовать мало греющиеся лампы накаливания на 15-30 Вт. Дело в том, что ресурс ламп-экономок и светодиодных при частом включении/выключении резко снижается. А маломощная лампа накаливания, тем более в прихожей, где свет постоянно не горит, затрат на электричество заметно не увеличит.

Особый случай – кухня. Требования к освещению в ней изложены в предыдущей статье. Но абажур в кухне быстро пачкается, и копоть въедается крепко. Вспомним: яркий свет способствует конденсации и битуминизации паров органических соединений. Это и есть осаждение копоти; абажур же освещен ярче всего.

Простейший выход – одноразовый бумажный абажур. «Шишка», как на поз. 1 рис. ниже, даст как раз нужный в кухне характер освещения, но делать ее заново придется довольно часто. Лучше отформовать на подходящей оправке абажур из папье-маше, поз. 2. После лакировки акриловым лаком его можно аккуратно мыть тряпочкой с моющим для посуды, а выкрашенный кузнечной патиной, он будет похож на кованый ручной работы и уж никак не на какие-то там старые газеты.

А вот абажур на поз. 3 – соломинки для сока, приклеенные к бутылке – пример неудачного решения. Свет-то такой абажур даст для кухни идеальный (соломинки работают частично и как световоды), но запачкается быстро, не отчистишь как следует никак, а изделие трудоемкое. Пластиковые отражатели кухонных светильников местного освещения лучше делать из многоразовой пластиковой посуды, поз. 4, она довольно стойка, недорога и легко чистится. Чашки с ручками и блюдечками, конечно, дело дизайнерского решения, но вот пиалы без рисунка – то, что надо.

Как делать папье-маше?

Папье-маше материал полезный для многих целей, поэтому напомним технологию его приготовления и применения:

  • Старые газеты, или, лучше, самую дешевую непроклеенную писчую бумагу рвут на клочки примерно с ноготь большого пальца. Бумаги понадобится много!
  • Обрывками до верха заполняют подходящую посуду; скажем, литровую стеклянную банку.
  • В крутом кипятке разводят 1/3-1/5 по объему ПВА.
  • Пока раствор не остыл, заливают им бумажную массу.
  • Помешивают, пока бумага полностью не расползется на волокна.
  • По остывании папье-маше переливают в расходную посуду или сразу пускают в дело. Хранить бумажную пасту можно до 6 мес. в холодильнике в плотно закрытой посуде.
  • Готовят таким же образом следующую порцию.
  • Если бумажная паста сразу идет в дело, к облепленному участку оправки можно добавлять следующий, пока предыдущий еще влажный и мнется пальцами. Если долеплять по-сухому, изделие, высохнув, может распасться на «лепешки».
  • К лакировке, покраске и пр. заготовка готова после недельной сушки при температуре не ниже 22 градусов. Температура воздуха вокруг заготовки должна быть одинакова со всех сторон! Сушить на батарее, конвекторе, под прямыми солнечными лучами или инфракрасным излучателем нельзя!

Трубочки

Абажуры и плафоны из отрезков трубок делают чаще всего для ночников и светильников в спальне: вследствие круглого сечения в них всегда имеет место значительное преломление света, которое может быть весьма интимно-романтичным, но для постоянного и рабочего освещения в большинстве случаев нежелательно. Довольно пятнистый свет дают и абажуры из полупрозрачных трубок, см. рис; если же использовать отрезки тонкого прозрачного ПВХ шланга, то игра света получится очень красивой, но смотреть на нее долго и уж тем более читать или шить при таком свете не надо.

Бумага и другие волокнистые материалы свет преломляют мало, однако трубки из них сами по себе непрочны. Напр., абажур из газетных трубочек лучше делать на каркасе, см. ниже: как раз потому, что они легко мнутся, тонкие бумажные трубки отличный материал для плетения. Что до светотехнических свойств, то у бумаги, особенно чистой, они отличные.

Абажур на каркасе

Теперь приступим к абажурам, которые годятся куда угодно, в т.ч. и для настольной лампы, которую локтем могут спихнуть на пол. Кроме того, поставим условием, чтобы обшивку абажура можно было стирать, чистить, менять по желанию. Поэтому стеклянных или цельных жестких пластиковых абажуров не касаемся; их к тому же и дома самому делать нельзя. Т.е., займемся абажурами на каркасе с мягкой обшивкой.

О тканях для абажура

Декоративно-световой чехол абажура предпочтительно шить из ткани с ворсистыми нитями, т.е. натуральной. Вследствие дифракции на гладких нитях синтетики свет, проникающий сквозь такой абажур, может оказаться жестким. Выбрать ткань для абажура на-глаз несложно: сквозь образец, плавно его поворачивая, смотрят на какой-нибудь компактный яркий источник света; желательно светодиодный, т.к. он дает наиболее когерентный, т.е. упорядоченный, свет. Критерий выбора прост: чем меньше наблюдается под разными углами зрения муаровых полос, тем ткань лучше.

О восстановлении абажура

Каркас абажура довольно трудоемок и сложен технологически, поэтому для начала нужно осмотреться на хозяйстве: не завалялся ли где-либо абажур от старой лампы. Выправить его, починить и обновить абажур новым чехлом будет проще, чем делать каркас с нуля.

Обнаруженная «корзинка» может оказаться весьма вычурной формы, а для построения выкроек (см. ниже) понадобится в нескольких местах достаточно точно измерить ее диаметры. В таком случае выручит самодельный штангенциркуль из 3-х деревянных реек и пары чертежных угольников. Точности заводского штангеля он, конечно, не даст, но достижимой (+/–1 мм) для закроечно-швейных работ достаточно. А представление о возможностях такого инструмента дает рис.

Процедура измерения 2-ступенчатая: на губках в местах касания ими объекта делают отметки карандашом, а затем снимают размер между метками рулеткой. Чтобы подвижная губка скользила плавнее, и, соответственно, замер был точнее, под держащие ее резинки нужно подложить фторопластовую пленку. Для измерения малых диаметров губки переворачивают угольниками наружу.

Построение выкройки

Теперь снимаем необходимые диаметры: нижнего и верхнего обручей (D1 и D11 в поз. 1 на рис.), наибольшие и наименьшие на поясах (D2, D6, D10), в местах перегибов, т.е. там, где кривизна образующей меняет знак (D4, D8) и на изломах (D5). Прочие берем более-менее равномерно между обязательными.

Поперечники выкройки из 6-ти клиньев будут, с учетом затяжки ткани, равны половине измеренных диаметров (поз. 2). Если клиньев готового рукава предполагается больше или меньше, пропорционально меняют долю диаметра в соответствующем ему поперечнике выкройки. Но кроить и шить пока рано.

Там же на поз. 2 видно, что припуск на сшивку геометрически не полностью подобен шаблону. В узле I (излом внутрь) это еще полбеды: можно нашить рукавчик-кулису и затянуть шов шнуром. Если декор абажура предполагает рюши, оборки, фестоны и т.п., то, возможно, так и надо: мелкие складочки придутся к месту, а в изломе контура шнур не будет виден.

Однако на полке контура (узел II), как ни крути, но дать припуск так, чтобы шов не «уехал», никак не возможно. В высшей геометрии доказывается, почему, но нам в эти дебри лезть не надо: мы просто разрежем бумажный шаблон по «капризным» диаметрам на изломах и полках (поз. 3).

Пошив чехла

Теперь, как по нашим выкройкам сшить абажур? Сначала шьют отдельные части рукава; в данном случае низ, середину и верх. Затем к самому широкому поясу (низу) пришивают наибольшую по ширине прилежащую часть (здесь – середину). Далее таким же образом сшивают 2 следующие по ширине части и т.д. Суть в том, чтобы самый короткий поперечный шов (у нас Шов 2) сшивался последним. В данном образце после сшивки низа с серединой к ним пришивают верх. Завершается пошив чехла обрезкой излишков припусков, кроме нижнего и верхнего подворотов. Края обязательно подрубают.

Обтяжка каркаса

Следующая стадия – посадка чехла на каркас. Вот тут машинку можно отправить в чулан: работа это исключительно ручная. Поэтапно обтяжка каркаса абажура чехлом производится так:

  1. Чехол выворачивают (что шился он с изнанки, наверное, и так понятно) и надевают на каркас;
  2. Заворачивают внутрь и прошивают верхний отворот;
  3. Подтягивают и подравнивают ткань до первого перегиба (здесь – D8). Если в исходном образце тут не было обруча, его нужно заранее поставить, см. далее;
  4. Приметывают ткань к ребрам каркаса сверху вниз поочередно, и к обручу на перегибе;
  5. Повторяют пп. 3 и 4 до следующего перегиба (теперь D5), и так до нижнего обруча;
  6. Заворачивают и прошивают нижний отворот.

Каркас

Как устроен простейший каркас абажура настольной лампы или торшера, видно на поз. 1 рис. Подвесной для люстры отличается тем, что кольцо будет вверху, растяжки от него пойдут к верхнему обручу, и в кольце тогда необходимы дополнительные отверстия для крепления подвеса.

Кольцо вырезают из хорошо паяющегося и достаточно прочного листового металла (бронза, латунь, оцинкованная сталь толщиной 0,4-2 мм) или прочного пластика от 1 мм. Подойдет компьютерный диск, под патрон Е10 в нем нужно будет только просверлить отверстия под растяжки и крепления. Основные размеры кольца под патрон Е27 с креплением накидными фасонными гайками (поз. 3) даны на поз. 2. Но делать кольцо под крепление в зазор между корпусом и хомутом патрона с юбкой (поз. 4), недопустимо! Такие патроны крепятся только резьбовым штуцером в крышке!

Как крепятся к кольцу растяжки, показано на поз. 5: их заготовки сгибают крючком не до конца, вводят в крепежные отверстия и аккуратно дожимают пассатижами. Затем, если кольцо металлическое, пропаивают (см. ниже). Если пластиковое – фиксируют каплями суперклея или силиконового.

Сборка на пайке

Детали каркаса делают из пластичной стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм или велосипедных спиц. Последние намного прочнее, не ржавеют и не требуют покраски, но гнуть их нужно осторожно и паяются они хуже. Для пайки каркаса понадобится:

  • Паяльник не менее чем на 65 Вт (лучше 100-150 Вт).
  • 6% раствор ортофосфорной кислоты. Продается, для пайки, в радиомагазинах и строительных. Ортофосфорная кислота выпускается также как пищевая добавка E338 в виде игольчатых бесцветных гигроскопичных кристаллов.
  • Флюс-паста (гель для пайки), обязательно с бурой.
  • Тонкая, 0,15-0,35 мм, медная голая проволока. Можно взять жилки от электропровода.
  • Припой ПОС-30 или ПОС-40. Они тугоплавкие (поэтому и нужен мощный паяльник), но много прочнее ПОС-61 и др. легкоплавких.

Примечание: ортофосфорная кислота средней силы, высокотоксичных и/или едких паров не источает. Но все равно, при работе с ней нужно соблюдать меры предосторожности – надевать защитные очки и перчатки (пойдут бытовые латексные).

Ключевые процедуры сборки каркаса на пайке показаны на рис.

Поэтапно паяный стальной каркас собирается следующим образом:

  • Концы линейных заготовок держат 3-4 мин в кислоте (поз. 1), а затем прополаскивают в воде (поз. 2). Воды нужно не менее 1 л, и через 4-5 промывок ее надо менять.
  • Если пайка будет посередине или деталь гнутая, в кислоте замачивают чистую белую ветошь и оборачивают ею место пайки. Держат около полуминуты, затем ветошь прополаскивают в кислоте, снова оборачивают ею место пайки, и так пока общее время воздействия кислоты на металл не достигнет тех же 3-4 мин. После обработки кислотой деталь в таком случае промывают под струей воды 1-2 мин.
  • Не касаясь голыми пальцами обработанных мест, каркас полностью собирают без пропаивания: места паек встык туго, но не плотно, т.е. с промежутками между витками в 1,5-2 мм, обматывают медной проволокой, поз. 3 и 4, и наносят на каждый стык 2-3 капли флюс-пасты. Места паек на перекрестьях деталей обматывают 2-3 витками медной проволоки накрест и флюсуют 1-2 каплями.
  • Полусухим, т.е. без висящей капли припоя, жалом паяльника прогревают места паек, пока флюс не растечется по всем щелочкам, поз. 5. Греть до кипения флюса и появления паров не нужно. Также конечный результат будет лучше, если греть флюс отдельным паяльником с сухим бронзовым никелированным жалом.
  • Набирают каплю припоя, наносят на место пайки (поз. 6) и греют, пока он не затечет везде, как раньше флюс. Повисший внизу излишек припоя аккуратно снимают жалом паяльника. Накладывать нерасплавленный припой в виде гибкой проволоки нельзя, да тугоплавкие припои и выпускаются в основном прутками.

Ткань или шпагат?

Хорошими светотехническими свойствами обладают пропиленовый упаковочный шпагат и бумажные трубочки. Если абажур сделать плетеным из шпагата или из газетных трубочек, он даст ровный мягкий свет, и отпадают сложные раскроечно-швейные работы. Но в каркасе для плетеного абажура должно быть, во-первых, не менее 10-12 ребер, равномерно расположенных по окружности.

Примечание: если каркас простой формы, то несущими (стальными) в нем могут быть только 3-4 ребра. Остальные пусть будут хоть из соломы, их приклеивают к верхнему и нижнему обручам.

Во-вторых, чтобы получились ободки вверху и внизу, соотв. обучи либо делают сдвоенными по высоте, с промежутком в 2-3 см, либо прикрепляют к ним полоски тонкого металла или жесткого пластика той же ширины. Ободки нужны по декоративным соображениям: сплошной обматывают шпагатом или трубкой, а если ободок двойной, плетение можно пустить восьмеркой. Всю боковую поверхность заплетают, как корзину.

Абажур-витраж

Витражные абажуры формируют световой поток преимущественно преломлением, поэтому более подходят для гостиной.

витражные абажуры и плафоны

Фрагменты витража набирают из стразов, граненых или кабошонов. Собирается абажур-витраж на термостойкой оправке (напр. стальном ведре) . Но по сравнению с витражом для окна или двери здесь, поскольку соединения элементов не сплошные, а точечные, есть существенные различия:

  1. Припой используется только прочный тугоплавкий, тот же, что и для каркаса абажура, как и флюс с бурой.
  2. Обрамление стразов перед пайкой делают только из специальной медной фольги – фолии – шириной 3-15 мм, смотря по ширине ободка кристалла.
  3. Защитную пленку с фолии снимают непосредственно перед наложением ее на кристалл; касаться внешней (паяемой) поверхности фолии голыми руками нельзя!
  4. Также нельзя откладывать на завтра пайку обернутых фолией стразов: медь успеет окислиться, и соединения получатся непрочными.
  5. По завершении пайки и тщательной смывки остатков флюса (ветошью со спиртом; потом – дистиллированной водой) пайки омедняют, нанося кисточкой густо-синий раствор медного купороса.
  6. Остатки купороса смывают под струей воды. Тереть кисточкой или даже ватой нельзя, т.к. медная пленка на припое получается очень тонкой.

Небольшой сюрприз — о новогодних люстрах и абажурах

Скоро Новый Год, пора делать . И – новогоднюю люстру. Люстру? Да. Вспомните, как падает праздничное настроение, если в комнате с елкой включают верхний свет. Уж какое-никакое, но новогоднее освещение должно соответствовать духу праздника. Светотехнику отложим до дней серьезных, за несколько вечеров ничего от праздничного света с нами не случится. Делу, оно время, но и потехе час.

Обычно новогодняя люстра – прикрепленный к люстре в гостиной рождественский венок с вплетенными в него лампочками. Но заниматься электромонтажными работами на высоте в предпраздничной суматохе не надо бы и опытному электрику. И как быть, если елка в детской, где люстра бумажная? Тогда можно хотя бы накупить недорогих пластиковых заготовок для елочных шаров, гирлянду с бесцветными лампочками, насовать их в шары, и повесить такой ворох (слева на рис.) где удобнее.

Если дизайн «будничной» люстры подходящий, можно ввернуть в нее лампы-свечи и украсить теми же шарами или, к примеру, раскрашенными шишками, справа там же. А можно немного постараться и сделать своими руками новогоднюю люстру-жасмин, как на видео ниже. Новый Год есть Новый год, что ни говори.

Видео: абажур-жасмин на потолок своими руками

Когда возникает желание сменить обстановку в квартире и добавить ей немного оригинальности – начните с мелочей. Попробуйте сменить абажур, и вы удивитесь преображению своего семейного гнездышка.

А уж если удастся найти оригинальную, отличающуюся от аналогов модель, то перемены впечатлят не только вас, но и ваших гостей.

Правда, уникальные абажуры стоят приличных денег, ведь штучные работы именитых мастеров за копейки не приобретешь.

Но ведь никто не мешает вам самостоятельно создать свой неповторимый шедевр из дешевых, а порой даже бросовых материалов, который будет выглядеть намного лучше представленных в магазине образцов.

Все что вам понадобится это нехитрые материалы, чуток терпения и полет фантазии, а мы расскажем, как сделать абажур своими руками.

Материалы

Создать шедевр можно из всего, что у вас есть под рукой: ткань, бумага, нитки, шпагат, проволока, пластиковая бутылка, бисер или бусы.

В общем, годится абсолютно все, даже то, что вы обычно отправляете в мусорный пакет.

Не верите? Просто посмотрите фото абажура.

Каркас

Если у вас имеется каркас от старого абажура, то это просто замечательно.

Однако не стоит расстраиваться, если такового не обнаружилось, ведь вы можете создать каркас самостоятельно из обыкновенной проволоки.

Медная, алюминиевая, стальная – сгодится все, что вы сможете самостоятельно объединить в единую конструкцию.

Металлический каркас классического абажура состоит из трех колец и шести перемычек между ними. Маленькое колечко является держателем, который тремя перемычками соединяется с кольцом большего диаметра.

То же, в свою очередь, соединяется перемычками с последним кольцом. Разобраться с конструкцией вам помогут следующие фото.

Из ткани

Когда есть в наличии каркас для абажура, то самый простой способ создать свой шедевр – обернуть основу тканью. Для этого вам понадобятся:

  • бумага (газета);
  • ножницы;
  • ткань;
  • мел или карандаш;
  • нитки.

Оберните каркас газетой таким образом, чтобы сформировать из нее лекало. Затем полученную форму перенесите на ткань с помощью мела, добавив с каждой стороны по 1 см на шов.

Сделайте выкройку, обрубите края и сшейте боковые стороны, сформировав чехол на основу будущего абажура. Верхний и нижний края «чехла» загибаем таким образом, чтобы закрыть кольца каркаса и фиксируем швом.

Обратите внимание!

Вуаля, ваш абажур для торшера уже практически готов. Осталось добавить несколько изюминок на свой вкус, придав ему неповторимости.

Из ниток

Как сделать абажур, когда нет каркаса? Проще простого.

Возьмите воздушный шарик без рисунков, клей, нитки, маркер и начинайте творить.

Сначала нужно надуть шарик и отметить на нем верхнюю и нижнюю границы вашего будущего шедевра. Затем берете нитки и обматываете ими шар, стараясь не выступать за отмеченные контуры.

На каждый слой ниток наносите клей, разведенный с водой 1:1. Когда густота намотанной нити удовлетворит вас, зафиксируйте обрезанный краешек и подвесьте шарик сушиться. Через часа 3-4 нитки высохнут. Тогда прокалываете шарик и аккуратно отсоединяете его от стенок готового абажура.

Дополнительного шарма абажуру из ниток могут придать вплетенные между слоями ниток листья и лепестки цветов.

Обратите внимание!

Так же оригинально смотрится шар, украшенный сверкающими капельками бисера. В общем, смотрите и вдохновляйтесь.

Из бумаги

Обычные листы офисной бумаги, глянцевые журналы, дешевая газета, ненужная книга или обыкновенная тетрадка, бумажное полотенце или салфетка – это все будущие абажуры.

Неважно есть каркас или нет, главное чтобы были ножницы, клей и бумага. Тысяча и один вариант исполнения таких абажуров можно описать словами «отрежь и наклей».

Главное не забыть несколько простых правил:

  • бумажный абажур безопаснее всего использовать вместе с эконом лампочками, которые нагреваются значительно меньше ламп накаливания;
  • диаметр абажура для ламп должен быть большим, чтобы бумага излишне не нагревалась;
  • для светлого помещения можно делать абажур из плотной бумаги, но для темного необходима тонкая, хорошо пропускающая свет;
  • будьте осторожны с цветом. Например красная или желтая бумага добавит комнате тепла, зеленая и синяя – холода.

Ну вот собственно и все. Заряжайтесь новыми идеями, вооружайтесь подручными средствами и вперед, к легким переменам, несущим тепло и уют в ваш дом.

Обратите внимание!

Фото абажура своими руками